МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 137
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16,5 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 16 16
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 82 82 55 55 137 137
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Корчагина И.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н, доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели изучения учебной дисциплины «Конституционное право» – овладение знаниями в области права, регулирующего деятельность государства; формирование в сознании доминанты верховенства права и незыблемости законов, формирование соответствующих компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ОПК-6 Способен участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов
ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает основные закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-6.1. Знает иерархию источников права, приемы и методы подготовки проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов.
ПК-1.1. Знает виды и особенности нормативных правовых актов в профессиональной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет выявлять составные элементы и особенности основных
закономерностей формирования, функционирования и развития права.
ОПК-6.2. Умеет составлять проекты нормативных правовых актов и иных
юридических документов.
ПК-1.2. Умеет выявлять пробелы и коллизии действующего законодательства и определяет способы их преодоления и устранения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет навыками аргументации собственной позиции при решении профессиональных задач на основе проведенного анализа.
ОПК-6.3. Владеет навыками выявления юридико-технических недостатков
проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов и
определения путей их устранения.
ПК-1.3. Владеет приемами подготовки нормативных правовых актов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционное право России как отрасль права
1.1. Конституционное право России как отрасль права Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Конституционное право России как отрасль права Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Конституционное право России как отрасль права Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина
2.1. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.2. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.3. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Теоретические основы конституционализма
3.1. Теоретические основы конституционализма Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.2. Теоретические основы конституционализма Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.3. Теоретические основы конституционализма Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Конституция Российской Федерации
4.1. Конституция Российской Федерации Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.2. Конституция Российской Федерации Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.3. Конституция Российской Федерации Сам. работа 1 12 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Основы конституционного строя Российской Федерации
5.1. Основы конституционного строя Российской Федерации Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
5.2. Основы конституционного строя Российской Федерации Сам. работа 1 12 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Основы правового статуса личности как правовой институт
6.1. Основы правового статуса личности как правовой институт. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.2. Основы правового статуса личности как правовой институт. Сам. работа 1 12 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 7. Гражданство РФ
7.1. Гражданство РФ Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
7.2. Гражданство РФ Сам. работа 1 12 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 8. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
8.1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
8.2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Рос-сийской Федерации Сам. работа 1 14 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 9. Теоретические вопросы государственного устройства Российской Федерации
9.1. Теоретические вопросы государственного устройства Российской Федерации Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
9.2. Теоретические вопросы государственного устройства Российской Федерации Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 10. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
10.1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
10.2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
10.3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 11. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации
11.1. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
11.2. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
11.3. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 12. Референдум в Российской Федерации
12.1. Референдум в Российской Федерации Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
12.2. Референдум в Российской Федерации Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 13. Конституционная система органов государства в Россий-ской Федерации
13.1. Конституционная система органов государства в Россий-ской Федерации Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
13.2. Конституционная система органов государства в Российской Федерации Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
13.3. Конституционная система органов государства в Российской Федерации Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 14. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
14.1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
14.2. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
14.3. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации Сам. работа 2 5 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 15. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания – парламента Российской Федерации
15.1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания – парламента Российской Федерации Практические 2 6 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
15.2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания – парламента Российской Федерации Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 16. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
16.1. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 17. Конституционно-правовые основы системы государствен-ной власти субъектов РФ
17.1. Конституционно-правовые основы системы государствен-ной власти субъектов РФ Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 18. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ
18.1. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 19. Конституционные основы местного самоуправления в Рос-сийской Федерации
19.1. Конституционные основы местного самоуправления в Рос-сийской Федерации Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 20. Экзамен
20.1. Экзамен Экзамен 2 27 ОПК-1, ОПК-6, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Правительство РФ имеет право издавать:
1. постановления и распоряжения;
2. постановления и указы;
3. распоряжения и протоколы.

Ответ: постановления и распоряжения;

2 - Тест. Правом толкования Конституции РФ обладает:
1. Конституционный Суд РФ;
2. Президент РФ и Правительство РФ;
3. Федеральное Собрание РФ.

Ответ: Конституционный Суд РФ;

3. Что входит в предмет конституционного права РФ?
1. Общественные отношения, связанные с конституционным строем и устройством государства, правовым статусом личности, организацией и деятельностью органов государства и местного самоуправления;
2. Общественные отношения, возникающие по поводу приобретения гражданства РФ, трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ и несения ими уголовной ответственности в случае совершения преступлений;
3. Общественный отношения в области экономики с участием госкорпораций, их взаимодействия с иностранными компаниями и заключения международных соглашений в различных сферах сотрудничества.

Ответ: Общественные отношения, связанные с конституционным строем и устройством государства, правовым статусом личности, организацией и деятельностью органов государства и местного самоуправления;

4. Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 97 Конституции РФ, согласно которой депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участия в выборах, является:
1. нормой конкретного (непосредственного) действия;
2. нормой-принципом;
3. нормой-целью.

Ответ: нормой конкретного (непосредственного) действия;

5. По характеру содержащихся предписаний конституционно-правовые нормы можно разделить на:
1. управомочивающие, обязывающие и запрещающие;
2. императивные и диспозитивные;
3. постоянные и временные.

Ответ: управомочивающие, обязывающие и запрещающие;

6. Какое утверждение неверно?
1. Конституция обладает такой же юридической силой, как и любой закон в РФ.
2. Для принятия конституционных поправок используется особый порядок.
3. Конституция РФ закрепляет основы всех иных отраслей права.

Ответ: Конституция обладает такой же юридической силой, как и любой закон в РФ.

7. Устои и важнейшие принципы, целью которых является обеспечение конституционного характера государства – это:
1. основы конституционного строя;
2. верховенство Конституции РФ над другими законами;
3. содержание конституционно-правовых отношений.

Ответ: основы конституционного строя;

8. Что, согласно Конституции РФ, является высшей ценностью?
1. Человек, его права и свободы;
2. Целостность и неприкосновенность территории РФ;
3. Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ.

Ответ: Человек, его права и свободы;

9. Что понимается под государственным суверенитетом?
1. Выраженные в праве независимость, автономность и признание верховенства государственной власти, а также возможность реализовывать внешнюю и внутреннюю политику государства по своему усмотрению;
2. Закрепленные в Конституции РФ: отсутствие официальной религии государства, отделение от него религиозных организаций и их равноправие перед законом;
3. Деление государственной власти РФ на законодательную, исполнительную и судебную, что обеспечивает демократический режим правления.

Ответ: Выраженные в праве независимость, автономность и признание верховенства государственной власти, а также возможность реализовывать внешнюю и внутреннюю политику государства по своему усмотрению;

10. Конституционная правоспособность – это:
1. признаваемая, неотчуждаемая и гарантируемая способность каждого человека иметь с рождения права, свободы и выполнять обязанности в соответствие с общепризнанными началами и правовыми нормами международного и национального законодательства;
2. закрепленное Конституцией РФ право гражданина избираться и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;
3. предусмотренный Главой 9 Конституции РФ особый порядок принятия поправок и пересмотра ее положений.

Ответ: признаваемая, неотчуждаемая и гарантируемая способность каждого человека иметь с рождения права, свободы и выполнять обязанности в соответствие с общепризнанными началами и правовыми нормами международного и национального законодательства;


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. _____________________ это основной закон государства, определяющий его устройство, формирование органов власти, определяет и закрепляет права человека и т.п.

Ответ: Конституция

2. Обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ имеет право __________________

Ответ: Президент

3. Устойчивая правовая связь человека и российского государства это ____________

Ответ: Гражданство

4. Процедура прямого участия народа в принятии решений по важнейшим вопросам государственной жизни называется ______________

Ответ: Референдумом

5. Права человека, принадлежащие ему от рождения, называются _____________

Ответ: Естественными

6. Высший орган исполнительной власти в РФ — это ___________

Ответ: Правительство

7. В соответствии с Конституцией РФ правосудие осуществляется_____________

Ответ: Судами

8. Государственные пенсии и пособия в РФ устанавливаются______________

Ответ: Законом

9. В соответствии с Конституцией РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является________________

Ответ: Народ

10. Среди субъектов РФ ______ республик(а)

Ответ: 21

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Устойчивой правовой связью лица с государством, которая выражена в их совокупных правах и обязанностях, называют:
1. гражданство;
2. юридическую ответственность;
3. конституционные гарантии.

