МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология девиантного поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 45
индивидуальные консультации 10
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Консультации 10 10 10 10
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., старший преподаватель, Ушакова Г.Г.

Рецензент(ы):
д.п.н., Доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология девиантного поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка выпускников к использованию в профессиональной деятельности знаний проблемы социальных отклонений и представлений о различных видах девиаций, анализа современных тенденций отклоняющегося поведения в социуме, основ диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен использовать методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий
ПК-4 Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
ПК-6 Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1: Знает: теоретические основы планирования и реализации профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-6.1: Знает: способы взаимодействия с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях
ОПК-8.1: Знает: психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, основы и специфику организации мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2: Умеет: разрабатывать программы профилактики для несовершеннолетних, направленные на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-6.2: Умеет: разрабатывать и реализовывать программы социально-психологических тренингов для несовершеннолетних, направленных на предупреждение и разрешение кризисных ситуаций
ОПК-8.2: Умеет: диагностировать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3: Владеет: навыками реализации программ профилактики для несовершеннолетних, направленных на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-6.3: Владеет: навыками разработки информационно-методических материалов для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников - педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся
ОПК-8.3: Владеет: навыками проведения мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология и методы исследования психологии девиантного поведения
1.1. Предмет и задачи психологии девиантного поведения Лекции 6 1 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Методологические подходы исследования сущности девиантного поведения Лекции 6 1 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Взаимосвязь психологии девиантного поведения с другими науками Практические 6 1 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Методы исследования психологии девиантного поведения Практические 6 1 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Психология социальной нормы Практические 6 1 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Деонтологические аспекты психологии девиантного поведения Практические 6 1 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Психологические структуры личности Сам. работа 6 4 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.8. Девиантологические структуры личности Сам. работа 6 4 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.9. Современные типологии девиантного поведения Сам. работа 6 4 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Феноменология девиантного поведения
2.1. Психология конфликта Лекции 6 1 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Деструктивное поведение Лекции 6 1 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур Лекции 6 2 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Агрессия. Фрустрация. Депривация Лекции 6 2 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Психология социального риска Лекции 6 2 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Психология харассмента Практические 6 2 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Брутальность в эпоху постмодерна Практические 6 2 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.8. Зависть как психологический маркер девиантологического ресурса личности Практические 6 2 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.9. Виктимная социализация личности (девиантологический подход) Практические 6 2 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.10. Девиантология хамства Практические 6 2 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.11. Прокрастинация: девиантологический контекст проблемы Практические 6 2 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.12. Девиантный имидж личности подростка Сам. работа 6 4 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.13. Эпатаж и манипуляция Сам. работа 6 5 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.14. Творчество как позитивная девиантность Сам. работа 6 6 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.15. Девиантология терроризма и экстремизма Сам. работа 6 11 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.16. Пенитенциарная психология Сам. работа 6 7 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.17. Консультации 6 10 ПК-6, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-3 Способен использовать методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Педагогическая психология – это наука:
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
Правильный ответ: б

Вопрос 2. Основной задачей образования является:
а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;
б) формирование умений и навыков;
в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;
г) овладение социокультурным опытом.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
Правильный ответ: г

Вопрос 4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:
а) научение;
б) учение;
в) обучение;
г) обученность.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:
а) принцип социального моделирования;
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
в) принцип личностно-деятельностного подхода;
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;
д) принцип упражняемости.
Правильный ответ: в

Вопрос 6. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К.Д. Ушинский;
б) А.П. Нечаев;
в) П.Ф. Каптерев;
г) А.Ф. Лазурский.
Правильный ответ: в

Вопрос 7. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:
а) воспроизведение;
б) понимание;
в) узнавание;
г) усвоение.
Правильный ответ: г

Вопрос 8. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития:
а) отождествляя процессы обучения и развития;
б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;
в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
Правильный ответ: в

Вопрос 9. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: в

Вопрос 10. Целью развивающего обучения является:
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: а

Вопрос 10. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) потребность получать одобрение и признание;
в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
г) стремление приобрести новые знания и умения.
Правильный ответ: г

Вопрос 11. Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
Правильный ответ: г

Вопрос 12. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
Правильный ответ: г

Вопрос 13. Уровень актуального развития характеризует:
а) обученность, воспитанность, развитость;
б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость;
в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;
г) обученность, обучаемость.
Правильный ответ: а

Вопрос 14. Основной функцией педагогической оценки является:
а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;
б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;
в) развитие мотивационной сферы учащегося.
Правильный ответ: в

Вопрос 15. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – сформулировал:
а) Л.С. Выготский;
б) С.Л. Рубинштейн;
в) Б.Г. Ананьев;
г) Дж. Брунер.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях – это … (назовите вид образования).

Правильный ответ: инклюзивное образование.

Вопрос 2. Конструктивный, организаторский компонент, коммуникативный и гностический компоненты – это компоненты …. … , выделенные Н.В. Кузьминой. Вставьте 2 пропущенных слова.

Правильный ответ: педагогической деятельности.

Вопрос 3. Назовите основные факторы развития личности?

Правильный ответ: наследственность, среда, воспитание.

Вопрос 4. Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения – это … технология. Вставьте пропущенное слово.

Правильный ответ: педагогическая.

Вопрос 5. На кого ориентирована гуманистическая педагогика?

Правильный ответ: Личность.

Вопрос 6. Кем введено понятие «Педагогическая психология»?

Правильный ответ: П.Ф. Каптеревым.

Вопрос 7. Кем был предложен термин «зона ближайшего развития»?

Правильный ответ: Л.С. Выготским.

Вопрос 8. Перечислите науки, с которыми связана педагогическая психология (не менее трех).

Правильный ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия.

Вопрос 9. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – .... (вставьте пропущенное слово).

Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 10. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении?

Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося.

Вопрос 11. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это … (вставьте пропущенное слово).

Правильный ответ: навык.

Вопрос 12. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися – это … (вставьте пропущенное слово).

Правильный ответ: диспут.

Вопрос 13. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные … (вставьте пропущенное слово).

Правильный ответ: услуги.

Вопрос 14. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это …

Правильный ответ: интерактивное обучение.

Вопрос 15. Субъектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это …
Правильный ответ: развивающее обучение.

Вопрос 16. Л.В. Занков разработал систему … … как технологию раннего интенсивного всестороннего развития личности ребенка? (вставьте два пропущенных слова)

Правильный ответ: развивающего обучения.

Вопрос 17. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 18. Процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся – это … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: обучение.

Вопрос 19. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач – это ... (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: компетенция.

Вопрос 20. Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности – это ... (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: квалификация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-4 Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи по В.А. Крутецкому – это…:
а) дидактические способности;
б) академические способности;
в) перцептивные способности;
г) организаторские способности.
Правильный ответ: г

Вопрос 2. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…:
а) воспитание;
б) педагогические закономерности воспитания;
в) самовоспитание;
г) самообразование.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:
а) межличностной коммуникации;
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) передачи информации.
Правильный ответ: б

Вопрос 4. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.
а) традиционный;
б) проблемный;
в) программированный;
г) догматический.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:
а) организационной;
б) конструктивной;
в) коммуникативно-стимулирующей;
г) информационно-обучающей.
Правильный ответ: г

Вопрос 6. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования – это…:
а) самообязательство;
б) самоотчет;
в) осмысление собственных действий;
г) самоконтроль.
Правильный ответ: а

Вопрос 7. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса – это..:
а) педагогическая ситуация;
б) педагогический процесс;
в) педагогическое конструирование.
Правильный ответ: в


Вопрос 8. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
а) программированного обучения;
б) проблемного обучения;
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
г) традиционного обучения.
Правильный ответ: б

Вопрос 9. Воспитанность характеризуется:
а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;
б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;
в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.
Правильный ответ: в

Вопрос 10. Педагогическая направленность – это:
а) любовь к детям;
б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;
в) желание освоить профессию педагога.
Правильный ответ: б

Вопрос 11. Педагогическая деятельность начинается с:
а) отбора учебного содержания;
б) выбора методов и форм обучения;
в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
Правильный ответ: в

Вопрос 12. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:
а) о наличии явления;
б) о наличии связи между явлениями;
в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;
г) о наличии причинной связи между явлениями.
Правильный ответ: г

Вопрос 13. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
а) педагогика;
б) педология;
в) дидактика;
г) психопедагогика.
Правильный ответ: б

Вопрос 14. Первый по порядку следования этап и компонент педагогической деятельности:
а) подготовительный этап;
б) организаторская деятельность;
в) этап осуществления педагогического процесса;
г) этап анализа результатов;
д) гностическая деятельность;
е) конструктивная деятельность;
ж) коммуникативная деятельность.
Правильный ответ: а

Вопрос 15. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:
а) широкими познавательными мотивами;
б) широкими социальными мотивами;
в) учебно-познавательными мотивами;
г) узкими социальными мотивами.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств – это … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: поощрение.

Вопрос 2. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников?

Правильный ответ: личностно-ориентированный.

Вопрос 3. Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: проективными.

Вопрос 4. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: имитационный.

Вопрос 5. Процесс воспитания длится по времени всю … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: жизнь.

Вопрос 6. Особенностью процесса воспитания является его … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: комплексность.

Вопрос 7. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: самовоспитание.


Вопрос 8. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: перевоспитание.

Вопрос 9. Важную роль в самовоспитании играет …. (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: самосознание.

Вопрос 10. Взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью – это … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: коллектив.

Вопрос 11. В классном коллективе могут быть 2 лидера – это … и … .

Правильный ответ: формальный и неформальный.

Вопрос 12. Определенная степень овладения приемами и способами решения профессионально-педагогических задач – это … культура педагога (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: профессиональная.

Вопрос 13. Профессиональная культура педагога конкретизируется в понятиях …

Правильный ответ: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности педагога.

Вопрос 14. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: функциями.

Вопрос 15. Вставьте пропущенное слово. Наполнение содержания образования «человековедческим материалом» с учетом личностно-развивающих методик является отражением его культуры, которая называется … культурой.

Правильный ответ: гуманитарной.

Вопрос 16. На чем базируется пригодность человека к педагогической деятельности? Назовите 2-3 характеристики.

Правильный ответ: на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.

Вопрос 17. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь?

Правильный ответ: педагогическая направленность.

Вопрос 18. Вставьте пропущенное слово. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: коммуникативные.

Вопрос 19. К способам невербальной коммуникации педагога относятся …

Правильный ответ: язык глаз, мимика, пантомимика, жесты.

Вопрос 20. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как … (вставьте пропущенное слово)

Правильный ответ: пример.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6 Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям

Примеры заданий закрытой формы
1. Психология девиантного поведения относится к одной из следующих наук:
а) общей психологии;
б) психиатрии;
в) патопсихологии;
г) междисциплинарной науке;
д) психопатологии.
Ответ; г) междисциплинарной науке;

2. Признаки поведенческой патологии в виде склонности к дезадаптации, тотальности и стабильности описал:
а) П. Б. Ганнушкин;
б) К. Ясперс;
в) 3. Фрейд;
г) И. П. Павлов;
д) В. А. Петровский.
Ответ: а) П. Б. Ганнушкин;

3. Выделяются все нижеперечисленные подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций, за исключением:
а) социального;
б) психиатрического;
в) психологического;
г) конфессионального;
д) профессионального.
Ответ: г) конфессионального;

4. Понятие «саморазрушающего поведения» является основополагающим в одном из следующих подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций:
а) социальном;
б) психиатрическом;
в) психологическом;
г) конфессиональном;
д) профессиональном.
Ответ: а) социальном;

5. В понятие идеальной нормы помимо параметров, входящих в гармоничное поведение, включается:
а) адаптивность;
б) самоактуализация;
в) нравственность;
г) креативность;
д) коммуникабельность.
Ответ: г) креативность;

