МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательская работа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 104
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 8
курсовой проект: 6, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (8) Итого
Недель 17,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 2 2 2 2 4 4
Сам. работа 70 70 34 34 104 104
Итого 72 72 36 36 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательская работа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями научно-исследовательской работы являются:
- овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы в юриспруденции;
- овладение основными методами и приемами научно-исследовательской работы;
- формирование компетенций самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу.
Поставленные цели конкретизируются в реализации следующих задач:
- формирование умений постановки проблем исследования, анализа и систематизации научной информации по теме исследования;
- формирование навыков определения целей и задач исследования;
- формирование умений осуществлять подбор материала, анализировать и интерпретировать эмпирически полученные данные;
- формирование навыков по подготовке курсовых работ и публикаций по результатам выполненных исследований;
- формирование умений предоставлять результаты своей работы специалистам, отстаивать свои позиции в профессиональной среде;
- развитие творческого научного потенциала, способности к самосовершенствованию, расширения своих научных и профессиональных знаний и умений;
- совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, самоконтроля в области научной деятельности, стремление к повышению своего профессионального уровня;
- развитие способности к совместной работе с другими специалистами в рамках междисциплинарных исследований, разработки и реализации совместных проектов и т.д.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ОПК-1.1 Знает закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-1.2 Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.
ОПК-1.3 Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.
ОПК-2Способен определять правовую природу общественных отношений, профессионально квалифицировать факты и правоотношения
ОПК-2.1 Знает природу правоотношений и юридических фактов.
ОПК-2.2 Умеет определять правовую природу общественных отношений.
ОПК-2.3 Владеет навыками квалификации фактов и правоотношений.
ОПК-5Способен профессионально толковать нормы права
ОПК-5.1 Знает виды и способы толкования правовых норм.
ОПК-5.2 Умеет определять вид и способ толкования норм права, подлежащих применению.
ОПК-5.3 Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Знает закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-2.1: Знает природу правоотношений и юридических фактов.
ОПК-5.1: Знает виды и способы толкования правовых норм.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2: Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.
ОПК-2.2: Умеет определять правовую природу общественных отношений.
ОПК-5.2: Умеет определять вид и способ толкования норм права, подлежащих применению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3: Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.
ОПК-2.3: Владеет навыками квалификации фактов и правоотношений.
ОПК-5.3: Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научной деятельности
1.1. Наука и научное исследование Практические 6 1 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Наука и научное исследование Сам. работа 6 6 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Методология научных исследований Практические 6 1 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Методология научных исследований Сам. работа 6 8 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Сам. работа 6 8 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Сбор научной информации Сам. работа 6 8 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Написание и оформление научных работ студентов Сам. работа 6 8 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Научные исследования в сфере юриспруденции
2.1. Государственно-правовая реальность как исследовательский объект Сам. работа 6 8 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Назначение юридических исследований Сам. работа 6 8 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Исследовательская этика и ее нарушения Сам. работа 6 8 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Правила публичной защиты результатов юридических исследований Сам. работа 6 8 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Процесс продвижения обучающегося по траектории исследовательской деятельности
3.1. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Практические 8 2 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Сам. работа 8 16 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы Сам. работа 8 18 ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. С точки зрения юридической науки при познании закономерностей возникновения и развития права принципиальное значение имеет выделение в истории человечества двух типов обществ (выберите строку с верным вариантом ответа):
- безгосударственное и государственно-организованное
- военное и промышленное
- открытое и закрытое
- общество механической солидарности и общество органической солидарности
Ответ: безгосударственное и государственно-организованное

Вопрос 2. Выберите строчку, в которой верно перечислены все типы права с позиции формационного подхода:
- первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое
- аграрное, индустриальное, информационное
- рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое
- военное, промышленное
Ответ: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое

Вопрос 3. К всеобщим (философским) подходам к познанию права относится
- диалектика
- моделирование
- эксперимент
- аналогия
Ответ: диалектика

Вопрос 4. В истории человечества такая закономерность развития права как переход от сословного неравенства к принципу формально-юридического равенства связывается со следующей эпохой
- Средние века
- Новое время
- Античность
- Новейшее время
Ответ: Новое время

