МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Жилищное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2021_9кл
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 28 28 28 28
Итого 84 84 84 84

Программу составил(и):
преподаватель, Марченко Александр Евгеньевич

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Якушева Тамара Васильевна

Рабочая программа дисциплины
Жилищное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами разработанных наукой теоретических положений жилищного права.
Освоение студентами умений применения жилищного законодательства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие жилищного права;
жилищное законодательство;
понятие и виды жилищных правоотношений;
объекты жилищных прав;
виды жилых помещений и жилищные фонды;
право собственности и другие вещные права на жилые помещения;
договоры социального найма;
управление многоквартирными домами;
сделки с жилыми помещениями;
порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги;
ответственность за нарушение жилищного законодательства;
разрешение жилищных споров;
структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять документы правового характера, необходимые для реализации жилищных прав;
пользоваться нормативно-правовыми актами и применять их на практике;
давать разъяснения и правовые консультации по вопросам применения норм жилищного законодательства;
проводить мониторинг и анализ жилищного законодательства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая часть
1.1. Общие положения жилищного права. Лекции 5 2 ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Общие положения жилищного права. Сам. работа 5 2 ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Общие положения жилищного права. Практические 5 2 ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Объекты жилищных прав. Лекции 5 4 ОК 9, ОК 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Объекты жилищных прав. Сам. работа 5 2 ОК 9, ОК 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Объекты жилищных прав. Практические 5 2 ОК 9, ОК 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Жилищные правоотношения. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан. Лекции 5 4 ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Жилищные правоотношения. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан. Сам. работа 5 2 ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Жилищные правоотношения. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан. Практические 5 2 ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Лекции 5 2 ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Сам. работа 5 2 ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Практические 5 2 ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Особенная часть
2.1. Предоставление и использование жилых помещений по договорам найма. Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Предоставление и использование жилых помещений по договорам найма. Сам. работа 5 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Предоставление и использование жилых помещений по договорам найма. Практические 5 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Сам. работа 5 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Практические 5 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Создание и деятельность товарищества собственников жилья. Лекции 5 2 ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Создание и деятельность товарищества собственников жилья. Сам. работа 5 2 ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Создание и деятельность товарищества собственников жилья. Практические 5 2 ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Управление многоквартирным домом. Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Управление многоквартирным домом. Сам. работа 5 2 ПК 1.1, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Управление многоквартирным домом. Практические 5 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Лекции 5 4 ОК 9, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Сам. работа 5 2 ОК 9, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Практические 5 2 ОК 9, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.16. Жилые помещения в гражданском обороте. Лекции 5 4 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.17. Жилые помещения в гражданском обороте. Сам. работа 5 4 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.18. Жилые помещения в гражданском обороте. Практические 5 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.19. Ответственность в области жилищного законодательства. Лекции 5 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.20. Ответственность в области жилищного законодательства. Сам. работа 5 6 ПК 1.1, ОК 12, ОК 9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.21. Ответственность в области жилищного законодательства. Практические 5 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 9 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические занятия, индивидуальные задания, тесты)https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9170 размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

1.Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии сего назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным Кодексом:
а)верно;
б)неверно.

2.Члены семьи собственника по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением:
а)несут солидарную ответственность с собственником;
б)не отвечают;
в)несут субсидиарную ответственность;
г)несут солидарную ответственность при наличии письменного соглашения.

3.Неподлежатвыселению.Наоснованиист.31ЖКРФ:
а)несовершеннолетние;
б)лица,имеющиеправонаприватизациюданногожильяинеставшиесобственникамиврезультатеприватизации;
в)инвалидыииждивенцы;
г)родителисобственника.

4.Собственникжилогопомещениянеимеетправа:
а)производитьотчуждениежилогопомещения;
б)совершатьсделкипопередачежилогопомещения;
в)уничтожитьжилоепомещение;
г)регистрироватьлиц,

5.Всоответствиисп.3–4ст.30ЖКРФсобственникжилогопомещениянесетбремясодержанияданногопомещения,еслиданноепомещениеявляетсяквартирой,тообщегоимуществасобственниковпомещенийвсоответствующеммногоквартирномдоме.Приэтомдоляобязательныхрасходовнасодержаниеобщегоимуществавмногоквартирномдомеопределяетсядолейвправеобщейсобственностинаобщееимуществовтакомдомеуказанногособственника.
а)верно;
б)неверно.

6.Собственникжилогопомещенияненесетрискслучайнойгибелиилиповрежденияжилогопомещения.
а)верно;
б)неверно.

7.По договору социального найма предоставляется жилое помещение только муниципального жилищного фонда.
а)верно;
б)неверно.

8.Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе ииностранным гражданам, лицам без гражданства.
а)верно;
б)неверно.

9.Нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде признаются малоимущие граждане:
а)проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
б)проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
в)граждане, проживающие на различных правовых основаниях, но обеспеченные жилым помещением на одного человека менее учетной нормы;
г)все вышеперечисленные.

10.Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
а)верно;
б)неверно.

11.Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя в последствии.
а)верно;
б)неверно.

12.Круглиц,являющихсячленамисемьинанимателя–это:
а)супруг,атакжедетииродителиданногонанимателя,проживающиесовместносним,другиеродственники,нетрудоспособныеиждивенцы,еслионивселенынанимателемвкачествечленовегосемьииведутснимобщеехозяйство;
б)супруг,атакжедетииродителиданногонанимателя,проживающиесовместносним,другиеродственники,нетрудоспособныеиждивенцы,еслионивселенынанимателемвкачествечленовегосемьииведутснимобщеехозяйств,атакжеиныеблизкиелица.

13.Коммерческийнаемпредставляетсобойобычныйгражданско-правовойдоговор,заключаемыйпосоглашениюсторон,которымиопределяютсяегосущественныеусловия.
а)верно;
б)неверно.

14.Объектомдоговоракоммерческогонаймапринаймежилыхпомещенийвмногоквартирныхдомахявляютсянетолькожилыеиподсобныепомещения,нотакжеобщееимуществодома,находящеесязапределамииливнутриквартирыиобслуживающеенесколькоквартир(болееоднойквартиры).
а)верно;
б)неверно.

15.Существуютливнастоящеевремянаемныедома?
а)да;
б)нет.

10.Служебныежилыепомещенияпредназначеныдляпроживаниягражданвсвязи(ст.93ЖКРФ):
а)схарактеромихтрудовыхотношений(например,требующихпостоянногоприсутствиянарабочемместе);
б)прохождениемслужбы(вчастности,воинской);
в)назначениемнагосударственнуюдолжностьилиизбраниемнавыборнуюдолжность(втомчислевотрывеотпостоянногоместажительства);
г)всевышеперечисленное.

Критерии оценивания:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
70-84 баллов (оценка «хорошо») выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выполнено 50-74% заданий предложенного теста.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета (Может включать несколько блоков оценивания):
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9170 (Ссылка на тест в электронном курсе дисциплины)

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 50 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 50 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Свит Ю. П. Жилищное право: учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Корнеева, И.Л. Жилищное право : учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анисимов, А.П. Гражданское право. Особенная часть : учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Курс в Moodle "Жилищное право СПО (для Колледжа АлтГУ)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402Н кабинет дисциплин права; кабинет профессиональных дисциплин; кабинет правового и документационного обеспечения профессиональной деятельности; кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; трибуна; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Гражданский кодекс; кодекс РФ об административных правонарушениях.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Жилищное право» используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины.
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. На практических занятиях желательно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Семинарские (практические) занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару, преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по дисциплине «Жилищное право» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины «Жилищное право», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях;
− защиту выполненных работ;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;
− участие в собеседованиях, деловых (ролевых) играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях;
− выполнение тестов.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к семинарам (практическим занятиям);
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к семинарам устных докладов (сообщений);
− подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций;
− проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
Формой поиска необходимого и дополнительного материала по дисциплине с целью доработки знаний, полученных во время лекций, есть индивидуальные задания для студентов. Выполняются отдельно каждым студентом самостоятельно под руководством преподавателей. Именно овладение и выяснения студентом рекомендованной литературы создает широкие возможности детального усвоения данной дисциплины. Индивидуальные задания студентов по дисциплине осуществляются путем выполнения одного или нескольких видов индивидуальных творческих или научно-исследовательских задач (ИНДЗ), избираемых студентом с учетом его творческих возможностей, учебных достижений и интересов по согласованию с преподавателем, который ведет лекции или семинарские занятия, или по его рекомендации. Он предоставляет консультации, обеспечивает контроль за качеством выполнения задания и оценивает работу.
Индивидуальные задания должны быть представлены преподавателю и (при необходимости) защищены до окончания учебного курса, но не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии. По результатам выполнения и обсуждения индивидуального задания студенту выставляется соответствующее баллов, которые учитываются при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплине.
4. При реализации учебной дисциплины «Жилищное право» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: дистанционная форма получения знаний и умений на платформе образовательного портала Moodle.
При проведении практических занятий: устные опросы, деловая игра.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в творческих заданиях, подготовке эссе, подготовке докладов, конспектов.
5. Зачет по дисциплине «Жилищное право».
Дифференцированный зачет сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины. Билет включает два теоретических вопроса, а также одну практическую задачу.
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.