МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обоснование уголовного закона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор кафедры уголовного права и криминологии, Плохова Валентина Ивановна;Ст.преп., Веснина Екатерина Павловна

Рецензент(ы):
ст.преп., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Обоснование уголовного закона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., и.о. зав. каф. уголовного права и криминологии И.А. Анисимова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.ю.н., и.о. зав. каф. уголовного права и криминологии И.А. Анисимова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- усвоение основных вопросов теории обоснования закрепления и толкования признаков составов преступлений;
- формирование у студентов навыков самостоятельного использования ее в реальной жизни, при толковании и применении норм права.
Непосредственными целями освоения дисциплины являются:
- усвоение современных представлений об уголовной политике; факторах, влияющих на криминализацию деяний, основных социальных и правовых основаниях криминализации деяний, взаимосвязи уголовного права с регулятивными и деликтными отраслями права; - углубленное изучение доктринального и судебного толкования признаков наиболее распространенных преступлений в сфере экономики с позиций теории обоснованности уголовно-правовых норм;
- формирование у студентов навыков обобщения судебной практики ЕСПЧ, Конституционного и Верховного Судов; применения норм международного права, Конституционных норм, принципов уголовного права при толковании и применении норм уголовного права и других деликтных отраслей права; оценки действующего законодательства, теории и практики с позиций теории обоснованности уголовно-правовых норм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ОПК-1.1 Знает закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-1.2 Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.
ОПК-1.3 Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.
ПК-2Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами
ПК-2.1 Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2 Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
ПК-2.3 Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, виды и содержание уголовной политики
1.1. Понятие, виды и содержание уголовной политики Лекции 9 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие, виды и содержание уголовной политики Практические 9 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Понятие, виды и содержание уголовной политики Сам. работа 9 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Понятие криминализации (декриминализации) деяний. Факторы, влияющие на криминализацию деяний.
2.1. Понятие криминализации (декриминализации) деяний. Факторы, влияющие на криминализацию деяний. Лекции 9 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Понятие криминализации (декриминализации) деяний. Факторы, влияющие на криминализацию деяний. Практические 9 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Понятие криминализации (декриминализации) деяний. Факторы, влияющие на криминализацию деяний. Сам. работа 9 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Социальные основания составов преступлений
3.1. Социальные основания составов преступлений Практические 9 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Социальные основания составов преступлений Сам. работа 9 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Правовые основания составов преступлений
4.1. Правовые основания составов преступлений Практические 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Правовые основания составов преступлений Сам. работа 9 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Соотношение уголовного права с регулятивными отраслями права
5.1. Соотношение уголовного права с регулятивными отраслями права Практические 9 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Соотношение уголовного права с регулятивными отраслями права Сам. работа 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Соотношение уголовного права с деликтными
6.1. Соотношение уголовного права с деликтными Практические 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Соотношение уголовного права с деликтными Сам. работа 9 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объекта и предмета наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности
7.1. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объекта и предмета наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности Практические 9 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объекта и предмета наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности Сам. работа 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности
8.1. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности Практические 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках объективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономической деятельности Сам. работа 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках субъективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере
9.1. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках субъективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере Практические 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.2. Преломление основных непосредственно социальных и правовых оснований криминализации деяний в признаках субъективной стороны наиболее распространенных составов преступлений в сфере Сам. работа 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 10. Лаборторный практикум

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсах на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – URL:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4299

Оценка софрмированности компетенции
ОПК-1: Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что из перечисленного в соответствии со сложившейся судебной практикой не признается предметом хищения?
е. ценные бумаги
ж. электроэнергия
з. безналичные деньги
и. валюта
к. Ответ: б

Вопрос 2. Кража (ст. 158 УК РФ) является оконченной с момента…
д. завладения имуществом и получения возможности пользоваться им или распорядиться им по своему усмотрению
е. причинения ущерба собственнику
ж. перехода вещи в руки виновного
з. изъятия имущества у потерпевшего
Ответ: а

Вопрос 3. Угон (ст. 166 УК РФ) считается оконченным преступлением с момента…
д. отсутствия транспортного средства во владении собственника более трех часов
е. начала движения транспортного средства
ж. перемещения транспортного средства более чем на 100 метров от места его первоначального нахождения
з. причинения ущерба транспортному средству
Ответ: б