Ответ: гражданство;

2. Право на защиту своей чести и доброго имени относится:
1. к личным правам и свободам;
2. к политическим правам;
3. к социальным правам.

Ответ: к личным правам и свободам;

3. По территориально-политическому устройству все государства делятся на:
1. унитарные, федеративные и конфедерации;
2. монархии, республики и теократии;
3. тоталитарные, авторитарные и демократические.

Ответ: унитарные, федеративные и конфедерации;

4. Если Указ Президента РФ противоречит Конституции РФ, будут действовать нормы:
1. Конституции РФ;
2. Указа Президента РФ;
3. На усмотрение правоприменительного органа.

Ответ: Конституции РФ;

5. Сколько судей входят в состав Конституционного Суда РФ?
1. 19;
2. 20;
3. 17.

Ответ: 19;

6. Решение вопроса о доверии Правительству РФ относится к ведению:
1. Государственной Думы;
2. Совета Федерации;
3. Президента РФ.

Ответ: Государственной Думы;

7. Если избранным становится кандидат, который получил простое большинство голосов, т. е. больше, чем его конкуренты по отдельности, то это:
1. мажоритарная система относительного большинства;
2. мажоритарная система квалифицированного большинства;
3. мажоритарная система абсолютного большинства.

Ответ: мажоритарная система относительного большинства;

8. Территориальная единица, созданная для организации проведения голосования и подсчета голосов – это:
1. избирательный участок;
2. избирательный округ;
3. избирательная комиссия.

Ответ: избирательный участок;

9. Как называется вступительная часть Конституции РФ?
1. Преамбула;
2. Введение;
3. Вступление.

Ответ: Преамбула;

10. Кому или чему, согласно Конституции РФ, подчиняются судьи?
1. Конституции РФ и федеральному закону;
2. Президенту РФ и его указам;
3. Правительству РФ.

Ответ: Конституции РФ и федеральному закону;

11. Какое из утверждений неверно?
1. Референдум не является формой реализации местного самоуправления;
2. Население само определяет структуру органов местной власти;
3. Местные органы власти вправе самостоятельно формировать местный бюджет.

Ответ: Референдум не является формой реализации местного самоуправления;

12. Кем утверждается военная доктрина РФ?
1. Президентом РФ;
2. Правительством РФ;
3. Федеральным Собранием РФ.

Ответ: Президентом РФ;

13. За какие категории преступлений в качестве исключительной меры наказания может устанавливаться смертная казнь?
1. За особо тяжкие преступления против жизни;
2. За тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья;
3. За особо тяжкие преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

Ответ: За особо тяжкие преступления против жизни;

14. Что гарантируется каждому Конституцией РФ?
1. Оплачиваемый ежегодный отпуск;
2. Ежеквартальная премия по результатам работы;
3. Бесплатное высшее образование при окончании средней школы.

Ответ: Оплачиваемый ежегодный отпуск;

15. Какое из указанных утверждений верно, исходя из прямого толкования норм Конституции РФ?
1. Вид и характер республиканской формы правления в России Конституцией РФ не определены;
2. Россия – президентская республика;
3. России – парламентская республика.

