МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Корпоративные финансы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Старший преподаватель, Н.В.Волкова

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Корпоративные финансы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Преподавание дисциплины «Корпоративные финансы » строится, исходя из требуемого образовательным стандартом уровня базовой подготовки экономистов в области финансово-кредитных отношений. Изучение дисциплины позволяет получить теоретические знания и выработать практические навыки в области финансов организаций, а именно: организации финансовых отношений, формирования финансовых ресурсов, планирования доходов и расходов, определения финансового результата, планирования денежных потоков, формирования основного и оборотного капитала, составления и исполнения финансовых планов (бюджетов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– закономерности функционирования современных финансов, денежного обращения и кредита (на микроуровне);
– основные результаты новейших исследований в области финансовой деятельности корпорации, ее связи с денежно-кредитными и финансовыми институтами;
– современные методы анализа и управления финансами корпорации ;
– современные методы анализа финансовых и денежных рынков, математическое обеспечение финансовых решений в посткризисный период;
– современные программные продукты, необходимые для прогнозирования и решения экономических задач и регулирования денежных и финансовых потоков.

3.2.Уметь:
3.2.1.– применять анализ финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность коммерческих организаций различных организационно-правовых форм;
– использовать современные инструментальные средства для проведения объективной оценки финансовой деятельности корпорации;
– проводить анализ и оценку финансовой и экономической информации для проведения;
– финансовых расчетов и обоснования принимаемых управленческих решений;
– давать оценку современным процессам и формировать прогнозы развития конкретных финансовых процессов в корпорации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– владения методикой расчетов экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, с применением соответствующего поставленной экономической задаче математического и статистического инструментария;
- владения практическими навыками управления финансами корпораций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Cущность финансов корпорации. Корпорация и финансовый рынок.
1.1. Сущность финансов корпорации. Корпорация и финансовый рынок. Финансовые ресурсы и капитал корпорации. Лекции 5 1 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Сущность финансов коммерческой организации (корпорации), организационно-правовые формы. Практические 5 1 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Сущность и формы проявления корпоративных финансов рыночной экономике. Сам. работа 5 18 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Финансовые ресурсы и капитал управление его структурой
2.1. Понятие капитала и финансовых ресурсов. Лекции 5 1 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Собственный, заемный, привлеченный капитал предприятия. Практические 5 1 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Способы привлечения финансовых ресурсов. Сам. работа 5 8 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Источники финансовых ресурсов. Сам. работа 5 8 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Доходы и расходы корпорации.
3.1. Доходы и расходы организации(корпорации) Лекции 5 0,5 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Текущие издержки и классификация затрат.Выручка и ее планирование. Практические 5 1 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Ценовая политика корпорации. Выбор ценовой стратегии корпорации. Сам. работа 5 18 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Прибыль. Дивидендная политика корпорации
4.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Лекции 5 0,5 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Планирование и распределение прибыли корпорации. Методы планирования прибыли. Практические 5 1 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Чувствительность прибыли к изменению объема продаж – сила воздействия операционного рычага. Рентабельность. Сам. работа 5 8 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.4. Факторы роста прибыли. Сам. работа 5 6 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.5. Дивидендная политика корпорации Сам. работа 5 12 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Инвестиции и инвестиционная деятельность корпорации
5.1. Основные средства организации. Понятие и способы начисления амортизации. Лекции 5 0,5 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.2. Инвестиционная деятельность. корпорации. Практические 5 1 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.3. Управление капиталом, вложенным в долгосрочные активы корпорации Сам. работа 5 8 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Управление оборотными средствами корпорации и финансовое планирование.
6.1. Управление оборотными средствами. Виды и формы финансовых планов. Лекции 5 0,5 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
6.2. Сущность финансового планирования. Практические 5 1 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
6.3. Показатели эффективности использования оборотного капитала. Сам. работа 5 8 ПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
6.4. Зачет 5 4 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Берзон Н.И. - под общ. ред. КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. А. Мищенко Корпоративные финансы [Электронный ресурс]: учеб. программа АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Р.Г. Ибрагимов Корпоративные финансы. Финансовые решения и ценность фирмы : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.idealibrary.com
Э2 www.papers.ssrn.com
Э3 www.nber.org/papers
Э4 www.worldbank.org/research
Э5 www.damodaran.com
Э6 www.real-options.com
Э7 www.cirano.qc.ca/corporategovernance
Э8 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 202 (филиал в г. Бийске) кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.