МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы уголовного права. Часть Особенная

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильУголовно-правовой; Гражданско-правовой; Государственно-правовой
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридическх наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Тыдыкова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы уголовного права. Часть Особенная

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова Ирина Анатольевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова Ирина Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся способности квалифицированно толковать и применять нормы Конституции РФ, УК РФ, в том числе бланкетные, в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2.01Способен принимать решения и совершать юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности
ПК-2.01.1 Знает теорию и практику реализации материальных и процессуальных норм в уголовно-правовой сфере деятельности.
ПК-2.01.2 Умеет определять оптимальные варианты разрешения проблемной ситуации и необходимые для осуществления юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности.
ПК-2.01.3 Владеет методами анализа теоретических и практических положений, необходимых для принятия решений и совершения юридических действий при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности.
ПК-3Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-3.1 Знает содержание нормативных правовых актов, применяемых в профессиональной деятельности.
ПК-3.2 Умеет осуществлять правильный выбор нормативных правовых актов и правовых норм, подлежащих применению в конкретной ситуации.
ПК-3.3 Владеет навыками анализа фактических обстоятельств дела, квалификации юридических фактов и возникающих в связи с ними правоотношений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.01.1 Знает теорию и практику реализации материальных и процессуальных норм в уголовно-правовой сфере деятельности.
ПК-3.1 Знает содержание нормативных правовых актов, применяемых в профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.01.2 Умеет определять оптимальные варианты разрешения проблемной ситуации и необходимые для осуществления юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности.
ПК-3.2 Умеет осуществлять правильный выбор нормативных правовых актов и правовых норм, подлежащих применению в конкретной ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.01.3 Владеет методами анализа теоретических и практических положений, необходимых для принятия решений и совершения юридических действий при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности.
ПК-3.3 Владеет навыками анализа фактических обстоятельств дела, квалификации юридических фактов и возникающих в связи с ними правоотношений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы преступлений против личности
1.1. Проблемы преступлений против личности Лекции 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Проблемы преступлений против личности Практические 8 6
1.3. Проблемы преступлений против личности Сам. работа 8 4
Раздел 2. Проблемы преступлений в сфере экономики
2.1. Проблемы преступлений в сфере экономики Лекции 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Проблемы преступлений в сфере экономики Практические 8 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Проблемы преступлений в сфере экономики Сам. работа 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Проблемы преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
3.1. Проблемы преступлений против общественной безопасности и общественного порядка Лекции 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Проблемы преступлений против общественной безопасности и общественного порядка Практические 8 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Проблемы преступлений против общественной безопасности и общественного порядка Сам. работа 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Проблемы преступлений против государственной власти
4.1. Проблемы преступлений против государственной власти Лекции 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Проблемы преступлений против государственной власти Практические 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Проблемы преступлений против государственной власти Сам. работа 8 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Проблемы преступлений против военной службы
5.1. Проблемы преступлений против военной службы Лекции 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Проблемы преступлений против военной службы Практические 8 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Проблемы преступлений против военной службы Сам. работа 8 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Проблемы преступлений против мира и безопасности человечества
6.1. Проблемы преступлений против мира и безопасности человечества Практические 8 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Проблемы преступлений против мира и безопасности человечества Сам. работа 8 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Контроль
7.1. экзамен Экзамен 8 27 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2. Способен принимать решения и совершать юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности

Вопрос 1. Моментом окончания убийства является…
а. наступление клинической смерти потерпевшего
б. наступление биологической смерти или смерти головного мозга потерпевшего
в. совершение действий, направленных на лишение потерпевшего жизни
г. приобретение орудий для лишения жизни потерпевшего
Ответ: б

Вопрос 2. Отграничение убийства от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), производится по такому критерию, как…
а. субъективное отношение виновного к смерти потерпевшего
б. субъективное отношение к тяжкому вреду здоровью
в. промежуток времени, прошедший с момента совершения виновным действий до момента наступления смерти
г. субъект преступления
Ответ: а

Вопрос 3. Деяние соисполнителя в убийстве матерью новорожденного ребенка, необходимо квалифицировать
а. по ст. 106 УК РФ (убийство матерью новорожденного ребенка)
б. по ч. 5 ст. 33 и ст. 106 УК РФ (пособник в убийстве матерью новорожденного ребенка)
в. по ч. 1 ст. 105 УК РФ («простое» убийство)
г. по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего лица)
Ответ: г

Вопрос 4. Нанесение побоев, в результате которых потерпевшему был умышленно причинен тяжкий вред здоровью, квалифицируется
а. по ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью)
б. по ст. 116 УК РФ (побои)
в. по совокупности ст. 111 и ст. 116 УК РФ
г. по ст. 117 УК РФ (истязание)
Ответ: а

Вопрос 5. Доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ) является оконченным с момента
а. жестокого обращения с потерпевшим
б. систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего
в. самоубийства потерпевшего или покушения на самоубийство
г. высказывания потерпевшим намерения совершить самоубийство
Ответ: в

Вопрос 6. Систематическое нанесение побоев как признак основного состава истязания (ст. 117 УК РФ) предполагает нанесение побоев
а. два или более раза
б. три или более раза
в. четыре или более раз
г. пять или более раз
Ответ: б

Вопрос 7. Похищение человека (ст. 126 УК РФ) и незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) отличаются друг от друга по…
а. характеристике потерпевшего (при незаконном лишении свободы – это лицо, в отношении которого вынесен неправосудный обвинительный приговор)
б. объективной стороне (для незаконного лишения свободы характерно лишь удержание лица в том месте, где оно ранее находилось по своей воле, без его захвата и перемещения)
в. субъекту (при незаконном лишении свободы субъект специальный – судья, следователь, а при похищении человека – общий)
г. субъективной стороне (при незаконном лишении свободы вина может быть в форме умысла или неосторожности, а при похищении – только в форме умысла)
Ответ: б

Вопрос 8. Совершение естественного полового акта с пятилетней девочкой, не способной понимать характер и значение совершаемых с нею действий, при наличии ее согласия должно квалифицироваться…
а. по п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ (изнасилование потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста)
б. по «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста
в. по ст. 135 УК РФ (развратные действия)
г. по ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста)
Ответ: а

Вопрос 9. Насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ) отличаются от изнасилования (ст. 131 УК РФ)…
а. по отсутствию среди признаков объективной стороны угрозы применением насилия
б. по отсутствию среди признаков объективной стороны использования беспомощного состояния потерпевшего
в. по содержанию действий сексуального характера, субъекту и потерпевшему
г. по моменту окончания
Ответ: в

Вопрос 10. Действия лица, не совершавшего полового акта с потерпевшей, но содействовавшего другому лицу путем применения насилия к потерпевшей в момент его совершения, квалифицируются…
а. в зависимости от фактического причинения вреда здоровью человека по составам преступлений, предусмотренным ст.ст. 111–116 УК РФ
б. по п. «а» ч. 2 ч. ст. 131 УК РФ как изнасилование, совершенное группой лиц
в. по ч. 5 ст. 33 и ч. 1 ст. 131 УК РФ как пособничество в изнасиловании
г. ч. 5 ст. 33 и п. «а» ч. 2 ст. 131 УК РФ как пособничество в изнасиловании, совершенном группой лиц
Ответ: б

Вопрос 11. Уголовная ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих наступает…
а. за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий (ч. 1 ст. 148 УК РФ)
б. за хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам религиозной ненависти (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ)
в. за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ)
г. за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ)
Ответ: а

Вопрос 12. Моментом окончания вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) является…
а. дача несовершеннолетним согласия на совершение преступления
б. совершение самих действий, направленных на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
в. совершение несовершеннолетним преступления, а также приготовления к преступлению или покушения на преступление
г. совершение несовершеннолетним только оконченного преступления, в которое он был вовлечен
Ответ: в

Вопрос 13. 15-летняя Сивова родила ребенка и сразу же его убила. Содеянное Сивовой следует квалифицировать…
а. по ст. 106 УК РФ как убийство матерью новорожденногоребенка
б. по п. «в» ч.2 ст. 105 УК РФ как убийство малолетнего
в. деяние, в котором отсутствуют признаки состава преступления
г. по ч. 1 ст. 105 УК РФ как простое убийство
Ответ: в

Вопрос 14. Действия лица, причинившего в ходе избиения тяжкий вред потерпевшему, а затем оставившего его одного, ночью, в безлюдном месте, на морозе - 30 °C, вследствие чего от общего переохлаждения потерпевший умер, квалифицируются…
а. по п. "в" ч. 2 ст. 105 как убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии
б. ч. 4 ст. 111 УК РФ как причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего
в. по ч. 1 ст. 105 УК РФ как убийство
г. по ч. 1 ст. 111 и ст. 125 УК РФ как причинение тяжкого вреда здоровью и оставление в опасности
Ответ: в

Вопрос 15. Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией
а. квалифицируется по ст. 240 УК РФ (вовлечение в занятие проституцией)
б. квалифицируется по ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий)
в. квалифицируется по ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления)
г. не является уголовно-наказуемым
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Момент смерти человека для целей уголовного права – это?
Ответ: момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека). Биологическая смерть человека устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений. Констатация биологической смерти человека осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером). Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В составе консилиума врачей должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее пяти лет.

Вопрос 2. Момент начала жизни человека для целей уголовного права – это?
Ответ: момент его рождения. Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов.

Вопрос 3. Близкие потерпевшему лица в уголовном праве – это?
Ответ: близкие родственники; лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (родственники супруга); а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (сожители, невеста, жених, близкие друзья и др.).

Вопрос 4. Лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии в п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ – это?
Ответ: лица, неспособные в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая убийство, сознает это обстоятельство. К потерпевшим, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены психически и физически беспомощные лица. Психически беспомощны лица, которые неспособны понимать характер и значение действий другого лица. Физическая беспомощность связана с неспособностью потерпевшего, оказать сопротивление виновному в силу тяжелой болезни, физических недостатков, престарелого возраста и др. Состояние беспомощности потерпевшего требует оценки в каждом конкретном случае. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии при совершении убийства, НЕ относятся лица, находящиеся в состоянии сна, сильной степени алкогольного или наркотического опьянения, а также лица, приведенные в такое состояние виновным в процессе реализации умысла последнего на убийство (путем причинения ранений, связывания и др.).

Вопрос 5. Убийство, способ или обстановка совершения которого причинили потерпевшему либо его близким особые физические или психические страдания – это?
Ответ: убийство с особой жестокостью (п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Вопрос 6. Убийство, способ и обстановка совершения которого заведомо для виновного представляют опасность для жизни не только потерпевшего, но хотя бы еще одного лица – это?
Ответ: Убийство, совершенное общеопасным способом (п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Вопрос 7. Убийство, совершенное в целях получения материальной выгоды для виновного или других лиц (денег, имущества или прав на его получение, прав на жилплощадь и т.п.) или избавления от материальных затрат (возврата имущества, долга, оплаты услуг, выполнения имущественных обязательств, уплаты алиментов и др.) – это?
Ответ: убийство из корыстных побуждений (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Вопрос 8. Убийство, обусловленное получением исполнителем преступления материального или иного вознаграждения – это?
Ответ: Убийство по найму (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Вопрос 9. Назовите виды простого убийства.
Ответ: убийство, совершенное без квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 ст. 105 УК РФ, и без смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 106, 107 и 108 УК РФ. Видами простого убийства являются убийство в ссоре или в драке; убийство из ревности; убийство по мотивам мести, зависти, неприязни, ненависти, возникшим на почве личных отношений; убийство из милосердия, эвтаназия.

Вопрос 10. Неизгладимое обезображивание лица – это?
Ответ: признак тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ). Это такие повреждения лица, которые с течением времени не исчезают самостоятельно (без хирургического устранения рубцов, деформаций, нарушений мимики и пр., либо под влиянием нехирургических методов), для их устранения требуется оперативное вмешательство (например, косметическая операция) и существенно нарушают эстетический образ человека. Неизгладимость повреждения устанавливается судебно-медицинской экспертизой. Степень обезображивания лица определяется судом.

Вопрос 11. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ) – это?
Ответ: истязание (ст. 117УК РФ).

Вопрос 12. Торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ) – это?
Ответ: купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, совершенные независимо от целей и мотивов виновного, а равно вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека, совершенные в целях его эксплуатации.

Вопрос 13. Использование человека для занятия проституцией другими лицами и иные формы его сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние – это?
Ответ: цель эксплуатации человека

Вопрос 14. Хищение – это:
Ответ: совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Вопрос 15. Стремление лица изъять и (или) обратить чужое имущество в свою пользу либо распорядиться указанным имуществом как своим собственным, в том числе путем передачи его в обладание других лиц – это?
Ответ: корыстная цель.
Вопрос 16. Отличающиеся друг от друга типичные, наиболее общие способы совершения хищений, определенные в УК РФ – это?
Ответ: формы хищения.

Вопрос 17. Перечислите формы хищения.
Ответ: кража (ст. 158 УК РФ ); мошенничество (ст. 159 УК РФ); присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ); грабеж (ст. 161 УК РФ); насильственный грабеж (п. «г» ч. 2 ст. 161УК РФ); разбой (ст. 162УК РФ).

Вопрос 18. Хищение, причинившее значительный ущерб гражданину – это?
Ответ: квалифицированный вид хищений в форме кражи (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ), мошенничества (ч. 2 ст. 159 УК РФ), присвоения или растраты (ч. 2 ст. 160 УК РФ). При определении значительности ущерба следует учитывать не только стоимость похищенного имущества, которая не может составлять менее 5000 рублей, но и значимость имущества для гражданина, имущественное положение потерпевшего, размер заработной платы, пенсии, наличие у потерпевшего иждивенцев, совокупный доход членов семьи, с которыми он ведет совместное хозяйство, и др.

Вопрос 19. Тайное хищение чужого имущества – это?
Ответ: кража (ст. 158 УК РФ).

Вопрос 20. Раскройте признак тайности хищения.
Ответ: это хищение, которое совершается 1) в отсутствие собственника или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них; 2) в присутствии лиц, наблюдающих факт изъятия имущества, но не осознающих противоправность этих действий; 3) в присутствии лиц, наблюдающих факт изъятия имущества и правильно оценивающих действия преступника, но не препятствующих хищению в силу родственных, приятельских, близких отношений с ним.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
•«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
•«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
•«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
•«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-3: Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что из перечисленного в соответствии со сложившейся судебной практикой не признается предметом хищения?
а. ценные бумаги
б. электроэнергия
в. безналичные деньги
г. валюта
д. Ответ: б

Вопрос 2. Кража (ст. 158 УК РФ) является оконченной с момента…
а. завладения имуществом и получения возможности пользоваться им или распорядиться им по своему усмотрению
б. причинения ущерба собственнику
в. перехода вещи в руки виновного
г. изъятия имущества у потерпевшего
Ответ: а

Вопрос 3. Угон (ст. 166 УК РФ) считается оконченным преступлением с момента…
а. отсутствия транспортного средства во владении собственника более трех часов
б. начала движения транспортного средства
в. перемещения транспортного средства более чем на 100 метров от места его первоначального нахождения
г. причинения ущерба транспортному средству
Ответ: б

Вопрос 4. Субъектом присвоения и растраты может быть…
а. только должностное лицо
б. лицо, использующее свое служебное положение
в. лицо, осуществляющее полномочия в отношении вверенного имущества в связи с исполнением служебных обязанностей
г. любое лицо, которому вверено чужое имущество
Ответ: г

Вопрос 5. Завладение сотовым телефоном путем обмана и бегство с ним с места преступления образует состав…
а. грабежа (ст. 161 УК РФ)
б. присвоения (ст. 160 УК РФ)
в. кражи (ст. 158 УК РФ)
г. мошенничества (ст. 159 УК РФ)
Ответ: а

Вопрос 6. Право на имущество является предметом следующих корыстных преступлений против собственности…
а. мошенничество и грабеж
б. мошенничество и вымогательство
в. присвоение
г. кража и мошенничество
Ответ: б

Вопрос 7. Получение денежных средств по поддельной банковской карте в банкомате образует…
а. мошенничество (ст. 159 УК РФ)
б. присвоение (ст. 160 УК РФ)
в. кражу (ст. 158 УК РФ)
г. мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ)
Ответ: в

Вопрос 8. Террористический акт (ч. 1 ст. 205 УК РФ) считается оконченным преступлением с момента…
а. совершения взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий
б. наступления общественно опасных тяжких последствий
в. причинения вреда здоровью хотя бы одному человеку
г. причинения значительного материального ущерба
Ответ: а

Вопрос 9. Вандализм – это…
а. осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах
б. уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов
в. надругательство над телами умерших и местами их захоронения
г. жестокое обращение с животными
Ответ: а

Вопрос 10.

Вопрос 10. Если лицо угрожает совершить взрыв в здании автовокзала, имея цель оказать воздействие на органы власти (сорвать выборы), то его действия следует квалифицировать как…
а. террористический акт (ч. 1 ст. 205 УК РФ)
б. приготовление к террористическому акту (ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 205 УК РФ)
в. диверсию (ч. 1 ст. 281 УК РФ)
г. хулиганство (ч. 1 ст. 213 УК РФ)
Ответ: а

Вопрос 11. Ответственность за массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) наступает при условии, что они сопровождались…
а. погромами, поджогами
б. перекрыванием транспортных магистралей
в. дезорганизацией работы общественного транспорта
г. дезорганизацией деятельности государственных органов
Ответ: а

Вопрос 12. Критерием разграничения шпионажа как формы государственной измены (ст. 275 УК РФ) и шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276 УК РФ) являются:
а. особенности субъекта преступления
б. особенности субъективной стороны преступления
в. особенности объективной стороны преступления
г. предмет преступления
Ответ: а

Вопрос 13. Диверсия (ст. 281 УК РФ) признается оконченной…
а. с момента разрушения или повреждения названных в статье объектов
б. с момента совершения взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение указанных в диспозиции статьи объектов
в. с момента причинения значительного ущерба
г. с момента наступления тяжких последствий
Ответ: б

Вопрос 14. Принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ) является оконченным с момента:
а. совершения действий по принуждению
б. фактического получения нужных субъекту преступления показаний
в. использования показаний в уголовном процессе
г. осуждения какого-либо лица на основании полученных посредством принуждения показаний
Ответ: а

Вопрос 15. Определите, что охватывается понятием «насилие, опасное для жизни или здоровья»:
а. оставление в закрытом помещении
б. побои
в. применение наручников
г. причинение вреда здоровью любой тяжести
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием – это?
Ответ: мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Вопрос 2. Безвозмездное, совершенное с корыстной целью, противоправное обращение лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника – это?
Ответ: присвоение (ст. 160 УК РФ).

Вопрос 3. Дайте определение насилия, не опасного для жизни или здоровья.
Ответ: насилие, не опасное для жизни или здоровья – это побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.), которые не причинили вреда его здоровью, и не создали реальной опасности для жизни или здоровья потерпевшего в момент их совершения.

Вопрос 4. Умышленное уничтожение или повреждение имущества (ч. 1 ст. 167 УК РФ) является уголовно наказуемым деянием, если…
Ответ: повлекло причинение значительного ущерба.

Вопрос 5. Под доходом в ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» следует понимать…
Ответ: выручку от реализации товаров за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Вопрос 6. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретёнными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом – это?
Ответ: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174, 174.1 У;К РФ).

Вопрос 7. Не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружина или иная вооруженная группа, созданные для реализации определенных преступных или непреступных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя или нарушения целостности Российской Федерации) – это?
Ответ: незаконное вооруженное формирование (ст. 208 УК РФ).

Вопрос 8. Устойчивая (организованная) вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации – это?
Ответ: банда (ст. 209 УК РФ).

Вопрос 9. Раскройте вооруженность как обязательный признак банды (ст. 209 УК РФ).
Ответ: это наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды.

Вопрос 10. Структурированная организованная группа или объединение организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды – это?
Ответ: преступное сообщество (преступная организация) (ст. 210 УК РФ).

Вопрос 11. Запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят, – это?
Ответ: аналоги наркотических средств и психотропных веществ.

Вопрос 12. Вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, – это?
Ответ: прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ.

Вопрос 13. Ст. 228 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в каких размерах?
Ответ: в значительном, крупном и особо крупном размерах

Вопрос 14. Приобретение, хранение, перевозка, изготовление или переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в целях последующего сбыта квалифицируются…
Ответ: по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 228.1 УК РФ как покушение на сбыт.

Вопрос 15. Умышленные действия, в том числе и однократного характера, направленные на возбуждение у другого лица желания их потребления (уговоры, предложения, дача совета и т.п.), а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и др.– это?
Ответ: склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ).

Вопрос 16. Посягательство на жизнь в ст.ст. 277, 295, 317 УК РФ – это?
Ответ: убийство или покушение на убийство.

Вопрос 17. Назовите цель состава диверсии (ст. 281 УК РФ).
Ответ: подрыв экономической безопасности и обороноспособности РФ.

Вопрос 18. Преступления экстремистской направленности – это?
Ответ: преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части и пунктом «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Вопрос 19. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы – это?
Ответ: Геноцид (ст. 357 УК РФ).

Вопрос 20. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу – это?
Ответ: Экоцид (ст. 358 УК РФ).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
•«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
•«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
•«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
•«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие уголовного права, его предмет, метод, задачи и функции.
2. Понятие науки уголовного права, ее предмет, метод, задачи и функции.
3. Современные проблемы науки российского уголовного права.
4. Конституционные основы уголовного права.
5. Принципы уголовного права, их отражение в УК РФ, преломление при толковании, применении закона.
6. Понятие, виды и система норм уголовного права.
7. Основные направления изменений уголовного законодательства.
8. Проблемы действия уголовного закона во времени.
9. Проблемы действия уголовного закона в пространстве.
10. Отражение признаков преступления, неоконченной преступной деятельности в составе преступления, при определении момента окончания преступления в теории и в практике ВС РФ.
11. Понятие единичного (отдельного) преступления в качестве составляющей множественности, виды, проблемы квалификации.
12. Понятие и формы множественности преступлений. Обстоятельства, исключающие множественность преступлений. Проблемы квалификации множественных преступлений.
13. Понятие конкуренции норм. Виды конкуренции.
14. Конкуренция уголовно-правовых норм, изданных в разное время, проблемы при определении правил ее преодоления.
15. Конкуренция уголовно-правовых норм с нормами других государств и международно-правовыми нормами.
16. Конкуренция норм при квалификации преступлений. Правила преодоления конкуренции в уголовном праве.
17. Объект, предмет преступления: проблемы при закреплении признаков в законе, их конкретизации, установлении и толковании.
18. Понятие и признаки деяния, проблемы при закреплении признаков в законе, конкретизации, установлении и толковании.
19. Понятие и признаки последствий преступления. Описание преступного вреда в конкретных составах преступлений. Последствия как способ указания на объект преступления.
20. Проблемы причинной связи в уголовном праве. Специфика установления причинной связи в транспортных преступлениях.
21. Проблемы определения признаков специальных субъектов в Особенной части УК РФ, в теории и практике ВС РФ.
22. Проблемы соучастия в преступлении.
23. Отражение норм Обшей части УК РФ о видах соучастников в Особенной части УК, их толкование в теории и практике ВС РФ.
24. Понятие и виды насилия в уголовном праве.
25. Понятие и составляющие физического насилия. Способы закрепления признаков физического насилия в Особенной части УК РФ. Правила квалификации.
26. Понятие и составляющие психического насилия. Способы закрепления признаков психического насилия в Особенной части УК РФ. Правила квалификации деяний.
27. Специальный субъект преступления. Проблемы определения признаков специальных субъектов в Особенной части УК РФ.
28. Отражение норм Общей части о формах соучастия в Особенной части УК РФ.
29. Способы закрепления признаков физического и психического насилия в преступлениях против порядка управления. Правила квалификации деяний при разных способах закрепления признаков насилия.
30. Системное толкование норм, предусматривающих ответственность за подлоги.
31. Сравнительная уголовно правовая характеристика признаков воинских преступлений и состава преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы».
32. Сравнительная уголовно-правовая характеристика признаков ст. 337 УК РФ «Самовольное оставление части или места службы» со ст. 338 и 339 УК РФ «Дезертирство», «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Общая часть.: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6A4D5DAE-F81D-40D3-889D-7FE8E4A0145F
Л1.2 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник: М.: Издательство Юрайт, 2021. – 437 с., www.biblio-online.ru/book/C580BE48-1A50-46AE-B67C-
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 4. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛЫ Х—ХII: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лебедев В. М., Давыдов В. А., Иванова И. Н. ; Под общ. ред. Лебедева В.М. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7-е изд., пер. и доп. Научно-практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э4 6. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 7. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э6 8. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com.
Э7 9. Информационный ресурс www.pravo.ru.
Э8 Электронный курс на едином образовательном портале АлтГУ "Актуальные проблемы уголовного права" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно)
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно)
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.

2. Методика решения задач
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).



3. Методика решения тестовых заданий
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше