МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экономического прогнозирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Препод., Быковская И.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы экономического прогнозирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в овладении обучающимися теоретическими основами и практическими навыками в области экономического прогнозирования.
Реализация дисциплины предполагает решение следующих задач:
- ознакомление обучающихся с методами экономического прогнозирования;
- изучение содержания, сущности и принципов прогнозирования как системы предвидения будущего, оценивающей нужды, потребности и ожидания субъектов экономики;
- приобретение студентами знаний и конкретных навыков в сборе информа-ции и разработке прогнозов;
- изучение приемов и методов оценки качества экономических прогнозов;
- приобретение навыков в области предпрогнозных исследований экономики;
- изучение принципов и методов формирования организационных структур прогнозирования на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методах прогнозирования;
- о технологии прогнозирования;
- о способах фомирования экспертной группы и оценке компетентности экспертов;
- о трендовых моделях прогнозирования динамики;
- о корреляционных моделях прогнозирования взаимосвязей между экономическими объектами;
- о способах верификации прогнозов;
- о методах предпрогнозных исследований.
- о сущности и принципах прогнозирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять формализованные методы для разработки прогнозов;
- использовать статистические данные в прогнозной деятельности;
- применять экспертные методы для разработки прогнозов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- разработки задания на прогноз;
- разработки экономических прогнозов;
- выбора методов прогнозирования, наиболее целесообразных для разработки конкретных прогнозов;
- оценки достоверности прогноза;
- сбора информации для разработки процесса прогнозирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и организационно-методические основы экономического прогнозирования.
1.1. Основы теории и организации экономического прогнозирования. Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Формализованные методы прогнозирования. Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Методы прогнозирования динамики. Практические 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Прогнозная экстраполяция с учетом сезонных колебаний. Практические 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Экспертные методы прогнозирования. Практические 3 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Коллективные экспертные оценки. Сам. работа 3 28 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Технологии прогнозирования. Сам. работа 3 38 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Методы предпрогнозных исследований. Сам. работа 3 28 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Зачет 3 4 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Сущность и назначение экономического прогнозирования.
2. Предпосылки экономического прогнозирования (необходимость и возможность прогнозирования)
3. Классификация экономических прогнозов
4. Организация экономического прогнозирования. Закон Российской Федерации «О социально-экономическом прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»
5. Технология прогнозирования: последовательность и содержание этапов прогнозирования.
6. Классификация экономической информации, используемой в прогнозировании. Источники информации.
7. Требования к информации, используемой в прогнозировании.
8. Оценка качества количественных прогнозов.
9. Общая характеристика формализованных методов прогнозирования
10. Методы прогнозирования динамики. Сущность, сфера применения, ограничения.
11. Методы наивного прогнозирования. Простые и скользящие средние.
12. Прогнозная экстраполяция, последовательность этапов и содержание работ.
13. Прогнозная экстраполяция. Построение интервального прогноза.
14. Прогнозирование процессов с учетом сезонных колебаний. Модель с аддитивной компонентой.
15. Прогнозирование процессов с учетом сезонных колебаний. Модель с мультипликативной компонентой.
16. Корреляционно-регрессионный анализ в экономическом прогнозировании.
17. Прогнозирование взаимосвязей с учетом временного лага.
18. Интуитивные методы в экономическом прогнозировании
19. Выбор экспертов. Способы оценки компетентности экспертов
20. Формирование экспертной группы. Требования к экспертам.
21. Методы предпрогнозных исследований. Построение морфологического ящика.
22. Морфологический анализ как метод предпрогнозных исследований.
23. Прогнозные сценарии. Подходы к разработке.
24. Прогнозные сценарии: сущность, назначение, место в экономическом прогнозировании.
25. Мозговая атака как способ оценки альтернативных путей развития
26. Метод Дельфи. Место в экономическом прогнозировании. Последовательность процедур, правила проведения.
27. Метод Дельфи. Статистическая обработка информации и интерпретация результатов.
28. Метод ранговой корреляции. Оценка согласованности мнений экспертов.
29. Выбор методов прогнозирования.
30. Способы верификации экономических прогнозов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Невская, Н. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Ч.1: учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/453446
Л1.2 Антохонова, И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Музыко Е. И. Экономическое прогнозирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Музыко Е.И. Экономическое прогнозирование: основная литература НГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ www.gks.ru
Э2 официальный сайт Международного валютного фонда www.imf.ru
Э3 официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru
Э4 официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ www.economy.gov.ru
Э5 сайт Бюро экономического анализа www.beafnd.ru
Э6 сайт Института экономических проблем переходного периода www.iet.ru
Э7 официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ www.gks.ru
Э8 официальный сайт Международного валютного фонда www.imf.ru
Э9 официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru
Э10 официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ www.economy.gov.ru
Э11 сайт Бюро экономического анализа www.beafnd.ru
Э12 сайт Института экономических проблем переходного периода www.iet.ru
Э13 Курс в Moodle " Основы экономического прогнозирования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows Vista OEM;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 208 (филиал в г. Бийске) кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.