МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственные и муниципальные финансы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 149
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 149 149 149 149
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., преподаватель, Позднякова Татьяна Валерьевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Государственные и муниципальные финансы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучаемой дисциплины является: комплексное представление о многогранной системе финансовых отношений, функционирующих в общественном производстве и обслуживающих все его сферы и секторы; об основах управления финансовыми потоками, принципами организации финансов экономических субъектов и финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Реализация данной цели предполагает постановку следующих основных задач:
- дать студентам теоретические знания в области финансов;
- обучить навыкам работы с нормативными документами, статистическим и фактическим материалом, отражающим финансовые процессы во всем их многообразии;
- познакомить с методами аналитической работы и практикой принятия обоснованных финансовых решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-19 способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений
ПК-23 способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о происходящих в финансовой сфере изменениях;
- причины и последствия эволюции финансовых отношений, изменения финансового механизма и органов управления финансами;
- правовые акты в области оказания государственных уи муниципальных услуг физическими и юридическими лицами;
- основные статистические показатели в области финансов ,применительно к различным уровням и формам собственности;
- законодательство в области государственных ти муниципальных услуг физических и юридических лиц на региональном уровне;
- статистические показатели, характеризующие уровень развития организаций различных форм собствености.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять механизмы функционирования финансов, методы управления финансово-бюджетными потоками:
- уметь анализировать происходящие в стране финансовые процессы, давать им объективную оценку, находить пути выхода из кризисных ситуаций;
- анализировать услуги по уровням (государственные и муниципальные услуги);
- применять законодательство РФ в области оказанияч государственных и муниципальных услуг физических и юридических лиц;
- анализировать государственные услуги на региональном уровне по уровням.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования теоретических знаний для принятия верных практических решений;
- приемов разработки и составления документов для оказания государственных и муниципальных услуг физических и юридических лиц на всех уровнях власти.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и содержание финансов
1.1. Понятие и функции финансов. Признаки финансов. Лекции 5 2 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Характеристика звеньев финансово-кредитной системы. Практические 5 4 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджеты. Сам. работа 5 24 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции.
2.1. Бюджетный процесс. Лекции 5 4 ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Дефицит и профицит бюджета. Практические 5 2 ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Внебюджетные фонды и их роль в формировании государственных и муниципальных финансов. Практические 5 2 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Финансы предприятий и организаций как основа формирования муниципальных финансов. Сам. работа 5 29 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Финансовый рынок. Сам. работа 5 24 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Коммерческие банки. Сам. работа 5 26 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Рынок страховых услуг в РФ.
3.1. Формы и виды страхования. Лекции 5 2 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Страхование в Алтайском крае. Практические 5 2 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок. Сам. работа 5 24 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Государственные и муниципальные финансовые институты.
4.1. Органы финансового контроля в регионе и муниципалитете. Лекции 5 2 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Финансы домохозяйств Практические 5 2 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Мировые финансовые кризисы Сам. работа 5 22 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Экзамен 5 9 ПК-19, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Бюджетная политика: цели, ресурсы, связь с экономикой
2. Формирование доходов регионального бюджета
3. Бюджет региона
4. Исполнение доходной части бюджета региона
5. Исполнение расходной части бюджета региона
6. Межбюджетные отношения на уровне федерального и регионального бюджетов
7. Местные бюджеты
8. Дефицит бюджета в регионе и пути его сокращения
9. Управление бюджетным дефицитом в регионе (районе, городе)
10. Казначейское исполнение федерального бюджета в регионе
11. Формирование финансовых ресурсов предприятий
12. Формирование и распределение прибыли предприятий
13. Налоговые взаимоотношения предприятий с региональным бюдже-том
14. Региональные и муниципальные кредиты
15. Внебюджетные фонды на региональном уровне
16. Финансы домохозяйств
17. Финансовые ресурсы и капитал фирмы
18. Инвестиционная деятельность фирмы
19. Финансовое обеспечение расходов на образование (культуру)
20. Финансирование бюджетных организаций и учреждений
21. Расходы на обеспечение социальной политики
22. Расходы местного бюджета на транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и связь
23. Расходы бюджета на поддержку народного хозяйства, сельского хо-зяйства, транспорта и т.д.
24. Различия в уровне социально-экономического развития и финансо-вой обеспеченности разных регионов и муниципальных образований
25. Роль федерального бюджета в формировании бюджетов субъектов РФ
26. Функциональное назначение и характеристика отдельных видов на-логов, их роль в формировании доходов бюджета любого уровня
27. Возможность увеличения роли неналоговых доходов бюджета в со-временных условиях
28. Контроль за исполнением бюджета и использованием средств вне-бюджетных фондов (федерального, регионального, местного)
29. Причины и последствия финансового кризиса в РФ 17 августа 1998г.
30. Управление инвестиционной деятельностью на уровне субъекта Фе-дерации (на примере Алтайского края )
31. Управление финансами здравоохранения
32. Страхование в Алтайском крае
33. Механизмы негосударственного пенсионного страхования
34. Организация страховых операций в страховых компаниях
35. Проблемы страхования предпринимательского риска
36. Проблемы укрепления финансовой устойчивости страховой компа-нии
37. Финансовый рынок как элемент рыночной экономики
38. Налоговая система РФ
39. Финансовый контроль
40. Региональные финансы: сущность, содержание и пути укрепления
41. Финансовая политика на современном этапе
42. Государственный кредит и его развитие на современном этапе
43. Реформа финансов и совершенствование бюджетного устройства
44. Роль финансов в развитии международных экономических отноше-ний
45. Государственный внешний долг
46. Государственный внутренний долг
47. Региональные займы


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. А.М. Ковалевой. Финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Л. М. Подъяблонская Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. А. Чалдаевой Финансы, денежное обращение и кредит: учебник М.: Юрайт, 2011
Л2.2 Под ред.Колчиной Н.В. Финансы предприятий. : Учебник М.: Финансы, ЮНИТИ, , 2009г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы: www.kremlin.ru, www.government.ru, www.minfin.ru, www.altairegion22.ru, www.wikipedia.org, Яндекс, Google, Rambler, правовые системы «Гарант», «Консультант+».
Э2 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 202 (филиал в г. Бийске) кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.