Ответ: Вид и характер республиканской формы правления в России Конституцией РФ не определены;
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Каким конституционным принципом необходимо руководствоваться в случае противоречия интересов государства и человека?
Ответ: Приоритет прав и свобод человека

Вопрос 2. Какие законы не должны издаваться в Российской Федерации, согласно ч.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации?
Ответ: Отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина

Вопрос 3. Какими категориями, согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием?
Ответ: Права и свободы человека и гражданина

Вопрос 4. Как законодательно в Российской Федерации регулируется вопрос об эвтаназии?
Ответ: Эвтаназия запрещена

Вопрос 5. Какое лицо признается иностранным гражданином?
Ответ: не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства

Вопрос 6. Каким образом гражданина РФ подтверждает свое место жительства?
Ответ: Регистрацией

Вопрос 7. Какого возраста должен достигнуть гражданин Российской Федерации, чтобы получить право поступить на гражданскую службу?
Ответ: 18 лет

Вопрос 8. Каков предельный возраст пребывания на гражданской службе?
Ответ: 65 лет

Вопрос 9. С какого возраста гражданину РФ становится доступно активное избирательное право?
Ответ: 18 лет

Вопрос 10. Кто принимает решение об ограничении родительских прав?
Ответ: Суд

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие субъекты РФ имеют свою конституцию и законодательство?
1. Только республики;
2. Республики и автономные округа;
3. Республики, автономные округа и автономные области.

Ответ: Только республики

2. Создание каких условий является целью политики социального государства?
1. Которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека;
2. Которые направлены на эффективное расходование бюджетных средств на социальную сферу;
3. Которые создают предпосылки для экономического роста государства.

Ответ: Которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека;

3. Какое условие называет Конституция РФ для возможности применить закон?
1. Официальное опубликование закона для всеобщего сведения;
2. Принятие его квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы;
3. Факт подписания закона Президентом РФ.

Ответ: Официальное опубликование закона для всеобщего сведения;

4. Кем образуется счетная Палата РФ?
1. Советом Федерации и Государственной Думой;
2. Президентом РФ;
3. Правительством РФ.

Ответ: Советом Федерации и Государственной Думой;

5. Что из перечисленного относится к ведению Совета Федерации?
1. Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
2. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;
3. Объявление амнистии.

Ответ: Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

6. Источники конституционного права
1. действующие в настоящий момент нормативные правовые акты (конституционно-правовой обычай, акты органов судебного конституционного (уставного) контроля, нормативно-правовой акт, нормативный договор)
2. исключительно Конституция РФ и решения Конституционного суда.
3. Референдумы, выборы, непосредственное волеизъявление народа

Ответ: действующие в настоящий момент нормативные правовые акты (конституционно-правовой обычай, акты органов судебного конституционного (уставного) контроля, нормативно-правовой акт, нормативный договор)

7. Предметом конституционного права является:
1. фундаментальные правовые отношения, которые определяют основы конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства, связь личности, общества и государства, а также относящиеся к сфере организации государственной и местной властей;
2. Основной Закон государства – Конституция Российской Федерации, ее действие и практика применения;
3. общественные, политические и экономические отношения между Российской Федерацией и другими государствами.

Ответ: фундаментальные правовые отношения, которые определяют основы конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства, связь личности, общества и государства, а также относящиеся к сфере организации государственной и местной властей;

8. Конституционное право РФ как отрасль – это:
1. система норм права, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет конституционного права;
2. право уполномоченных законом субъектов вносить поправки в Конституцию РФ;
3. комплекс упорядоченных норм, которые регламентируют общественные отношения в сфере реализации государственной федеральной власти и ее взаимоотношений с региональной и муниципальной.

Ответ: система норм права, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет конституционного права;

9. Всенародное голосование называется:
1. референдумом;
2. манифестом;
3. митингом.

Ответ: референдумом;

10. Каково второе название конституционного права?
1. Государственное право;
2. Административное право;
3. Гражданское право.

Ответ: Государственное право;

11. Основным конституционным правом человека является право:
1. на жизнь;
2. на объединение;
3. на свободу слова.

Ответ: на жизнь;

12. К источникам конституционного права относится:
1. нормативный правовой акт;
2. практика системы арбитражных судов;
3. научная доктрина.

Ответ: нормативный правовой акт;

13. Объявление амнистии относится к компетенции:
1. Государственной Думы РФ;
2. Правительства РФ;
3. Президента РФ.

Ответ: Государственной Думы РФ;

14. Конституционный Суд имеет право:
1. толковать Основной Закон государства;
2. осуществлять помилование и объявлять амнистию;
3. вносить поправки в Конституцию РФ.

