МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии моделирования и прогнозирования в бизнесе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление информационными системами в бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_УИСвБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 49 76 49
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, Алгазина Д. Г.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Деркач Н. О.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии моделирования и прогнозирования в бизнесе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Н. Н., канд. пед. наук


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н. Н., канд. пед. наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является изучение математического аппрата социально-экономических исследований, методов его применения и встраивания в инструментальные средства для повышения обоснованности управленческих решений на всех уровнях эклномики, освоение информационных технологий решения экономических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий в области проектирования и управления информационными системами в бизнесе
ПК-1.1 Знать методы и технологии проведения научных исследований и инструментарий в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях
ПК-1.2 Уметь использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях
ПК-3Способен применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации проектных задач в бизнесе
ПК-3.1 Знать современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС
ПК-3.2 Уметь применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие понятия и этапы математического моделирования социально-экономических систем и процессов;
основы финансово-экономического математического моделирования;
типовые методы и модели моделирования социальных процессов;
сущность методов математико-статистического анализа и прогнозирования экономической динамики;
основные понятия балансовых методов в экономике;
суть эконометрических методов анализа социально-экономических процессов;
основные типовые модели макро- и микроэкономики;
основные математические модели принятия решений.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать экономико-математические модели реальных экономических процессов и задач;
выбирать конкретное математическое обеспечение для рассматриваемых типов экономико-математические модели;
решать задачи на основе сформулированных моделей, как аналитическими методами, так и с использованием ЭВМ;
давать экономическую интерпретацию, как параметров модели, так и полученных результатов решения.
решать конкретные социально-экономические задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.типовыми методами и моделями моделирования социально-экономических процессов;
методами решения финансовых, балансовых и эконометрических задач, а также задач математико-статистического анализа экономических процессов с использованием информационных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модели исследования операция
1.1. Понятие модели. Этапы процесса моделирования Лекции 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Линейные модели.Транспортная задача. двойственная задача Лабораторные 3 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Линейные модели.Транспортная задача. двойственная задача Сам. работа 3 22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Балансовые модели экономики
2.1. Модель Леонтьева межотраслевого баланса. Статистическая балансовая модель. Исследование системы уравнений межотраслевого баланса. Лекции 3 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Балансовые модели с факторами производства. Ценовые балансовые модели. Примеры решения задач. Лабораторные 3 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Балансовые модели с факторами производства. Ценовые балансовые модели. Примеры решения задач. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Принятие решений в условиях неопределенности
3.1. Принятие решений в условиях неопределенности. Виды неопределенности. Статистические модели принятия решений. Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Критерии Байеса-Лапласа, Бернцлли-Лапласа, Вальда, Сэвиджа, Гурвица и т.д. Лабораторные 3 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Критерии Байеса-Лапласа, Бернцлли-Лапласа, Вальда, Сэвиджа, Гурвица и т.д. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Социально-экономическое прогнозирование
4.1. Задачи, роль и виды прогнозирования. Временные ряды и их анализ. Характеристики динамики социально-экономических явления Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Модели временных рядов, анализ компонентного состава рядов, тренды, критерии и методы выявления трендов Лабораторные 3 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Модели временных рядов, анализ компонентного состава рядов, тренды, критерии и методы выявления трендов Сам. работа 3 11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Итоговая аттестация

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https:// portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7237.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемые компетенции ПК-1: Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий в области проектирования и управления информационными системами в бизнесе
ПК-3: Способен применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации проектных задач в бизнесе
ОПК-8: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Информационные ресурсы – это:
а) любые документы;
б)документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных хранилищах и т. п.);
в)документы в информационных технологиях.

2. Информационные технологии – это:
а)процессы поиска и сбора информации и способы осуществления таких процессов и методов;
б)процессы, методы поиска, сбора, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
в)процессы, методы поиска, сбора, хранения, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
г)процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

3 Интерфейс – это:
а) совокупность правил взаимодействия между элементами системы.
б)совокупность средств, методов и правил взаимодействия между элементами системы.
в) совокупность средств и правил взаимодействия между элементами системы.
4. Веб-витрины бывают:
а) черно-белые и цветные;
б) статические и динамические;
в) вертикальные и горизонтальные.

5. ERP-система ориентирована на:
а) балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия;
б) максимизацию прибыли предприятия;
в) материальную мотивацию персонала к улучшению работы;
г) укрепление позиций предприятия на рынке.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. б
2. г.
3. б
4. б
5. а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Интернет-проект представляет собой набор программных и технических средств, необходимых для оказания услуг в среде ________________.
2. Семантическое ядро сайта – это набор поисковых слов, их морфологических форм и сочетаний, которые наиболее точно характеризуют вид________________, товар или услугу, предлагаемые сайтом.
3. При создании и использовании платежной интернет-системы защищенность _______________предполагает невозможность доступа к платежной информации лицам, не имеющим на это право.
4. Организация, существующая как корпоративное, некоммерческое, образовательное или иное объединение, не имеющее географического центра и функционирующее через телекоммуникационные средства - это_______________.
5. Лицо, ответственное за соответствие помещаемых сообщений тематике (листа рассылки, дискуссионного листа, доски объявлений, гостевой книги и т.п.) и контролирующее уровень представленного материала- это_______________.
6. Система, предназначенная для хранения и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию, называется _______________.
7. Сектор электронного бизнеса, в котором в качестве субъектов выступают физические лица, называется _______________.
8. Сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет, - это_______________.
9. Торговая площадка в сети Интернет, на которой цены устанавливаются во время публичных, открытых торгов на основании спроса и предложения, - это_______________.
10. Бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен бизнес-информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощью информационных систем, называется _______________.
11. Формальный язык, предназначенный для записи компьютерных программ, - это _______________.
12. Совокупность методов интернет-коммерции с целью увеличения популярности сайтов, - это _______________.
13. Информационное содержание сайта представляет собой _______________.
14. Осуществление торгово-закупочной деятельности через Интернет - это _______________.
15. Предотвращение несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации - это_______________.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Интернет.
2. Деятельности.
3. Информации.
4. Виртуальная организация.
5. Модератор.
6. Информационная система.
7. С2С.
8. Интернет-магазин.
9. Интернет-аукцион.
10. Электронный бизнес.
11. Язык программирования.
12. Сайтпромоутинг.
13. Контент.
14. Электронная торговля.
15. Информационная безопасность.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену (зачету)
Понятие модели. Классификация моделей.
2. Основные этапы процесса моделирования.
3. Задача линейного программирования. Формализация задачи линейного программирования. Общая система уравнений ЛП. Единственность решения задачи ЛП.
4. Транспортная задача
5. Двойственная задача линейного программирования
6. Средства Excel для поиска решения задач ЛП.
7. Модель Леонтьева межотраслевого баланса. 8. Статистическая балансовая модель. Исследование системы уравнений межотраслевого баланса.
9. Принятие решений в условиях неопределенности.
10. Критерий Байеса-Лапласа, Бернцлли-Лапласа, Вальда, Сэвиджа, Гурвица
11. Социально-экономическое прогнозирование. Задачи, роль и виды прогнозирования, классификация прогнозов по цели прогнозирования, виду объектов прогнозирования, горизонту прогнозирования, масштабности прогнозирования.
12. Оценка надежности прогнозирования.
13. Временные ряды.
14. Характеристики динамики социально-экономических явлений.
15. Модели временных рядов, анализ компонентного состава рядов, тренды, критерии и методы выявления трендов.
16. Алгоритмы выделения трендов.
17. Модели кривых роста в социально-экономическом прогнозировании. Основные виды кривых роста, методы их выбора и идентификации параметров.
18. Оценка качества прогнозных моделей. Критерии качества прогнозов. Методы и модели выявления и анализа периодических колебаний в динамических рядах.
19.Модели стационарных и нестационарных временных рядов, их виды и методы построения.

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Гусева Е.Н. Экономико-математическое моделирование: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Флинта, 2016 ib.biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федосеев В.В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Юнити-Дана, 2015 http://ib.biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114723&sr=1
Л2.2 Оскорбин Н.М., Журавлева В.В. Математические модели и методы исследования систем управления: Барнаул : Алт. ун-та, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/45
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.gks.ru/
Э2 http://www.intuit.ru/
Э3 http://window.edu.ru/
Э4 http://www.cemi.rssi.ru/
Э5 Информационные технологии моделирования и прогнозирования в бизнесе portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Acrobat Reader
7-Zip
RStudioMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных Scopus (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека Elibrary (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.