МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религия и идеология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильПраво и религия в Средней Азии: взаимосвязь в истории и современности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_04_01_Юриспруденция_Право и религия-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Религия и идеология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Религия и идеология: философский аспект взаимодействия являются ознакомление студентов с основными проблемами взаимоотношений и взаимообусловленности идеологии и религии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере правового сопровождения конфессионального и межконфессионального диалога
ПК-3.1 Знает методы и принципы социально-гуманитарного исследования.
ПК-3.2 Умеет ставить цели определять задачи научноисследовательской деятельности, определять круг методов, необходимых для достижения поставленных исследовательских задач.
ПК-3.3 Владеет методологией прикладного исследования явлений правовой действительности.
ПК-3.4 Владеет навыками представления результатов научного исследования с использованием информационно-коммуникационных технологий (подготовка статьи, представление результатов научного исследования) с соблюдением академических требований.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1 Философские основания изучения взаимовлияния религии и идеологии в историческом развитии
1.1. Место курса в сфере религиоведческих и юридических дисциплин Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.2. Основы изучения идеологии и религии Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.3. Основы изучения идеологии и религии Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.4. Основные идеологические течения в современном мире Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.5. Основные идеологические течения в современном мире Сам. работа 4 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Миф, сивмол и ритуал как онтологическое основание взаимосвязи религии и идеологии
2.1. Репрезентация религиозных и идеологических структур в мировоззрении Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Создание политических партий на религиозной основе Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.3. М. Хайдеггер об фундаментальных основаниях идеологии консерватизма Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.4. Создание политических партий на религиозной основе Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.5. Взаимоотношения религии и идеологии в разных странах и исторических эпохах. Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.6. Взаимоотношения религии и идеологии в разных странах и исторических эпохах. Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Ценностных аспекты религиозного и идеологического сознания
3.1. Аксиолоический аспект как структура понимания взаимовлияния религии и идеологи (мораль и политика) Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.2. Основные факторы современной фазы развития геополитических отношений Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Аксиолоический аспект как структура понимания взаимовлияния религии и идеологи (мораль и политика) Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.4. Основные факторы современной фазы развития геополитических отношений Сам. работа 4 9 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-2 Способен использовать в практической деятельности понимание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов религиоведческого знания, владеть основными категориями феноменологии религии, религиозной философии и теологии, взаимоотношений религии и политики, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, эзотерических и мистических учений.

Тестовые задания (выбор одного ответа)

1. Что не относится к структуре мировоззрения?
А. Ценности
Б. Инстинкты
В. Идеалы
Г. Нормы поведения

2. Что нельзя назвать признать в качестве типа мировоззрения?
А. Религия
Б. Философия
В. Мифология
Г. Поэзия

3. Кто из мыслителей выводил слово религия из понятия «связи»?
А. Цицерон
Б. Лактанций
В. Августин
Г. Иероним

4. Кто из мыслителей выводил слово религия из понятия «восстановления связи»?
А. Цицерон
Б. Лактанций
В. Августин
Г. Иероним

5. Кто из мыслителей выводил слово религия из понятия «благоговейного почитания»?
А. Цицерон
Б. Лактанций
В. Августин
Г. Иероним

6. Кто из мыслителей впервые определил идеологию как «систему знаний первооснов морали, политики и права»?
А. Маркс
Б. Де Траси
В. Ницше
Г. Фромм

7. Кто из мыслителей определил идеологию как «превратное мировоззрение»?
А. Маркс
Б. Де Траси
В. Ницше
Г. Фромм

8. Кто из мыслителей определил идеологию как «мыслительный товар»?
А. Маркс
Б. Де Траси
В. Ницше
Г. Фромм

9. Что не входит в структуру религии?
А. Религиозный субъект
Б. Религиозная организация
В. Религиозный объект
Г. Религиозный предикат

10. Какая религия является мировой?
А. Конфуцианство
Б. Синтоизм
В. Ислам
Г. Даосизм

11. Какая религия не является мировой?
А. Христианство
Б. Ислам
В. Буддизм
Г. Иудаизм

12. Какая религия не является региональной?
А. Иудаизм
Б. Зороастризм
В. Бурханизм
Г. Мормонство

13. Какого уровня идеологии не существует?
А. Теоретико-концептуальный
Б. Программно-политический
В. Гипотетико-дедуктивный
Г. Актуализированный

14. Что не относится к концептуальному уровню идеологии?
А. Учение
Б. Бухгалтерия
В. Мифологическое начало
Г. Элементы утопии

15. Кто из философов не оперировал понятием «идея»?
А. Гераклит
Б. Сократ
В. Платон
Г. Аристотель

