МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политика России в Восточной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КиКЯ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Гостюшева Е.М.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политика России в Восточной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Знает основные требования к информации и методы работы с оригинальными текстами и источниками по профилю деятельности
ОПК-3.2 Умеет выделять и систематизировать из массива источников содержательно значимые эмпирические данные и смысловые конструкции для решения конкретной профессиональной задачи
ОПК-3.3 Владеет навыками подготовки информационно- аналитического обзора по заданной проблематике
ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает общественно- политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.2 Умеет анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно- политических и социально- экономических событий и процессов в регионе специализации
ОПК-4.3 Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории;Основные требования к информации и методы работы с оригинальными текстами и источниками по профилю деятельности; Общественно-политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов; Сопоставлять разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений; Выделять и систематизировать из массива источников содержательно значимые эмпирические данные и смысловые конструкции для решения конкретной профессиональной задачи; Анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно-политических и социально-экономических событий и процессов в регионе специализации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками подготовки информационно-аналитического обзора по заданной проблематике; Давать характеристику и оценку политическим и социально-экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Народности, культура, хозяйство Дальнего Востока до колонизации Россией (с древнейших времен – XVI в.)
1.1. Народности, культура, хозяйство Дальнего Востока до колонизации Россией Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Государственные образования на территории Дальнего Востока Лекции 6 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Приамурье в Средние века Сам. работа 6 8 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Приамурье в Средние века Практические 6 2 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Дальний Восток в XVII - XVIII вв.: открытия, изучение, освоение
2.1. Дальний Восток в условиях колонизации Россией: открытие, изучение и освоение (XVII - XVIII вв.) Лекции 6 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Установление первых контактов русского государства с Китаем. Российско-китайские отношения в XVII веке Сам. работа 6 8 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Установление первых контактов русского государства с Китаем. Российско-китайские отношения в XVII веке Практические 6 4 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Русские мореплавания и географические открытия в ХVIII веке на Дальнем Восток Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Взаимоотношения Росси и Китая в XVIII веке Сам. работа 6 8 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Взаимоотношения Росси и Китая в XVIII веке Практические 6 4 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Укрепление позиций России на Дальнем Востоке (конец XVIII-нач. XX вв.)
3.1. Организация научно-исследовательских экспедиций на Дальний Восток в первой половине ХIХ в. Хозяйственное освоение территории Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Организация научно-исследовательских экспедиций на Дальний Восток в первой половине ХIХ в. Хозяйственное освоение территории Практические 6 2 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Русско-китайские и русско-японские отношения в XIX веке Лекции 6 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Посольство К.И. Вебера в Корею. Начало русско- корейских международных отношений Практические 6 4 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Посольство К.И. Вебера в Корею. Начало русско- корейских международных отношений Сам. работа 6 8 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Политика России на Дальнем Востоке в XX веке
4.1. Гражданская война в России. Интервенция иностранных держав на Дальний Восток. Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке Лекции 6 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке Практические 6 2 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке Сам. работа 6 7 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Внешняя политика Российской Федерации на Дальнем Востоке (1990-е - 2000-е гг.) Практические 6 2 ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Решетникова, Л.С. История Востока в Новое время : электронный курс лекций Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 сост. Л.Н. Величко, А.Н. Птицын, В.Н. Садченко. История Востока в Новейшее время: история международных отношений : хрестоматия Ставрополь : СКФУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466983
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лукин А. В. Поворот к Азии. Российская внешняя политика на рубеже веков и ее активизация на восточном направлении: Монография Москва: Весь Мир, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 АлтГУ, Ист. фак., Каф. востоковедения, Алтайский междунар. центр азиат. исслед. Политика России и Китая в Центральной Азии во второй половине XIX - начале XXI в.: [монография] [Азбука], 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" "Политика России в Восточной Азии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/]
Электронная библиотека восточной литературы [ http://www.vostlit.info ]

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины студентам предстоит актуализировать знания по истории политики России и сопредельных территорий Восточной Азии. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (22 часов лекционных и 20 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (39 часов). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе подготовки знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электронный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1456
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания, расположенные в теме. Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем.
Промежуточная аттестация происходит в виде экзамена.