Вопрос 5. Как соотносятся понятия «социальная норма» и «правовая норма»?
- родовое и видовое понятие
- видовое и родовое понятие
- совпадающие по смыслу, тождественные понятия
- антонимы
Ответ: родовое и видовое понятие

Вопрос 6. Выберите отрасль права, которая НЕ является материальной с позиции юридической науки?
- гражданское право
- трудовое право
- семейное право
- гражданское процессуальное право
Ответ: гражданское процессуальное право

Вопрос 7. Выберите строку, в которой верно названы основные элементы механизма правового регулирования:
- форма права, функции права, принципы права
- законность и правопорядок
- нормы права, акты реализации прав и обязанностей, правоотношения
Ответ: нормы права, акты реализации прав и обязанностей, правоотношения

Вопрос 8. Какой признак права указывает на официальное закрепление нормы права в законах и иных нормативно-правовых актах?
- системность
- обеспеченность возможностью государственного регулирования.
- интеллектуально-волевой характер.
- формальная определенность.
Ответ: формальная определенность

Вопрос 9. Выберите строчку, в которой верно перечислены элементы системы права:
- норма права, институт права, отрасль права
- гипотеза, диспозиция, санкция
- правовое сознание, законодательство, юридическая практика
-законы, подзаконные акты
Ответ: норма права, институт права, отрасль права

Вопрос 10. Наука уголовного права, наука административного права, наука гражданского права в системе юридических наук относятся к блоку:
- отраслевых наук
- прикладных наук
- теоретико-исторических наук
- наук, изучающих международное право
Ответ: отраслевых наук

Вопрос 11. Выберете строку, в которой верно перечислены структурные элементы нормы права:
- основание, диспозиция, санкция
- гипотеза, диспозиция, санкция
- гипотеза, норма, санкция
- гипотеза, диспозиция, наказание
Ответ: гипотеза, диспозиция, санкция

Вопрос 12. Правосознание – это элемент
- системы права
- правовой системы общества
- системы законодательства
- правового государства
Ответ: правовой системы общества

Вопрос 13. Социальная власть в современном обществе, разделенном на социальные группы с разными интересами, осуществляется…
- государством
- семьей
- международным сообществом
- армией
Ответ: государством

Вопрос 14. Направление воздействия права на общественные отношения, охватывающее охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, называется
- регулятивная функция
- коммуникативная функция
- информационная функция
- охранительная функция
Ответ: охранительная функция

Вопрос 15. Направление воздействия права на общественные отношения, охватывающее регулирование общественных отношений (путем установления субъективных прав и юридических обязанностей), называется
- регулятивная функция
- коммуникативная функция
- информационная функция
- охранительная функция
Ответ: регулятивная функция

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Дайте определение субъективного права (права в субъективном смысле).
Ответ: субъективное право – это возможность определенного поведения, гарантированная государством

Вопрос 2. С точки зрения соотношения публичного и частного права в каких правоотношениях в большей степени реализуется принцип свободы личности?
Ответ: В сфере частного права, т.к. нормы частного права носят диспозитивный характер, т.е. предоставляют свободу выбора, а участники этих отношений равны друг другу.

Вопрос 3. Что имела в виду правовед Е.А. Лукашева, утверждая, что «всё правовое должно быть моральным, но не всё моральное должно быть правовым»?
Ответ: Юридические нормы должны соответствовать морали; но есть такие отношения, которые не должны регулироваться формальным правом, т.е. входить в предмет правового регулирования. Например, отношения дружбы и любви.

Вопрос 4. Что является объектом исследования всех социальных наук?
Ответ: Общество

Вопрос 5. Назовите источник (форму) права, характерную для традиционных правовых систем.
Ответ: правовой обычай.

Вопрос 6. Назовите источник (форму) права, наиболее характерный (основной) для российской правовой системы.
Ответ: нормативный правовой акт.

Вопрос 7. Право не является единственным регулятором общественных отношений. Наряду с нормами права в системе социального нормативного регулирования присутствуют другие социальные нормы. Назовите их (по видам).
Ответ: нормы морали (моральные нормы / нормы нравственности / этические нормы), обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций (корпоративные нормы)

Вопрос 8. На правовой карте мира существует немало правовых систем, для которых первостепенное значение в регулировании общественных отношений играет религия. Как называются такие правовые системы?
Ответ: религиозные

Вопрос 9. Дайте определение права в объективном смысле
Ответ: право – это система общеобязательных формально-определенных правил поведения, исходящих от государства и обеспечиваемых мерами государственного принуждения.