Ответ: толковать Основной Закон государства;

40. Субъектом конституционного права РФ не является:
1. административно-территориальная единица другого государства;
2. субъект РФ;
3. лицо без гражданство, проживающее на территории РФ.

Ответ: административно-территориальная единица другого государства;

15. Отношения, регулируемые конституционным правом:
1. составляют его предмет;
2. являются его источниками;
3. служат его функциями.

Ответ: составляют его предмет;

16. Действия граждан или их объединений, состоящие в подготовке и распространению сведений, имеющих целью побудить избирателей проголосовать тем или иным образом, – это:
1. предвыборная агитация;
2. представительная демократия;
3. законодательная инициатива.

Ответ: предвыборная агитация;

17. Организованное публичное выражение мнения группы граждан, которые во время движения несут плакаты или транспаранты, называется:
1. демонстрацией;
2. пикетом;
3. забастовкой.

Ответ: демонстрацией;

18. Высшим коллегиальным органом исполнительной власти в РФ является:
1. Правительство;
2. Совет Федерации;
3. Администрация Президента.

Ответ: Правительство;

19. Какой государственный орган призван осуществлять надзор за исполнением принятых на территории РФ законов?
1. Прокуратура РФ;
2. Министерство внутренних дел РФ;
3. Верховный Суд РФ.

Ответ: Прокуратура РФ;

20. Какой документ выдается иностранному гражданину с целью подтверждения его права на проживание на территории России и беспрепятственный въезд/выезд из нее?
1. Вид на жительство;
2. Разрешение на работу;
3. Паспорт гражданина РФ.

Ответ: Вид на жительство;

21. Как называется специальный правовой режим, который вводится на территории страны при наличии внешней угрозы или агрессии?
1. Военное положение;
2. Тоталитарный режим;
3. Чрезвычайное положение.

Ответ: Военное положение;

22. Лицо, которое кроме гражданства России имеет подданство/гражданство другого государства, называется:
1. бипатридом;
2. апатридом;
3. иностранным гражданином.

Ответ: бипатридом;

23. Какой из указанных документов обладает высшей юридической силой?
1. нормативно-правовой акт;
2. гражданский договор;
3. Постановление Правительства РФ.

Ответ: нормативно-правовой акт;

24. Какой этап законодательного процесса является первым?
1. Законодательная инициатива;
2. Рассмотрение в первом чтении;
3. Внесение поправок.

Ответ: Законодательная инициатива;

25. Связь государства и гражданина, обусловливающая наличие между ними обоюдных прав и обязанностей, называется:
1. гражданством;
2. подданством;
3. демократией.

Ответ: гражданством;

26. Какое количество субъектов входит в состав России в настоящее время?
1. 85;
2. 89;
3. 87.

Ответ: 85;

27. Каким статусом субъекта РФ обладает Саха (Якутия)?
1. Республика;
2. Автономная область;
3. Город федерального значения.

Ответ: Республика;

28. Государственный аппарат является частью:
1. механизма государства;
2. Администрации Президента РФ;
3. правового статуса субъекта конституционного права.

Ответ: механизма государства;

29. Кем может заполняться избирательный бюллетень?
1. Только самим избирателем;
2. Членом избирательной комиссии;
3. Кандидатом на выборную должность.

Ответ: Только самим избирателем;

30. Фальсификация итогов референдума – это нарушение закона, за которое предусмотрена:
1. уголовная ответственность;
2. административная ответственность;
3. гражданско-правовая ответственность.

Ответ: уголовная ответственность;

31. Минимальный возраст гражданина для того, чтобы он прошел регистрацию в качестве кандидата на пост Президента РФ, составляет:
1. 35 лет;
2. 30 лет;
3. 40 лет.

Ответ: 35 лет;


32. Какое право, согласно Конституции РСФСР 1937 года, НЕ предоставлялось гражданам?
- Право на образование
- Право на материальное обеспечение в случае потери трудоспособности
- Право на отдых
- Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности
Ответ: Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности

33. В Российской Федерации могут издаваться законы, которые…
… изменяют содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина
… отменяют права и свободы человека и гражданина
… умаляют права и свободы человека и гражданина
… ограничивают права и свободы человека и гражданина
Ответ: … ограничивают права и свободы человека и гражданина

34. Под умалением прав и свобод понимается:
- Незаконное ограничение прав и свобод
- Законное ограничение прав и свобод, то есть уменьшение их объема
- Упразднение прав и свобод
- Передача их регулирования на нижестоящий уровень публичной власти
Ответ: Незаконное ограничение прав и свобод

35. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы принадлежат каждому:
- От рождения
- По достижении 18 лет
- После получения гражданства РФ
- С момента зачатия
Ответ: От рождения

36. Защита прав и свобод означает:
- Закрепление всего объема прав и свобод
- Функционирование всех ветвей власти с целью содействия в практическом осуществлении принадлежащих индивиду прав и свобод
- Установление обязанности государства обеспечивать воздержание от нарушения закрепленных прав и свобод
- Деятельность, которая направлена на восстановление нарушенных прав или недопущение такого нарушения
Ответ: Деятельность, которая направлена на восстановление нарушенных прав или недопущение такого нарушения

37. Признание прав и свобод означает:
- Закрепление всего объема прав и свобод
- Установление обязанности государства обеспечивать воздержание от нарушения закрепленных прав и свобод
- Функционирование всех ветвей власти с целью содействия в практическом осуществлении принадлежащих индивиду прав и свобод
- Деятельность, которая направлена на восстановление нарушенных прав или недопущение такого нарушения
Ответ: Закрепление всего объема прав и свобод

38. Под правовым статусом личности принято понимать:
- юридически закрепленное положение индивида в обществе, которым он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
- юридически закрепленное положение индивида в государственном аппарате, которым он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
- юридически закрепленное положение индивида в обществе, которым он наделяется как объект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
- юридически закрепленное положение индивида в обществе, которым он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации правоохранительных норм.
Ответ: юридически закрепленное положение индивида в обществе, которым он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

39. Гарантии конституционных прав и свобод личности представляют собой:
- совокупность способов и средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина.
- совокупность способов и средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту систему органов государственной власти.
- совокупность способов и средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту правового статуса личности.
-совокупность способов и средств, обеспечивающих закрепление, использование и контролирование прав и свобод человека и гражданина.
Ответ: совокупность способов и средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина.

40. Под принципами правового статуса личности понимаются:
- исходные, руководящие начала, отражающие сущностные характеристики статуса личности и пронизывающие все российское законодательство.
- исходные, руководящие начала, закрепляющие конституционные характеристики статуса личности и пронизывающие все российское законодательство.
- исходные, руководящие начала, отражающие гражданские характеристики статуса личности и пронизывающие все конституционное законодательство.
- дополняющие и развивающие начала, уточняющие сущностные характеристики статуса личности и пронизывающие все российское законодательство.
Ответ: исходные, руководящие начала, отражающие сущностные характеристики статуса личности и пронизывающие все российское законодательство.

41. В каких целях не могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина?
- защиты основ конституционного строя
- защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц
- обеспечения обороны страны и безопасности государства
- обеспечения соотношения полномочий государственных органов
Ответ: обеспечения соотношения полномочий государственных органов

42. В какой Конституции России впервые появилось право на жизнь?
- Конституции РСФСР 1925 г.
- Конституции РСФСР 1937 г.
- Конституции РСФСР 1978 г.
- Конституции РФ 1993 г.
Ответ: Конституции РСФСР 1978 г.

43. Как на законодательном уровне решен вопрос эвтаназии в России?
- Эвтаназия запрещена
- Эвтаназия разрешена
- Эвтаназия разрешена, но только в отношении тяжелобольных пациентов
- Эвтаназия разрешена, но совершается только после вынесения судебного решения
Ответ: Эвтаназия запрещена

44. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более…
- 48 часов
- 24 часов
- 36 часов
- 10 часов
Ответ: 48 часов

45. Ограничение прав и свобод устанавливается:
- Федеральным законом
- Указом Президента РФ
- Постановлением Правительства РФ
- Решением Конституционного Суда РФ
Ответ: Федеральным законом

46. Какое правомочие может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения?
- Свобода совести и вероисповедования
- Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности
- Право на социальное обеспечение по возрасту
- Право на жизнь
Ответ: Право на социальное обеспечение по возрасту
47. Как называется специальный правовой режим, который вводится на территории страны при наличии внешней угрозы или агрессии?
1. Военное положение;
2. Тоталитарный режим;
3. Чрезвычайное положение.

Ответ: Военное положение;

48. Лицо, которое кроме гражданства России имеет подданство/гражданство другого государства, называется:
1. бипатридом;
2. апатридом;
3. иностранным гражданином.

Ответ: бипатридом;

49. Какой из указанных документов обладает высшей юридической силой?
1. нормативно-правовой акт;
2. гражданский договор;
3. Постановление Правительства РФ.

Ответ: нормативно-правовой акт;

50. Какой этап законодательного процесса является первым?
1. Законодательная инициатива;
2. Рассмотрение в первом чтении;
3. Внесение поправок.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В какой срок по общему правилу письменное обращение гражданина?
Ответ: 30 дней
Вопрос 2. С какого возраста гражданину становится доступно пассивное избирательное право на выборах депутатов Государственной Думы?
Ответ: 21 года

Вопрос 3. В какой срок гражданин РФ обязан подать заявление о регистрации при изменении места жительства?
Ответ: 7 дней

Вопрос 4. Как называются права человека, принадлежащие ему от рождения?
Ответ: Естественные

Вопрос 5. Как называется принцип, учитываемый при написании нормы права, в соответствии с которым государство, предоставляя гражданам права и свободы, одновременно принимает на себя целый ряд обязательств перед гражданами?
Ответ: Принцип единства прав и обязанностей

Вопрос 6. Какой уровень образования, согласно Конституции РФ, является обязательным?
Ответ: Основное общее образование

Вопрос 7. Какие субъекты обязаны обеспечивать получение детьми основного общего образования?
Ответ: Родители или лица, их заменяющие

Вопрос 8. Кто является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина?
Ответ: Президент РФ

Вопрос 9. Кто имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию?
Ответ: Гражданин РФ

Вопрос 10. Какая экономическая деятельность не допускается Конституцией РФ?
Ответ: направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.





























5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Понятие и предмет конституционного права России.
2. Место конституционного права в системе права РФ. Тенденции его
развития на современном этапе.
3. Методы конституционного права России.
4. Система конституционного права России.
5. Конституционно-правовые нормы: понятие и виды.
6. Конституционно-правовые институты: понятие, специфика.
7. Конституционно-правовые отношения: понятие, объекты, виды,
основания возникновения, изменения и прекращения.
8. Источники конституционного права Российской Федерации: общая характеристика.
9. Понятие, предмет и система науки конституционного права России. Место науки конституционного права среди других наук.
10.Понятие и юридические свойства конституции.
11.Сущность конституции.
12.Функции конституции.
13.Виды конституций.
14.Основные черты и особенности Конституции РФ 1993 г.
15.Конституции СССР и РСФСР: исторические условия разработки и принятия, особенности содержания и структуры.
16.Развитие конституционного процесса в России в 1991-1993гг. Обусловленность и необходимость этого процесса.
17.Структура Конституции Российской Федерации.
18.Порядок пересмотра Конституции 1993 г. и принятие конституционных поправок. Толкование Конституции.
19.Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие, значение и конституционное закрепление.
20. Гуманистические основы конституционного строя Российской Федерации.
21.Основы конституционного строя РФ: конституционные характеристики Российского государства (Россия – правовое, социальное и светское государство).
22.Основы конституционного строя РФ: конституционные характеристики Российского государства (Россия – суверенное, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления).
23.Основы конституционного строя Российской Федерации: принципы организации государственной власти и местного самоуправления.
24.Экономические основы конституционного строя РФ.
25.Политические основы конституционного строя РФ.
26.Понятие и структура правового статуса личности в РФ.
27.Принципы правового статуса личности в Российской Федерации.
28.Российское гражданство: понятие и признаки. Источники правового регулирования гражданства Российской Федерации.
29.Принципы гражданства Российской Федерации.
30.Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. Двойное гражданство.
31.Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации. Безгражданство.
32.Порядок изменения гражданства детей.
33.Понятие и система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по Конституции РФ.
34.Конституционные гражданские (личные) права и свободы и проблемы их реализации.
35.Конституционные социально-экономические и культурные права и свободы, проблемы их реализации.
36.Конституционные политические права и свободы и проблемы их реализации.
37.Конституционные обязанности человека и гражданина.
38.Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина (общие и юридические).
39.Конституционное закрепление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
40.Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ.41.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.
42.Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: порядок замещения должности, компетенция.
43.Федеративное устройство России. Становление и развитие Российской Федерации.
44.Конституционные принципы федеративного устройства России.
45.Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
46.Конституционно-правовой статус республики в составе РФ.
47.Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.
48.Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа.
49.Конституционно-правовые основы образования в составе Российской Федерации нового субъекта РФ.
50.Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
51.Понятие и система органов государственной власти в РФ.
52.Избирательная система: понятие, виды, применение в Российской Федерации.
53. Избирательное право: понятие, источники.
54.Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.
55.Принципы участия граждан в выборах.
56.Понятие и стадии избирательного процесса.
57.Назначение выборов в Российской Федерации.
58.Избирательные округа и избирательные участки: понятие, порядок образования.
59.Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей.
60.Порядок голосования, подсчет голосов, установление результатов выборов.
61.Предвыборная агитация: понятие, формы, условия проведения.
62.Финансирование выборов в Российской Федерации.
63.Избирательные комиссии: виды, порядок формирования, компетенция.
64.Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, кандидатов на выборные должности.
65.Правовой статус кандидатов в депутаты, кандидатов на выборные должности.
66.Правовое регулирование референдумов в РФ.
67.Правовой статус общественных объединений в РФ.
68.Правовой статус политических партий в Российской Федерации.
69.Президент Российской Федерации. Особенности правового статуса.
70.Порядок замещения должности Президента Российской Федерации.
71.Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
72.Функции и полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации.
73.Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: понятие, значение, место в системе федеральных органов государственной власти.
74.Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
75.Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
76.Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
77.Организационная структура и порядок работы палат Федерального Собрания.
78.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ по Конституции 1993 года.
79.Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ по Конституции 1993 года.
80.Акты палат Федерального Собрания РФ.
81.Понятие и стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
82.Правительство РФ - высший орган исполнительной власти РФ: состав и порядок формирования.
83.Организация работы Правительства РФ.
84.Акты Правительства РФ.
85.Компетенция Правительства Российской Федерации.
86.Организация законодательной власти в субъектах РФ.
87.Организация исполнительной власти в субъектах РФ.
88.Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
89.Состав, структура и порядок формирования Конституционного Суда РФ.
90.Компетенция Конституционного Суда РФ.
91.Акты Конституционного Суда РФ.
92.Конституционные основы местного самоуправления в РФ: понятие; система.
93.Полномочия местного самоуправления.
94.Конституционные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопроса

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EDA03352-D06A-4D1E-9F46-BFD4A3ECF134
Л1.2 Давтян В.Р., Кононенко Д.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ (УСТАВНОЕ) ПРАВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Конюхова И.А., Алешкова И.А., Андриченко Л.В. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Белик В.Н. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ЗАЩИТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Совета Федерации ФС РФ www.council.gov.ru
Э2 Официальный сайтГосударственной Думы ФС РФ www.duma.gov.ru
Э3 Официальный сайт Президента РФ www.president.kremlin.ru
Э4 Официальный сайт Правительства РФ www.government.ru
Э5 Официальный сайn Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Конституционное право» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.