Вопрос 4. Субъектом присвоения и растраты может быть…
д. только должностное лицо
е. лицо, использующее свое служебное положение
ж. лицо, осуществляющее полномочия в отношении вверенного имущества в связи с исполнением служебных обязанностей
з. любое лицо, которому вверено чужое имущество
Ответ: г

Вопрос 5. Завладение сотовым телефоном путем обмана и бегство с ним с места преступления образует состав…
д. грабежа (ст. 161 УК РФ)
е. присвоения (ст. 160 УК РФ)
ж. кражи (ст. 158 УК РФ)
з. мошенничества (ст. 159 УК РФ)
Ответ: а

Вопрос 6. Право на имущество является предметом следующих корыстных преступлений против собственности…
д. мошенничество и грабеж
е. мошенничество и вымогательство
ж. присвоение
з. кража и мошенничество
Ответ: б

Вопрос 7. Получение денежных средств по поддельной банковской карте в банкомате образует…
д. мошенничество (ст. 159 УК РФ)
е. присвоение (ст. 160 УК РФ)
ж. кражу (ст. 158 УК РФ)
з. мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ)
Ответ: в

Вопрос 8. Террористический акт (ч. 1 ст. 205 УК РФ) считается оконченным преступлением с момента…
д. совершения взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий
е. наступления общественно опасных тяжких последствий
ж. причинения вреда здоровью хотя бы одному человеку
з. причинения значительного материального ущерба
Ответ: а

Вопрос 9. Вандализм – это…
д. осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах
е. уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов
ж. надругательство над телами умерших и местами их захоронения
з. жестокое обращение с животными
Ответ: а

Вопрос 10.

Вопрос 10. Если лицо угрожает совершить взрыв в здании автовокзала, имея цель оказать воздействие на органы власти (сорвать выборы), то его действия следует квалифицировать как…
д. террористический акт (ч. 1 ст. 205 УК РФ)
е. приготовление к террористическому акту (ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 205 УК РФ)
ж. диверсию (ч. 1 ст. 281 УК РФ)
з. хулиганство (ч. 1 ст. 213 УК РФ)
Ответ: а

Вопрос 11. Ответственность за массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) наступает при условии, что они сопровождались…
д. погромами, поджогами
е. перекрыванием транспортных магистралей
ж. дезорганизацией работы общественного транспорта
з. дезорганизацией деятельности государственных органов
Ответ: а

Вопрос 12. Критерием разграничения шпионажа как формы государственной измены (ст. 275 УК РФ) и шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276 УК РФ) являются:
д. особенности субъекта преступления
е. особенности субъективной стороны преступления
ж. особенности объективной стороны преступления
з. предмет преступления
Ответ: а

Вопрос 13. Диверсия (ст. 281 УК РФ) признается оконченной…
д. с момента разрушения или повреждения названных в статье объектов
е. с момента совершения взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение указанных в диспозиции статьи объектов
ж. с момента причинения значительного ущерба
з. с момента наступления тяжких последствий
Ответ: б

Вопрос 14. Принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ) является оконченным с момента:
д. совершения действий по принуждению
е. фактического получения нужных субъекту преступления показаний
ж. использования показаний в уголовном процессе
з. осуждения какого-либо лица на основании полученных посредством принуждения показаний
Ответ: а

Вопрос 15. Определите, что охватывается понятием «насилие, опасное для жизни или здоровья»:
д. оставление в закрытом помещении
е. побои
ж. применение наручников
з. причинение вреда здоровью любой тяжести
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием – это?
Ответ: мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Вопрос 2. Безвозмездное, совершенное с корыстной целью, противоправное обращение лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника – это?
Ответ: присвоение (ст. 160 УК РФ).

Вопрос 3. Дайте определение насилия, не опасного для жизни или здоровья.
Ответ: насилие, не опасное для жизни или здоровья – это побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.), которые не причиниливреда его здоровью, и не создали реальной опасности для жизни или здоровья потерпевшего в момент их совершения.

Вопрос 4. Умышленное уничтожение или повреждение имущества (ч. 1 ст. 167 УК РФ) является уголовно наказуемым деянием, если…
Ответ: повлекло причинение значительного ущерба.

Вопрос 5. Под доходом в ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» следует понимать…
Ответ: выручку от реализации товаров за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Вопрос 6. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретёнными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом – это?
Ответ: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174, 174.1 У;К РФ).

Вопрос 7. Не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружина или иная вооруженная группа, созданные для реализации определенных преступных или непреступных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя или нарушения целостности Российской Федерации) – это?
Ответ: незаконное вооруженное формирование (ст. 208 УК РФ).

Вопрос 8. Устойчивая (организованная) вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации – это?
Ответ: банда (ст. 209 УК РФ).

Вопрос 9. Раскройте вооруженность как обязательный признак банды (ст. 209 УК РФ).
Ответ: это наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия.Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды.

Вопрос 10. Структурированная организованная группа или объединение организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды – это?
Ответ: преступное сообщество (преступная организация) (ст. 210 УК РФ).

Вопрос 11. Запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят, – это?
Ответ: аналоги наркотических средств и психотропных веществ.

Вопрос 12. Вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, – это?
Ответ: прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ.

Вопрос 13. Ст. 228 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в каких размерах?
Ответ: в значительном, крупном и особо крупном размерах

Вопрос 14. Приобретение, хранение, перевозка, изготовление или переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в целях последующего сбыта квалифицируются…
Ответ: по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 228.1 УК РФ как покушение на сбыт.

Вопрос 15. Умышленные действия, в том числе и однократного характера, направленные на возбуждение у другого лица желания их потребления (уговоры, предложения, дача совета и т.п.), а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и др.– это?
Ответ: склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ).

Вопрос 16. Посягательство на жизнь в ст.ст. 277, 295, 317 УК РФ – это?
Ответ: убийство или покушение на убийство.

Вопрос 17. Назовите цель состава диверсии (ст. 281 УК РФ).
Ответ: подрыв экономической безопасности и обороноспособности РФ.

Вопрос 18. Преступления экстремистской направленности – это?
Ответ: преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части и пунктом «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Вопрос 19. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы – это?
Ответ: Геноцид (ст. 357 УК РФ).

Вопрос 20. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу – это?
Ответ: Экоцид (ст. 358 УК РФ).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ПК-2: Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что из перечисленного в соответствии со сложившейся судебной практикой не признается предметом хищения?
л. ценные бумаги
м. электроэнергия
н. безналичные деньги
о. валюта
п. Ответ: б

Вопрос 2. Кража (ст. 158 УК РФ) является оконченной с момента…
и. завладения имуществом и получения возможности пользоваться им или распорядиться им по своему усмотрению
к. причинения ущерба собственнику
л. перехода вещи в руки виновного
м. изъятия имущества у потерпевшего
Ответ: а

Вопрос 3. Угон (ст. 166 УК РФ) считается оконченным преступлением с момента…
и. отсутствия транспортного средства во владении собственника более трех часов
к. начала движения транспортного средства
л. перемещения транспортного средства более чем на 100 метров от места его первоначального нахождения
м. причинения ущерба транспортному средству
Ответ: б

Вопрос 4. Субъектом присвоения и растраты может быть…
и. только должностное лицо
к. лицо, использующее свое служебное положение
л. лицо, осуществляющее полномочия в отношении вверенного имущества в связи с исполнением служебных обязанностей
м. любое лицо, которому вверено чужое имущество
Ответ: г

Вопрос 5. Завладение сотовым телефоном путем обмана и бегство с ним с места преступления образует состав…
и. грабежа (ст. 161 УК РФ)
к. присвоения (ст. 160 УК РФ)
л. кражи (ст. 158 УК РФ)
м. мошенничества (ст. 159 УК РФ)
Ответ: а

Вопрос 6. Право на имущество является предметом следующих корыстных преступлений против собственности…
и. мошенничество и грабеж
к. мошенничество и вымогательство
л. присвоение
м. кража и мошенничество
Ответ: б

