МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_ПиП-2022
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.н., Доцент, Саланина Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
к.филол.н., Доцент, Дьяченко Ирина Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 11.05.2022 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.филол.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 11.05.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой к.филол.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, научить проявлять уважение к людям, нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности взаимодействия человека и общества; особенности партнерства как искусства построения взаимоотношения в коллективе, в том числе профессиональном.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать поставленные задачи, формулировать средства достижения цели, выбрать метод решения проблемы, устанавливать влияние различных факторов на выполнение поставленной задачи; уверенно ориентироваться в структуре учебного заведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами установления и поддержания взаимодействия между субъектами профессионального общения; высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Структура университета.
1.1. Алтайский государственный университет. Устав университета. Организационная структура: ректорат, институты, кафедры, кабинеты, лаборатории, библиотека. Научно-исследовательские подразделения.Международные связи университета. Сайт университета. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организация учебного процесса.
2.1. Учебный план направления «Лингвистика». Дисциплины по выбору. Виды учебных занятий: лекционные, семинарские, практические, лабораторные, консультации, курсовые и дипломные работы. Зачеты, экзамены, защита выпускных квалификационных работ. Студенческие олимпиады по учебным дисциплинам.Бюджет времени студентов и его планирование. Самоконтроль. Физическое воспитание и спорт. Средства информации. Контроль текущей успеваемости. Организация практик Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Научно-исследовательская работа студентов.
3.1. Система организации научно-исследовательской работы студента (НИРС). Формы участия студентов в научных исследованиях. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Значение научной информации
4.1. Роль библиотеки. Методы работы с книгой. Справочный аппарат библиотеки. Электронный каталог. Библиографический поиск в учебной и научной работе студента. Оформление письменной работы. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
4.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Профессиональная характеристика лингвиста.
5.1. История профессии. Социальная значимость профессии в обществе. Массовость и уникальность профессии. Профессиональные общества лингвистов в России. Пути профессионального совершенствования лингвиста Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
5.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Знакомство с сайтом университета – извлечение значимой для студента. Знакомство с кафедрой германского языкознания и иностранных языков АлтГУ. Определение куратора. Обсуждение с преподавателями кафедры возможности участия в научно-исследовательской работе. Выбор направления лингвистики, интересующего студента с точки зрения научного исследования
6.1. Работа с информационными ресурсами Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
6.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Работа с электронными каталогами учебной и научной литературы библиотеки Алтайского государственного университета. Регистрация в ЭБС АлтГУ. Специфика поиска необходимой информации в ЭБС АлтГУ
7.1. Работа с информационными ресурсами Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
7.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Лингвистическая терминология. Этапы развития лингвистической терминологии. Словари лингвистических терминов и лингвистические энциклопедии.Методология лингвистики. Основные методы лингвистических исследований: общенаучные, общие и частные.
8.1. Работа со словарями и справочной литературой Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
8.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какой из следующих элементов управления проектом в сфере дизайна относится к начальной стадии проекта?
A) Бюджетирование
B) Планирование
C) Мониторинг и контроль
D) Завершение проекта
Правильный ответ: B) Планирование

2. Для чего служит определение целей и задач проекта в управлении дизайн-проектом?
A) Для выбора цветовой палитры
B) Для создания дизайн-концепции
C) Для определения бюджета проекта
D) Для управления командой и оценки результатов
Правильный ответ: B) Для создания дизайн-концепции

4. Какая из следующих компетенций является важной для успешного управления проектом в сфере дизайна?
A) Понимание истории искусства
B) Навыки программирования
C) Организация рабочего пространства
D) Управление бюджетом проекта
Правильный ответ: D) Управление бюджетом проекта

5. Какой из следующих инструментов управления проектом в дизайне позволяет визуализировать иерархию задач и зависимости между ними?
A) График Ганта
B) Таблица Excel
C) Бюджетный отчет
D) Электронная почта
Правильный ответ: A) График Ганта

6. Какой этап управления проектом в дизайне включает в себя оценку качества и соответствия результатов проекта установленным целям и стандартам?
A) Планирование
B) Мониторинг и контроль
C) Завершение проекта
D) Выполнение проекта
Правильный ответ: B) Мониторинг и контроль

7. Для чего необходимо управление рисками в дизайн-проекте?
A) Для выбора цветовой палитры
B) Для предотвращения ошибок в оформлении
C) Для определения бюджета проекта
D) Для управления командой проекта
Правильный ответ: B) Для предотвращения ошибок в оформлении

8. Какой из следующих инструментов управления проектом в дизайне помогает учитывать и анализировать изменения в проекте?
A) План проекта
B) Таймлайн
C) Коммуникационная доска
D) Изменения в дизайн-концепции
Правильный ответ: D) Изменения в дизайн-концепции

10. Какая роль в управлении дизайн-проектом обеспечивает выполнение задач и достижение целей проекта?
A) Дизайнер
B) Менеджер проекта
C) Заказчик
D) Арт-директор
Правильный ответ: B) Менеджер проекта

11. Какие факторы могут влиять на требования к информационному ресурсу?
a) Географическое положение информационного ресурса.
b) Финансовое положение создателей информационного ресурса.
c) Технологические достижения и изменения в поведении пользователей.
d) Количество страниц на сайте.
Ответ: c) Технологические достижения и изменения в поведении пользователей.

12. Какие преимущества может получить информационный ресурс, который активно анализирует информационные потребности и требования пользователей?
a) Улучшение культурного контекста.
b) Повышение конкурентоспособности и привлечение большего числа пользователей.
c) Снижение качества предоставляемой информации.
d) Уменьшение необходимости в обратной связи с пользователями.
Ответ: b) Повышение конкурентоспособности и привлечение большего числа пользователей.


14. Что означает термин "соответствие требованиям" в контексте формализованных описаний решений?
a) Описание только одного способа решения задачи.
b) Соответствие описания требованиям заказчика и спецификации проекта.
c) Отсутствие каких-либо описаний.
d) Решение задачи на основе интуиции исполнителя.
Ответ: b) Соответствие описания требованиям заказчика и спецификации проекта.

15. Каким образом информационный ресурс может адаптироваться к изменяющимся информационным потребностям пользователей?
a) Путем ограничения доступа к ресурсу.
b) Путем предоставления пользовательской информации без учета потребностей.
c) Путем регулярного анализа и обновления контента и функциональности ресурса на основе обратной связи от пользователей.
d) Путем игнорирования требований пользователей.
Ответ: c) Путем регулярного анализа и обновления контента и функциональности ресурса на основе обратной связи от пользователей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.___________ – это установленное или санкционированное государством обязательное правило поведения общего характера, наделяющее участников общественных отношений правами и обязанностями.
2. Каждое государство имеет следующие признаки:
3. Каждое государство имеет следующие признаки:
4. Теории происхождения государства:
5. Теории происхождения государства:
6. ____________ функция государства состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья
7. Элементы формы государства:
8. ____________ – свободное выражение интересов всех социальных групп общества
9. Форма ___________ - способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании
10. Форма государственного ________________ - способы объединения населения на территории, связь граждан с государством через политические и территориальные образования
11. ________________ режим – это совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть
12. Федеральные _______________ законы - это законы, которые принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции РФ.
13. _________________ процесс - процесс принятия нормативных правовых актов.
14. К политическим правам граждан относится право:
15. Конституция РФ обладает высшей _______________ силой
16. Cовокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения - это ____ право гражданское трудовое семейное уголовное 17. _________________ - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
18. Трудовое _________________ – система нормативно-правовых актов, предназначенных для регулирования общественных отношений в сфере труда.
19. __________________ нормативный акт организации – это документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями
20. _______________ - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1.норма права
2. территория, население, право, религия
3. суверенитет, налоги, публичная власть, адвокатура
4. божественная (теологическая) теория, материалистическая теория, теория насилия, революционная теория
5. патриархальная теория, органическая теория, теория общественного договора, антропологическая теория
6.социальная
7. форма правления, политический режим, форма государственного устройства, экономический режим
8.политический плюрализм, многопартийность
9.правления
10.устройства
11.политический
12.конституционные
13.нормотворческий
14. вступать в политические партии, участвовать в управлении делами государства, частной собственности, на судебную защиту
15.юридической
16. гражданское, трудовое, семейное, уголовное
17.дееспособность
18.законодательство
19.локальный
20.трудовой договор

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предполагается написание по теме «Основные прикладные направления лингвистики»
Подготовка реферата. Реферат представляет письменный материал по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Реферат выполняется на стандартной бумаге формата А4. Поля по 2 см; интервал одинарный; шрифт в текстовом редакторе Microsoft Word - Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14 (не менее 12), выравнивание по ширине. Стандартный титульный лист студент получает на кафедре. Реферат должен содержать Введение (актуальность темы, ее практическая значимость), содержания, Заключения (основные выводы). Каждая глава должна начинаться с нового листа.
Критерии оценивания
Зачтено-Выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны ответы на дополнительные вопросы
Не зачтено - Тема реферата (доклада) не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос теоретического характера .
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Какова организационная структура университета?
2. Какую информацию вы можете получить на сайте университета?
3. С какими видами учебных занятий вы знакомы? Чем они отличаются друг от друга?
4. Каким образом осуществляется контроль текущей успеваемости в университете?
5. Что такое научное исследование?
6. Каким образом организована научно-исследовательская работа студентов на кафедре?
7. Что такое электронный библиотечный каталог?
8. Каким образом осуществляется библиографический поиск?
9. Какова история профессии лингвиста?
10. Какова социальная значимость выбранной вами профессии в обществе?
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Камчатнов, Н.А. Николина Введение в языкознание: учеб. пособие М. // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хромов С.С. Общее языкознание: лекции. : М.: Изд. Центр ЕАОИ. ЭБС «Университетская библиотека online»., 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90653
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Иностранные языки и лингвистика http ://links-guide.ru/ sprachen/index-ru. Html
Э2 Лекции по теории языка destructioen.narod.ru
Э3 Лингвистика онлайн bop.unibe.ch
Э4 Лингвистика или языкознание www.lmksguide.ru
Э5 О языках, языкознании, языковедах homepages.tversu.ru
Э6 Русский филологический портал www.philology.ru
Э7 Статьи по языкознанию и филологии www.philology.ru
Э8 Словарь Мультитран www.multitran.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Словарь Мультитран www.multitran.ru
Научная электронная библиотека (НЭБ). Режим доступа [http://www.elibrary.ru].
Национальный цифровой ресурс Руконт. Режим доступа [http://www.rucont.ru/].
ЭБС "Университетская библиотека online". Режим доступа [http://elibrary.asu.ru/]

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Введение в профессию» состоит из 6 часов лекций, 6 часов практических занятий, 12 часов контактной работы и 60 часов самостоятельной работы.

Лекция – это устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции: помощь в освоении фундаментальных аспектов; упрощение процесса понимания научно-популярных проблем; распространение сведений о новых достижениях современной науки.
Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.
Контактная работа студентов с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной. Аудиторная контактная работа преподавателя со студентом - это работа студентов по освоению образовательной программы, выполняемая в учебных помещениях образовательной организации (аудиториях, лабораториях, компьютерных классах и т.д.) при непосредственном участии преподавателя, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Внеаудиторная контактная работа студентов с преподавателем - это работа студентов по освоению образовательной программы вне сетки расписания аудиторных занятий (выполнение контрольных и курсовых работ, курсовых проектов и т.п.), и в случае, когда взаимодействие студентов и преподавателя друг с другом происходит на расстоянии и реализуется средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивное общение.

Работа с рекомендованной литературой. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: - план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором по наиболее сложным вопросам даются подробные пояснения, - текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника, - свободный конспект – это четко и кратко изложенные основные положения в результате глубокого изучения материала, могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом, - тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает ответ по изучаемому вопросу. В процессе изучения материала источника и составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым и удобным для работы.
Подготовка реферата. Реферат представляет письменный материал по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Реферат выполняется на стандартной бумаге формата А4. Поля по 2 см; интервал одинарный; шрифт в текстовом редакторе Microsoft Word - Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14 (не менее 12), выравнивание по ширине. Стандартный титульный лист студент получает на кафедре. Реферат должен содержать Введение (актуальность темы, ее практическая значимость), содержания, Заключения (основные выводы). Каждая глава должна начинаться с нового листа.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Преподаватель дает студентам задания, связанные с изучаемыми темами, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. В качестве самостоятельной работы предполагается посещение организуемых в рамках курса мероприятий, изучение учебных пособий, работа со справочной литературой, поиск и анализ информации в сети Интернет, работа с электронными каталогами, подготовка презентаций PowerPoint, написание реферата.