МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
-, ст.преп., Ушаков Е.С.

Рецензент(ы):
канд. геогр. наук, Доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование цифровой и информационной грамотности студентов, освоение ими знаний и умений рационального поиска, отбора, обработки и использования информации и цифровых инструментальных средств в учебной и профессиональной деятельности, а также формирование навыков саморазвития в контексте современной информатизации общества и принципов образования в течение всей жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-8.1 Знает современные информационные технологии, используемые для решения задач профессиональной деятельности в сфере гостеприимства и общественного питания
ОПК-8.2 Умеет применять современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач
ОПК-8.3 Владеет навыками использования технологических новаций, специализированных программных продуктов в сфере гостеприимства и общественного питания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает современные информационные технологии, используемые для решения задач профессиональной деятельности в сфере туризма
Знает основные методы и приемы планирования, организации, мотивации и координации деятельности структурных подразделений и отдельных сотрудников объектов туристской деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять современные информационные технологии при решении профессиональных задач
Умеет определять цели и задачи управления структурными подразделениями объектов туристской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками осуществления контроля деятельности структурных подразделений объектов туристкой деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация и технологии работы с электронными документами
1.1. Текстовые процессоры, форматирование текста Лабораторные 2 14 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Текстовые процессоры, форматирование текста Сам. работа 2 20 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Работа с текстовым редактором Word. Структура окна. Ввод и редактирование текста Лабораторные 2 14 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Работа с текстовым редактором Word. Структура окна. Ввод и редактирование текста Сам. работа 2 20 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Электронные таблицы. Использование электронных таблиц для решения задач. Лабораторные 2 14 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Электронные таблицы. Использование электронных таблиц для решения задач. Сам. работа 2 20 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Освоение среды Excel Лабораторные 2 16 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Освоение среды Excel Сам. работа 2 30 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Построение графиков и диаграмм при помощи электронных таблиц, обработка и анализ данных Лабораторные 2 14 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Построение графиков и диаграмм при помощи электронных таблиц, обработка и анализ данных Сам. работа 2 27 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности
ОПК-8: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
Примеры вопросов закрытого типа
1. Miniplan – это
а) онлайн-система управления проектами
б) облачное хранилище данных
в) открытая программная система видео-конференц-связи
г) онлайн-органайзер +
2. Квантовые сенсоры и метрология – это
а) новый класс вычислительных устройств, использующий для решения задач принципы квантовой механики
б) технология криптографической защиты информации, использующая для передачи ключей индивидуальные квантовые частицы
в) совокупность высокоточных измерительных приборов, основанных на квантовых эффектах+
г) новый класс вычислительных устройств, использующий для решения задач квантовые принципы
3. Jira – это
а) онлайн-сервис для управления проектами +
б) социальная сеть
в) сервис для навигации по цифровой среде
г) сервис для организации дистанционного обучения
4. Служба Domain Name System необходима
а) для перевода доменных имен в IP-адреса+
б) для общения в реальном времени
в) для поиска веб-страниц по ключевым словам
г) для обмена электронными сообщениями
5. DropSend – это
а) онлайн-система управления проектами
б) социальная сеть
в) открытая программная система видео-конференц-связи
г) сервис для обмена файлами по сети+
6. OneDrive – это
а) онлайн-система управления проектами
б) социальная сеть
в) открытая программная система видео-конференц-связи
г) облачное хранилище данных
7. WAN – это
а) глобальная сеть связи, охватывающая большие территории и включающая большое количество узлов связи+
б) технологии сетей связи, предназначенные для обеспечения беспроводного покрытия и доступа в рамках локальных пространств
в) технологии сетей связи, построенных «вокруг» человека, то есть связывающих устройства, используемые человеком в рамках его активности
г) глобальная сеть связи, охватывающая небольшие территории и включающая небольшое количество узлов связи
8. CMS – это
а) система управления контентом, набор скриптов для создания, редактирования и управления контентом сайта+
б) онлайн-сервис, в котором можно собрать сайт из готовых шаблонов
в) онлайн-сервис для создания, хранения и распространения учебных материалов, отслеживания успеваемости, проведения оценивания, а также администрирования обучения
г) система веб-страниц
9. Worksection – это
а) онлайн-система управления проектами+
б) социальная сеть
в) сервис для навигации по цифровой среде
г) сервис для организации дистанционного обучения
10. EST – тип VoD, при котором доступ к видео предоставляется
а) вместе с рекламой, которая демонстрируется в видео с определенной периодичностью
б) за счет покупки периодической подписки
в) в счет уплаты определенной суммы, при этом есть ограничения либо по количеству просмотров, либо по времени, в течение которого контент нужно просмотреть, после чего доступ прекращается +
г) в счет уплаты определенной суммы, при этом практически нет ограничений (только если их не вводят правообладатели видео)
11. К специальным персональным данным относятся
а) имя
б) дата рождения
в) расовая принадлежность+
г) религиозные убеждения+
12. Коммуникационные риски
а) связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других+
б) это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству и т. д.
в) это злоупотребление в Интернете правами потребителя (приобретение контрафактной и фальсифицированной продукции, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги и др.)
г) это патологическая, непреодолима тяга к Интернету, «оказывающая пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, семейную или психологическую сферы деятельности»
13. Данный графический контент относится:
а) к инфографике
б) к интеллект-карте+
в) к веб-сайту
г) к блогу
14. В Российской Федерации программными нормативными документами развития блокчейна является дорожная карта развития сквозной цифровой технологии:
а) Системы прямого реестра
б) Системы заимствованного реестра
в) Системы распределенного реестра +
15. Показатель цифрового развития организации или отрасли, характеризующий уровень её цифровой трансформации:
а) цифровой возраст
б) цифровая зависимость
в) цифровая зрелость +

Примеры вопросов открытого типа
1. Совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения- _______ ( электронная информационно-образовательная среда)
2. В адресе priem.tltsu.ru доменом третьего уровня является (priem)
3. Требование, обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, не передавать информацию третьим лицам без согласия ее обладателя – это … информации. ( конфиденциальность)
4. Адрес проживания относится к … персональным данным. (общедоступным)
5. Подкласс информационных технологий, служащий для передачи информации между двумя и более точками на расстоянии, не требуя проводной связи – это технологии _____ ( беспроводной связи)
6. Процесс передачи знаний при помощи мультимедийных технологий – это (видеоурок)
7. Сведения о профессии относятся к … персональным данным. (общедоступным)
8. Технология пакетной передачи данных между устройствами для компьютерных и промышленных сетей обозначается как (Ethernet)
9. Полнота и точность информации – это … информации. (достоверность)
10. Характеристика информации, указывающая на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации, – это … информации. (конфиденциальность)
11. Действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, – это … персональных данных. (распространение)
12. Унифицированный идентификатор ресурса – это (URL)
13. Умения и навыки пользования различными видами онлайн-сервисов и соблюдение норм общения в сети – это (коммуникативная грамотность)
14. Серия видеоуроков, объединенных одной темой и имеющих логическую последовательность, – это (видеокурс)
15. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена в … году: (2019)
16. Не менее … предприятий крупного и среднего бизнеса передают официальную статистическую отчетность в электронном виде с 1 января 2021 года: (90%)
17. В каждом из обязательных региональных проектов в области цифровой экономики обязательно наличие показателей, соответствующих показателям федеральных проектов, так ли это: (да)
18. Для направления … целесообразно выделить в качестве ключевых целей трансформации своевременную и качественную их инвентаризацию, непрерывное совершенствование существующих процессов для улучшения клиентского опыта и снижения затрат, а также внедрение новых процессов, необходимых для реализации деятельности с применением новых технологий: (процессы)
19. Цифровая трансформация призвана … продажи и рост бизнеса: (ускорить)
20. В 2020 году работа по цифровизациии государственных и муниципальных услуг должна дойти до оценки не менее … по 5-балльной шкале уровня удовлетворенности качеством их оказания: (3,7)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к собеседованию (к зачету):
1. Развитие и становление информационных систем и технологий и информационного общества.
2. Этапы развития информационных систем и технологий.
3. Классификация информационных систем.
4. Процесс формирования информационного общества.
5. Основные этапы и современное состояние информатизации общества.
6. Информационная составляющая организации туристической деятельности.
7. Перспективы развития информационных технологий сферы туроператорских и турагентских услуг.
8. Система управления турагентством.
9. Модель электронного документооборота туристического агентства.
10. Программное обеспечение автоматизации работы турагентства.
11. Становление современной системы электронных заказов в деятельности туроператора. 12. Комплексные системы обслуживания заказов в сфере туроператорских и турагентских услуг.
13. Общая характеристика наиболее распространенных систем автоматизации деятельности турагентств.
14. Специфика маркетинга услуг.
15. Информационный маркетинг и перспективы развития электронной торговли.
16. Размещение и рассылка рекламы в Интернет.
17. Обзор возможностей рекламы в Интернете.
18. Информационные системы менеджмента турагентства.
19. Классификация информационных систем менеджмента.
20. Пакеты управления предприятиями туристической сферы.

Приложения
Приложение 1.   ФОС 2021 туризм.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аксянова А.В., Алесандровская Ю.П., Валеева А.Н. и др. Компьютерный практикум по информатике:, Ч. 1. Операционная система Windows и ее приложения: Учебное пособие КГТУ//ЭБС "Университетская библиотека online", 2008 biblioclub.ru
Л1.2 Аксянова А.В., Алесандровская Ю.П., Валеева А.Н. и др. Компьютерный практикум по информатике, Ч. 2. Табличный процессор: Учебное пособие КГТУ//ЭБС "Университетская библиотека online", 2008 biblioclub.ru
Л1.3 Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В., Рябцева, Л.Н. Информационная культура лично-сти в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме» portal.edu.asu.ru
Э2 GIS-Lab: географические информационные системы и дистанционное зондирование gis-lab.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков

Оценка знаний по дисциплине «Цифровая культура в профессиональной деятельности» проводится с целью определения уровня освоения предмета, включает:
Лабораторные работы;
Тесты;
Оценка качества подготовки на основании выполненных заданий ведется преподавателям (с обсуждением результатов), баллы начисляются в зависимости от сложности задания.
Для определения фактических оценок каждого показателя выставляются следующие баллы:
Выполнение лабораторных занятий – от 0 до 10 баллов .
Тестирование – от 0 до 10 баллов.
Студентам, пропустившим занятия и не ответившим по темам занятий, общий балл по текущему контролю снижается на 10% за каждый час пропуска занятий.
Студентам, проявившим активность во время практических занятий, общий балл по текущему контролю может быть увеличен на 10-15%.

Защита лабораторной работы производится студентом в день ее выполнения в соответствии с планом-графиком. Преподаватель проверяет правильность выполнения лабораторной работы студентом, контролирует знание студентом пройденного материала с помощью контрольных вопросов или тестирования.
Проработка учебных литературы осуществляется студентами в течение всего семестра, после изучения новой темы. В семестре предусмотрена текущая аттестация в виде контрольных опросов. К зачѐту допускаются студенты, выполнившие все виды текущей аттестации – практические и лабораторные работы, задание для самостоятельного работы и контрольные опросы.
Оценка компетентности осуществляется следующим образом: по окончании выполнения задания студенты готовят отчет, который затем выносится на защиту. В процессе защиты выявляется информационная компетентность в соответствии с заданием на лабораторное занятие, затем преподавателем дается комплексная оценка деятельности студента.


Для оценки учебных достижений обучающихся используется балльно-рейтинговая
технология, которая основана на единых требованиях к студентам, предполагающих в
процессе изучения дисциплины прохождение фиксированного количества мероприятий
текущего контроля успеваемости.
Балльно-рейтинговая технология оценки успеваемости студентов базируется на
следующих принципах:
· реализации компетентностного подхода к результатам обучения в образовательном процессе;
· индивидуализации обучения;
· модульном принципе структурирования учебного процесса;
· вариативности форм контроля и гибкой модели оценивания успеваемости
студентов;
· открытости процедур контроля и результатов оценки текущей успеваемости
студентов;
· единства требований, предъявляемых к работе студентов в ходе освоения
программы дисциплины;
строгом соблюдении исполнительской дисциплины всеми участниками образовательного процесса.
Балльно-рейтинговая система предназначена для повышения мотивации учебной
деятельности студентов, для объективности и достоверности оценки уровня их подготовки и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в университете. Получение баллов позволяет студентам четко понимать механизм формирования оценки по дисциплине, что исключит конфликтные ситуации при получении итоговой
оценки; осознавать необходимость систематической и регулярной работы по усвоению
учебного материала; стимулировать саморазвитие и самообразование.
Все мероприятия текущего контроля студент должен выполнить и быть аттестован
по ним в баллах.
При обнаружении преподавателем в выполненном студентом задании плагиата данное задание оценивается 0 баллов и считается не выполненным.