МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криминология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор, Сорокин В.В.

Рецензент(ы):
д.ю.н., профессор, Аничкин Е.С.

Рабочая программа дисциплины
Криминология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – овладение студентами теоретическими знаниями, умениями и навыками профессиональной профилактики преступлений и правонарушений.
Задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы сформировать у студентов знания об основных понятиях и категориях криминологии; познакомить с научной и учебной литературой, материалами международной и российской практики борьбы с преступностью; научить криминологическому анализу преступности и её видов, организации и методам проведения криминологиче6ских исследований; выработать умение и навыки моделирования программ предупреждения преступности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 Способен соблюдать принципы этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения
ПК-6 Способен давать квалифицированные заключения и юридические консультации в конкретных видах профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-7.1. Знает основные этические понятия и категории, антикоррупционные стандарты поведения.
ПК-6.1:Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-7.2. Умеет выявлять несоответствие поведения этическим нормам поведения юриста при решении задач профессиональной деятельности, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения
ПК-6.2:Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-7.3. Владеет алгоритмами предупреждения и пресечения юридически неэтичного поведения, в том числе в части антикоррупционных стандартов
поведения.
ПК-6.3.:Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. История развития криминологии.
1.1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории Лекции 6 1 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории Практические 6 1 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. История развития криминологии. Современные криминологические теории Сам. работа 6 8 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Организация и методы криминологических исследований.
2.1. Методология и методика криминологических исследований. Методы, применяемые в криминологический исследованиях. Организация и этапы криминологических исследований Практические 6 2 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Методология и методика криминологических исследований. Методы, применяемые в криминологических исследованиях. Организация и этапы криминологических исследований Сам. работа 6 10 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Преступность и её основные характеристики
3.1. Понятие преступности, Основные показатели преступности. Латентная преступность Лекции 6 1 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Понятие преступности. Основные показатели преступности. Латентная преступность Практические 6 1 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Понятие преступности. Основные показатели преступности. Латентная преступность Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Личность преступника
4.1. Понятие личности преступника. Классификация (типология) преступников. Социальное и биологическое в личности преступника. Механизм индивидуального преступного поведения Практические 6 2 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Понятие личности преступника. Классификация (типология) преступников. Социальное и биологическое в личности преступника. Механизм индивидуального преступного поведения Сам. работа 6 10 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Причины и условия преступности
5.1. Понятие и система причин и условий преступности. Особенности причин и условий преступности в современной России. Виктимогенные условия преступности Лекции 6 1 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Понятие и система причин и условий преступности. Особенности причин и условий преступности в современной России. Виктимогенные условия преступности Практические 6 1 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Понятие и система причин и условий преступности. Особенности причин и условий преступности в современной России. Виктимогенные условия преступности Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Предупреждение преступности
6.1. Понятие, виды, цели, уровни предупреждения преступности. Субъекты предупреждения преступности. Криминологическое прогнозирование и планирование Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Понятие, виды, цели, уровни предупреждения преступности. Субъекты предупреждения преступности. Криминологическое прогнозирование и планирование Практические 6 2 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Понятие, виды, цели, уровни предупреждения преступности. Субъекты предупреждения преступности. Криминологическое прогнозирование и планирование Сам. работа 6 10 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Преступность экономической направленности
7.1. Криминологическая характеристика преступности экономической направленности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Практические 6 2 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Криминологическая характеристика преступности экономической направленности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Насильственная преступность
8.1. Криминологическая характеристика насильственной преступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Практические 6 2 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Криминологическая характеристика насильственной преступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Сам. работа 6 8 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Организованная и коррупционная преступность
9.1. Криминологическая характеристика организованной и коррупционнойпреступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Лекции 6 2 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.2. Криминологическая характеристика организованной и коррупционнойпреступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Практические 6 2 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.3. Криминологическая характеристика организованной и коррупционнойпреступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Сам. работа 6 4 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Преступность несовершеннолетних
10.1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних, причины и условия,личность преступника, предупреждение Практические 6 2 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.2. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних, причины и условия,личность преступника, предупреждение Сам. работа 6 8 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 11. Рецидивная и профессиональная преступность
11.1. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Лекции 6 1 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
11.2. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Практические 6 1 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
11.3. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности, причины и условия,личность преступника, предупреждение Сам. работа 6 8 ОПК-7, ПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: Способен соблюдать принципы этики юриста, в том числе в части антикоррупционных стандартов поведения
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Преступления, совершенные по неосторожности, характеризуют уровень латентности как:
а) высокий +
б) отсутствие уровня латентности
в) низкий

