Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Финансы и кредит |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой
1.1. | Целью дисциплины - овладение знаниями в области права и знакомство с системой права. Задачи: - выработка умений понимать законы и другие нормативно-правовые акты; - обеспечение соблюдения законодательства и овладение навыками анализа законодательства и практики его применения; - умение использовать и применять специализированную литературу. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об основных закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства; - природу и сущность государства и права; - юридическую технику написания и оформления нормативно-правовых актов; - механизмы правового регулирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - вести диспут о праве на основе развитого правосознания4 - разбираться в процессах правотворчества и правореализации; - использовать необходимый теоретический и методический уровень в своей профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - толкования права, свободного владения понятийным аппаратом общей теории права и государства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы государства | ||||||
1.1. | Государство, как социальный институт, общественное образование, которое непосредственно связанно с совместной жизнью людей. Характеристика концепций происхождения государства. | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Понятие государства и его признаки. Основные и факультативные признаки государства. Государственный суверенитет. Легитимность государственной власти. Классификация функций государства. Внешние функции. Внутренние функции. | Практические | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Понятие формы государства. Основные подходы к определению формы государства. Государственный режим и его классификация. Демократический и антидемократический режимы. Характеристика формы государственного устройства. Простые и сложные государства. Форма правления, как элемент формы государства. Монархия. Республика. Понятие, признаки, сущность и особенности правового государства. Процесс формирования правового государства в России. Соотношение государства и права. | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Теоретические основы права | ||||||
2.1. | Право как основной регулятор общественных отношений. Основные школы права. Понятие, признаки, сущность и социальная ценность права. Функции и признаки права. | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Источники права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт. Соотношение экономики, политики и права. Понятие нормы права. Роль правовой нормы в системе социальных норм. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Классификация правовых норм. Система права и еѐ структурные элементы. Отрасли российского права. | Практические | 1 | 1 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Понятие нормативного правового акта. Виды нормативно-правовых актов. Система нормативных актов в РФ. Понятие и виды законов в РФ. Подзаконные нормативные правовые акты. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений. Предпосылки возникновения и функционирования. Структура правоотношения: субъекты и объекты, субъективное право и юридическая обязанность. | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Основы конституцион-ного и муниципального права | ||||||
3.1. | Конституционное право – область публичного права. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли. Роль и место конституционного права в системе права РФ. | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Основы конституционного строя РФ. Понятие и структура основ конституционного строя РФ. Закрепление основ в Конституции РФ 1993 года. Суверенитет РФ и его конституционные гарантии. Понятие государственно - территориального устройства, как института конституционного права России. | Практические | 1 | 1 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Юридическая природа основных прав и свобод. Система и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей. Личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Понятие и роль личных прав и свобод в конституционном статусе личности. Защита прав и свобод – обязанность государства. Судебная защита прав человека. Гражданство как конституционно – правовой институт. Основания приобретения гражданства РФ. Прекращение гражданства РФ. Система органов государственной власти в РФ, их классификация. Понятие и признаки органа государственной власти. | Сам. работа | 1 | 24 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Основы гражданского права | ||||||
4.1. | Гражданское правоотношение: понятие, основные элементы, содержание, основания возникновения и прекращения. Виды гражданских правоотношений. Субъекты правоотношений. Граждане как субъекты гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность и дееспособность. | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Юридические лица: понятие, признаки. Образование юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц. Учредительные документы. | Практические | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Учредительные документы. Прекращение деятельности юридических лиц. Реорганизация юридического лица. Ликвидация юридических лиц: основания, порядок ликвидации и удовлетворения требований кредиторов. Понятие права собственности и его содержание. Основания возникновения и прекращения права собственности. Формы собственности в Российской Федерации. Виды собственности: общая, долевая, совместная, личная. Вещные права лиц, не являющихся собственниками. Защита прав собственности и других вещных прав. | Сам. работа | 1 | 30 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Зачет | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Теория государства и права: предмет, функции. 2. Теория государства и права в системе юридических и иных наук. 3. Методология теории государства и права. 4. Основные теории происхождения государства (не менее трёх на выбор). 5. Понятие государства: традиционные и новые подходы. 6. Сущность и назначение государства. 7. Тип государства: понятие и соотношение со смежными категориями. 8. Типология государств: основные подходы. 9. Место и роль государства в политической системе общества. 