Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Финансы и кредит |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 149 | 149 | 149 | 149 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой
1.1. | Целью изучаемой дисциплины является: комплексное представление о многогранной системе финансовых отношений, функционирующих в общественном производстве и обслуживающих все его сферы и секторы; об основах управления финансовыми потоками, принципами организации финансов экономических субъектов и финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Реализация данной цели предполагает постановку следующих основных задач: - дать студентам теоретические знания в области финансов; - обучить навыкам работы с нормативными документами, статистическим и фактическим материалом, отражающим финансовые процессы во всем их многообразии; - познакомить с методами аналитической работы и практикой принятия обоснованных финансовых решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08 |
ПК-19 | способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений |
ПК-23 | способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о происходящих в финансовой сфере изменениях; - причины и последствия эволюции финансовых отношений, изменения финансового механизма и органов управления финансами; - правовые акты в области оказания государственных уи муниципальных услуг физическими и юридическими лицами; - основные статистические показатели в области финансов ,применительно к различным уровням и формам собственности; - законодательство в области государственных ти муниципальных услуг физических и юридических лиц на региональном уровне; - статистические показатели, характеризующие уровень развития организаций различных форм собствености. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять механизмы функционирования финансов, методы управления финансово-бюджетными потоками: - уметь анализировать происходящие в стране финансовые процессы, давать им объективную оценку, находить пути выхода из кризисных ситуаций; - анализировать услуги по уровням (государственные и муниципальные услуги); - применять законодательство РФ в области оказанияч государственных и муниципальных услуг физических и юридических лиц; - анализировать государственные услуги на региональном уровне по уровням. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - использования теоретических знаний для принятия верных практических решений; - приемов разработки и составления документов для оказания государственных и муниципальных услуг физических и юридических лиц на всех уровнях власти. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность и содержание финансов | ||||||
1.1. | Понятие и функции финансов. Признаки финансов. | Лекции | 5 | 2 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Характеристика звеньев финансово-кредитной системы. | Практические | 5 | 4 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджеты. | Сам. работа | 5 | 24 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции. | ||||||
2.1. | Бюджетный процесс. | Лекции | 5 | 4 | ПК-19 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Дефицит и профицит бюджета. | Практические | 5 | 2 | ПК-19 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Внебюджетные фонды и их роль в формировании государственных и муниципальных финансов. | Практические | 5 | 2 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Финансы предприятий и организаций как основа формирования муниципальных финансов. | Сам. работа | 5 | 29 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Финансовый рынок. | Сам. работа | 5 | 24 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Коммерческие банки. | Сам. работа | 5 | 26 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Рынок страховых услуг в РФ. | ||||||
3.1. | Формы и виды страхования. | Лекции | 5 | 2 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Страхование в Алтайском крае. | Практические | 5 | 2 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок. | Сам. работа | 5 | 24 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Государственные и муниципальные финансовые институты. | ||||||
4.1. | Органы финансового контроля в регионе и муниципалитете. | Лекции | 5 | 2 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Финансы домохозяйств | Практические | 5 | 2 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Мировые финансовые кризисы | Сам. работа | 5 | 22 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.4. | Экзамен | 5 | 9 | ПК-19, ПК-23 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Бюджетная политика: цели, ресурсы, связь с экономикой 2. Формирование доходов регионального бюджета 3. Бюджет региона 4. Исполнение доходной части бюджета региона 5. Исполнение расходной части бюджета региона 6. Межбюджетные отношения на уровне федерального и регионального бюджетов 7. Местные бюджеты 8. Дефицит бюджета в регионе и пути его сокращения 9. Управление бюджетным дефицитом в регионе (районе, городе) 10. Казначейское исполнение федерального бюджета в регионе 11. Формирование финансовых ресурсов предприятий 12. Формирование и распределение прибыли предприятий 13. Налоговые взаимоотношения предприятий с региональным бюдже-том 14. Региональные и муниципальные кредиты 15. Внебюджетные фонды на региональном уровне 16. Финансы домохозяйств 17. Финансовые ресурсы и капитал фирмы 18. Инвестиционная деятельность фирмы 19. Финансовое обеспечение расходов на образование (культуру) 20. Финансирование бюджетных организаций и учреждений 21. Расходы на обеспечение социальной политики 22. Расходы местного бюджета на транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и связь 23. Расходы бюджета на поддержку народного хозяйства, сельского хо-зяйства, транспорта и т.д. 24. Различия в уровне социально-экономического развития и финансо-вой обеспеченности разных регионов и муниципальных образований 25. Роль федерального бюджета в формировании бюджетов субъектов РФ 26. Функциональное назначение и характеристика отдельных видов на-логов, их роль в формировании доходов бюджета любого уровня 27. Возможность увеличения роли неналоговых доходов бюджета в со-временных условиях 28. Контроль за исполнением бюджета и использованием средств вне-бюджетных фондов (федерального, регионального, местного) 29. Причины и последствия финансового кризиса в РФ 17 августа 1998г. 30. Управление инвестиционной деятельностью на уровне субъекта Фе-дерации (на примере Алтайского края ) 31. Управление финансами здравоохранения 32. Страхование в Алтайском крае 33. Механизмы негосударственного пенсионного страхования 34. Организация страховых операций в страховых компаниях 35. Проблемы страхования предпринимательского риска 36. Проблемы укрепления финансовой устойчивости страховой компа-нии 37. Финансовый рынок как элемент рыночной экономики 38. Налоговая система РФ 39. Финансовый контроль 40. Региональные финансы: сущность, содержание и пути укрепления 41. Финансовая политика на современном этапе 42. Государственный кредит и его развитие на современном этапе 43. Реформа финансов и совершенствование бюджетного устройства 44. Роль финансов в развитии международных экономических отноше-ний 45. Государственный внешний долг 46. Государственный внутренний долг 47. Региональные займы |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Государственные и муниципальные финансыз.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под общ. ред. А.М. Ковалевой. | Финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Л. М. Подъяблонская | Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. Л. А. Чалдаевой | Финансы, денежное обращение и кредит: учебник | М.: Юрайт, 2011 | |
Л2.2 | Под ред.Колчиной Н.В. | Финансы предприятий. : Учебник | М.: Финансы, ЮНИТИ, , 2009г. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы: www.kremlin.ru, www.government.ru, www.minfin.ru, www.altairegion22.ru, www.wikipedia.org, Яндекс, Google, Rambler, правовые системы «Гарант», «Консультант+». | |||
Э2 | Курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Windows Vista OEM Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 202 (филиал в г. Бийске) | кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки. |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |