МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_Информационная безопасность_БАС-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Давыд Давыдович

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Мансуров Александр Валерьевич

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 10.03.01 Информационная безопасность (приказ Минобрнауки России от 17.11.2020 г. № 1427)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Поляков Виктор Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой Поляков Виктор Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – формирование теоретических знаний и практических навыков по использованию современных электронно-вычислительных и программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно:
- знакомство студентов с основами работы с прикладными программными пакетами в ОС Windows
- формирование навыков работы с базовыми средствами для программирования и отладки на языке Python
- обучение основным принципам алгоритмического подхода, от этапа формализации до реализации в виде программного кода

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять информационно-коммуникационные технологии, программные средства системного и прикладного назначения, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знает программные средства системного и прикладного назначения, информационно-коммуникационные технологии, необходимые для решения профессиональных задач.
ОПК-2.2 Умеет выбирать необходимые программные средства системного и прикладного назначения, в том числе отечественного производства, информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач.
ОПК-2.3 Владеет навыками применения программные средства системного и прикладного назначения, информационнокоммуникационными технологиями для решения профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1: Знает программные средства системного и прикладного назначения, информационно-коммуникационные технологии, необходимые для решения профессиональных задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2: Умеет выбирать необходимые программные средства системного и прикладного назначения, в том числе отечественного производства, информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3: Владеет навыками применения программные средства системного и прикладного назначения, информационнокоммуникационными технологиями для решения профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы работы в ОС Windows и офисных приложениях
1.1. Операционная система WINDOWS. Текстовый процессор Microsoft Word. Редактор формул. Калькулятор Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Текстовый редактор Microsoft Word. Работа с текстом Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Текстовый редактор Microsoft Word. Стили форматирования и ссылки Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Текстовый редактор Microsoft Word. Электронные формы Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Графический редактор Paint. Работа с графическими объектами в Microsoft Word Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Программа обработки электронных таблиц Microsoft Excel Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Программа обработки электронных таблиц Microsoft Excel. Расчет сметы. Настройка диаграмм Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Excel – текстовые функции. Word - создание писем рассылки методом слияния Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.9. MS Excel. Разработка теста. Разработка вычисляемой таблицы турнира спортивных состязаний Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.10. ОС Windows. Пакет MS Office Сам. работа 2 50 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы программирования на языке Python
2.1. Ввод и вывод данных в Python Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Условная инструкция. Логический тип Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Циклы for и while Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Вещественные числа и модуль math Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Строки Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Функции и рекурсия Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Списки Лабораторные 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Вложенные списки Лабораторные 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Ввод и вывод данных в Python. Условная инструкция. Логический тип. Циклы for и while. Вещественные числа и модуль math. Строки. Функции и рекурсия. Списки. Вложенные списки Сам. работа 2 67 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Экзамен
3.1. Экзамен 2 27 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9881

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОПК-2: Способен применять информационно-коммуникационные технологии, программные средства системного и прикладного назначения, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности;
Индикаторы достижения компетенции:
ОПК-2.1: Знает программные средства системного и прикладного назначения, информационно-коммуникационные технологии, необходимые для решения профессиональных задач.
ОПК-2.2: Умеет выбирать необходимые программные средства системного и прикладного назначения, в том числе отечественного производства, информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач.
ОПК-2.3: Владеет навыками применения программные средства системного и прикладного назначения, информационнокоммуникационными технологиями для решения профессиональных задач.

Вопрос 1:
Возможность предварительного просмотра документа в редакторе MS Word: выполнить команду …
а) «Открыть» из меню «Файл»
б) «Предварительный просмотр» из меню «Файл», по завершении просмотра нажать кнопку «Закрыть»
в) «Открыть» из меню «Файл», по завершении просмотра нажать кнопку «Закрыть»
Верный ответ:б)
Вопрос 2:
Основные функции редактирования текста:
а) ввод текста, коррекция, вставка, удаление, копирование, перемещение
б) установка межстрочных интервалов
в) выделение фрагментов текста
Верный ответ:а)
Вопрос 3:
Для создания нового файла в редакторе MS Word необходимо …
а) щелкнуть пиктограмму «Создать» на панели инструментов
б) выполнить команду «Открыть» из меню «Файл»
в) выполнить команду «Создать» из меню «Файл». В закладке «Общие» щелкнуть по пиктограмме «Обычный» и нажать ОК
Верный ответ:в)
Вопрос 4:
Для перемещения выделенного абзаца в конец текста в редакторе MS Word необходимо выполнить команду …
а) «Заменить» из меню «Правка». Установить курсор в конец текста. Выполнить команду «Вставить» из меню «Правка»
б) «Удалить» из меню «Правка». Установить курсор в конец текста. Выполнить команду «Вставить» из меню «Правка»
в) «Вырезать» из меню «Правка». Установить курсор в конец текста. Выполнить команду «Вставить» из меню «Правка»
Верный ответ:в)
Вопрос 5:
Текстовые редакторы:
а) Lexicon 2.0 for Windows, Word for Windows 6.0, 7.0
б) Quattro Pro, Super Calc
в) Paradox, Clipper
Верный ответ:а)
Вопрос 6:
Для выделения всего текста документа в редакторе MS Word необходимо …
а) использовать команды «Правка», «Выделить все»
б) установить курсор мыши слева от текста и трижды щелкнуть
в) использовать клавиши CTR + 1
г) использовать клавиши ALT +5
Верный ответ:а)
Вопрос 7:
Текстовый редактор – это прикладное программное обеспечение, используемое для …
а) автоматизации задач бухгалтерского учета
б) создания текстовых документов и работы с ними
в) создания таблиц и работы с ними
Верный ответ:б)
Вопрос 8:
Для выделения прямоугольного фрагмента текста в редакторе MS Word необходимо установить указатель мыши в …
а) начало выделения, при нажатой клавише ALT и левой кнопке мыши протаскиваем мышь по горизонтали или вертикали
б) конец выделения, при нажатой клавише ALT и левой кнопке мыши протаскиваем мышь по горизонтали или вертикали
в) начало выделения, при нажатой клавише CTR и левой кнопке мыши протаскиваем мышь по горизонтали или вертикали
Верный ответ:а)
Вопрос 9:
Для копирования выделенного фрагмента в конец текста в редакторе MS-Word необходимо выполнить команду «Копировать» из меню «Правка». …
а) Установить курсор в конец текста. Выполнить команду «Вставить» из меню «Правка»
б) Установить курсор в конец текста. Выполнить команду «Заменить» из меню «Правка»
в) Выполнить команду «Вставить» из меню «Правка»
Верный ответ:а)
Вопрос 10:
Для выделения строки в тексте в редакторе MS Word необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши …
а) слева от строки текста
б) на любом слове текста
в) справа от строки текста
Верный ответ:а)
Вопрос 11:
Команды, содержащиеся в пункте меню «Файл» редактора MS Word:
а) открыть
б) шрифт
в) создать
г) заменить
д) абзац
ё) сохранить
е) сохранить как
Верный ответ:б), в), е), ё)
Вопрос 12:
Команды, содержащиеся в пункте меню «Вид» редактора MS Word:
а) вырезать
б) обычный
в) вставить
г) предварительный просмотр
д) панели инструментов
е) разметка страницы
Верный ответ:б), д), е)
Вопрос 13:
Для сохранения документа в редакторе MS Word необходимо …
а) щелкнуть пиктограмму «Создать» на панели инструментов
б) щелкнуть пиктограмму «Сохранить» на панели инструментов
в) выбрать команду «Создать» из меню «Файл»
г) выбрать команду «Сохранить» из меню «Файл»
Верный ответ:б),г)
Вопрос 14:
Для установления значений полей для нового документа в редакторе MS Word необходимо выбрать команду …
а) «Параметры страницы» из меню «Файл», в появившемся окне установить необходимые атрибуты
б) «Шаблоны» из меню «Файл», в появившемся окне установить необходимые атрибуты
в) «Абзац» из меню «Формат»
Верный ответ:а)
Вопрос 15:
Для расположения текста документа в две колонки в редакторе MS-Word необходимо выбрать команду «Колонки» из меню «Формат», …
а) в поле «Тип» щелкнуть по окошку с обозначением «две» и нажать ОК
б) в поле «Тип» щелкнуть по окошку с обозначением «одна» и нажать ОК
в) нажать ОК
Верный ответ:а)
Вопрос 16:
Основные функции форматирования текста:
а) перенос, копирование, переименование, удаление
б) ввод текста, корректировка текста
в) установление значений полей страницы, форматирование абзацев, установка шрифтов, структурирование и многоколонный набор
Верный ответ:в)
Вопрос 17:а), б)
Для выделения абзаца текста в редакторе MS Word необходимо …
а) установить курсор на поле слева от абзаца и дважды щелкнуть мышью
б) установить курсор на любое слово абзаца и трижды щелкнуть левой кнопкой мыши
в) установить курсор на любое слово абзаца и щелкнуть левой кнопкой мыши
г) установить курсор на любое место абзаца и щелкнуть средней кнопкой мыши (колесико
д) щелкнуть мышью в начале абзаца и, не отпуская мыши, протянуть до конца абзаца
Верный ответ: а), б), д)
Вопрос 18:
Для загрузки программы MS Word необходимо …
а) набрать на клавиатуре Microsoft Word и нажать клавишу Enter
б) в меню Пуск выбрать пункт Документы, в выпадающем подменю щелкнуть по строке Microsoft Word
в) в меню Пуск выбрать пункт Программы, в выпадающих подменю щелкнуть по позиции Microsoft Office, а затем — Microsoft Word
Верный ответ:в)
Вопрос 19:
Для выделения слова в тексте в редакторе MS Word необходимо …
а) щелкнуть левой кнопкой мыши в любом месте текста
б) установить указатель мыши на слове и сделать двойной щелчок левой кнопкой мыши
в) установить указатель мыши на слове и сделать щелчок левой кнопкой мыши
Верный ответ:б)
Вопрос 20:
Основными функциями текстовых редакторов являются:
а) редактирование текста, форматирование текста, вывод текста на печать
б) разработка графических приложений
в) создание таблиц и выполнение расчетов по ним
Верный ответ:а)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
1. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления.
2. Двоичная арифметика. Сложение и вычитание двоичных чисел.
3. Умножение двоичных чисел: частичные произведения, умножение старшими разрядами вперед, умножение младшими разрядами вперед.
4. Кодирование целых чисел со знаком. Прямой, обратный и дополнительный коды.
5. Кодирование вещественных чисел. Мантисса и порядок вещественного числа. Нормализованное число. Принципы чисел с плавающей запятой в стандарте IEEE 754. Формат с одинарной точностью (32 бита) в стандарте IEEE 754: описание, смещенный порядок, границы диапазона вещественных чисел.
6. Кодирование текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Международный стандарт Unicode.
7. Двоичное кодирование графической информации. Растровое изображение. Пространственная дискретизация. Пиксел. Разрешающая способность и размер пиксела. Кодирование цвета. Цветовая модель RGB. Количество цветов. Глубина кодирования цвета. Форматы кодирования цветов. Размер графического файла. Векторное изображение.
8. Двоичное кодирование звуковой информации. Звук. Громкость и тон звука. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Теорема Котельникова- Найквиста. Амплитудная дискредитация. Глубина кодирования звука. Звуковая карта. Размер аудиофайла в формате WAV.
9. Информатика. Информация. Виды информации. Свойства информации. Количество информации.
10. Формула количества информации Хартли.
11. Формула количества информации Шеннона.
12. Информатизация. Информационное общество.
13. Сжатие информации. Необходимость сжатия информации. Избыточность информации. Коды сжатия. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
14. Сжатие без потерь. Статистические методы сжатия: алгоритмы Хаффмена и Шеннона-Фано. Кодовое дерево. Префиксный код.
15. Сжатие без потерь. Кодирование методом повторяющихся последовательностей. Арифметические методы. Метод словарей.
16. Сжатие с потерями.
17. Алгоритмы с регулируемой потерей информации.
18. Алгоритм jpeg сжатия графической информации.
19. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации.
20. Алгоритм mpeg сжатия видео информации.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОПК-2: Способен применять информационно-коммуникационные технологии, программные средства системного и прикладного назначения, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности;
Индикаторы достижения компетенции:
ОПК-2.1: Знает программные средства системного и прикладного назначения, информационно-коммуникационные технологии, необходимые для решения профессиональных задач.
ОПК-2.2: Умеет выбирать необходимые программные средства системного и прикладного назначения, в том числе отечественного производства, информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач.
ОПК-2.3: Владеет навыками применения программные средства системного и прикладного назначения, информационнокоммуникационными технологиями для решения профессиональных задач.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Цифровая культура в профессиональной деятельности» во втором семестре предполагает выполнение комплекса лабораторных работ и завершается экзаменом, выставляемым на основе итогов их выполнения. Оценивание работы студента производится в рамках 4-балльной системы. Итоговое выставление оценки производится на основании пороговых значений суммарного числа баллов за все выполненные студентом в течении семестра лабораторные работы.
Лабораторный практикум состоит из 17 лабораторных работ, первые 9 из которых содержат практические задания, направленные на развитие навыков работы с прикладным программным обеспечением, а вторые 8 содержат до 4 задач на написание программного кода на языке программирования Python. Оценивание выполненных лабораторных работ предполагает как проверку корректности выполнения, так и, что немаловажно, соблюдение сроков выполнения. Каждая лабораторная работа оценивается по 3-бальной шкале. Улучшение выставленных оценок не предусмотрено. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале. Экзамен предполагает возможность дополнительной сдачи пропущенных студентом лабораторных работ, с возможностью автоматического пересчета оценки.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления.
2. Двоичная арифметика. Сложение и вычитание двоичных чисел. Умножение двоичных чисел: частичные произведения, умножение старшими разрядами вперед, умножение младшими разрядами вперед.
3. Кодирование целых чисел со знаком. Прямой, обратный и дополнительный коды.
4. Кодирование вещественных чисел. Мантисса и порядок вещественного числа. Нормализованное число. Принципы чисел с плавающей запятой в стандарте IEEE 754. Формат с одинарной точностью (32 бита) в стандарте IEEE 754: описание, смещенный порядок, границы диапазона вещественных чисел.
5. Кодирование текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Международный стандарт Unicode.
6. Двоичное кодирование графической информации. Растровое изображение. Пространственная дискретизация. Пиксел. Разрешающая способность и размер пиксела. Кодирование цвета. Цветовая модель RGB. Количество цветов. Глубина кодирования цвета. Форматы кодирования цветов. Размер графического файла. Векторное изображение.
7. Двоичное кодирование звуковой информации. Звук. Громкость и тон звука. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Теорема Котельникова- Найквиста. Амплитудная дискредитация. Глубина кодирования звука. Звуковая карта. Размер аудиофайла в формате WAV.
8. Информатика. Информация. Виды информации. Свойства информации. Количество информации. Формула количества информации Хартли. Формула количества информации Шеннона. Информатизация. Информационное общество.
9. Сжатие информации. Необходимость сжатия информации. Избыточность информации. Коды сжатия. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
10. Сжатие без потерь. Статистические методы сжатия: алгоритмы Хаффмена и Шеннона-Фано. Кодовое дерево. Префиксный код.
11. Сжатие без потерь. Кодирование методом повторяющихся последовательностей. Арифметические методы. Метод словарей.
12. Сжатие с потерями. Алгоритмы с регулируемой потерей информации. Алгоритм jpeg сжатия графической информации. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации. Алгоритм mpeg сжатия видео информации.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Перевод из одной системы счисления в другую.
2. Сложение целых чисел со знаком в дополнительном коде.
3. Кодовая таблица ASCII
4. Аналого-цифровый преобразователь (АЦП) и цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП).
5. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
6. Формула количества информации Хартли.
7. Формула количества информации Шеннона
8. Алгоритмы с регулируемой потерей информации.
9. Алгоритм jpeg сжатия графической информации.
10. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации.
11. Алгоритм mpeg сжатия видео информации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимов В.В. - отв. ред. Алгоритмизация и программирование: Учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зимин В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1: Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 Цифровая культура в професииональной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 47774570 от 03.12.2010 (бессрочная);
Office 2010 Standart, № 61823557 от 22.04.2013 (бессрочная);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
Eclipse (PHP,C++, Phortran), http://www.eclipse.org/legal/eplfaq.php
DjVu reader, http://djvureader.org/
MingGW, http://mingw.org/license

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.