МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государства и права зарубежных стран

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Малюков С.Г.

Рецензент(ы):
д.ю.н., профессор, Сорокин В.В.

Рабочая программа дисциплины
История государства и права зарубежных стран

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 23.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является глубокое освоение бакалаврами знаний о закономерностях и особенностях возникновения и развития государств и правовых систем зарубежных стран.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-1 Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ОПК-1.1. Знает основные закономерности формирования,функционирования и развития права.

3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-5.2. умеет применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически мыслить и формировать собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
ОПК-1.2. умеет выявлять составные элементы и особенности основных закономерностей формирования, функционирования и развития права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5.3. владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области
межкультурного взаимодействия.
ОПК-1.3. Владеет навыками аргументации собственной позиции при решении профессиональных задач на основе проведенного анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История государства и права зарубежных стран
1.1. Предмет, методы и система курса Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. История государства и права стран Древнего Востока Лекции 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. История государства и права стран Древнего Востока Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. История государства и права стран Древнего Востока Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. История Афин и Спарты Лекции 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. История Афин и Спарты Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. История Афин и Спарты Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. История Древнего Рима Лекции 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. История Древнего Рима Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. История Древнего Рима Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. История римского права Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. История государства и права франков Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. История государства и права франков Лекции 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. История государства и права франков Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Средневековая Франция Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.16. Средневековая Франция Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.17. Средневековая Англия Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.18. Средневековая Германия Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.19. Феодальное право Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.20. Государство и право Византии Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.21. Средневековый Китай Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.22. Арабский Халифат: государство и право Сам. работа 2 3 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.23. История Великобритании в Новое и Новейшее время Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.24. История Великобритании в Новое и Новейшее время Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.25. США Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.26. США Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.27. История Франции в Новое и Новейшее время Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.28. История Франции в Новое и Новейшее время Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.29. История Германии в Новое и Новейшее время Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.30. История Японии Сам. работа 2 6 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.31. Решение задач по истории права Нового и Новейшего времени Практические 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.32. История права Нового и Новейшего времени Сам. работа 2 2 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.33. Экзамен Экзамен 2 27 УК-1, УК-5, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберете правильную характеристику древневосточных государств:
А. Монархические
Б. Республиканские
В. Демократические
Г. Олигархические
ОТВЕТ: А
Вопрос 2. Какая из характеристик парламентской монархии в Великобритании является верной?
А. Выборы главы правительства народом
Б. Право правительства издавать акты делегированного законодательства
В. Ответственное перед парламентом правительство
Г. Независимость от короля судебной власти
ОТВЕТ: В
Вопрос 3. Назовите основную производительную силу на Древнем Востоке.
А. Крестьяне-общинники
Б. Рабы
В. Наемные работники
Г. Рабочие
ОТВЕТ: А
Вопрос 4. Что означает принцип талиона?
А. Воздаяние равным за равное
Б. Материальное возмещение причиненного ущерба
В. Наказание в виде смертной казни
Г. Денежный штраф
ОТВЕТ: А
Вопрос 4. Назовите признак, не характерный для английского абсолютизма:
А. Отсутствие крупной сухопутной армии
Б. Военно-бюрократический характер власти
В. Наличие парламента
Г. Местное самоуправление
ОТВЕТ: Б
Вопрос 5. Какая форма правления преобладала на Древнем Востоке?
А. Республика
Б. Монархия
В. Диктатура
Г. Аристократия
ОТВЕТ: Б
Вопрос 6. Выберете признак, характеризующий первобытные правовые нормы:
А. Формальная определенность
Б. Казуистичность
В. Обеспеченность возможностью государственного принуждения
Г. Нормативность
ОТВЕТ: Б
Вопрос 7. Назовите высший орган государственной власти в Афинах:
А. Совет старейшин
Б. Народное собрание
В. Сенат
Г. Вече
ОТВЕТ: Б
Вопрос 8. Какой характер носило рабство на Древнем Востоке?
А. Патриархальный
Б. Частный
В. Классический
Г. Общинный
ОТВЕТ: А
Вопрос 9. Что такое комиции в Древнем Риме?
А. Советы городов
Б. Народные собрания
В. Должностные лица
Г. Территориальные округа
ОТВЕТ: Б
Вопрос 10. Какая партия являлась предшественницей современной консервативной партии Великобритании?
А. Тори
Б. Виги
В. Либералы
Г. Демократы
ОТВЕТ: А
Вопрос 11. Какое понятие является центральным в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.?
А. Свобода
Б. Равенство
В. Братство
Г. Единство
ОТВЕТ: А
Вопрос 12. В Золотой булле 1356 г. закреплялось:
А. Усиление власти императора
Б. Ликвидация феодальной раздробленности
В. Концентрация всей власти в руках курфюрстов
Г. Ликвидация местного самоуправления
ОТВЕТ: В
Вопрос 13. В каком документе была провозглашена независимость английских колоний в Северной Америке от Англии:
А. Конституция США
Б. Билль о правах
В. Статьи конфедерации
Г. Декларация независимости
ОТВЕТ: Г
Вопрос 14. В каком документе были провозглашены неотчуждаемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью?
А. Билль о правах США
Б. Декларация независимости
В. Декларация прав человека и гражданина
Г. Петиция о правах
ОТВЕТ: Б
Вопрос 15. Что означает партикуляризм права?
А. Множественность права, отсутствие единой правовой системы в пределах государства
Б. Многопартийная политическая система
В. Многообразие политических взглядов
Г. Множественность форм собственности
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите форму правления, характерную для античных государств.
Ответ: республика.
2. Л. Морган в работе «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от первобытнообщинного строя к государству ввел термин ______________________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: военная демократия
3. Назовите примеры древневосточных деспотий?
Ответ: Древний Египет, Древний Китай
4. Что являлось основным источником права древневосточных государств?
Ответ: обычаи
5. Этап в развитии феодальной монархии, характеризовавшийся слабой королевской властью, политической децентрализацией, феодальной раздробленностью, существованием вассальных отношений -__________ монархия. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: сеньориальная
6. Этап в развитии феодальной монархии, характеризовавшийся ростом городов, усилением королевской власти, оформлением сословий и появлением сословно-представительных органов - ________монархия. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: сословно-представительная
7. Этап в развитии феодальной монархии, характеризовавшийся сильной королевской властью, бюрократизацией государственного аппарата, опорой власти на армию -__________монархия. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: абсолютная
8. Каким понятием в средние века характеризовалось условное пожизненное наследуемое земельное держание? Условием держания являлась, как правило, военная служба королю.
Ответ: феод
9. Акт об устроении или престолонаследии 1701 г. провозгласил один из важнейших принципов конституционной монархии, установив независимость_________ власти от короля. Какой именно ветви власти? Вставьте пропущенное слово.
Ответ: судебной
10. В каком году началась Великая французская буржуазная революция?
Ответ: В 1789 году.
11. Какое наказание грозило шудре за оскорбление представителя вышестоящей варны?
Ответ: В Законах Ману последовательно отстаивалась идея привилегированного положения высших варн. Шудре грозило членовредительское наказание – отрезание языка.
12. Какое наказание должен был назначить суд в Древней Индии за похищение брахманки А.
Ответ: Женщины в Древней Индии охранялись особенно строго. Поэтому, наказание за похищение – смертная казнь.
13. Врач, приглашенный для лечения мушкенума, сделал неудачную операцию по удалению бельма с глаза. В результате мушкенум потерял глаз. Какое наказание понесет врач?
Ответ: Законы Хаммурапи закрепляли принцип талиона при назначении наказания. В данном случае врач лишался кисти руки, что в дальнейшем не позволяло ему заниматься врачебной практикой.
14. Житель Древней Индии А. продал соседу вола. Но через день пожалел об этом и предложил вернуть деньги соседу, чтобы сосед вернул ему вола. Сосед отказался. Какое решение вынесет суд?
Ответ: Законы Ману предусматривали для сторон договора купли-продажи возможность в течение 10 дней расторжения договора и возвращения в первоначальное положение.