Вопрос 10. Заполните пропуск: Деление на публичное и __________ право восходит к эпохе Древнего Рима.
Ответ: частное

Вопрос 11. Для Робинзона Крузо право не имело смысла до встречи с Пятницей. Почему?
Ответ: право возникает и функционирует в процессе социального взаимодействия

Вопрос 12. Какой принцип права нашел отражение в требовании соответствия наказания тяжести правонарушения?
Ответ: Речь идет о принципе справедливости, требовании воздавать по заслугам.

Вопрос 13. Ч. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что «в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения». Что за способ восполнения правового пробела здесь закреплен?
Ответ: аналогия закона

Вопрос 14. Перед вами общество, в котором право выражает волю класса рабовладельцев, рабы выступают в роли объектов, а не субъектов права. Определите тип этого права с точки зрения формационного подхода.
Ответ: рабовладельческое / эксплуататорское

Вопрос 15. Невеста пришла на церемонию заключения брака в обычном деловом костюме. Мать жениха стала требовать от органа записи актов гражданского состояния отказать брачующимся в заключении брака, так по их национальным обычаям невеста должна быть в национальном костюме. ЗАГС отказал ей в её требованиях. Правильно ли его решение? Прокомментируйте эту ситуацию с точки зрения соотношения правовых и иных социальных норм?
Ответ: Решение ЗАГСа правильное / внешний вид невесты не относится к основаниям отказа в заключении брака.

Вопрос 16. Можно ли восполнить пробелы уголовного права с помощью аналогии закона и аналогии права?
Ответ: нельзя; в этой отрасли права применение аналогии закона и аналогии права не допустимо.

Вопрос 17. В российской правоприменительной практике действует следующее правило: при наличии общей и специальной норм права, регулирующих одни те же правоотношения, применяется ________________.
Ответ: специальная норма.

Вопрос 18. Перед вами правовая система, в которой основным источником права является религиозный текст, существует также богословско-юридическая доктрина, развивающая и дополняющая этот текст. Что это за правовая система?
Ответ: религиозная правовая система

Вопрос 19. Определите, к какой отрасли права относится институт заработной платы.
Ответ: трудовое право.

Вопрос 20. Данная правовая семья складывалась под сильным влиянием канонического права Римской церкви; ведь юридические приемы систематизации (кодификации) нормативного массива впервые были осуществлены именно Римской церковью, а затем вошли в обиход светского законодательства. О какой правовой семье идёт речь?
Ответ: романо-германской / континентальной

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен определять правовую природу общественных отношений, профессионально квалифицировать факты и правоотношения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Сферу общенаучных методов можно разделить на две области: эмпирическую и теоретическую. Какой из ниже приведенных методов НЕ относится к числу эмпирических:
- абстрагирование
- измерение
- эксперимент
- наблюдение
Ответ: абстрагирование

Вопрос 2. Всеобщий метод познания, позволяющий познавать явления окружающего мира как реально существующие, в их постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями называется
- диалектическим
- кибернетическим
- сравнительным
- формально-юридическим
Ответ: диалектическим

Вопрос 3. Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений в юридических исследованиях используется
- сравнительно-правовой метод
- метод численного анализа
- метод статического анализа
- метод эксперимента
Ответ: сравнительно-правовой метод

Вопрос 4. К специально-юридическим методам исследования относят
- формально-юридический метод
- исторический метод
- анкетирование
- функциональный метод
Ответ: формально-юридический метод

Вопрос 5. Юридические науки относятся к наукам
- социогуманитарным
- техническим
- естественным
- экспериментальным
Ответ: социогуманитарным

Вопрос 6. Какой юридический спор относится к частноправовому?
- о праве гражданина на участив в выборах
- обжалование противоправных действий госоргана
- о разделе имущества, нажитого в браке;
- о компетенции должностных лиц.
Ответ: о разделе имущества, нажитого в браке

Вопрос 7. Что из перечисленного НЕ является законом логики?
- закон тождества
- закон исключенного третьего
- закон достаточного основания
- обратная сила закона
Ответ: обратная сила закона

