МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Препод., Николаев В.Г.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Правоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Целью дисциплины - овладение знаниями в области права и знакомство с системой права.
Задачи:
- выработка умений понимать законы и другие нормативно-правовые акты;
- обеспечение соблюдения законодательства и овладение навыками анализа законодательства и практики его применения;
- умение использовать и применять специализированную литературу.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства;
- природу и сущность государства и права;
- юридическую технику написания и оформления нормативно-правовых актов;
- механизмы правового регулирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- вести диспут о праве на основе развитого правосознания4
- разбираться в процессах правотворчества и правореализации;
- использовать необходимый теоретический и методический уровень в своей профессиональной деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- толкования права, свободного владения понятийным аппаратом общей теории права и государства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы государства
1.1. Государство, как социальный институт, общественное образование, которое непосредственно связанно с совместной жизнью людей. Характеристика концепций происхождения государства. Лекции 1 1 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие государства и его признаки. Основные и факультативные признаки государства. Государственный суверенитет. Легитимность государственной власти. Классификация функций государства. Внешние функции. Внутренние функции. Практические 1 2 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Понятие формы государства. Основные подходы к определению формы государства. Государственный режим и его классификация. Демократический и антидемократический режимы. Характеристика формы государственного устройства. Простые и сложные государства. Форма правления, как элемент формы государства. Монархия. Республика. Понятие, признаки, сущность и особенности правового государства. Процесс формирования правового государства в России. Соотношение государства и права. Сам. работа 1 20 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Теоретические основы права
2.1. Право как основной регулятор общественных отношений. Основные школы права. Понятие, признаки, сущность и социальная ценность права. Функции и признаки права. Лекции 1 1 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Источники права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт. Соотношение экономики, политики и права. Понятие нормы права. Роль правовой нормы в системе социальных норм. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Классификация правовых норм. Система права и еѐ структурные элементы. Отрасли российского права. Практические 1 1 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Понятие нормативного правового акта. Виды нормативно-правовых актов. Система нормативных актов в РФ. Понятие и виды законов в РФ. Подзаконные нормативные правовые акты. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений. Предпосылки возникновения и функционирования. Структура правоотношения: субъекты и объекты, субъективное право и юридическая обязанность. Сам. работа 1 20 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основы конституцион-ного и муниципального права
3.1. Конституционное право – область публичного права. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли. Роль и место конституционного права в системе права РФ. Лекции 1 1 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Основы конституционного строя РФ. Понятие и структура основ конституционного строя РФ. Закрепление основ в Конституции РФ 1993 года. Суверенитет РФ и его конституционные гарантии. Понятие государственно - территориального устройства, как института конституционного права России. Практические 1 1 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Юридическая природа основных прав и свобод. Система и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей. Личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Понятие и роль личных прав и свобод в конституционном статусе личности. Защита прав и свобод – обязанность государства. Судебная защита прав человека. Гражданство как конституционно – правовой институт. Основания приобретения гражданства РФ. Прекращение гражданства РФ. Система органов государственной власти в РФ, их классификация. Понятие и признаки органа государственной власти. Сам. работа 1 24 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Основы гражданского права
4.1. Гражданское правоотношение: понятие, основные элементы, содержание, основания возникновения и прекращения. Виды гражданских правоотношений. Субъекты правоотношений. Граждане как субъекты гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность и дееспособность. Лекции 1 1 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Юридические лица: понятие, признаки. Образование юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц. Учредительные документы. Практические 1 2 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Учредительные документы. Прекращение деятельности юридических лиц. Реорганизация юридического лица. Ликвидация юридических лиц: основания, порядок ликвидации и удовлетворения требований кредиторов. Понятие права собственности и его содержание. Основания возникновения и прекращения права собственности. Формы собственности в Российской Федерации. Виды собственности: общая, долевая, совместная, личная. Вещные права лиц, не являющихся собственниками. Защита прав собственности и других вещных прав. Сам. работа 1 30 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Зачет 1 4 ОК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Теория государства и права: предмет, функции.
2. Теория государства и права в системе юридических и иных наук.
3. Методология теории государства и права.
4. Основные теории происхождения государства (не менее трёх на выбор).
5. Понятие государства: традиционные и новые подходы.
6. Сущность и назначение государства.
7. Тип государства: понятие и соотношение со смежными категориями.
8. Типология государств: основные подходы.
9. Место и роль государства в политической системе общества.
10. Государственная власть: понятие, виды.
11. Функции государства: понятие, классификация.
12. Государственный режим: понятие, виды.
13. Демократическое, социальное, правовое государство: общая характеристика.
14. Форма государства: общее понимание и соотношение с иными категориями.
15. Форма правления: понятие, разновидности.
16. Форма государственного устройства: понятие, разновидности.
17. Механизм государства: понятие, структура.
18. Государственные органы: понятие, классификация, компетенция.
19. Принципы формирования и деятельности аппарата государства.
20. Понятие права: основные подходы.
21. Сущность, назначение и функции права.
22. Правовая система общества: понятие, структура, виды.
23. Право в системе социального регулирования.
24. Право и религиозные нормы: характер взаимодействия.
25. Право и мораль: характер взаимодействия.
26. Право и обычаи: характер соотношения.
27. Право и идеология: характер взаимодействия.
28. Право и корпоративные нормы: характер соотношения.
29. Правовая культура и правовое воспитание.
30. Правосознание: понятие, структура.
31. Принципы права: понятие, классификация.
32. Национальный и мировой правопорядок: характер соотношения.
33. Система права: понятие, структура.
34. Отрасли права: понятие, виды, критерии обособления.
35. Публичное и частное право: характер соотношения.
36. Международное и внутригосударственное право: характер взаимодействия.
37. Источник права и форма права: характер соотношения.
38. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация.
39. Правовые акты судебных инстанций: понятие, виды.
40. Правовой обычай и правовой прецедент.
41. Нормативно-правовой договор: понятие, виды.
42. Правовая доктрина как источник права.
43. Правовые акты негосударственных организаций: понятие, виды.
44. Право и закон: характер соотношения.
45. Систематизация законодательства: понятие, формы.
46. Юридическая техника: понятие, приемы.
47. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
48. Механизм правового регулирования: понятие, структура.
49. Предмет, типы, методы и способы правового регулирования.
50. Правотворчество: понятие, стадии, принципы.
51. Виды правотворчества.
52. Действие правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
53. Норма права: понятие, структура.
54. Классификация норм права.
55. Правоотношение: понятие, состав.
56. Классификация правоотношений.
57. Юридические факты: понятие, классификация.
58. Реализация права: понятие, формы.
59. Применение права: понятие, стадии, акты.
60. Толкование права: понятие, виды, способы.
61. Пробелы в праве и способы их преодоления.
62. Правомерное поведение: понятие, формы.
63. Законность и правопорядок: общие критерии.
64. Понятие правонарушения.
65. Классификация правонарушений.
66. Состав правонарушения: общетеоретическая характеристика.
67. Понятие юридической ответственности.
68. Виды юридической ответственности.
69. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
70. Правовое воспитание: понятие, формы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Функции государства: понятие, классификация.
Правовое воспитание и правовая культура.
Право и религия: характер взаимодействия.
Антидемократические государственные режимы: понятие, виды.
Юридические факты: понятие, виды.
Понятие и структура правосознания.
Система права в условиях обновления.
Аппарат современного государства: закономерности и тенденции развития.
Принцип разделения властей в демократическом государстве.
Коллизионные нормы права в механизме правового регулирования.
Принципы юридической ответственности: понятие, классификация.
Происхождение права и государства: общее и особенное.
Монархия как форма правления.
Закон как источник права.
Правовой обычай: понятие, виды.
Правовой прецедент: понятие, виды.
Соотношение права и политики в современном обществе.
Законность и правопорядок: характер соотношения и гарантии реализации.
Систематизация законодательства: понятие, формы.
Принципы права: понятие, классификация.
Место государства в политической системе общества.
Правовой нигилизм и правовой идеализм: характер соотношения и пути преодоления.
Типология государства: понятие, основные подходы.
Рабовладельческий тип государства: общетеоретическая характеристика.
Государство и гражданское общество: характер соотношения.
Правовые системы современности: понятие, виды.
Правомерное поведение: понятие, виды.
Социальная ценность права.
Толкование права: понятие, виды, способы.
Социальная функция в системе функций государства.
Эффективность правового регулирования: понятие, критерии.
Государственная власть и коррупция: теоретико-правовые вопросы.
Типы правопонимания.
Понятие государства: традиционные и новые подходы.
Статика и динамика правового регулирования: понятие, причины.
Правовые средства управления кризисными ситуациями.
Юридические коллизии: понятие, виды.
Правовая доктрина как источник права.
Правовая реформа: понятие, причины, стадии.
Юридическая ответственность: понятие, виды.
Правонарушение: понятие, состав, виды.
Право и мораль: характер взаимодействия.
Нормы права: понятие, структура, виды.
Правотворчество: понятие, виды, стадии.
Нормативно-правовые акты: понятие, классификация.
Методология государственно-правовых исследований.
Нетипичные формы государства.
Пробелы в праве и пути их преодоления.
Законность и правопорядок: характер соотношения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Правоведение.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Некрасова С.И. ПРАВОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Авдийский В.И. - отв. ред., Букалерова Л.А. - отв. ред. ПРАВОВЕДЕНИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ Правоведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 С. И. Некрасов [и др.]. Правоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7E9F52E4-5803-4ECE-A33E-4FDF5B6D61D7.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-правовая система Консультант-Плюс; справочно-правовая система Гарант.
Э2 Правоведение portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows Vista OEM;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 208 (филиал в г. Бийске) кабинет экономики и менеджмента – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; учебно-методические пособия.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.