МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_06_Финансы-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
преподаватель, Быкова Т.Л.

Рецензент(ы):
д-р биол. наук, профессор, Дурникин Дмитрий Алексеевич

Рабочая программа дисциплины
Биология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Финансы Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат экономических наук, доцент Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений,
проведения простейших биологических
3) сформировать навыки экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий В практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: БД

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Не предусмотрено
3.2.Уметь:
3.2.1.Не предусмотрено
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого
1.1. Тема 1.1. Биология как наука. Общая характеристика жизни. Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Тема 1.2. Структурно - функциональная организация Лекции 1 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Практическое занятие 1 Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных средств. Особенности применения антибиотиков. Практические 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Практическое занятие 2 "Строение клетки (растение, животное, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)" Практические 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. тема 1.3. структурно-функциональные факторы наследственности. тема 1.4. обмен веществ и превращение энергии в клетке Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Практическое занятие 3 Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК Практические 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. тема 1.5. жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз Лекции 1 2 ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Практическое занятие 4 Контрольная работа: Молекулярный уровень организации живого Практические 1 2 ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Строение и функции организма
2.1. Тема 2.1. Строение организма. Тема 2.2 Формы размножения организмов Лекции 1 2 ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Тема 2.3. Онтогенез растений, животных и человека. Тема 2.4. Закономерности наследования Лекции 1 2 ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Практическое занятие 5 Решение задач на определение вероятности наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составлении генотипических схем скрещивания Практические 1 2 ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. тема 2.5. Сцепление наследственных признаков Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Практическое занятие 6 Решение задач на определение вероятности наследственных признаков при сцепленном наследовании, составлении генотипических схем скрещивания Практические 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Тема 2.6. Закономерности изменчивости Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Практическое занятие 7 Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания Практические 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Практическое занятие 8 Контрольная работа: Строение и функции организма Практические 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Теория эволюции
3.1. Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция Лекции 1 2 ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Тема 3.2. Микроэволюция - возникновение и развитие жизни на Земле Лекции 1 2 ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Тема 3.3. Происхождение человека - антропогенез Лекции 1 2 ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Экология
4.1. Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Тема 4.2. Популяция сообщетва, экосистемы Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Практическое занятие 9 Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии. Решение практико-ориентированных расчётных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составлением трофических цепей и пирамид биомассы и энергии Практические 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Практическое занятие 10 "Отходы производства" Практические 1 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Тема 4.5. Влияние социально - экологических факторов на здоровье человека Лекции 1 2 ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.8. Практическое занятие 11 "Умственная работоспособность" Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов Практические 1 2 ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.9. Практическое занятие 12 Контрольная работа: Теоретические аспекты экологии Практические 1 2 ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Биология в жизни
5.1. Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Практическое занятие 13 Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) Практические 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Практическое занятие 14 В том числе профессионально - ориентированное содержание практического занятия. Практические 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Тема 5.2. Биотехнологии и технические системы Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Практическое занятие 15 Развитие биотехнологий с применением технических систем (биоинженерия, биоинформатика, бионика) и их применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с применением технических систем (по группам) Практические 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.6. Практическое занятие 16, 17 Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) Практические 1 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.7. Промежуточная аттестация: Зачёт Практические 1 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
А1. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы? 1) рост 2) движение 3) ритмичность 4) раздражимость

А2. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии? 1) экспериментальный 2) сравнительно-исторический 3) микроскопия 4) метод наблюдения

А3. Наиболее крупная систематическая единица: 1) царство 2) отдел 3) класс 4) семейство

А4. Укажите пример биоценотического уровня организации жизни 1) ландыш майский 2) стая трески 3) нуклеиновая кислота 4) сосновый бор

А5. Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как

культурные растения вытесняются сорняками

он не может существовать без удобрений и ухода

он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами

усиливается конкуренция между культурными растениями.

А6. Какой объект отсутствует в приведённой ниже цепи питания? листовой опад - …… - ёж – лисица 1) крот 2) кузнечик 3) дождевой червь 4) плесневые грибы.

А7. Биологическая эволюция – это процесс 1) индивидуального развития организма 2) исторического развития органического мира 3) эмбрионального развития организма 4) создания новых сортов растений и пород животных

А8. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называют: 1) общей дегенерацией 2) ароморфозом 3) идиоадаптацией 4) биологическим прогрессом

А9. К движущим силам эволюции относят: 1) многообразие видов 2) борьбу за существование 3) видообразование 4) приспособленность

А10. Питекантроп и синантроп относятся к: 1) новым людям 2) древнейшим людям 3) древним людям 4) австралопитекам.

А11. На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы 1) Древнейших людей 2) Древних людей 3) Неандертальцев 4) Кроманьонцев

А12. Пред­став­ле­ния о клетке как о струк­тур­ной еди­ни­це жизни обоб­щи­ли 1) Ч. Дар­вин и Д. Уо­л­лес 2) Т. Мор­ган и Г. Фриз 3) Ф. Мюл­лер и Э. Гек­кель 4) М. Шлей­ден и Т. Шванн

А13. К прокариотным относят клетки 1) животных 2) бактерий 3) грибов 4) растений

А14. Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жит­ся в ядре клет­ки кожи, если в ядре опло­до­творённой яй­це­клет­ки че­ло­ве­ка со­дер­жит­ся 46 хро­мо­сом? а) 23 б) 46 в) 69 г) 92

А15. Все организмы состоят из клеток, сходных по строению и химическому составу. Это свидетельствует об их 1) эволюции 2) родстве 3) индивидуальном развитии 4) наследственности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачёта:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к дифференцированному зачёту»

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифференцированный зачёт «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение теста множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов (по 2-3 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент вписывает правильный вариант и получает баллы, либо отвечает не правильно и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов (сопоставить), при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 38 тестовых задания. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Пасечник, А. А. Каменский, А. М. Рубцов [и др.] Биология. 10 класс (базовый уровень): Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089928
Л1.2 В. В. Пасечник, А. А. Каменский, А. М. Рубцов [и др.] Биология. 11 класс (базовый уровень): Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089931
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ярыгин В.Н. и др. БИОЛОГИЯ 2-е изд. : Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Естествознание (Биология)" (преп.: Волгина Д.Д.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Offie:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:

1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Биология» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Система университетского обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой.
Подготовка к лекциям.
Подготовка к лекционному занятию включает выполнение всех видов заданий размещенных к каждой лекции (см. ниже после таблицы), т.е. задания выполняются еще до лекционного занятия по соответствующей теме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Тщательное продумывание и изучение вопросов практического занятия основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
При реализации учебной дисциплины (МДК, ПМ) «Биология» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в разработке проектов (презентационных).