МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Молекулярные основы фармакогенетики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияРазработка биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фармация_РБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Яценко Е.С.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Молекулярные основы фармакогенетики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 Фармация
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна, доктор химических наук


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, доктор химических наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение фундаментальными знаниями закономерностей наследования признаков и болезней человека,влияющие на фармакологический ответ, необходимых студентам для формирования естественно-научного мировоззрения и представляющих наибольший интерес для фармации; в теоретической подготовке студентов к системному восприятию фармацевтических, социальных и клинических дисциплин; в изучении фундаментальных свойств живого; вопросов генетики; как теоретических основ фармации; и формировании у обучающихся логики биологического мышления и практических навыков, необходимых для последующей практической работы провизора.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6Способен осуществлять научноисследовательскую деятельность в сфере фармацевтической разработки и доклинических исследований новых биофармпрепаратов
ПК-6.1 Знает основы проведения исследований в области оценки эффективности и безопасности лекарственных средств и биофармпрепаратов
ПК-6.2 Умеет проводить исследования, испытания и экспериментальные работы по фармацевтической разработке и доклиническим исследованиям в соответствии с утвержденными планами
ПК-6.3 Знает этапы проведения работ по государственной регистрации лекарственных препаратов и внесению изменений в регистрационное досье
ПК-6.4 Умеет представлять результаты научно- исследовательской деятельности (исследования, испытания и экспериментальные работы по фармацевтической разработке и доклиническим исследованиям) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о качественном и количественном анализе лекарственных средств, основ качественного (макроскопического и микроскопического) анализа ЛРС различных морфологических групп; качественного и количественного анализа биологически активных веществ в лекарственном растительном сырье; характеристику сырьевой базы лекарственных растений; общие принципы рациональной заготовки лекарственного растительного сырья и мероприятий по охране естественных, эксплуатируемых зарослей лекарственных растений; систему классификации лекарственного растительного сырья (химическая, фармакологическая, ботаническая, морфологическая); номенклатуру лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного происхождения, разрешенных для применения в медицинской практике; основные требования государственной фармакопеи к качеству лекарственных средств, методики и методы биологических, химических и физико-химических методов анализа, применимых к испытаниям ЛС; способы и методы контроля качества и количественного анализа лекарственных средств химическими, физическими и физико- химическими методами; требования GMP, GLP, GCP к испытаниям, разработке и регистрации новых лекарственных препаратов; теоретические основы биофармации, фармацевтические факторы, оказывающие влияние на терапевтический эффект при промышленном производстве лекарственных форм; современные фармацевтические технологии производства лекарственных средств; перспективы развития фармацевтической технологии; современную номенклатуру вспомогательных веществ.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать проведение анализа субстанций и лекарственных форм; подбирать методы и методики, необходимые для проведения анализа ЛС; распознавать лекарственные растения по внешним признакам в природе; использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья; определять лекарственное растительное сырьё в цельном и измельченном виде с помощью соответствующих определителей; распознавать примеси посторонних растений при анализе сырья; планировать анализ лекарственных средств в соответствии с их лекарственной и оценивать их качество по полученным результатам; готовить реактивы, эталонные, титрованные и испытательные растворы, проводить их контроль; интерпретировать ре¬зультаты УФ- и ИК-спектрометрии для подтверждения идентичности лекарственных веществ; использовать различные виды хроматографии в анализе лекарственных веществ и интерпретировать ее результаты; устанавливать количественное содержание лекарственных веществ в субстанции и лекарственных формах титриметрическими методами; устанавливать количественное содержание лекарственных веществ в субстанции и лекарственных формах физико-химическими методами; выполнять анализ и контроль качества лекарственных средств аптечного изготовления в соответствии с действующими требованиями; проводить подбор современных вспомогательных веществ при разработке лекарственных форм с учетом влияния биофармацевтических факторов; прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, знать порядок их регистрации; определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам; предлагать оптимальные технологические и аппаратурные схемы производства лекарственных средств, приемы по оптимизации технологии уже выпускающихся лекарственных препаратов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения постадийного контроля качества при получении ЛС; навыками интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества; навыками рациональной заготовки ЛРС; идентификации лекарственных растений по внешним признакам в живом и гербаризированном видах; навыками проведения анализа ЛС; техникой для использования ее в титриметрических, гравиметрических и хроматографических и др. испытаниях ЛС; навыками проведения анализа ЛС биологическими методами; навыками по выбору вспомогательных веществ или их замены с целью разработки новых или оптимизации технологии выпускающихся лекарственных средств; способами использования нормативной, справочной и научной литературу для решения профессиональных задач; навыками интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фармакогенетические исследования: фенотипирование и генотипирование
1.1. Предмет и задачи фармакогенетики.Фармакогеномика, протеомика и биоинформатика в фармакогенетических исследованиях. Лекции 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Понятие о лекарственных средствах как о ксенобиотиках. Система биотрансформации ксенобиотиков. Лекции 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Фазы биотрансформации лекарственных средств. Индукция и ингибирование ферментов биотрансформации. Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Методология экспериментальных фармакогенетических исследований Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Проблемы фармакогенетических тестов на пути к клинической практике. Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 12 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Моногенный контроль метаболизма лекарственных средств.
2.1. Моногенный контроль метаболизма лекарственных средств. Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4
2.2. Семейство цитохрома Р450 CYPI.Семейство цитохрома Р450 CYPII. Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 12 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Генетические факторы, влияющие на фармакокинетику лекарственных средств.
3.1. Фармакогенетика реакций II фазы биотрансформации. Основные ферменты: уридиндифосфоглюкуронозилтрансфераза; фенолсульфотрансфераза. Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Фармакогенетика миетилирования: S-метилирование, О-метилирование, N-метилирование Лекции 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Наследственные варианты алкогольдегидрогеназы, альдегиддегидрогеназы, параоксоназы. Лекции 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Система I и II фазы биотрансформации лекарственных средств. Практические 8 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Генетический полиморфизм транспортных белков-переносчиков лекарственных средств Практические 8 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 14 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Генетические факторы, влияющие на фармакодинамику лекарственных средств.
4.1. Фармакогенетика транспортеров лекарств. АТФ-связывающие переносчики. Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Молекулярные основы рецепторного взаимодействия. Факторы, влияющие на биотрансформацию и транспортеры лекарственных средств. Лекции 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Влияние лекарственных растений на биотрансформацию и транспортеры лекарственных средств. Лекции 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Фармакогенетика антигипертензивных средств. Генетический полиморфизм АПФ, бета2-адренорецепторов, В2-брадикининовых рецепторов. Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Клиническая фармакогенетика непрямых антикоагулянтов и антиагрегантов. Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Коллоквиум Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.7. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 14 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Изменение фармакологического ответа при наследственных заболеваниях
5.1. Фармакогенетические феномены, обусловленные различными белками. Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Фармакогенетика эмоционально-стрессовых реакций. Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Интерпретация фармакогенетических данных Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Разработка селективных анксиолитиков. Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 14 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10430
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере фармацевтической разработки и доклинических исследований новых биофармпрепаратов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Фармакогеномика отличается от фармакогенетики тем, что:
A. Изучает влияние носительства отдельных аллелей на фармакологический ответ у больного.
Б. Изучает влияние всего генома больного на фармакологический ответ.
B.Для внедрения в практику требует применения ДНК-чипов. Г. Не требует изучения генотипа больного.
2. В основе генетических особенностей пациентов, влияющих на фармакологический ответ, чаще всего лежат:
A. Однонуклеотидные полиморфизмы генов, кодирующих ферменты биотрансформации и транспортеры.
Б. Однонуклеотидные полиморфизмы генов, кодирующих молекулы-мишени лекарственных средств.
B. Хромосомные аберрации.
Г. Хромосомные транслокации.
3. Изменять фармакокинетику ЛС у больного могут полиморфизмы генов:
А. Кодирующих рецепторы.
Б. Кодирующих компоненты ренин-ангиотензин-альдостероновой системы.
В. Кодирующих ферменты I фазы биотрансформации ЛС. Г. Транспортеры ЛС.
4. Изоферменты цитохрома Р-450:
A. Имеют низкую субстратную специфичность по отношению к ЛС.
Б. Метаболизируют определенные ЛС.
B. Генетически полиморфны.
Г. Участвуют в метаболизме эндогенных соединений.
5. Клиническое значение для индивидуализации фармакотерапии имеют исследования генетического полиморфизма:
A. CYP2D6.
Б. CYP3A4.
B. CYP2C9.
Г. CYP2C19.
6. При выявлении у больного с постоянной формой фибрилляции предсердий гетерозиготного носительства медленного аллельного варианта гена CYP2C9 необходимо:
A. Воздержаться от применения непрямых антикоагулянтов.
Б. Воздержаться от применения варфарина, назначить аценокумарол.
B. Воздержаться от назначения аценокумарола, назначить варфарин.
Г. Назначить варфарин или аценокумарол в минимальной начальной дозе.
7. У больного с болевым синдромом, у которого выявляется дубликация гена CYP2D6, обезболивающий эффект при применении трамадола будет:
A. Слабым.
Б. Выраженным.
B. Средним.
8. Фармакогенетический тест может быть использован в клинической практике, если:
A. Доказано, что при его использовании повышается эффективность и безопасность ЛС.
Б. Доказано, что при его использовании снижаются затраты на лечение.
B. Частота аллельного варианта, который определяет фармакогенетический тест в популяции, превышает 1%.
Г. Все перечисленное верно.
9. Полиморфизм генов системы биотрансформации и транспортеров у больного можно определить методом:
A. Иммуноферментного анализа.
Б. Иммунофлюоресцентного анализа.
B. Полимеразной цепной реакцией.
Г. Высокоэффективной жидкостной хроматографии.
10. Фармакогенетическое тестирование для индивидуализации фармакотерапии показано:
A. Больным с высоким риском развития нежелательных реакций.
Б. При назначении лекарственных средств с узким терапевтическим диапазоном.
B. При применении большого числа лекарственных средств у одного больного.
Г. Больным, работающим с ионизирующим излучением.
11. Верные утверждения о мутагенезе:
А. Стойкое нарушение структуры или функции организма в ответ на действие мутагенов во внутриутробном периоде;
Б. Служит частой причиной врожденных пороков развития;
В. Является частой причиной аутосомно-доминантных заболеваний;
Г. Является частой причиной аутосомно-рецессивных заболеваний;
Д. Может затрагивать как соматические, так и зародышевые клетки.
12. Перед оперативным вмешательством 49-летняя женщина сообщила анестезиологу, что ее мать умерла во время операции, а у брата под воздействием анестезии появилась высокая лихорадка. У этой женщины:
А. Можно предположить аутосомно-доминантное состояние - злокачественную гипертермию;
Б. Необходимо изучить истории болезни родственников для уточнения причин отмечавшихся осложнений;
В. Хирургические вмешательства должны проводиться только в экстренных случаях;
Г. Следует применить неингаляционный наркоз.
13. В анамнезе у 40-летнего мужчины приступ затрудненного дыхания после хирургического вмешательства. У этого пациента:
А. Необходимо определение активности сукцинилхолинэстеразы;
Б. Отсутствие подобных случаев в семье с большой долей вероятности исключает наследственную природу приступа;
В. После хирургического вмешательства необходимо тщательное наблюдение;
Г. Родственники пациента должны быть осведомлены о возможности возникновения у них таких приступов;
Д. Анамнез нужно учитывать при выборе препарата для анестезии.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Понятие о фармакогенетике и фармакогеномике.
2. Генетические факторы (или особенности) пациента, влияющие на эффективность и безопасность ЛС.
3. Принципы проведения фармакогенетического тестирования.
4. Понятие о персонализированной медицине.
5. Требования, предъявляемые к фармакогенетическим тестам для их использования в клинической практике.
6. Показания к проведению фармакогенетического тестирования.
7. Принципы интерпретации результатов фармакогенетического тестирования.
8. Принципы выбора ЛС и режимы их дозирования с учетом результатов фармакогенетического тестирования.
9. Что представляют собой генетические факторы, влияющие на фармакологический ответ.
10. Что такое фармакогенетический тест.
11. Каково его значение для выбора лекарственного средства и режима дозирования?
12. Какие фармакогенетические тесты могут использоваться в клинической практике.
13. В каких случаях показано фармакогенетическое тестирование?
14. Какие принципы интерпретации результатов фармакогенетического тестирования необходимо знать врачу?
15. История фармакогенетики.
16. Предпосылки развития фармакогенетики.
17.Научно-практические задачи фармакогенетики.
18. Медико-генетические, биохимические, фармакологические методы, используемые в фармакогенетике.
19. Перспективы генотерапии, фармакологические ограничения.
20. Наследственная зависимость фармакокинетических и фармакодинамических процессов.
21. Генетические основы индивидуальной чувствительности к лекарствам.
22. Моногенные фармакокинетические расстройства.
23. Полигенные фармакокинетические расстройства.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Л.Шимановский, М.А.Епинетов, М.Я.Мельников Молекулярная и нанофармакология: М.:Физматлит, 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Б.Р.Мандель Основы современной генетики: учебное пособие для учащихся высших учебных заведений (бакалавриат): М.;Берлин:Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.И.Коротяев, С.А.Бабичев Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: СПб.:СпецЛит, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Цифровом университете АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://femb.ru/femb/pharmacopea.php Государственная Фармакопея Российской Федерации
http://school–collection.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в 9 семестре по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционных тем. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений дисциплины. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством написания реферата. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает самостоятельно по согласованию с преподавателем. Согласно теме реферата студент выбирает литературные источники, которые анализирует и составляет конспект. В конспекте должна быть поставлена цель исследования, раскрыта тема, сделано заключение и выводы.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий и тестов.
К промежуточной аттестации в форме зачета допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На зачете надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий. Зачет проходит в традиционной форме по билетам, в билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 50 минут.