Вопрос 7. Получение денежных средств по поддельной банковской карте в банкомате образует…
и. мошенничество (ст. 159 УК РФ)
к. присвоение (ст. 160 УК РФ)
л. кражу (ст. 158 УК РФ)
м. мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ)
Ответ: в

Вопрос 8. Террористический акт (ч. 1 ст. 205 УК РФ) считается оконченным преступлением с момента…
и. совершения взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий
к. наступления общественно опасных тяжких последствий
л. причинения вреда здоровью хотя бы одному человеку
м. причинения значительного материального ущерба
Ответ: а

Вопрос 9. Вандализм – это…
и. осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах
к. уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов
л. надругательство над телами умерших и местами их захоронения
м. жестокое обращение с животными
Ответ: а

Вопрос 10.

Вопрос 10. Если лицо угрожает совершить взрыв в здании автовокзала, имея цель оказать воздействие на органы власти (сорвать выборы), то его действия следует квалифицировать как…
и. террористический акт (ч. 1 ст. 205 УК РФ)
к. приготовление к террористическому акту (ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 205 УК РФ)
л. диверсию (ч. 1 ст. 281 УК РФ)
м. хулиганство (ч. 1 ст. 213 УК РФ)
Ответ: а

Вопрос 11. Ответственность за массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) наступает при условии, что они сопровождались…
и. погромами, поджогами
к. перекрыванием транспортных магистралей
л. дезорганизацией работы общественного транспорта
м. дезорганизацией деятельности государственных органов
Ответ: а

Вопрос 12. Критерием разграничения шпионажа как формы государственной измены (ст. 275 УК РФ) и шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276 УК РФ) являются:
и. особенности субъекта преступления
к. особенности субъективной стороны преступления
л. особенности объективной стороны преступления
м. предмет преступления
Ответ: а

Вопрос 13. Диверсия (ст. 281 УК РФ) признается оконченной…
и. с момента разрушения или повреждения названных в статье объектов
к. с момента совершения взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение указанных в диспозиции статьи объектов
л. с момента причинения значительного ущерба
м. с момента наступления тяжких последствий
Ответ: б

Вопрос 14. Принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ) является оконченным с момента:
и. совершения действий по принуждению
к. фактического получения нужных субъекту преступления показаний
л. использования показаний в уголовном процессе
м. осуждения какого-либо лица на основании полученных посредством принуждения показаний
Ответ: а

Вопрос 15. Определите, что охватывается понятием «насилие, опасное для жизни или здоровья»:
и. оставление в закрытом помещении
к. побои
л. применение наручников
м. причинение вреда здоровью любой тяжести
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием – это?
Ответ: мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Вопрос 2. Безвозмездное, совершенное с корыстной целью, противоправное обращение лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника – это?
Ответ: присвоение (ст. 160 УК РФ).

Вопрос 3. Дайте определение насилия, не опасного для жизни или здоровья.
Ответ: насилие, не опасное для жизни или здоровья – это побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.), которые не причиниливреда его здоровью, и не создали реальной опасности для жизни или здоровья потерпевшего в момент их совершения.

Вопрос 4. Умышленное уничтожение или повреждение имущества (ч. 1 ст. 167 УК РФ) является уголовно наказуемым деянием, если…
Ответ: повлекло причинение значительного ущерба.

Вопрос 5. Под доходом в ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» следует понимать…
Ответ: выручку от реализации товаров за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Вопрос 6. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретёнными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом – это?
Ответ: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174, 174.1 У;К РФ).

Вопрос 7. Не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружина или иная вооруженная группа, созданные для реализации определенных преступных или непреступных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя или нарушения целостности Российской Федерации) – это?
Ответ: незаконное вооруженное формирование (ст. 208 УК РФ).

Вопрос 8. Устойчивая (организованная) вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации – это?
Ответ: банда (ст. 209 УК РФ).

Вопрос 9. Раскройте вооруженность как обязательный признак банды (ст. 209 УК РФ).
Ответ: это наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия.Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды.

Вопрос 10. Структурированная организованная группа или объединение организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды – это?
Ответ: преступное сообщество (преступная организация) (ст. 210 УК РФ).