15. Некий франк был схвачен при проникновении в виноградник с целью кражи винограда. Какое наказание он понесет?
Ответ: Салическая правда, как правило, предусматривала наказание в виде штрафа. Размер штрафа за данное преступление 15 солидов.
16. В ходе отражения нападения на свой дом немецкий бюргер убил одного из нападавших. Будет ли он нести ответственность по Каролине?
Ответ: Каролина закрепляла институт необходимой обороны, а также установила случаи лишения жизни, при которых убийство было ненаказуемо. Среди них – убийство в ночную пору в своем жилище вора.
17.Какое наказание грозило человеку за лжесвидетельство по Каролине?
Ответ: Наказание за лжесвидетельство по Каролине строилось на основе назначение такого же наказание, которое грозило человеку за преступление, в котором его обвинили.
18. А., опекун 17 летнего Б., купил у подопечного карету, оставшуюся после смерти его отца. Заместитель опекуна предъявил иск о признании сделки недействительной. Будет ли данный иск удовлетворен по ФГК 1804 г.?
Ответ: Согласно ФГК 1804 г. всякие договоры между опекуном и подопечным являются ничтожными, если они не были необходимыми и не удостоверены распиской за 10 дней до заключения договора.
19. Француз А. присоединил участок пустоши к своему винограднику и в течение 12 лет обрабатывал его и получал урожай. Но на тринадцатый год появился человек, который заявил, что данный участок принадлежит ему и не используется лишь потому, что он проживает в другой провинции и узнал о существовании этого владения несколько месяцев назад из открывшегося завещания. Кому должен принадлежать данный участок по ФГК 1804 г.?
Ответ: ФГК устанавливает срок давности владения в 10 лет, для проживающих в данной провинции, 20 лет – за пределами провинции.
20. Между крестьянами А. и Б. возник спор о праве на имущество. А., уезжая на заработки, передал Б. корову на правах узуфрукта сроком на 4 месяца. По возвращении, он узнал, что корова отелилась. А. потребовал вернуть корову и теленка. Б. возвращать теленка отказался. Как должен быть разрешен спор по ФГК 1804 г.?
Ответ: Согласно ФГК узуфруктуарий может пользоваться всеми видами плодов, в том числе приплодом животных. Но право пользования не переходит в право собственности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Назовите географический район возникновения первых государств:
А. Западная Европа
Б. Северная Африка и Передняя Азия
В. Западное Средиземноморье
Г. Западная Сибирь
Ответ: Б
Вопрос 2. Выберете правильный вариант ответа на вопрос: «Что представляла собой полисная форма государства?»
А. один из видов древневосточных государств
Б. разновидность античного рабовладельческого государства
В. форму территориального устройства средневековой Англии
Г. форму правления Франции XIX в.
Ответ: Б
Вопрос 3. При каком государственном деятеле в Афинах был осуществлен переход от родового к территориальному устройству государства?
А. Клисфен
Б. Хаммурапи
В. Цезарь
Г. Мартелл
Ответ: А
Вопрос 4. Назовите, в каком государстве существовал такой орган как суд присяжных (гелиэя)?
А. Афины
Б. Франция
В. Германия
Г. Англия
Ответ: А
Вопрос 5. В республиканском Риме самая высшая должность – это должность:
А. Консула
Б. Императора
В. Протектора
Г. Богдыхана
Ответ: А
Вопрос 6. Что такое Парижский парламент?
А. Королевский Совет
Б. Орган сословного представительства
В. Высшая судебная инстанция
Г. Совет министров
Ответ: В
Вопрос 7. В каком государстве нашли наиболее яркое воплощение признаки абсолютной монархии: жесткая централизация, огромный бюрократический аппарат, большая наемная армия?
А. Франция
Б. Англия
В. Германия
Г. Рим
Ответ: А
Вопрос 8. Назовите особенность организации власти в Арабском Халифате:
А. выборность халифов
Б. сосредоточение в руках правителя светской и духовной власти
В. наличие сословно-представительного органа
Г. наличие местного самоуправления
Ответ: Б
Вопрос 9. Что лежит в основе мусульманской цивилизации?
А. Коран
Б. Библия
В. Веды
Г. Книга Велеса
Ответ: А
Вопрос 10. Какой документ Английской революции называют единственной писанной конституцией?
А. Декларация независимости
Б. Орудие управления
В. Трехгодичный акт
Г. Закон о гомстедах
Ответ: Б
Вопрос 11. Что понимается под дуализмом американской федерации?
А. разделение власти между конгрессом и президентом
Б. предметная компетенция федерации и штатов
В. разделение власти между президентом и вице-президентом
Г. разделение власти между президентом и Верховным судом
Ответ: Б
Вопрос 12. Идеи, какого французского мыслителя были положены в основу Декларации прав человека и гражданина 1789 г.?
А. Гроция
Б. Монтескье
В. Локка
Г. Пейна
Ответ: Б
Вопрос 13. В каком государстве существовал такой орган как цензорат, контролирующий деятельность чиновничьего аппарата?
А. Афины
Б. Китай
В. Англия
Г. Византия
Ответ: Б
Вопрос 14. Революция Мэйдзи привела к передаче всей полноты власти в руки:
А. императора
Б. сегуна
В. новой буржуазии
Г. рабочих и крестьян
Ответ: А
Вопрос 15. Как называется самый известный результат кодификации и систематизации римского права?
А. Салическая правда
Б. Свод законов Юстиниана
В. Иджма
Г. Кутюмы
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В ходе аграрной реформы в Японии в 1872-73 гг. наиболее значимым изменением было:
Ответ: провозглашение частной собственности на землю
2.Когда и кем впервые было введено понятие «враг народа»?
Ответ: Якобинцами в 1794 г.
3.Чем характеризуется эволюция двухпартийной политической системы Великобритании в ХХ в?
Ответ: Поочередной сменой у власти консерваторов и лейбористов.
4. Образование какого государства связано с возникновением и распространением ислама?
Ответ: Арабский Халифат
5.В каком году произошло образование ФРГ?
Ответ: в 1949 г.
6.Каким президентом был выработан «Новый курс», направленный на вывод США из экономического кризиса?
Ответ: Ф. Рузвельтом
7.С историей какого государства связана деятельность религиозно-политического течения пуритан?
Ответ: Англия
8.Какая форма государственного устройства существовала в США в период 1781-1787 гг.?
Ответ: Конфедерация
9.В Средневековой Западной Европе наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу на условиях несения службы - ___________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: феод
10.Что такое разделение властей?
Ответ: Один из важнейших принципов конституционного строя, заключающийся в разделении компетенций и функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, каждая из которых контролирует другие.
11.В Древней Индии охранник жертвенных даров, защищая женщину от грабителей, убил в схватке одного из нападавших. Какой приговор будет вынесен по Законам Ману?
Ответ. Согласно Законам Ману данный случай рассматривается как основание для освобождения от ответственности.
12.На рыночной площади при краже лепешки был схвачен 12 летний мальчик. Будет ли он нести ответственность по Каролине?
Ответ: По Каролине смертная казнь, как правило, не применялась до 14 летнего возраста. Возможны телесные наказания.
13. После смерти свободного франка в 552 г. встал вопрос о разделе наследства, главную ценность в котором составлял участок земли. Среди родственников, претендовавших на наследство, были жена, дочь, брат. Кто получит землю?
Ответ: Согласно титулу Салической правды земельное наследство не могло перейти к женщинам, следовательно, участок получит брат.
14. Один из городских стражников, пытаясь задержать ночного вора, тяжело ранил его в схватке. От полученной раны тот умер. Какое решение будет вынесено по Каролине?
Ответ: Каролина предусматривает случаи лишения жизни, которые являются ненаказуемыми. К ним относится убийство при задержании по долгу службы.
15. Авилум заказал строительство дома. Однако строитель выполнил задание небрежно, в результате чего крыша дома обвалилась, убив сына хозяина. Какое наказание предусматривали Законы Хаммурапи?
Ответ: Согласно Законам Хаммурапи должны убить сына строителя.
16. В древней Индии А. обокрал богатый дом. В судебном разбирательстве выяснилось, что это уже вторая кража, совершенная им. Какому наказанию А. будет подвергнут?
Ответ: Законы Ману за первую кражу предусматривали наказание – отрезание 2 пальцев, за вторую кражу – отрезали руку и ногу, за третью – смертная казнь.
17.Франк А. украл коня и был схвачен. Было выяснено, что конь принадлежал королю. Какое наказание понесет А.?
Ответ: Согласно Салической правде основным видом наказания является уплата штрафа. Принадлежность имущества королю – отягчающее вину обстоятельство. Размер штрафа составлял 90 солидов.
18.В ходе судебного разбирательства в 567 г. в королевстве франков выяснилось, что один из свидетелей дал ложные показания. Какое наказание он может понести?
Ответ: Салическая правда устанавливала ответственность за лжесвидетельство в виде штрафа. Размер штрафа – 15 солидов.
19.Некая А. в 1587 г. была обвинена в колдовстве. Какое наказание ей грозило по Каролине?
Ответ: Каролина рассматривала в качестве самых тяжких преступлений - преступления против религии, к которым относилось колдовство. Наказанием была смертная казнь. За колдовство – сожжение.
20. Некий А. был задержан в 1589 г. в г. Бремене за злостное бродяжничество. Какое наказание ему грозило по Каролине?
Ответ: Бродяжничество относили к государственным преступлениям, поэтому и наказание было очень суровое – смертная казнь.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. По какой системе построен Гражданский кодекс Франции 1804 г.?
А. пандектной
Б. прецедентной
В. институционной
Г. смешанной
Ответ: В
Вопрос 2. В каком гражданском кодексе отсутствует понятие юридического лица?
А. Германии
Б. Франции
В. Швейцарии
Г. Японии
Ответ: Б
Вопрос 3. Какую форму судебного процесса по уголовным делам закрепил УПК Франции 1808 г.?
А. розыскной
Б. смешанный
В. состязательный
Г. обвинительный
Ответ: Б
Вопрос 4. Положения о суровом наказании за посягательство на частную собственность ранее всех закрепили:
А. Законы Ману
Б. Законы Драконта
В. Законы Хаммурапи
Г. Законы XII Таблиц
Ответ: В
Вопрос 5. Что понимали под сервитутом римские юристы?
А. разновидность собственности на землю
Б. форму залога
В. форму ограничения права собственности
Г. форму защиты права собственности
Ответ: В
Вопрос 6. Древнейшей формой гражданского процесса в Риме был
А. легисакционный
Б. формулярный
В. экстраординарный
Г. состязательный
Ответ: А
Вопрос 7. Для проведения обряда манципации требовалось присутствие свидетелей (количество):
А. 2
Б. 3
В. 4
Г. 5
Ответ: Г
Вопрос 8. Основной источник Салической правды:
А. римское право
Б. королевские указы
В. городское право
Г. правовые обычаи франков
Ответ: Г
Вопрос 9. Кутюмы во Франции – это:
А. королевские указы
Б. местные правовые обычаи
В. судебные решения
Г. сборники законов
Ответ: Б
Вопрос 10. В какой стране начиная с XIII в. не существовало централизованной правовой системы?
А. Англия
Б. Франция
В. Германия
Г. Китай
Ответ: В
Вопрос 11. Что лежало в основе английского права справедливости?
