МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., Преподаватель, Зацепина О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Актуальность курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин особое значение придается вопросам правотворческой техники и правоприменения. Цель курса – рассмотрение актуальных проблем правотворчества и правоприменительной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-1.1 Знает основные стадии нормотворчества.
ПК-1.2 Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов.
ПК-1.3 Владеет навыками формулирования юридических дефиниций.
ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает основные стадии нормотворчества.
ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения.


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов.
ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками формулирования юридических дефиниций.
ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актульные проблемы правотворчества
1.1. Правотворчество: понятие, стадии, виды и принципы Лекции 2 0 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Правотворчество: понятие, стадии, виды и принципы Практические 2 1 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Правотворчество: понятие, стадии, виды и принципы Сам. работа 2 16 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Система права и система законодательства: проблемные аспекты распределения правового массива Лекции 2 0 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Система права и система законодательства: проблемные аспекты распределения правового массива Практические 2 1 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Система права и система законодательства: проблемные аспекты распределения правового массива Сам. работа 2 16 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Структрура нормы права: проблема объективации в законодательстве Лекции 2 0 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Структрура нормы права: проблема объективации в законодательстве Практические 2 1 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Структрура нормы права: проблема объективации в законодательстве Сам. работа 2 14 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Роль средств юридической техники в повышении качества нормативных правовых актов Лекции 2 0 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Роль средств юридической техники в повышении качества нормативных правовых актов Практические 2 1 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Роль средств юридической техники в повышении качества нормативных правовых актов Сам. работа 2 12 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Актульные проблемы применения права
2.1. Правоприменение как особая форма реализации права Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Правоприменение как особая форма реализации права Практические 2 1 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Правоприменение как особая форма реализации права Сам. работа 2 8 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Пробелы в праве и способы их восполнения Лекции 2 0 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Пробелы в праве и способы их восполнения Практические 2 1 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Пробелы в праве и способы их восполнения Сам. работа 2 12 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Мониторинг правоприменения как способ повышения качества правотворчества и правоприменения Лекции 2 2 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Мониторинг правоприменения как способ повышения качества правотворчества и правоприменения Практические 2 2 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Мониторинг правоприменения как способ повышения качества правотворчества и правоприменения Сам. работа 2 16 ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4457

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен разрабатывать нормативные правовые акты

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Сколько чтений проходит законопроект в РФ, по общему правилу?
а) 3
б) 2
в) 4
г) 5
Ответ: а

2. Кто согласно Конституции РФ одобряет закон?
а) Президент РФ
б) Правительство РФ
в) Совет Федерации РФ
г) Государственная Дума РФ
Ответ: в

3. Требование ______________ нормативно-правового акта означает, что все цели его издания реализованы с наименьшим ущербом для различных социальных ценностей, с меньшими экономическими затратами, в наиболее короткие сроки.
а) эффективности.
б) стабильности
в) целесообразности
г) законности
Ответ: а

4. ____________- это часть нормативного акта, которая представляет собой государственно-властное установление, предназначенное для специального текстового или символического подчеркивания, имеющее сопроводительный характер.
а) примечание
б) преамбула
в) заключительные положения
г) гипотеза

5. Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов, относится к __________________ правилам правотворческой техники.
а) логическим
б) философским
в) психологическим
г) доктринальным
Ответ: а

6. В первом чтении законопроекта происходит _________________.
а) обсуждение его концепции
б) внесение в него изменений и дополнений
в) лингвистическая корректировка текста
г) принятие закона
Ответ: а

7. Структурная часть нормативно-правового акта, в котором указываются цели его принятия, задачи, который он призван разрешить, и положения, мотивирующие человека его соблюдать, называется
а) глава
б) преамбула
в) раздел
г) статья
Ответ: б

8. Выберете термин, который не имеет отношение к структуре нормативного правового акта:
а) преамбула
б) диспозиция
в) статья
г) раздел
Ответ: б

9. Выберете верный способ указания реквизитов нормативного правового акта:
а) Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
б) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
в) Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»
г) Федеральный закон от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Ответ: в

10. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации»)
а) Правовая аксиома
б) Юридическая фикция
в) Правовая дефиниция
г) Правовая презумпция
Ответ: в

11. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (Конституция РФ)
а) Правовая аксиома
б) Юридическая фикция
в) Правовая дефиниция
г) Правовая презумпция
Ответ: г

12. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (Конституция РФ)
а) Правовая аксиома
б) Юридическая фикция
в) Правовая дефиниция
г) Правовая презумпция
Ответ: а

13. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев» (Гражданский кодекс РФ)
а) Правовая аксиома
б) Юридическая фикция
в) Правовая дефиниция
г) Правовая презумпция
Ответ: б

14. Выберете строку, в которой верно перечислены структурные элементы нормы права:
а) основание, диспозиция, санцкия
б) гипотеза, диспозиция, санцкия
в) гипотеза, норма, санцкия
г) гипотеза, диспозиция, наказание
Ответ: б

15. К признакам нормативного правового акта НЕ относится:
а) письменная форма
б) структурными элементами выступают нормы права
в) особый порядок принятия (в ходе правотворческого процесса)
г) адресуется конкретным лицам
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Продолжите перечень видов правил юридической техники, предъявляемых к нормативным актам и их проектам: содержательные, логические, структурные, ________________, _________________, ________________.
Ответ: языковые, реквизитные, процедурные.

2. В какой структурной части нормативно-правового акта указываются цели его принятия, задачи, который он призван разрешить, и положения, мотивирующие человека его соблюдать.
Ответ: в преамбуле.

3. Какая структурная единица нормативно-правового акта включает в себя правовой институт или субинститут?
Ответ: глава.

4. __________________- это сокращения словосочетаний, образованные из первых букв слов, в них входящих.
Ответ: аббревиатуры.

5. Определите название и сущность лексической ошибки в словосочетании «гражданин, распространивший сведения, порочащие честь и достоинство».
Ответ: плеоназм – речевая избыточность.

6. Какой коррупциогенный фактор содержится в данном примере: «Должностное лицо, осуществляющее личный прием гражданина, в пределах своей компетенции, руководствуясь законодательством и муниципальными правовыми актами, вправе:
- удовлетворить обращение гражданина;
- отказать в удовлетворении обращения гражданина;
- принять от гражданина письменное обращение»?
Ответ: определение компетенции по формуле «вправе».

7. Норморайтер – это специалист по _____________________.
Ответ: созданию нормативно-правовых актов.

8. Что означает логическое правило убедительности нормативно-правовых актов?
Ответ: аргументированность принятия акта, использования в нем определенных моделей, средств и способов правового регулирования.

9. В каком случае орган, получивший заключение о проведении независимой антикоррупционной экспертизы, вправе не направлять ответ на него гражданину или организации, ее проводившим?
Ответ: если в заключении нет информации о выявленных коррупциогенных факторах или способах их устранения.

10. Правовая экспертиза ___________ правовых актов, не проводится.
Ответ: недействующих.

11. Какой коррупциогенный фактор содержится в указанном примере: «Для получения субсидии транспортная организация предоставляет в Комитет следующие документы: а) заявление о предоставлении субсидии; б) расчет размера субсидии по форме, установленной Комитетом, подписанный заявителем и банком (в 2-х экземплярах), и в сроки, устанавливаемые Комитетом по согласованию с заявителем»?
Ответ: злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) -отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.

12. Какая ошибка допущена в данном примере: ««если в результате умышленного преступления причиняются тяжкие последствия»?
Ответ: нарушение лексической сочетаемости.

13. Найдите ошибку в приведенном фрагменте текста НПА: «Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, Конституцией (Основным Законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края …»?
Ответ: Основной Закон Алтайского края – Устав, а не Конституция.

14. Какая ошибка допущена в данном примере: «заседание совета проводит председатель, а в случае его отсутствия один из членов наблюдательного совета на основании решения председателя»?
Ответ: пунктуациационная ошибка – пропущено тире после слова «отсутствия».

15. Какие ошибки содержатся в данном примере: «…свидетельство, указанное…, в котором указывается о применении к резиденту Свободного порта Владивосток системы налогообложения для резидентов и основания ее применения»?
Ответ: лексическая ошибка – тавтология («указывается» и «указано); грамматическая ошибка – «указывается о …».

16. Какая ошибка содержится в данном словосочетании и как ее устранить: «граждане городского округа»?
Ответ: неправильное употребление термина, использование устаревшей терминологии, правильно – «жители городского округа», «граждане РФ».

17. Какая ошибка допущена в данном словосочетании «в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ»?
Ответ: использование устаревшего названия органа. Правильно – «Министерства науки и высшего образования РФ».

18. Как устранить ошибку, допущенную в данном примере: «Подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа, расположенного на территории Свободного порта Владивосток, осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования…»?
Ответ: «Подготовка и утверждение в виде отдельного документа градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории Свободного порта Владивосток, осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования…».

19. Муниципальный правовой акт не был опубликован в установленном законом порядке. Укажите правовые последствия отсутствия надлежащего опубликования правового акта.
Ответ: неопубликованный муниципальный акт не является действующим / вступившим в силу.

20. В ходе подготовки проекта Генерального плана г. Барнаула уполномоченным органом местного самоуправления не были проведены публичные слушания, проведение которых обязательно при принятии указанного муниципального акта. Каковы правовые последствия отсутствия проведения публичных слушаний?
Ответ: принятый без проведения публичных слушаний Генеральный план г. Барнаула является незаконным, т.к. при принятии муниципального акта была нарушена предусмотренная законом процедура, что недопустимо.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального м процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Мониторинг правоприменения, главным образом, включает в себя:
Выберите один ответ:
а) обобщение информации
б) сбор информации
в) анализ практики применения законодательства
Ответ: в

2. По характеру реализации результатов выделяются следующие виды мониторинга нормативных правовых актов:
Выберите один или несколько ответов:
а) обязательный
б) рекомендательный
в) необязательный
Ответ: а), б)

3. Укажите вид(ы) мониторинга правоприменения
Выберите один или несколько ответов:
а) оперативный
б) контрольный
в) текущий
Ответ: а), в)

4. На какой стадии определяется объект мониторинга правоприменения?
Выберите один ответ:
а) заключительной
б) основной
в) подготовительной
Ответ: в

5. Исковое заявление было оставлено судом без движения ввиду наличия в нем многочисленных грамматических ошибок, не препятствующих уяснению содержания исковых требований. По мнению истца, определение суда об оставлении без движения искового заявления незаконно. Выберете верное утверждение.
а) Грамматические ошибки в исковом заявлении не могут служить препятствием для принятия иска к производству, в связи с чем, истец вправе обжаловать определение суда об оставлении искового заявления без движения.
б) Грамматические ошибки в исковом заявлении препятствуют рассмотрению дела в порядке искового производства, в связи с чем, исковое заявление может быть принято к производству только после устранения всех грамматических ошибок.
в) Суд не вправе выносить определения об оставлении искового заявления без движения.
Ответ: а

6. Прокурором г. Барнаула было подготовлено отрицательное заключение по итогам проведения антикоррупционной экспертизы проекта муниципального правового акта в связи с наличием юридико-лингвистических ошибок в тексте проекта правового акта. Выберете верное утверждение.
а) Юридико-лингвистическая неопределенность текста проекта правового акта не препятствует принятию нормативного правового акта и не свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов.
б) Юридико-лингвистическая неопределенность предполагает употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, в связи с чем является коррупциогенным фактором.
в) В компетенцию прокуратуры не входит оценка проектов нормативных правовых актов на предмет их законности.
Ответ: б

7. В тексте договора оказания юридических услуг предмет договора согласован следующим образом: «Исполнитель обязуется по поручению Заказчика взыскать задолженность с… в пользу … по договору поставки №… от …». Оцените корректность согласованного предмета договора, выбрав верное суждение.
а) Предмет договора согласован корректно, т.к. перечислены точные данные договора, по которому образовалась задолженность и точно изложено обязательство юриста перед заказчиком – взыскать образовавшуюся задолженность. Указанная формулировка не влечет последующих рисков ни для заказчика, ни для исполнителя.
б) Предмет договора согласован некорректно, т.к. юрист обязуется оказать услуги по сопровождению дела о взыскании задолженности, но не гарантирует фактическое взыскание задолженности. Указанная формулировка влечет риски для исполнителя, т.к. в случае объективной невозможности взыскать с должника сумму задолженности, на исполнителя может быть возложена ответственность за ненадлежащее исполнение договора.
в) Юридические услуги не могут быть оказаны в рамках договора возмездного оказания услуг.
Ответ: б

8. Что из названного не является стадией применения права?
а) Выбор и толкование нормы права;
б) Возникновение правоотношения;
в) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
г) Принятие и оформление решения по юридическому делу.
Ответ: б

9. К какому виду юридического факта относится наводнение?
а) Правовой поступок;
б) Событие;
в) Юридический акт;
г) Действие.
Ответ: б

10. Что из названного относится к фактическому составу?
а) Норма права;
б) Условия вступления в брак;
в) Механизм государства;
г) Система законодательства.
Ответ: б

12. Как называется пробел в праве, возникающий в результате возникновения новых общественных отношений и ставящий проблемы перед правоприменителем?
а) Мнимый пробел в праве;
б) Первоначальный пробел в праве;
в) Пробел эволюции;
г) Исторический пробел в праве.
Ответ: в

13. По ст. 120 Конституции РФ 1993 г.чему судьи должны подчиняться ?
а) Только Конституции РФ и федеральному закону;
б) Законодательству;
в) Принципу целесообразности;
г) Справедливости.
Ответ: а

14. Применение права является одной из форм
а) правотворчества;
б) возникновения правоотношений;
в) реализации права;
г) правового воспитания.
Ответ: в

15. Что означает термин «практика»?
а) теоретическое познание окружающего мира;
б) деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и достижение определенной позитивной цели;
в) философское отношение к жизни;
г) образование и обучение.
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. При наличии общей и специальной норм права, регулирующих одни те же правоотношения, применяется ________________.
Ответ: специальная норма.

2. При наличии двух нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, одинаковой юридической силы применяется акт, __________________.
Ответ: принятый позднее.

3. В случае противоречия норм международных договоров РФ Конституции РФ ______________.
Ответ: нормы международных договоров РФ не применяются.

4. В случае противоречия норм закона субъекта РФ федеральным законам РФ по вопросам, относящимся к предметам ведения субъектов РФ, применяются нормы ________________.
Ответ: закона субъекта РФ.

5. В случае противоречия норм закона субъекта РФ федеральным законам РФ по вопросам, относящимся к предметам ведения РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, применяются нормы _______________.
Ответ: федеральных законов РФ.


6. Презумптивная норма применяется к конкретному делу при доказанности ___________________.
Ответ: фактов-оснований презумпции.

7. Преюдиция применяется к конкретному делу при соблюдении _____________преюдиции.
Ответ: объективных и субъективных пределов.

8. Применение правовой нормы, улучшающей положение лица, совершившего правонарушение, к общественным отношениям, возникшим до вступления в силу данной нормы, называется ________________.
Ответ: обратная сила закона.

9. Применение норм как отрасли российского законодательства по аналогии не допускается?
Ответ: уголовного.

10. С помощью какого средства юридической техники распределяются обязанности по доказыванию?
Ответ: презумпции.

11. По Указу Президента РФ от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в РФ» Правительству РФ в 3-месячный срок следует утвердить __________________.
Ответ: методику осуществления мониторинга.

12. Плановость и комплексный характер деятельности органов государственной власти относятся к ______________ мониторинга правоприменения.
Ответ: принципам.

13. При осуществлении мониторинга правоприменения учитывается практика применения _______________, сохраняющих действие на территории Российской Федерации.
Ответ: нормативных правовых актов СССР и РСФСР

14. ____________ - это положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Ответ: коррупциогенные факторы

15. Мониторинг правоприменения в РФ проводится в соответствии с ______________ и согласно _____________ его осуществления.
Ответ: планом мониторинга; методике.

16. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) _____________ и предложены ___________.
Ответ: коррупциогенные факторы; способы их устранения.

17. _______________ - это деятельность органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившим силу (отмены) нормативно-правовых актов.
Ответ: мониторинг правоприменения.

18. _______________правовых актов – это расхождение между действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения.
Ответ: коллизия.

19. _________________ - неполнота правового регулирования.
Ответ: пробел.

20. Должна ли мать доказывать, что отцом ее ребенка, родившегося через 290 дней после расторжения брака, является ее бывший супруг?
Ответ: нет. Согласно ч. 2 ст. 48 СК РФ бывший супруг может опровергнуть данную презумпцию отцовства, предоставив в судебном порядке доказательства обратного, то есть оспорить свое отцовство. При отсутствии опровержения отцом данного ребенка признается он.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1.Охарактеризуйте правотворчество как юридическую деятельность.
2. Что такое применение права?
3. Что такое коллизия в праве?
4. В какой структурной части нормативно-правового акта указываются цели его принятия, задачи, который он призван разрешить, и положения, мотивирующие человека его соблюдать?
5. Какая структурная единица нормативно-правового акта включает в себя правовой институт или субинститут?
6. Что означает логическое правило убедительности нормативно-правовых актов?
7. Применение норм какой отрасли российского законодательства по аналогии не допускается?
8. С помощью какого средства юридической техники распределяются обязанности по доказыванию?
9. В чем проявляется неполнота правового регулирования?
10. Для чего необходим мониторинг применения норм права?
11. В каком случае орган, получивший заключение о проведении независимой антикоррупционной экспертизы, вправе не направлять ответ на него гражданину или организации, ее проводившим?
12. Какой коррупциогенный фактор содержится в указанном примере: «Для получения субсидии транспортная организация предоставляет в Комитет следующие документы: а) заявление о предоставлении субсидии; б) расчет размера субсидии по форме, установленной Комитетом, подписанный заявителем и банком (в 2-х экземплярах), и в сроки, устанавливаемые Комитетом по согласованию с заявителем»?
13. Найдите ошибку в приведенном фрагменте текста НПА: «Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, Конституцией (Основным Законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края …»?
14. Какая ошибка содержится в данном словосочетании и как ее устранить: «граждане городского округа»?
15. Какая ошибка допущена в данном словосочетании «в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ»?
16. Муниципальный правовой акт не был опубликован в установленном законом порядке. Укажите правовые последствия отсутствия надлежащего опубликования правового акта.
17. В ходе подготовки проекта Генерального плана г. Барнаула уполномоченным органом местного самоуправления не были проведены публичные слушания, проведение которых обязательно при принятии указанного муниципального акта. Каковы правовые последствия отсутствия проведения публичных слушаний?
18. Должна ли мать доказывать, что отцом ее ребенка, родившегося через 290 дней после расторжения брака, является ее бывший супруг?
19. Исковое заявление было оставлено судом без движения ввиду наличия в нем многочисленных грамматических ошибок, не препятствующих уяснению содержания исковых требований. По мнению истца, определение суда об оставлении без движения искового заявления незаконно. Как правильно осуществить применение права в данной ситуации.
20. Муниципальный правовой акт не был опубликован в установленном законом порядке. Укажите правовые последствия отсутствия надлежащего опубликования правового акта. Может ли он быть применен?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. А. Комаров Общая теория государства и права: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
Л2.2 А. П. Альбов [и др.] ; под редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина Правотворчество: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023. URL: https://urait.ru/bcode/531878
Л2.3 Т. А. Васильева Как написать закон: Москва : Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/510637
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мудл: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов – дистанционные образовательные технологии. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при решении задач и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.