Вопрос 11. Запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят, – это?
Ответ: аналоги наркотических средств и психотропных веществ.

Вопрос 12. Вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, – это?
Ответ: прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ.

Вопрос 13. Ст. 228 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в каких размерах?
Ответ: в значительном, крупном и особо крупном размерах

Вопрос 14. Приобретение, хранение, перевозка, изготовление или переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в целях последующего сбыта квалифицируются…
Ответ: по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 228.1 УК РФ как покушение на сбыт.

Вопрос 15. Умышленные действия, в том числе и однократного характера, направленные на возбуждение у другого лица желания их потребления (уговоры, предложения, дача совета и т.п.), а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и др.– это?
Ответ: склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ).

Вопрос 16. Посягательство на жизнь в ст.ст. 277, 295, 317 УК РФ – это?
Ответ: убийство или покушение на убийство.

Вопрос 17. Назовите цель состава диверсии (ст. 281 УК РФ).
Ответ: подрыв экономической безопасности и обороноспособности РФ.

Вопрос 18. Преступления экстремистской направленности – это?
Ответ: преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части и пунктом «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Вопрос 19. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы – это?
Ответ: Геноцид (ст. 357 УК РФ).

Вопрос 20. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу – это?
Ответ: Экоцид (ст. 358 УК РФ).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

Экзамен проводится в устной форме по билетам, составленным в соответствии с перечнем вопросов. В билет входит 2 теоретических вопроса.
При ответе на вопросы необходимо не только продемонстрировать знание положений законодательства, учебной и монографической литературы, но и умение анализировать, выявлять и показывать особенности обоснования уголовного закона. При выставлении итоговой экзаменационной оценки учитываются результаты работы на практических занятиях.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие уголовной политики. Идеи, составляющие современную уголовную политику.
2. Понятие и содержание уголовно-правовой политики. Уголовная политика и уголовное законодательство.
3. Уголовно-правовая политика в отношении преступлений в сфере экономики.
4. Понятие криминализации (декриминализации) деяний. Состояние разработанности проблем криминализации (декриминализации) деяний.
5. Факторы, влияющие на криминализацию деяний, на закрепление их признаков в УК. Основные и непосредственные, дополнительные и опосредованные факторы, влияющие на криминализацию деяний.
6. Социальные и правовые факторы криминализации деяний, закрепления их признаков в УК.
7. Общественная опасность деятельности как непосредственное криминологическое основание составов преступлений и деяния как признак преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ).
8. Компоненты категории «деятельность».
9. Особенности бездействия в составах преступлений против собственности.
10. Правила закрепления компонентов категории «деятельность» в признаках состава преступления.
11. Конституционные основы УК РФ. Особенности их применения в уголовном праве, правоприменительной деятельности.
12. Международные принципы и нормы, решения Европейского суда по правам человека и особенности их применения в уголовном праве.
13. Виды решений Европейского суда по правам человека, касающиеся уголовно-правовых норм, в том числе в отношении граждан России.
14. Виды постановлений Конституционного суда РФ, касающиеся уголовно-правовых норм.
15. Виды определений Конституционного суда РФ, касающиеся уголовно-правовых норм.
16. Преломление международных, конституционных норм и принципов уголовного права в категориях и институтах Общей и Особенной частей УК РФ.
17. Преломление конституционных, международных норм и принципов уголовного права в правоприменительной деятельности (всех уровней: от Верховного Суда РФ до мировых судов, следственной практик и практике других органов).
18. Понятие, содержание правовой категории «ограничение основных прав и свобод человека и гражданина».
19. Формальные критерии допустимости ограничения прав человека.
20. Материальные критерии допустимости ограничений прав человека.
21. Соотношение уголовного права с регулятивными отраслями права в российской юридической науке. Влияние доктринальной позиции на решение вопроса использования понятий, выработанных регулятивными отраслями права, в уголовном праве.
22. Бланкетность норм об ответственности за преступления в сфере экономики и связанные с ней особенности толкования их объективных признаков.
23. Бланкетность норм об ответственности за преступления в сфере экономики и связанные с ней особенности толкования их субъективных признаков.
24. Соотношение уголовного и других деликтных (административного, финансового, служебного) отраслей права в российской юридической науке. Влияние доктринальной позиции на решение вопроса использования понятий, выработанных охранительными отраслями права в уголовном праве.
25. Соотношение норм уголовного и административного законодательства. Способы законодательного закрепления «стыковых» норм УК РФ и КоАП РФ. Практика Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ по этому вопросу.
26. Межотраслевая совокупность (кумуляция), коллизия правонарушений и их квалификация.
27. Виды ответственности и их мер в юридической науке. Теоретические и практические вопросы межотраслевой кумуляции разных видов ответственности, их мер.
28. Преломление непосредственных социальных и правовых оснований криминализации деяний в объективных и субъективных признаках хищения чужого имущества, в их толковании в теории и на практике.
29. Преломление непосредственных социальных и правовых оснований криминализации деяний в объективных и субъективных признаках иных преступлений против собственности, в их толковании в теории и на практике.
30. Преломление основных непосредственных социальных и правовых оснований при криминализации деяний, закреплении, толковании и применении объективных и субъективных признаков преступлений в сфере экономической деятельности, вошедших в список вопросов на ГЭК.
31. Преломление основных непосредственных социальных и правовых оснований криминализации деяний в объективных и субъективных признаках преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, при их толковании в теории и на практике.
32. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Определениях Конституционного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 189-О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Палькина Вячеслава Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»; от 05 марта 2013 г. № 323-О по жалобе гражданина Газаряна С.В. на нарушение его конституционных прав ч. 2 ст. 167 УК РФ; от 25 сентября 2014 г. №1873-О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Толоконниковой Н.А. на нарушение ее конституционных прав ч.2 ст. 213 УК РФ»; от 24 декабря 2012 г.№2358- О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Плеских Дениса Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 228, 2281 Уголовного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»; от 16 июля 2013 г. №1162-О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филимонова Дмитрия Ивановича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации»
33. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлениях Конституционного суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 10 УК РФ, ч. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие УК РФ», ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» и ряда положений УПК РФ, касающихся порядка приведения судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим или смягчающим ответственность за преступление, в связи с жалобами граждан А.К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и др.»; от 19 ноября 2013 г. №24 –П «по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 24, части второй статьи 27, части четвертой статьи 133 и статьи 212 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.А.Боровкова и Н.И.Морозова»
34. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 188 УК РФ в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян»
35. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 188 УК РФ, ч. 4 ст. 4.5, ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова»
36. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, предложенные в постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2011 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положения п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки Г.В. Шикуновой»
37. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 90 УПК РФ в связи с жалобой граждан В.Д. Власенко и Е.А.Власенко».
38. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 марта 2011г. № 3-П «По делу о проверке конституционности части третьей ст. 138 УК РФ в связи с жалобами граждан С.В. Капорина, И.В. Коршуна и др.».
39. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г.№9-П «по делу о проверке конституционности положения ст. 199 УК РФ в связи с жалобой граждан В. С. Соколовского, Н.И. Таланова и др.»
40. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 года № 18-П «по делу о проверке конституционности части четвертой ствтьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной».
41. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении ЕСПЧ от 20 декабря 2011 года по делу «Финогенов и другие против РФ» (события в театре на Дубровке).
42. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении ЕСПЧ от 15 декабря 2005 г. по делу «Ваньян против РФ» (Жалоба № 53203/99).
43. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении ЕСПЧ от 9 октября 2008 г. по делу «Абрамян против Российской Федерации» (Жалоба № 10709/02) (переквалификация взяточничества на мошенничество).
44. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении ЕСПЧ от 22 октября 2009 г. «Пасько против Российской Федерации» (жалоба №69519/01) (сведения, составляющие государственную тайну, обратная сила закона, свобода выражения мнения)
45. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлениях ЕСПЧ от 22 января 2009 г. по делу «Боржонов против Российской Федерации» (Жалоба № 18274/04); от 6 ноября 2008 г.» Исмаилов против Российской Федерации» (жалоба №30352/03); от 8 октября 2009 г.» Аджигович против Российской Федерации» (жалоба №23202/05) (право собственности).
46. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения ВС РФ, выраженные в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»; от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога" (п.7,8).
47. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 51 от 27 декабря 2007 г. «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»
48. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
49. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
50. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. № 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней".
51. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. № 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности".
52. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм разъяснения, предложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 (с последующими изменениями) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. С. Капинус [и др.] ; под редакцией О. С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Наумов А.В., Кибальник А.Г. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов М.: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Бавсун, С. В. Векленко Квалификация преступлений по признакам субъективной стороны : учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Сверчков, В. В Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный интернет-портал правовой информации. pravo.gov.ru
Э2 Сайт Верховного Суда РФ www.vsrf.ru
Э3 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». sudrf.ru
Э4 Курс "Обоснование уголовного закона" на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4299 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно)
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно)
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Электронная база данных "Scopus". Режим доступа: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по проведению преподавателями основных видов учебных занятий и педагогическому контролю

Учебные занятия по курсу проводятся в виде лекций, проведение семинарских занятий, написание реферата, проведение мини-исследований: обобщение практики Европейского Суда по правам человека (далее ЕСПЧ), Конституционного Суда, Верховного Суда, системное исследование «стыкового» с уголовным законодательством.
Занятия по дисциплине призваны:
- закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал по международному праву, конституционному праву, уголовному праву;
- связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью;
- стимулировать творческую, поисковую активность магистрантов.
Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над курсом.
По данному курсу должны быть преимущественно использованы такие лекционные формы, как обзорная и проблемная лекции.
Семинарские и практические занятия являются основной организационной формой учебной деятельности по данному курсу. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных теоретических вопросов уголовно-исполнительного права. На семинарских занятиях магистранты овладевают и совершенствуют умения оценивать действующее законодательство, толкование его признаков с позиций теории обоснованности уголовно-правовых норм, формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы.
Основные рекомендации по проведению семинарских и практических занятий:
1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается задание в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоятельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав учебную и иную литературу. На основе изученного материала студент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам.
2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложенную в планах семинарских и практических занятий. Использование студентами литературы в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих студентов.
3. По окончании изучения курса студент должен знать: основы теории обоснованности уголовно-правовых норм; существующие акты официального судебного толкования положений закона, закрепляющих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности; основные научно-теоретические направления в определении содержания признаков изучаемых составов преступлений; направления судебной практики, в том числе решений Конституционного Суда по делам о преступлениях в сфере экономики; важные для правовой системы России решения Европейского Суда.
Студент должен уметь самостоятельно оценивать судебную практику с позиций обоснованности толкования признаков составов преступлений в сфере экономики, производить их отграничение от норм регулятивных и деликтных отраслей права.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у магистрантов навык обоснованной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных замечаний.
5. Необходимо учить студентов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, выявлять причины, выработать рекомендации по совершенствованию положений закона.
6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы студенты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии, обращать внимание на культуру речи студентов (в кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов ударение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство).
7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсуждения темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дискуссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по обсуждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласиться с предложенными подходами. В этих случаях, магистрант обязан аргументировать свои выводы, основываясь на законе и изученной литературе.
8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариантов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правоприменительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными:
1) традиционное обсуждение вопросов;
2) заслушивание докладов
При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме:
а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оценивают докладчика;
б) «докладчик – содокладчик»;
в) «докладчик – рецензент – оппонент».
Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться:
- индивидуальный выбор предложенных тем,
- распределение тем преподавателем,
- самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем магистрантами с объяснением такого выбора,
3) инновационные формы проведения занятия:
а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»;
б) «конференция» - выступления студентов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут;
в) «пресс-конференция» - студенты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам;
г) «мозговой штурм» и т.д.
Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учебной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические конференции, круглые столы и т.д.
Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности студентов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный, итоговый. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др.
С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний по дисциплине предполагаются следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Результирующая оценка формируется по результатам зачета, ответов на семинарских занятиях, качества реферата и 2 мини-исследований.
При выставлении итоговой оценки с целью ее объективности кроме того учитываются следующие факторы:
- активная работа студента во время семинарских и практических занятий;
- результаты контрольных заданий;
- качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;
- участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.