6. Индивидуальное целостное психическое переживание испытуемого, диагностируемое в плане оценки психических и поведенческих расстройств, называется:
а) симптомом;
б)синдромом;
в) феноменом;
г) симптомокомплексом;
д) казусом.
Ответ: в) феноменом;

7. «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомом) признается лишь то, что может быть таковой доказано», — гласит принцип:
а) Шнайдера;
б) презумпции психической нормальности;
в) эпохе;
г) Кандинского — Клерамбо;
д) Гуссерля.
Ответ: а) Шнайдера;

8. Наряду с критерием доказанности, в принцип Курта Шнайдера включается и критерий: а) обоснованности;
б) убедительности;
в) реальности;
г) предположительности;
д) вероятностного распределения (вероятности).
Ответ: д) вероятностного распределения (вероятности).

9. Диагностический принцип, при котором следует «воздерживаться от преждевременных суждений», называется принципом:
а) контекстуальности;
б) эпохе;
в) точности;
г) убедительности;
д) осторожности.
Ответ: б) эпохе;

10. Оценка состояния индивида типа «У больного скорбное выражение лица» не учитывает один из нижеследующих диагностических принципов:
а) контекстуальности;
б) эпохе;
в) точности;
г) убедительности;
д) осторожности.
Ответ: а) контекстуальности;

11. Феноменологический подход к диагностическому процессу использует принципы:
а) объясняющей психологии;
б) понимающей психологии;
в) психиатрии;
г) патопсихологии;
д) психопатологии.
Ответ: б) понимающей психологии;

12. Девиантное поведение встречается:
а) только у психически здоровых;
б) только у психически больных;
в) только у лиц, находящихся в пограничном психическом состоянии;
г) и у психически здоровых, и у психически больных;
д) только у творческих личностей.
Ответ: г) и у психически здоровых, и у психически больных;

13. Гипердиагностическая парадигма с использованием выделения т. н. донозологических расстройств характерна для одного из следующих подходов к оценке девиантного поведения:
а) социального;
б) психологического;
в) психиатрического;
г) феноменологического;
д) профессионального.
Ответ: б) психологического;

14. Девиантные формы поведения являются исключительно:
а) детским феноменом;
б) подростковым феноменом;
в) феноменом зрелого человека;
г) феноменом пожилого человека;
д) ни один из ответов не верен.
Ответ: б) подростковым феноменом;

15. Постулат о том, что «взрослый индивид изначально обладает стремлением к «внутренней цели», в соответствии с которой осуществляются все без исключения формы его активности», называется постулатом:
а) соответствия;
б) адаптивности;
в) гармоничности;
г) сообразности;
д) целесообразности.
Ответ: б) адаптивности

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытой формы

1. Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением

Ответ: девиантное поведение

2. Чем отличается психологический подход к понятию норма от социального?

Ответ: Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения.

3. В чем заключается гендерный подход к понятию норма?

Ответ: Гендерный подход исходит из представления о традиционных половых стереотипах поведения, мужском и женском стиле поведения. Девиантным поведением в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов тендерного стиля. К тендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентации.

4. Вставьте пропущенное слово:
Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление ______________ (социальной составляющей психической индивидуальности)

Ответ: личности

5. Совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов – это
Ответ: гармоничные черты характера

6. Что раскрывается в понятии «здравый смысл»

Ответ: Под здравым смыслом понимается познавательный процесс, в основе которого лежит адекватное (истинное) восприятие и понимание смысла поступков окружающих

7. Один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций – это____________

Ответ: Аддиктивное поведение

8. Чем отличается аутоагрессивное поведения от агрессии?

Ответ: Аутоагрессивное поведение, в отличие от агрессивного, направлено на причинение вреда самому человеку, а не его окружению (хотя существует инфантильная разновидность аутоагрессии, сочетающейся с желанием подобным нетрадиционным образом оказать вредоносное воздействие на близкое окружение)

9. В чем заключается атарактическая мотивация?

Ответ: Атарактическая мотивация заключается в стремлении применить какое либо психоактивное вещество с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта.

10. Дайте определение понятию «нервная анорексия»

Ответ: Нервная анорексия представляет собой расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и поддерживаемым самим индивидом

11. Опишите особенностями воздействия тоталитарных сект на личность (по А.Ю. Егорцев)

Ответ: 1) установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами членов секты (жесткая дисциплина; внушение чувства вины перед организацией; психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой);
2) формирование психологической зависимости от лидера и организации (подавление способности к критическому мышлению; требование разрыва с критически настроенными людьми; ограничение круга общения только членами секты; отсутствие свободного времени, личной жизни вне общины).

12. В чем заключается клептомания?

Ответ: Клептомания характеризуется труднопреодолимым стремлением индивида совершать кражи.

13. В чем заключаются навязчивые ритуалы?

Ответ: Навязчивые ритуалы — это труднопреодолимые двигательные акты, выполняемые вопреки воле и внутреннему сопротивлению индивида, символически выражающие надежду предотвратить предполагаемое несчастье.

14. Чем характеризуется тревожное расстройство личности (напишите 3 признака)?

Ответ: Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности характеризуется:
1) постоянным общим чувством напряженности и тяжелыми предчувствиями;
2) представлениями о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим;
3) повышенной озабоченностью критикой в свой адрес или непринятием в социальных ситуациях;
4) нежеланием вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться;
5) ограниченностью жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности;
6) уклонением от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критицизма, неодобрения или отвержения.

15. Чем характеризуется Аутистическое поведение

Ответ: Аутистическое поведение характеризуется отсутствием приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фантазий, мечтаний, отказом от общения и выбором одиночества.

16. Какое поведение является противоположностью аутистического и почему?

Ответ: Противоположностью аутистического поведения выступает гиперобщительность, характеризующаяся повышенной потребностью в общении, желанием разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуникации и в течение максимально возможного времени

17. Опишите отличительную черту нигилизма в коммуникации

Ответ: Его отличительной чертой является активная, всепроникающая склонность дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других

18. Что такое компульсии?

Ответ: Компульсии проявляются навязчивыми, не поддающимися коррекции и полной контролируемости действиями.

19. В чем выражается диссоциативная амнезия?

Ответ: Диссоциативная амнезия выражается в потере памяти на недавние существенно значимые события, вызвавшие шоковую аффективную реакцию

20. Дайте определение понятию безнравственное поведение

Ответ: Безнравственным называют отклоняющееся поведение в виде действий и деятельности, результаты которых объективно противоречат нравственным нормам независимо от оценки личностью, их совершающей.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Предмет и задачи психологии девиантного поведения
2. Методологические подходы исследования сущности девиантного поведения
3. Взаимосвязь психологии девиантного поведения с другими науками
4. Методы исследования психологии девиантного поведения
5. Психология социальной нормы
6. Деонтологические аспекты психологии девиантного поведения
7. Психологические структуры личности
8. Девиантологические структуры личности
9. Современные типологии девиантного поведения
10. Психология конфликта
11. Деструктивное поведение
12. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур
13. Агрессия. Фрустрация. Депривация
14. Психология социального риска
15. Психология харассмента
16. Брутальность в эпоху постмодерна
17. Зависть как психологический маркер девиантологического ресурса личности
18. Виктимная социализация личности (девиантологический подход)
19. Девиантология хамства
20. Прокрастинация: девиантологический контекст проблемы
21. Девиантный имидж личности подростка
22. Эпатаж и манипуляция
23. Творчество как позитивная девиантность
24. Девиантология терроризма и экстремизма
25. Пенитенциарная психология


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шнейдер Л.Б. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО И АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Клейберг Ю.А. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шнейдер Л.Б. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО И АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Клейберг Ю.А. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология девиантного поведения Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психология девиантного поведения ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психология девиантного поведения
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Психология девиантного поведения» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету и к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.