2. Состояние преступности характеризует показатель:
а) числа лиц, совершивших преступления на 10 тыс. населения
б) общего числа преступлений, совершенных на определенной территории за определенное время +
в) возбуждения уголовных дел

3. Динамика преступности характеризует:
а) факторы, влияющие на преступность
б) количество рассмотренных судами уголовных дел
в) «движение» преступности во времени +

4. Общественная опасность организованной преступности выражается в том, что:
а) является дестабилизирующим фактором экономики, политики и состояния общественного порядка +
б) используется криминальная специализация
в) используются некриминальные навыки и знания

5. Профессиональные преступники совершают преступления:
а) только корыстные и насильственные
б) только против общественной безопасности
в) корыстные, корыстно-насильственные, насильственные, политические +

6. Среднесрочное прогнозирование включает период:
а) от 1 до 5 лет
б) от 4 до 10 лет +
в) свыше 10 лет

7. Латентная преступность — это:
а) совокупность сведений о преступности и о судимости
б) группа наиболее опасных преступлений
в) скрытая преступность +

8. Разница между коэффициентом преступной активности и коэффициентом преступности выражается в том, что первый показывает:
а) число преступников, приходящихся на 10 тыс. или 100 тыс. населения возраста уголовной ответственности, а второй — число преступлений на этот же массив населения +
б) число преступников, второй — число преступлений
в) число населения, неохваченного преступностью, второй — число преступлений, совершенных в регионе

9. Характер преступности определяется:
а) количеством преступлений, совершаемых в конкретном регионе за определенное время
б) ростом преступлений в общественных местах
в) долей наиболее опасных преступлений и долей лиц, их совершивших +

10. Наличие или отсутствие постоянного места жительства относится к такому признаку структуры личности преступника, как:
а) нравственные свойства и психологические особенности
б) социально-демографический +
в) социальная роль и социальный статус

11. В структуре всех раскрытых преступлений на долю рецидива приходится:
а) 33% +
б) 15%
в) 25%

12. Отличительной особенностью причинности в криминальной сфере является:
а) однозначность зависимостей
б) информационный характер +
в) процессуальная доказанность

13. Человек, обеспечивающий себе средства к существованию карманными кражами, относится к типу личности преступника:
а) «корыстному» +
б) «насильственному»
в) «игровому»

14. По характеру преступной направленности могут быть выделены следующие типы преступников:
а) несовершеннолетние преступники; преступники — городские, сельские; мужчины, женщины
б) корыстные, престижные, насильственные, «игровые»
в) корыстные, насильственные, корыстно — насильственные, «универсальные» +

15. Для построения вариационной группировки преступности используются:
а) количественные признаки преступности +
б) качественные признаки преступности
в) количественные и качественные признаки преступности
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Как называется метод, заключающийся в опросе специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств?
Ответ: метод экспертных оценок.
2.Как называется соотношение числа совершенных преступлений и численности населения?
Ответ: коэффициент преступности
3.Как называется изменение преступности во времени?
Ответ: динамика преступности
4. Как называется пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов?
Ответ: география преступности
5. Что такое структура преступности?
Ответ:удельный вес разных видов преступлений в общем их числе
6.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
Ответ: кража
7.Что такое латентная преступность?
Ответ: незарегистрированная преступность
8.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
Ответ: убийство
9.Назовите косвенные последствия преступности?
Ответ: расходы государства и общества на борьбу с преступностью
10.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
Ответ: работникам образования, культуры, здравоохранения
11.Какие категории преступлений совершаются преступниками с более низким образовательным уровнем?
Ответ: насильственные
12.Явления общественной жизни, порождающие преступность, - это _____________.
Ответ: причины преступности
13.Что такое виктимология?
Ответ: наука о жертве преступления
14. Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
Ответ: теория аномии
15.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
Ответ: сотрудники правоохранительных органов.
16.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это________.
Ответ: предупреждение преступности;
17.В какой категории преступлений наиболее велика доля женщин?
Ответ: кражи
18. Используются ли в криминологии опросы населения?
Ответ: да
19. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
Ответ: И. Бентам
20. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
Ответ: К. Маркс
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен давать квалифицированные заключения и юридические консультации в конкретных видах профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. По содержанию различаются ситуации:
а) длительные, кратковременные
б) конфликтные, проблемные +
в) распространенные территориально, локализованные ограниченным пространством

2. Понятие рецидива в криминологии:
а) зависит от понятия рецидива в административном праве
б) совпадает с уголовно-правовым понятием рецидива
в) шире уголовно-правового определения рецидива +

3. Условия преступности подразделяются на такие три основные группы, как:
а) временная связь, связь состояний, статистическая связь
б) сопутствующие, необходимые, достаточные +
в) по длительности действий, по содержанию, по источнику возникновения

4. Функциональная связь представляет собой:
а) изменение характера распределения одного фактора в зависимости от изменения другого
б) распределение преступности на территории
в) объективное соответствие, параллелизм в сосуществовании и изменчивости двух факторов +

5. По источникам причины и условия преступности различаются на:
а) криминогенные факторы и условия
б) внутренние и внешние детерминанты +
в) общие, отдельных видов преступлений и их конкретные проявления

6. Незаконное использование товарного знака относится к такому виду корыстной преступности, как:
а) экономическая преступность +
б) налоговая преступность
в) коррупционная преступность

7. Для построения типологической группировки преступности используются:
а) доля тяжких и особо тяжких преступлений
б) качественные признаки преступности +
в) количественные признаки преступности

8. Связь состояний означает:
а) распределение преступности на территории
б) изменение характера распределения одного фактора в зависимости от изменения другого
в) опосредование одного состояния другим +

9. В массиве латентной преступности выделяют:
а) 3 части
б) 2 части +
в) 4 части

10. Текущий анализ преступности — это:
а) данные о неосторожной преступности в сопоставлении с преступлениями, совершенными умышленно
б) сравнение данных об обвиняемых и подозреваемых
в) сопоставление данных о преступности во времени (за равные периоды нескольких лет, месяцев, суток) +

11. В зависимости от предмета криминологическое планирование имеет следующие виды:
а) комплексное, межведомственное, ведомственное
б) охватывающее меры борьбы с преступностью в целом и по видам, либо только меры борьбы с отдельными видами преступлений +
в) территориальное, отраслевое

12. Сущность метода моделирования состоит в:
а) разработке системы математических формул, описывающих динамику преступности, исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на нее +
б) изучении прошлого и настоящего объекта
в) обобщении мнений научных и практических работников о будущих параметрах преступности

13. Отличительным признаком терроризма является:
а) «отмывание» денежных средств
б) незаконный оборот оружия
в) устранение и уничтожение людей, материальных ценностей +

14. Идея врожденного преступника принадлежит:
а) Ломброзо +
б) Гроцию
в) Бентаму

15. Коэффициент преступности — это цифра:
а) характеризующая соотношение мужчин и женщин, совершивших преступления
б) характеризующая соотношение числа зарегистрированных преступлений с количеством населения +
в) на которую увеличилось или уменьшилось число преступлений за год
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц ______ лет.
Ответ: 14–18
2. Когда впервые в нашей стране обратили внимание на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков?
Ответ: в 1960–70-х гг.
3. Какой характеристикой является наличие или отсутствие судимости?
Ответ: социальной
4.К какому типу факторов преступления относится алкоголизм?
Ответ: биологический фактор преступления
5. Свойственна ли виктимности латентность?
Ответ: да, свойственна
6. Как материальное благополучие общества влияет на преступность?
Ответ: повышает уровень преступности
7.Определите с позиции правового подхода, какие факторы играют определяющую (причинную) роль в механизме преступления:
Ответ: социальные факторы
8. Как называется аномальное психическое состояние сильного возбуждения в конфликтных, аварийных ситуациях, нарушение целенаправленности действий, суетливость, понижение способности к рассудочной деятельности?
Ответ: ажитация
9.Что в переводе с греческого означает «стигматизация»?
Ответ: клеймо, знак
10.Как называется условная прямая линия, отстоящая от точек всех известных значений показателей объекта криминологического исследования на минимальную сумму квадратов расстояния?
Ответ: тренд
11. В какие дни недели наиболее часто совершаются преступления против жизни и здоровья?
Ответ: пятница, суббота;
12. Активное столкновение с преступностью общества и государства в целях обеспечения господства закона и охраняемых им прав и интересов, представляющее собой целенаправленную наступательную деятельность на преступность, а также на ее причины и условия, - это ___________
Ответ: борьба с преступностью
13. Что такое криминологический прогноз?
Ответ: оценка будущего состояния преступности
14.Кем может осуществляться официальный социальный контроль?
Ответ: уполномоченными общественными организациями
15.К какому типу корыстной преступности относится взяточничество?
Ответ: коррупционная преступность
16.К какому типу относится человек, организовавший преступную группу для совершения нападений на граждан?
Ответ: особо опасный
17.Какие преступления наиболее распространены в структуре мировой преступности?
Ответ: корыстные
18. Назовите метод, который представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющий криминологическое значение.
Ответ: наблюдение
19.Как называется процесс становления социальных качеств личности?
Ответ: социализация
20.Гражданин, будучи пьяным, совершил наезд на пешехода, в результате чего тот скончался. К какому типу относится это преступление?
Ответ: преступление, совершенное по неосторожности в сфере взаимодействия человека с техникой
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Возникновение и становление криминологии. Основные криминологические школы.
2. Понятие, предмет, задачи и система криминологии.
3. Место криминологии в системе отраслей научных знаний.
4. Основные методы, применяемые в криминологических исследованиях.
5. Понятие преступности и ее основные черты.
6. Показатели состояния преступности (абсолютные показатели, коэффициенты преступности, показатели структуры преступности).
7. Понятие динамики преступности, задачи ее изучения и методы исчисления.
8. Латентная преступность и методы ее выявления.
9. Общая характеристика и динамика преступности в России в 2000-2014 гг.
10. Классификация причин и условий преступности.
11. Экономические отношения и преступность: причинный аспект.
12. Политические отношения и преступность: причинный аспект.
13. Социальные отношения и преступность: причинный аспект.
14. Условия, способствующие совершению преступлений.
15. Проблемы социально-биологических детерминант преступности.
16. Понятие личности преступника.
17. Понятие и структура криминологической характеристики личности преступника.
18. Классификация и типология преступников.
19. Понятие, общая характеристика и основные типы механизма преступного поведения.
20. Формирование личностных свойств, обуславливающих мотивацию преступного поведения.
21. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения.
22. Виктимология. Роль виктимологических факторов в механизме преступного поведения.
23. Понятие, задачи, виды и уровни предупреждения преступности.
24. Меры предупреждения преступности, их классификация и требования, предъявляемые к ним.
25. Субъекты предупреждения преступности и их профилактическая деятельность.
26. Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних.
27. Состояние, структура и динамика рецидивной преступности.
28. Состояние, структура и динамика насильственной преступности.
29. Состояние, структура и динамика женской преступности.
30. Понятие и общая характеристика организованной преступности.
31. Понятие и общая характеристика профессиональной преступности.
32. Состояние, структура и динамика неосторожной преступности.
33. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
34. Криминологическая характеристика личности преступника – рецидивиста.
35. Криминологическая характеристика личности насильственного преступника.
36. Криминологическая характеристика корыстного преступника.
37. Причины и условия преступности несовершеннолетних.
38. Причины и условия рецидивной преступности.
39. Причины и условия экономической преступности.
40. Причины и условия насильственной преступности.
41. Причины и условия неосторожной преступности.
42. Причины и условия женской преступности.
43. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
44. Предупреждение рецидивной преступности.
45. Предупреждение организованной преступности.
46. Предупреждение насильственной преступности.
47. Предупреждение неосторожной преступности.
48. Предупреждение преступности экономической направленности.
49. Предупреждение женской преступности.
50. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьева, О. Р. Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Анненкова В. Г., Кабанов П. А., Райков Г. И., Чирков Д. К. Политическая криминология : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Мазуров В. А., Куликов Е. А., Островская Д. М., Турканова Р. Ж. Криминология: учеб. пособие для ВО Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2020 www.elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Верховного Суда РФ www.supcoutr.ru
Э2 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru
Э3 Информационный ресурс www.pravo.ru
Э4 Сайт «Научной электронной библиотеки LIBRARY.RU» http:// elibrary. ru/defaulix.asp
Э5 Сайт «Университетской библиотеки онлайн» http://www.biblioclub.ru/ spravka usloviya_ dostupa.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины осуществляется посредством лекционных и семинарских занятий. Порядок проведения лекционных занятий определяется преподавателем самостоятельно и реализуется в зависимости от конкретных, стоящих перед отдельным занятием задач.

Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
Методика решения задач.
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).

Методика проведения зачета.
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет. Зачет, как правило, проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке. В билете содержится 2 вопроса.
В период подготовки студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и УМК дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На зачете студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное законодательство динамично изменяется. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи зачёта.