10. Государственная власть: понятие, виды. 11. Функции государства: понятие, классификация. 12. Государственный режим: понятие, виды. 13. Демократическое, социальное, правовое государство: общая характеристика. 14. Форма государства: общее понимание и соотношение с иными категориями. 15. Форма правления: понятие, разновидности. 16. Форма государственного устройства: понятие, разновидности. 17. Механизм государства: понятие, структура. 18. Государственные органы: понятие, классификация, компетенция. 19. Принципы формирования и деятельности аппарата государства. 20. Понятие права: основные подходы. 21. Сущность, назначение и функции права. 22. Правовая система общества: понятие, структура, виды. 23. Право в системе социального регулирования. 24. Право и религиозные нормы: характер взаимодействия. 25. Право и мораль: характер взаимодействия. 26. Право и обычаи: характер соотношения. 27. Право и идеология: характер взаимодействия. 28. Право и корпоративные нормы: характер соотношения. 29. Правовая культура и правовое воспитание. 30. Правосознание: понятие, структура. 31. Принципы права: понятие, классификация. 32. Национальный и мировой правопорядок: характер соотношения. 33. Система права: понятие, структура. 34. Отрасли права: понятие, виды, критерии обособления. 35. Публичное и частное право: характер соотношения. 36. Международное и внутригосударственное право: характер взаимодействия. 37. Источник права и форма права: характер соотношения. 38. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация. 39. Правовые акты судебных инстанций: понятие, виды. 40. Правовой обычай и правовой прецедент. 41. Нормативно-правовой договор: понятие, виды. 42. Правовая доктрина как источник права. 43. Правовые акты негосударственных организаций: понятие, виды. 44. Право и закон: характер соотношения. 45. Систематизация законодательства: понятие, формы. 46. Юридическая техника: понятие, приемы. 47. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование. 48. Механизм правового регулирования: понятие, структура. 49. Предмет, типы, методы и способы правового регулирования. 50. Правотворчество: понятие, стадии, принципы. 51. Виды правотворчества. 52. Действие правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 53. Норма права: понятие, структура. 54. Классификация норм права. 55. Правоотношение: понятие, состав. 56. Классификация правоотношений. 57. Юридические факты: понятие, классификация. 58. Реализация права: понятие, формы. 59. Применение права: понятие, стадии, акты. 60. Толкование права: понятие, виды, способы. 61. Пробелы в праве и способы их преодоления. 62. Правомерное поведение: понятие, формы. 63. Законность и правопорядок: общие критерии. 64. Понятие правонарушения. 65. Классификация правонарушений. 66. Состав правонарушения: общетеоретическая характеристика. 67. Понятие юридической ответственности. 68. Виды юридической ответственности. 69. Цели, функции и принципы юридической ответственности. 70. Правовое воспитание: понятие, формы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Функции государства: понятие, классификация. Правовое воспитание и правовая культура. Право и религия: характер взаимодействия. Антидемократические государственные режимы: понятие, виды. Юридические факты: понятие, виды. Понятие и структура правосознания. Система права в условиях обновления. Аппарат современного государства: закономерности и тенденции развития. Принцип разделения властей в демократическом государстве. Коллизионные нормы права в механизме правового регулирования. Принципы юридической ответственности: понятие, классификация. Происхождение права и государства: общее и особенное. Монархия как форма правления. Закон как источник права. Правовой обычай: понятие, виды. Правовой прецедент: понятие, виды. Соотношение права и политики в современном обществе. Законность и правопорядок: характер соотношения и гарантии реализации. Систематизация законодательства: понятие, формы. Принципы права: понятие, классификация. Место государства в политической системе общества. Правовой нигилизм и правовой идеализм: характер соотношения и пути преодоления. Типология государства: понятие, основные подходы. Рабовладельческий тип государства: общетеоретическая характеристика. Государство и гражданское общество: характер соотношения. Правовые системы современности: понятие, виды. Правомерное поведение: понятие, виды. Социальная ценность права. Толкование права: понятие, виды, способы. Социальная функция в системе функций государства. Эффективность правового регулирования: понятие, критерии. Государственная власть и коррупция: теоретико-правовые вопросы. Типы правопонимания. Понятие государства: традиционные и новые подходы. Статика и динамика правового регулирования: понятие, причины. Правовые средства управления кризисными ситуациями. Юридические коллизии: понятие, виды. Правовая доктрина как источник права. Правовая реформа: понятие, причины, стадии. Юридическая ответственность: понятие, виды. Правонарушение: понятие, состав, виды. Право и мораль: характер взаимодействия. Нормы права: понятие, структура, виды. Правотворчество: понятие, виды, стадии. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация. Методология государственно-правовых исследований. Нетипичные формы государства. Пробелы в праве и пути их преодоления. Законность и правопорядок: характер соотношения. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Правоведение.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Некрасова С.И. | ПРАВОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Авдийский В.И. - отв. ред., Букалерова Л.А. - отв. ред. | ПРАВОВЕДЕНИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | АлтГУ | Правоведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | С. И. Некрасов [и др.]. | Правоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/7E9F52E4-5803-4ECE-A33E-4FDF5B6D61D7. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Справочно-правовая система Консультант-Плюс; справочно-правовая система Гарант. | |||
Э2 | Правоведение | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012 Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
№ 208 (филиал в г. Бийске) | кабинет экономики и менеджмента – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; учебно-методические пособия. |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |