МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальный туризм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_Туризм_ТРС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Биттер Н.В.

Рецензент(ы):
Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальный туризм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н.,доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н.,доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины овладение теорией и практикой исследования и методами анализа социального туризма, современного рынка туристских услуг, его структурой и особенностями; направлениями, перспективами и проблемами развития туристского рынка для социальных групп населения российского уровня; применяемыми в процессе туристской деятельности при планировании и организации в целях дальнейшего совершенствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен внедрять технологические инновации и современные информационные и коммуникативные технологии для обеспечения конкурентоспособности объектов сферы туризма
ПК-4.1 Знает ключевые технологические туристские новации
ПК-4.2 Умеет оценивать эффективность и обосновывать применение современных информационных и коммуникативных технологий для обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы туризма
ПК-4.3 Владеет навыками осуществления экспертизы проектов по внедрению современных информационных и коммуникативных технологий, выявления их достоинств и недостатков, разработкой плана внедрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает ключевые технологические туристские новации
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивает эффективность и обосновывает применение современных информационных и коммуникативных технологий для обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы туризма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен осуществлять экспертизу проектов по внедрению современных информационных и коммуникативных технологий, выявлять их достоинства и недостатки, разрабатывать план внедрения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Социальный туризм как часть внутреннего туризма. Роль и значение социального туризма для человека, общества, экономики, государства.
1.1. Анализ дефиниции "Социальный туризм" Подбор библиографического списка. Аннотация научной статьи Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Роль и значение социального туризма для человека, общества, экономики, государства. Понятие социального туризма как одного из видов туризма. Основные функции и цели социального туризма. Место социального туризма в политике государства. Тенденции развития социального туризма в Российской Федерации. Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Социальный туризм как часть внутреннего туризма. Роль и значение социального туризма для человека, общества, экономики, государства. Сам. работа 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теоретические основы формирования методологии исследования социального туризма
2.1. Теоретические основы формирования методологии исследования социального туризма Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Теоретические основы формирования методологии исследования социального туризма Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Теоретические основы формирования методологии исследования социального туризма Сам. работа 2 7 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Государственное управление социального туризма. Опыт организации социального отдыха: российский и зарубежный.
3.1. Исторический аспект развития социального туризма. Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Государственное управление социального туризма. Опыт организации социального отдыха: российский и зарубежный. Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Государственное управление социального туризма. Опыт организации социального отдыха: российский и зарубежный. Сам. работа 2 12 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Социальный туризм в России: состояние и перспективы Социальный туризм как объект управления: многоуровневая система.
4.1. Социальный туризм в России: современное состояние и перспективы развития. Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
4.2. Социальный туризм в России: состояние и перспективы Социальный туризм как объект управления: многоуровневая система. Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Социальный туризм в России: состояние и перспективы Социальный туризм как объект управления: многоуровневая система. Сам. работа 2 18 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Практическое исследование социального туризма в регионе (на примере Алтайского края).
5.1. Практическое исследование социального туризма в регионе (на примере Алтайского края). Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
5.2. Практическое исследование социального туризма в регионе (на примере Алтайского края). Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
5.3. Практическое исследование социального туризма в регионе (на примере Алтайского края). Сам. работа 2 18 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
5.4. Разработка механизма управления социальным туризмом (взаимодействие рыночного механизма и государства, самоорганизация). Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
5.5. Разработка механизма управления социальным туризмом (взаимодействие рыночного механизма и государства, самоорганизация). Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1
5.6. Разработка механизма управления социальным туризмом (взаимодействие рыночного механизма и государства, самоорганизация). Сам. работа 2 15 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9135

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен внедрять технологические инновации и современные информационные и коммуникативные технологии для обеспечения конкурентоспособности объектов сферы туризма
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
1. ФЗ РФ об основах туристской деятельности в РФ определяет туризм как:
а) туроператорскую и турагентскую деятельность по организации путешествий;
+б) временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране или месте временного пребывания;
в) временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания на срок от 24 часов до 1 года подряд.
2. Какое из нижеперечисленных положений не соответствует принципам государственного регулирования туристской деятельности:
а) содействие туристской деятельности;
+б) постепенный переход на полное государственное обеспечение туризма;
в) поддержка и защита российских туристов, туроператов, турагентов и их объединений.
3. Турист не имеет права:
а) на свободу передвижения и доступ к туристским услугам;
+б) на беспрепятственное и полное удовлетворение своих потребностей;
в) на личную безопасность, сохранность имущества и медицинскую помощь.
4. Какими временными параметрами пребывания вне постоянного местожительства ограничено понятие «турист»?
а) от 12 до 24 часов;
+б) от 24 часов до одного месяца;
в) от 24 часов до 1 года;
г) от 24 часов до нескольких лет.
5. Назовите основные потребности туристов во время путешествия:
а) потребности во впечатлениях, экскурсиях, встречах;
+б) потребности в проживании, питании, перемещении;
в) потребности в развлечениях, сувенирной продукции;
г) потребности в услугах предприятий сервиса, торговли.
6. Трансфер это:
+а) предоставление транспортных средств для обеспечения встречи — проводов туристов или туристских групп;
б) поездка за город;
в) индивидуальное путешествие на автомобиле.
7. Туристский продукт – это:
а) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
б) право на тур, предназначенное для реализации туристу;
+в) комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
8. Туристская индустрия представляет собой:
а) деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
+б) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков;
в) комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
9. В каком году была принята Хартия Туризма:
а) 1975;
б) 1990;
+в) 1985;
10. В каком году был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»?
а) 2007;
+б) 1996;
в) 1965.
11.Туроператор - это...
а) предприятие, организующее рекламу и продвижение туристического продукта;
б) реализатор туристического продукта;
+в) предприятие, занимающееся разработкой туристического продукта, комплектацией тура и обеспечивающее их функционирование.
12.Турист - это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания:
а) с занятием оплачиваемой в этом месте деятельностью;
+б) без занятия оплачиваемой в этом месте деятельностью;
в) с целью поиска работы и устройства на постоянное место жительства
13. Важнейшее потребительское свойство туристского продукта: умение дать почувствовать клиенту достоинства данного туристского предприятия, гостиницы, ресторана и т.д.:
+а) гостеприимство;
б) сервис;
в) имидж турфирмы
14. К типам туризма по классификации ЮНВТО не относится:
а) внутренний туризм;
б) въездной туризм;
+в) самодеятельный туризм;
г) выездной туризм;
15. Талассотератия — это вид туризма:
а) экстремального;
+б) лечебного;
в) горного.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. На бланке туристической путевки обычно указывают вид питания туриста. Выберите то
сокращение, которое в международной практике гостиничного обслуживания предполагает
оплату и предоставление туристу только завтрака — это
{ВВ}
2. Разновидность гостиниц с небольшим набором услуг, мини-отель, где сдаются койко-места с удобствами на этаже. Это вид мини-отелей, с многоместными номерами ориентирован на молодежь и клиентов, ищущих экономичное размещение
{хостел}
3. Сколько стадий имеет эволюция продукта согласно теории жизненного цикла продукта?
{ четыре}
4. Как именуется иностранный гость, который не ночует в стране пребывания, а
возвращается, например, на судно или поезд, на котором он прибыл в страну?
{ экскурсант }
5. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов
{турагент}
6. Туристическая поездка с использованием тран­спортного средства не только для перемещения, но и для временного проживания, питания и обслуживания
{круиз}
7. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта
{туристский продукт}
8. Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя
{детский туризм}
9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги
{туристский рынок}
10. Какой мореплаватель совершил первое известное кругосветное путешествие и открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий.
{Фернан Магеллан}
11. Центр туризма превращается в полностью загруженную часть индустрии туризма с отелями крупных транснациональных гостиничных цепей и франчайзинговыми предприятиями на стадии жизненного цикла продукта, называемой
{зрелостью}
12. Деятельность туристской фирмы, направленная на создание привлекательного и конкурентоспособного туристского продукта для массовой или индивидуальной реализации на рынке туристских услуг, называется:
{планированием туров}
13. Деятельность, направленная на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса для удовлетворения культурных и духовных потребностей иностранных туристов, — это:
{международный туризм}
14. Документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе туристской, и доступный широкому кругу потребителей, называется:
{стандарт}
15. Ситуация на рынке, при которой предложение соответствует спросу или опережает его, формирует:
{рынок покупателя}
16. Основной документ, определяющий взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой, возможность предъявления претензий к ней и удовлетворения их в судебном порядке, — это:
{договор на туристское обслуживание}
17. Предварительно намеченный путь туристского похода, путешествия, экскурсии (заранее спланированная трасса продвижения в течение определенного времени с целью предоставления туристу определенной программы услуг) называется:
{маршрут}
18. Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют:
{технологию туристского обслуживания}
19. Подтверждение специальным органом соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности имущества, защиты окружающей среды называется:
{обязательной сертификацией}
20. Согласно ФЗ 'Об основах туристской деятельности в РФ', реализация туристского продукта осуществляется на основании________
{договора}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов
1. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития
2. Состояние, проблемы и перспективы развития социального туризма в России
3. Актуальные аспекты развития социального туризма (практический опыт)
4. Управление системой «Сервис и туризм» на региональном уровне
5. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации
6. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России
7. Социальный туризм как форма поддержки населения в Алтайском крае
8. Правовые основы социального туризма в Российской Федерации
9. Социальный туризм в России и в Европе
10. О социальном туризме актуальные проблемы управления и экономики
11. Теоретико-методологические основы исследования социально-экономических систем в процессе трансформации

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 24.

1. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития
2. Состояние, проблемы и перспективы развития социального туризма в России
3. Социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального туризма Алтайском регионе
4. Актуальные аспекты развития социального туризма
5. Управление системой «Сервис и туризм» на региональном уровне
6. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации
7. Социальный туризм как форма поддержки населения в Алтайском регионе
8. Правовые основы социального туризма в Российской
9. Особенности услуг социального туризма в Алтайском регионе и пути их развития
10. Социальный туризм в системе социальной защиты населения
11. Социальный туризм в Европе
12. Понятие социального туризма и его ценность.
13. Задачи социального туризма.
14. Виды социального туризма
15. Типы социального туризма: внутренний, въездной, выездной.
16. Мотивы социального туризма.
17. Особенности организации социальных туров.
18. Изучение спроса на услуги для социальных туристов.
19. Требования к безопасности при планировании туров
20. Особенности организации средств размещения для социальных туристов.
21. Выбор вариантов питания для социальных туристов.
22. Особенности транспортного обслуживания социальных туристов.
23. Организация экскурсионных услуг для социальных туристов.
24. Организация развлекательных услуг для социальных туристов.
Приложения
Приложение 1.   Социальный туризм.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм : учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/491013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильенкова С. Д. , Кузнецов В. И. Социальный менеджмент: учебное пособие Москва: Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Социальный туризм модул portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основная
1. Методы научных исследований в туризме. Учебное пособие для вузов Барчуков И.С. Серия Высшее профессиональное образование/Academia, твердый переплет, 2008 [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»
2. Борисова, А.В. Методы научных исследований в туризме: текст лекций / А. В. Борисова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. — 68 с.
3. Донскова, Л. И. Статистика: теория и практика : учебное пособие / Донскова Л.И. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. – 213 с.
4. Блинов А.О. Управление изменениями: учебник для бакалавров / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. – Москва: «Дашков и К», 2014. – 304 с. - Доступ из ЭБС «Лань»

Дополнительная
1. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2001. — 496 с.
2. Исследование систем управления: учебное пособие Авторы: Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г. [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»
3. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. Модуль I: учебник Автор: Родионова Н.В. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»
4. Донскова Л.И. Рекреационный комплекс в условиях рынка: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.- 176 с.
5. Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. Изд-во Омск. 2014. – Доступ из ЭБС «Университетская библиотека online:
6. Рой, О.М. Исследования социально-экономических процессов / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2004.
7. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2007.
8. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2011.
9. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – Москва: Изд-во КОМ, 2006.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
2. Фонд «Общественное мнение». — http://www.fom.ru/
3. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). — http://www.wciom.ru/
4. Московский общественный научный фонд. — http://www.mpsf.org/index.htm.ru/
5. Центр независимых социологических исследований. — http://www.indepsocres.spb.ru/
6. Центр социологических исследований Министерства Высшего и профессионального образования. — http://www.informika.ru/windows/goscom/cinorgan/socio/first_pg.htm
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru/ –
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р. [Электронный ресурс]: URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
Электронные ресурсы
1. Анализ состояния соц туризма Социальный туризм в России: проблемы и возможности развития, Макатрова Надежда Сергеевна) Тезисы выступления директора Консалтинговой компании "Конкретика" Надежды Макатровой на научно-практической конференции "Туризм как средство активного долголетия" 26 мая 2010 г. в Москве. Конференция проводилась по инициативе Департамента социальной защиты населения города Москвы и ГУП "Московская социальная гарантия". http://www.concretica.ru/publications/single/article/8/246/,
2. Савельев К.С. Социальный туризм – путь развития России Депутат Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель подкомитета Госдумы по туризму http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/1999N11/p9-10.htm
3. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=701371
4. http://konesh.ru/specifika-v-rabote-po-organizacii-i-provedeniyu-socialenih.html

а. Периодические издания
Научные публикации
1. Андреева, Е.Б. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития / Е.Б. Андреева // Вестник Саратовского государственного технического университета, 2006. - №2 (13). - Вып 2. - С.120-125.
2. Алексеева Е.В., Тарасов А.Е. Состояние, проблемы и перспективы развития социального туризма в России // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. №11. С. 149-151
3. Блаженкова Н.М., Гайсина А.Р. Социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального туризма Республики Башкортостан // E-lebrary
4. Донскова Л. И., Фельк К. Актуальные аспекты развития социального туризма (практический опыт) // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2014): XVΙ Международная научно-практическая конференция : сборник статей / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2014. – С. 164 – 168
5. Донскова, Л.И. Управление системой «Сервис и туризм» на региональном уровне / Л.И. Донскова, А.С. Книга // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (СТК-2002): материалы 3-й Междунар. конф. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. – С. 14–23 (авт. 0,3 п.л.).
6. Кабиров И.С., Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // «Актуальные проблемы экономики и права». 2013. №1. Экономика С. 79-83
7. Котелкин, В.И. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России / В.И. Котелкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5.- 2005. - Вып. 2. - С.44-47.
8. Коваленко В.В. Государственное регулирование туристской деятельности: ретроспективный анализ // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2. С. 68-75
9. Луковцева А.К. Основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях // Экономика и управление. 2010. № 12 (62). С. 137-142.
Мальцева А.А., Теличева Е.Г., Социальный туризм как форма поддержки населения в Хабаровском крае на примере города Хабаровска // «Ученые заметки ТОГУ» 2014. Том 5. №1. С. 199-204. http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_28.pdf
11. Михайлов В.А. Правовые основы социального туризма в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. Изд-о: Научно-производственная компания «РОСТ» (Санкт-Петербург). 2008. N 4 (28) С. 546-548
12. Наркулова Д.З. Особенности услуг социального туризма в Узбекистане и пути их развития // Наука и современность. 2011. №12-3. С. 211-215
13. Путрик Ю.С. Социальная политика государства и ее реализация в области туризма в период 1992–2013 гг. // Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. 2013. №2. С. 97-106.
14. Соколова Н.А. Социальный туризм в системе социальной защиты населения // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 3 (12). С. 99–106.
15. Трофимов Е.Н. Социальный туризм в России и в Европе // Вестник РМАт 2014. № 3. С. 3-10.
16. Шешегова Е.В. О социальном туризме актуальные проблемы управления и экономики // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] / Отв. ред. М.В. Кочетков / Красноярский институт экономики – филиал ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский академический университет». – Красноярск, 2016. – С. 87-92
Пособия для студентов, используемые при изучении дисциплины:
1. Донскова Л.И. Управление персоналом в туризме «Менеджмент в СКСиТ»: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. (УМО)
2. Донскова Л.И. Рекреационный комплекс в условиях рынка: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.- 176 с. (УМО)
3. Донскова, Л.И. Сервис как социальный феномен: концепция и технологии управления: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – 250 с. (авт. 13 п.л.).
4. Донскова, Л.И. Управление сервисной деятельностью в современных условиях: теория и практика: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 184 с. (авт. 10,4 п.л.).
5. Донскова, Л. И. Финансовый менеджмент в туризме: теория и практика: учебное пособие / Л. И. Донскова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2011. – 171 с.
6. Донскова, Л.И. Методология исследования сервиса: системный анализ»: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013 г. – 220 с.