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 Б 9 Г
2 Г 10 В
3 Б 11 Г
4 В 12 А
5 А 13 В
6 Б 14 Б
7 А 15 А
8 Г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. В каких веках жил Цицерон? (II-I века до н.э.)
2. В каких веках жил Лактанций? (III-IV века)
3. В каких веках жил Августин Аврелий? (IV-V века)
4. В какой стране творил Де Траси? (Франция)
5. Кто написал труд «Капитал»? (Маркс)
6. Кто их психологов определил идеологию как «мыслительный товар»? (Фромм)
7. Религиозные культы (действия) бывают: линейные и … (цикличные)
8. Как называется широко-распространенная религиозная организация с развитыми институтами управления и разработанной теологией? (церковь)
9. Как называется локально-распространенная религиозная организация с не слишком развитыми институтами управления, но разработанной теологией? (деноминация)
10. Как называется узко-распространенная религиозная группа с не развитыми институтами управления и не разработанной теологией, замкнутая на одном харизматическом лидере? (культ)
11. К какому типу религии по широте распространения относится буддизм? (мировая)
12. К какому типу религии по широте распространения относится ислам? (мировая)
13. Какова этническая религия алтайцев? (бурханизм)
14. Что означает термин «политеизм»? (многобожие)
15. Что означает термин «монотеизм» (единобожие)
16. Как называется направление в буддизме, где достичь просветления могут только монахи? (Хинаяна)
17. Как называются религии, в которых поклоняются единому безличному началу? (монизм)
18. К какому типу религий относится шаманизм? (анимизм)
19. Как называется функция религии, предсказывающая будущее? (прогностическая)
20. Как называется функция религии, объединяющая людей? (интегрирующая)
21. Как называется функция религии, помогающая человеку стать частью общества? (социализирующая)
22. Как называется функция религии, дающая ощущение покоя и удовлетворенности? (психологическая)
23. К какому типу идеологии относится консерватизм? (социально-политический)
24. К какому типу идеологии относится капитализм? (классовый)
25. К какому типу идеологии относится национализм? (национально-этнический)
26. Как называется идеология, в центре которой стоит человек и его потребности? (гуманизм)
27. В каком веке жил А. Маслоу? (ХХ век)
28. Как называется главный труд Маслоу? («Мотивация и личность»)
29. Маслоу и его последователи создали «иерархию …» (потребностей)
30. К какому уровню потребностей относятся любовь, семья, общение? (социальные потребности)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-1 Способен анализировать и описывать с позиции академического религиоведения различные религиозные традиции и историю государственно-конфессиональных отношений.

Тестовые задания (выбор одного ответа)

1. Какой тип идеологии относится к социально-политическим идеологиям?
А. Социализм
Б. Расизм
В. Феминизм
Г. Анархизм

2. Какой тип идеологии относится к классовым идеологиям?
А. Социализм
Б. Расизм
В. Феминизм
Г. Анархизм

3. Какой тип идеологии относится к национально-этническим идеологиям?
А. Социализм
Б. Расизм
В. Феминизм
Г. Анархизм

4. Какая идеология ратует за «освобождение женщин»?
А. Национализм
Б. Капитализм
В. Консерватизм
Г. Феминизм

5. Кто из мыслителей разработал «иерархию потребностей»?
А. Юнг
Б. Маслоу
В. Фрейд
Г. Джемс

6. Какой тип потребностей, согласно «иерархии потребностей» школы гуманистической психологии, является базисным, но низшим?
А. Самоактуализация
Б. Экзистенциальные
В. Физические
Г. Социальные

7. Какой тип потребностей, согласно «иерархии потребностей» школы гуманистической психологии, не является необходимым для выживания, но является высшим?
А. Самоактуализация
Б. Экзистенциальные
В. Физические
Г. Социальные

8. В какой религии император считается потомком богов?
А. Буддизм
Б. Синтоизм
В. Ислам
Г. Христианство

9. Какой тип буддизма исторически воплотил теократию?
А. Индийский
Б. Китайский
В. Тибетский
Г. Японский

10. В каком направлении христианство присутствует единоличное управление?
А. Католичество
Б. Православие
В. Протестантизм

11. В каком направлении ислама поклоняются потомкам Мухаммеда?
А. Суннизм
Б. Шиизм
В. Суфизм

12. Кто из буддийских мыслителей предложил концепцию «общественного договора» в отношении власти?
А. Нагарджуна
Б. Асанга
В. Васубандху
Г. Чандракирти

13. Кто из царей не относится к иудейским?
А. Саул
Б. Соломон
В. Давид
Г. Константин

14. В каком направлении христианства более приветствуется престиж и карьера?
А. Католичество
Б. Православие
В. Протестантизм

15. В каком направлении христианства более приветствуется симфония духовной и мирской власти?
А. Католичество
Б. Православие
В. Протестантизм

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 Г 9 В
2 А 10 А
3 Б 11 Б
4 Г 12 В
5 Б 13 Г
6 В 14 В
7 А 15 Б
8 Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. В каких веках жил Де Траси? (XVIII-XIX века)
2. В каком веке жил Маркс? (XIX век)
3. В каком веке жил Фромм? (XX век)
4. Из какой страны происходил Маркс? (Германия)
5. К какому типу религии по широте распространения относится христианство? (мировая)
6. К какому типу религий относятся синтоизм и конфуцианство? (государственные)
7. К какому типу религии относится иудаизм? (этническая)
8. Как называется направление в буддизме, где достичь просветления могут не только монахи? (Махаяна)
9. Как называется функция религии, разъединяющая людей? (дезинтегрирующая)
10. Как называется функция религии, связанная с законностью? (легитимирующая)
11. К какому уровню идеологии относятся лозунги, требования и т.п.? (программно-практический)
12. К какому уровню идеологии относятся формулировки главных идей и положений? (теоретико-концептуальный)
13. Какой уровень идеологии связан со степенью освоения, внедрения в жизнь ее целей и задач? (актуализированный)
14. Как называется концепция, необходимая для мотивации последователей, но вряд ли возможная в действительности? (утопия)
15. К какому элементу идеологического концепта относятся такие образы как «царь-батюшка», «отец народа», «помазанник Божий»? (мифологический)
16. К какому типу идеологии относится либерализм? (социально-политический)
17. К какому типу идеологии относится коммунизм? (классовый)
18. К какому типу идеологии относится нацизм? (социально-политический)
19. Как называется функция идеологии, связанная с правилами жизни и стандартами поведения? (нормативная)
20. Как называется функция идеологии, связанная с формированием какого-либо типа личности? (воспитательная)
21. Как называется функция идеологии, связанная с налаживанием общения, передачей социального опыта, связями поколений? (коммуникативная)
22. Сколько всего существует уровней потребностей, согласно школе гуманистической психологии Маслоу? (пять)
23. Какие потребности связаны с престижем и достижением успеха, карьерой? (самоутверждение)
24. Какие потребности связаны с выживанием, размножением и т.п.? (физические)
25. В каком направлении христианства обязателен целибат священства? (католицизм)
26. В какой религии запрещено изображение человека? (ислам)
27. Основатель какой мировой религии имел множество жен? (ислам)
28. Что означает слово «ислам»? (покорность)
29. Какая религия является второй по длительности своего существования? (христианство)
30. Какая геометрическая фигура используется в гуманистической психологии для отображения «иерархии потребностей личности? (пирамида)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Религия и идеология как формы мировоззрения
2. Методические аспекты изучения религии и идеологии
3. Определение религии (Цицерон, Лактанций, Августин)
4. Определение идеологии (де Траси, Маркс, Фромм)
5. Структура религии
6. Типология религий
7. Функции религии
8. Структура идеологии
9. Типология идеологий
10. Функции идеологий
11. Идеологические ценности и их классификация
12. Идеологические ценности в классических религиях
13. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
14. Социальная концепция РПЦ МП
15. Социальная доктрина Католической Церкви
16. Социальная доктрина российских мусульман
17. Декларация принципов государственно-конфессионального диалога и социального служения российских вайшнавов
18. Идеология Буддийской традиционной сангхи России
19. Социальная позиция протестантских Церквей России
20. Основы социальной концепции российского иудаизма
Задание:
Проанализируйте взаимоотношения между религией и идеологией в России в хронологическом срезе в ХХ веке

Критерии оценивания:
1. Полнота изложения устного материала;
2. Своевременность изложения материала;
3. Последовательность и рациональность изложения материала;
4. Оригинальность изложения материала;
5. Логичность изложения материала.

Шкала перевода баллов в оценку:

Отметка «2» выставляется в том случае, если студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности, выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Отметка «3» выставляется в том случае, если студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа, допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметка «4» выставляется в том случае, если студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, однако допускается некоторая неточность в ответе.
Отметка «5» выставляется в том случае, если студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, студент продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ивин А. А. Философия коллективного творчества: Москва, Берлин: Директ-Медиа,, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Ивин А. А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении: сква, Берлин: Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ивин А. А. Новая философия истории: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Глузман С. А. Ментальное пространство России: Санкт-Петербург: Алетейя, 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Кроуфорд К. Христианство в общественной, политической и духовной жизни Германии в ХХ веке : Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л2.4 Юрков В. А. Ватикан и СССР: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 центр научной и политической мысли и идеологии rusrand.ru
Э2 Интерфакс-Религия www.interfax-religion.ru
Э3 Ислам и мусульмане России www.islamnews.ru
Э4 Курс в Moodle "Религия и идеология: философский аспект" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на зачете. Лекции по курсу «Религия и идеология: философский аспект взаимодействия» выстроены по структурно-типологическому принципу, и потому студент обязан знать понятийные, структурные и функциональные характеристики религии и идеологии. Также обучающийся должен быть способным изложить современные идеологические концепции различных религиозных систем (индуизм, буддизм, христианство, ислам), особенно их российскую специфику, в отношении институтов власти, семьи, образования и т.п. на основании имеющихся официальных документов.
На практических занятиях студент для получения положительной оценки на зачете обязан выступать с докладами по заранее выданным преподавателем темам, соответствующим содержанию курса. К тому же он обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных религиозных идеологий, сложившихся к настоящему времени. Умение анализировать перспективы разных религиозных идеологий в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Религия и идеология: философский аспект взаимодействия». Способность студента оценивать как историческую роль различных религиозных идеологий, так и их роль в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.