А. римское право
Б. правовые обычаи
В. королевское законодательство
Г. решения суда лорда-канцлера
Ответ: Г
Вопрос 12. Легисты в Китае были сторонниками идеи:
А. абсолютного господства закона
Б. преобладания морально-нравственных норм
В. сочетания морали и закона
Г. преобладания обычаев
Ответ: А
Вопрос 13. Кияс по мусульманскому праву
А. мнение отдельных ученых-правоведов
Б. решение дел по аналогии
В. правовой обычай
Г. мнение всей мусульманской общины
Ответ: Б
Вопрос 14. Система прецедентного права характерна для:
А. Великобритании, США
Б. Германии, Франции
В. Японии, Китая
Г. Китая, Германии
Ответ: А
Вопрос 15. Для континентальной системы права характерно:
А. прецедентная система
Б. деление права на публичное и частное
В. отсутствие кодексов
Г. отсутствие отраслей права
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Одним из важнейших достижений Франции при Наполеоне считается составление кодекса. Какого именно?
Ответ: Гражданского кодекса Франции 1804 г. или Кодекса Наполеона
2. Для континентальной правовой системы характерно, что в качестве основного источника права рассматривается ________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: закон
3. Основным источником права в англосаксонской правовой системе является:
Ответ: прецедент
4. Первая в истории Конституция была принята в каком государстве?
Ответ: США
5. Каролина – уголовно-судебное уложение Карла V закрепила новую форму судебного процесса – розыскной или _________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: инквизиционный
6. Для средневекового уголовного права характерно признание преступлений против _________ как самых тяжких. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: религии
7. Основным источником права в средние века являлись - __________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: обычаи
8. Система построения нормативно-правовых актов, регулирующих гражданско-правовые отношения, заимствованная из произведений римского юриста Гая.
Ответ: институционная
9. Порядок расположения норм гражданского права в своде законов по образцу Дигестов Юстиниана, предполагающий деление на общую и специальные части - ______________ система. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: пандектная
10. Что такое ордалии?
Ответ: В древнем и средневековом праве особый способ судебного доказывания, «божий суд», испытание огнем, водой и пр.
11. По Законам Ману вина за воровство увеличивается максимально, если он принадлежал к варне:
Ответ: брахманов
12. Каким образом наказывался человек за умышленное убийство по Законам Хаммурапи?
Ответ: Законы Хаммурапи не закрепляют ответственности за умышленное убийство. Обычное право Вавилона за умышленное или неосторожное убийство предусматривало смертную казнь.
13. Какие отличия закрепляли Законы Ману между кражей и грабежом?
Ответ: Кража – тайное хищение имущества, грабеж – открытое присвоение вещи в присутствии собственника.
14. На ком лежала обязанность вызова ответчика и свидетелей в суд, отыскания украденной вещи по Салической правде?
Ответ: истец, потерпевший
15. К какой группе преступлений Каролина относила: богохульство, кощунство, колдовство, нарушение клятвы?
Ответ: Преступления против религии
16. Основной целью карательной политики, нашедшей отражение в системе наказаний по Каролине, являлось:
Ответ: устрашение
17. Для какого кодекса характерна стройность изложения, сжатость юридических формулировок и дефиниций, определенность и четкость трактовки основных понятий и институтов гражданского права?
Ответ: Французский гражданский кодекс 1804 г.
18. В каком кодексе нашло закрепление следующее определение права собственности: «Собственность есть право пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами»?
Ответ: Французский гражданский кодекс 1804 г.
19. Французский уголовный кодекс 1810 г. ввел новую классификацию преступных действий, в зависимости от наказаний на три группы. Какие?
Ответ: Преступления, проступки, нарушения.
20. Какие виды юридических лиц выделяет ГГУ 1900 г.?
Ответ: Ферейны (общества, союзы) и учреждения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Назовите и охарактеризуйте закономерности и особенности возникновения и развития государств на Древнем Востоке.
2. Дайте общую характеристику Законам Хаммурапи.
3. Раскройте основные черты Законов Ману.
4. Назовите и охарактеризуйте основные элементы государственного строя Древних Афин.
5. Раскройте основные элементы общественного и государственного строя Спарты.
6. Назовите и дайте характеристику государственных органов Римской республики.
7. Назовите и охарактеризуйте источники римского права.
8. Назовите и охарактеризуйте элементы государственного строя франков.
9. Назовите и дайте краткую характеристику этапов развития средневековой монархии.
10. Охарактеризуйте основные черты, присущие Каролине.
11. Назовите и дайте характеристику этапов Английской буржуазной революции.
12. Назовите и охарактеризуйте этапы Великой французской буржуазной революции.
13. Назовите и охарактеризуйте этапы объединения Германии в 19 в.
14. Назовите и раскройте основные положения Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
15. Охарактеризуйте принцип разделения властей по Конституции США 1789 г.
16. Назовите и дайте характеристику конституционным актам Великобритании, закрепившим установление конституционной монархии.
17. Назовите и охарактеризуйте избирательные реформы в Великобритании XIX-XX вв.
18. Назовите и охарактеризуйте основные положения Конституции Японии 1889 г.
19. Дайте общую характеристику ФГК 1804 г.
20. Охарактеризуйте основные положения ГГУ 1900 г.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Памятники древнего права закрепили принцип талиона. Дайте определение понятия, рассмотрите виды талиона, приведите примеры талиона на основе Законов Хаммурапи и Законов Ману.
2. Особенностью социальной структуры Древней Индии является наличие варн. Что такое варна? Какие варны существовали в Древней Индии? Чем варна отличается от касты?
3. Назовите виды доказательств по праву Древневосточных государств. Дайте характеристику судебного процесса на Древнем Востоке.
4. Во время драки один человек сломал руку другому человеку в Древнем Вавилоне. Какое наказание он понесет за совершенное преступление? Какие обстоятельства судья обязан учесть при назначении наказания? Какие принципы, лежали в основе назначения наказания по праву Древнего Востока?
5. В браке свободной женщины и раба, принадлежащего мушкенуму, родился ребенок. Может ли собственник раба претендовать на ребенка? Каково было положение рабов по Законам Хаммурапи?
6. Какое наказание за кражу, совершенную ночью, предусматривали Законы Ману? Охарактеризуйте ответственность за преступления против собственности по Законам Ману.
7. Назовите виды доказательств и охарактеризуйте судебный процесс по Салической правде.
8. Что такое вергельд? Дайте определение и приведите примеры из Салической правды. От чего зависел размер вергельда?
9. Назовите и охарактеризуйте основные изменения в уголовном праве в средние века.
10. Какие изменения в судебном процессе нашли отражение в Каролине. Назовите и охарактеризуйте стадии судебного процесса.
11. А. был уличен в краже на 5 гульденов. До этого он уже привлекался к ответственности за кражу. Какое наказание он понесет по Каролине? Каким образом устанавливалась ответственность за воровство, какие виды краж существовали по Каролине?
12. Раскройте основные особенности англосаксонской правовой системы.
13. Охарактеризуйте основные положения Хабеас корпус акта 1679 г. Что нового принес этот акт в английское судопроизводство, в определение правового положения лица, находящегося под арестом до суда?
14. Охарактеризуйте черты, присущие континентальной правовой системе.
15. Назовите и охарактеризуйте черты, присущие регулированию имущественных отношений по ФГК 1804 г.
16. Охарактеризуйте преступления против публичных и частных интересов по ФУК 1810 г.
17. Охарактеризуйте смешанный судебный процесс на основе ФУПК 1808 г.
18. Назовите и охарактеризуйте изменения в гражданском праве Франции в XIX-XX вв.
19. Назовите и охарактеризуйте права и свободы граждан по Биллю о правах 1791 г.
20. Дайте характеристику регулированию обязательственных отношений по ГГУ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Попова А. В.   История государства и права зарубежных стран : учебник и практикум для вузов  Издательство Юрайт, 2024 URL: https://urait.ru/bcode/511331
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова, А. В. История государства и права зарубежных стран древнего мира и Средних веков : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C7B7D4FD-48DF-482E-AD1F-E5A1E1D7DB12.
Л2.2 Р. Т. Мухаев История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 г. URL: https://urait.ru/bcode/531404
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт профессора Томсинова В. А. tomsinov.com
Э2 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э3 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э4 Сайт Института государства и права РАН www.igpran.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «История государства и права зарубежных стран» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.