Вопрос 8. Умозаключение от общего к частному – это
- индукция
- дедукция
- аналогия
- преюдиция
Ответ: дедукция

Вопрос 9. Какое средство юридической техники распределяет обязанности по доказыванию?
- правовая аксиома
- правовая фикция
- преюдиция
- правовая презумпция
Ответ: правовая презумпция

Вопрос 10. При получении юридического образования у студентов формируется особое юридическое профессиональное мышление, которое отличается рядом особенностей. Выберите строчку, в которой верно названы три таких особенности:
- аналитичность, точность, системность
- казуистичность, системность, точность
- условность, индуктивность, аналитичность
Ответ: аналитичность, точность, системность

Вопрос 11. К какому виду юридического факта относится наводнение, вызванное цунами?
- правовой поступок;
- событие;
- юридический акт;
- действие.
Ответ: событие

Вопрос 12. Что из названного относится к фактическому составу?
- норма права
- условия заключения трудового договора
- механизм государства
- система законодательства
Ответ: условия заключения трудового договора

Вопрос 13. Какое с философской точки зрения вырабатывается знание в процессе юридической квалификации?
- фундаментальное
- обыденное
- прикладное (практическое)
- эстетическое
Ответ: прикладное (практическое)

Вопрос 14. Что можно отнести к проблемной ситуации в сфере реализации права?
- истечение срока
- необходимость оплаты за проезд
- возникновение коллизии правовых норм
- подача заявления в ЗАГС.
Ответ: возникновение коллизии правовых норм

Вопрос 15. Что из перечисленного относится к такому виду юридических фактов как событие?
- наводнение
- заключение договора
- разрешение в суде юридического спора
- поступление в ВУЗ
Ответ: наводнение


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Раскройте системность как признак профессионального юридического мышления.
Ответ: Системность профессионального юридического мышления связана с системностью права – правильная работа с нормой права (с точки зрения её применения и толкования) предполагает уяснение её места в системе права.

Вопрос 2. Объект есть некая целостность, которая изучается многими науками. При этом каждая из наук имеет в объекте свой предмет, то есть определенную проблематику, выделенную в данном объекте. Все юридические науки, в том числе теория государства и права, занимаются исследованием одного общего объекта. Назовите его:
Ответ: Государство и право

Вопрос 3. Юридическая наука стремится определить ближайшие и отдаленные перспективы развития государства и права, высказывает предположения о том, каким изменениям подвергнется в будущем то или иное государственно-правовое явление, дает оценку эффективности принимаемых политических и нормативно-правовых решений. Как называется эта функция?
Ответ: прогностическая

Вопрос 4. Чем отличается научное познание мира от обыденного? Назовите как минимум три характеристики.
Ответ: Оно отличается системностью, последовательностью и рациональностью.

Вопрос 5. Охарактеризуйте анализ как исследовательский метод.
Ответ: анализ – это метод научного исследования, предполагающий разделение целого на составные части.

Вопрос 6. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий меру дозволенного и должного поведения.
Ответ: диспозиция.

Вопрос 7. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий условие, при наличии которого реализуется данная норма.
Ответ: гипотеза.

Вопрос 8. При работе с правом и при его изучении чрезвычайно важно помнить, что право – это система. Назовите основные элементы этой системы:
Ответ: норма права, институт права, отрасль права.

Вопрос 9. Что означает принцип объективности при анализе государственно-правовой реальности?
Ответ: Он означает, что право, государство, государственные и правовые явления должны исследоваться без предвзятости.

Вопрос 10. Что означает принцип всесторонности при рассмотрении правовых явлений?
Ответ: Принцип всесторонности означает, что правовые явления должны рассматриваться в полноте, в разных своих проявлениях.

Вопрос 11. Договор купли-продажи автомобиля. Что является объектом этого правоотношения?
Ответ: Вещь, т.е. автомобиль.

Вопрос 12. Договор купли-продажи автомобиля. Что является содержанием этого правоотношения?
Ответ: Взаимные права и обязанности покупателя и продавца.

Вопрос 13. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
Ответ: Это поведение правомерное / социально-активное правомерное поведение.

Вопрос 14. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
Ответ: 7-летний мальчик не может быть привлечен к юридической ответственности, т.к. не является дееспособным и, в том числе, деликтоспособным. Владелец автомобиля предъявит иск к родителям мальчика.

Вопрос 15. Хулиганство – это административное или уголовное правонарушение?
Ответ: Мелкое хулиганство– административное правонарушение. Хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения и т.д. – это уголовное правонарушение.

Вопрос 16. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве?
Ответ: Нет, судья восполнил пробел в праве на основе аналогии закона. Пробел в праве устраняется в результате правотворчества.

Вопрос 17. Студент при выполнении курсового работа не заимствовал без указания авторства положения чужих трудов. Какая форма реализации права воплотилась в его поведении?
Ответ: Соблюдение норм права (запрета)

Вопрос 18. В автобусе молодой человек стал уклоняться от встречи с кондуктором с целью проехать без оплаты. Но кондуктор его заметила и потребовала заплатить за проезд. Молодой человек нехотя это сделал. Является ли его поведение правомерным?
Ответ: Поведение формально правомерное / маргинальное правомерное поведение

Вопрос 19. Дайте ответ на возмущенный вопрос носителя обыденного правосознания6 «Подросток 13 лет совершил умышленное убийство! Почему его не сажают в тюрьму?»
Ответ: Подросток совершил неправомерное деяния (умышленное убийство), но которое не может быть квалифицировано как уголовное правонарушение (преступление), т.к. подросток не достиг возраста уголовной деликтоспособности.

Вопрос 20. К какому виду правонарушения относится нарушения ПДД?
Ответ: В зависимости от последствий нарушение ПДД может быть объективной стороной как административного, так и уголовного правонарушения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5
Способен профессионально толковать нормы права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Выберете вид толкования правовых норм по объему:
- доктринальное
- ограничительное
- логическое
- историческое
Ответ: ограничительное

Вопрос 2. Выберете вид толкования правовых норм по субъекту толкования:
- доктринальное
- ограничительное
- расширительное
- историческое.
Ответ: доктринальное

Вопрос 3. Данный вид толкования права выражается в уяснении и разъяснении права людьми, не являющимися специалистами в юриспруденции. Укажите его.
- доктринальное
- профессиональное
- казуальное
- обыденное
Ответ: обыденное

Вопрос 4. Данный вид толкования права базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Укажите его.
- системное
- профессиональное
- казуальное
- обыденное
Ответ: профессиональное

Вопрос 5. Вид толкования норм права, представляющий собой разъяснение норм права, даваемое органом, издавшим их, называется
- судебное толкование
- профессиональное толкование
- казуальное толкование
- аутентичное толкование
Ответ: аутентичное толкование

Вопрос 6. Выберите из предложенного перечня вид толкования норм права, отраженный в ненормативном правовом акте по конкретному юридическому спору.
- доктринальное
- обыденное
- казуальное
- аутентичное
Ответ: казуальное

Вопрос 7. Выберите из предложенного перечня вид толкования норм права, отраженный в Постановлении Конституционного суда РФ.
- легальное
- обыденное
- казуальное
- аутентичное
Ответ: легальное

Вопрос 8. Комментарий к Уголовному кодексу РФ, в котором предлагаются разъяснения составов преступлений, может служить примером следующего вида толкования:
- судебное
- доктринальное
- обыденное
- аутентичное
Ответ: доктринальное

Вопрос 9. Определите способ толкования нормы права, при котором используются принципы «от противного», «от обратного», законы тождества, непротиворечия и т.д.
- логический
- формально-юридический
- грамматический
- исторический
Ответ: логический

Вопрос 10. Конституционный Суд РФ обстоятельно разъяснил юридическое различие термина «свидание» в уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве: «Как следует из ст. 89 УИК РФ, законодатель, предусматривая предоставление свиданий осужденным к лишению свободы, различает, с одной стороны, свидания, которые предоставляются им в целях сохранения социально-полезных связей с родственниками и иными лицами, и с другой – свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в целях реализации осужденными уголовно-процессуального права на получение квалифицированной юридической помощи». Какой способ толкования использовал Конституционный суд РФ?
- логический
- специально юридический
- грамматический
- исторический
Ответ: специально-юридический

Вопрос 11. В соответствии со ст. 61 Уголовного кодекса РФ при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих иные обстоятельства, прямо не предусмотренные уголовным законом. Какой вариант толкования (по объему) используется при обращении к перечню смягчающих обстоятельств?
- расширительный
- буквальный
- ограничительный
Ответ: расширительный

Вопрос 12. В 1990 г. был принят Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности, в то время как из уголовного и административного законодательства вплоть до 1991 г. не были исключены составы правонарушений о спекуляции и тунеядстве. Какой способ толкования использовался в случае квалификации указанных деяний в период 1990-1991 гг.?
- функциональный
- экзегетический
- грамматический
- исторический
Ответ: исторический

Вопрос 13. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. При сопоставлении указанной нормы с иными конституционными нормами можно сделать вывод о том, что прокуратура РФ также относится к органам государственной власти РФ. Какой способ толкования имеется в виду?
- системный
- грамматический
- исторический
- телеологический
Ответ: системный

Вопрос 14. Необходимость толкования норм права обусловлена:
- тем, что нормы права носят общий характер, а применять их необходимо к конкретным жизненным ситуациям;
- тем, что нормы права содержат множество специальных терминов и оценочных понятий;
- всем вышеперечисленным, а также тем, что законодатель часто неясно формулирует нормативные предписания.
- нет правильного ответа
Ответ: всем вышеперечисленным, а также тем, что законодатель часто неясно формулирует нормативные предписания

Вопрос 15. Субъектами доктринального толкования норм российского права выступают:
- юристы-практики;
- журналисты и писатели, обращающиеся к юридическим темам;
- правоведы;
- депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации;
Ответ: правоведы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Назовите вид толкования права (по объему), при котором словесное выражение шире содержания действительного смысла нормы.
Ответ: ограничительное.

Вопрос 2. Дайте определение толкования права.
Ответ: Толкование права – это уяснение и разъяснение правовых норм.

Вопрос 3. Что такое компетентное или профессиональное толкование норм права?
Ответ: Это толкование права, которое дается юристами.

Вопрос 4. В чем своеобразие доктринального толкования в сравнении с толкованием обыденным или профессиональным?
Ответ: Доктринальное толкование дается специалистами в области юридической науки.

Вопрос 5. Перечислите три вида толкования, выделяемые с точки зрения соотношения действительного содержания и буквальной формулировки нормы права.
Ответ: буквальное, ограничительное, расширительное.

Вопрос 6. Может ли быть объектом толкования права действие (поведение) органа публичной власти? Объясните свой ответ.
Ответ: Нет, не может. Объектом толкования права может быть только то, что имеет словесное выражение (норма права, зафиксированная в источнике права).

Вопрос 7. Дайте определение правовой коллизии.
Ответ: Правовая коллизия – это противоречие, возникающие между различными правовыми нормами.

Вопрос 8. Правовой акт, разъясняющий содержание правовых норм, называется _________
Ответ: акт толкования права / интерпретационный акт

Вопрос 9. Правило о том, что словам и выражениям в законе следует предавать то значение, которое они имеют в литературном языке, относится к _________ способу толкования.
Ответ: филологический / языковой / грамматический

Вопрос 10. Связь общих и специальных норм (наличие специальной нормы ограничивает сферу действия общей нормы) необходимо учитывать при осуществлении _____________ способа толкования.
Ответ: систематического / системного

Вопрос 11. Абз. 6 пп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ гласит: «При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам». Согласно толковому словарю «передавать» – означает отдавать что-либо свое, от себя в чье-либо владение, ведение, отдавать в распоряжение. __________ способ толкования позволяет относить сюда любую передачу (независимо от того, сопряжено ли это с переходом права собственности), в том числе передачу имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также на ином праве, не влекущем перехода права собственности. Какой способ толкования использовался в данном случае?
Ответ: Грамматический / филологический /языковой

Вопрос 12. В соответствии с Конституцией РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Вместе с тем, граждане, отбывающие уголовное наказание, не могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Каким образом в таком случае следует толковать вышеприведенную норму – буквально, ограничительно или расширительно?
Ответ: Ограничительно

Вопрос 13. Статья 105 Уголовного кодекса РФ гласит: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества... наказывается...». Преобразуйте этот текст с точки зрения законов формальной логики.
Ответ: «Лицо, совершившее умышленное убийство... наказывается...».

Вопрос 14. Проиллюстрируйте значение расстановки знаков препинания и грамматического способа толкования в части понимания нормы права на примере выражения «Казнить нельзя помиловать».
Ответ: 1) казнить, нельзя помиловать – определение негативных последствий для лица, в отношении которого действует это правило; 2) казнить нельзя, помиловать – определение позитивный последствий для лица, в отношении которого действует это правило.

Вопрос 15. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Как должно пониматься это положение закона – буквально, ограничительно или расширительно?
Ответ: ограничительно, так как не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали.

Вопрос 16. Перед вами Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации". Что за вид толкования осуществил Конституционный Суд РФ?
Ответ: официальное, легальное/делегированное, обязательное для иных субъектов права.

Вопрос 17. Пенсионерка Иванова убеждена, что Конституция РФ гарантирует право на жизнь только гражданам Российской Федерации и никому больше. Что это за вид толкования с точки зрения субъекта? В чем его особенность?
Ответ: Обыденное толкование. Осуществляется людьми, не имеющими специальных юридических знаний, зачастую ошибочно.

Вопрос 18. В случае противоречия Международным договором, не ратифицированным РФ, и актами органов государственной власти РФ, чем должен руководствоваться правоприменитель?
Ответ: акты органов государственной власти РФ

Вопрос 19. Адвокат разъясняет правовые нормы своему клиенту. Что это за разновидность толкования права с точки зрения субъекта?
Ответ: профессиональное

Вопрос 20. Может ли министр издать акт, в котором разъясняет изданный им ранее Приказ?
Ответ: может, это охватывается его правотворческими полномочиями.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем курсовых проектов разрабатывается и утверждается на кафедрах не позднее последнего месяца учебного семестра, предшествующего семестру, в котором присутствует по учебному плану курсовой проект. Утверждённый перечень тем и научных руководителей доводится до сведения студентов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – ЗАЧЕТ
заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" онлайн-курса на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572). Количество заданий в контрольно-измерительном материале составляет 20 вопросов.
Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оцениваение КИМ в целом: Оценка "зачтено" выставляется при условии, что верно выполнено более 70% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 70% и менее 70% заданий.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (КП)
Процедура проведения устанавливается в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке, выполнению и защите курсовых работ/курсовых проектов
Перечень тем курсовых проектов разрабатывается и утверждается на кафедрах не позднее последнего месяца учебного семестра, предшествующего семестру, в котором присутствует по учебному плану курсовой проект. Утверждённый перечень тем и научных руководителей доводится до сведения студентов. После выбора темы каждому студенту необходимо написать заявление на имя заведующего соответствующей кафедры. Решением заседания кафедры за каждым студентом закрепляется тема и научный руководитель, что необходимо отразить в протоколе заседания кафедры.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» выставляется в том случае, если содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; КП актуален, выполнен самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной; дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению; в докладе и ответах на вопросы показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме; проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично; теоретические положения органично сопряжены с практикой, даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы; в КП широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы; в КП проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализировать результаты исследования; широко представлен список использованных источников по теме КП; приложения к КП иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его вывод; по своему содержанию и форме КП соответствует всем предъявляемым требованиям.
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; содержание КП в целом соответствует заявленной теме; КП актуален, написан самостоятельно; дан анализ степени теоретического исследования проблемы; в докладе и ответах на вопросы основные положения КП раскрыты на хорошем или достаточном теоретическом и методологическом уровне; теоретические положения сопряжены с практикой; представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию; практические рекомендации обоснованы; приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями КП; составлен список использованных источников по теме КП.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; имеет место определенное несоответствие содержания КП заявленной теме; в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, имеются неточные или не полностью правильные ответы; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; в КП не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП не соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; содержание КП не соответствует его теме; в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы; КП содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Неумоева-Колчеданцева Основы научной деятельности студента. Курсовая работа :: учебное пособие для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2023
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э4 Научно-исследовательский семинар: курс на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Научно-исследовательский семинар организован в виде занятий, проводимых научным руководителем, и самостоятельной работы. Руководитель должен ознакомить студентов с методологией проведения научно-исследовательской работы, сформировать представление об основных исследовательских планах, методологических ошибках, которые можно совершить при организации и проведении правового исследования, дать представления об особенностях и методах научного познания в юриспруденции. Затем студенты знакомятся с актуальными темами исследований в рамках кафедральной проблематики и основными направлениями работы той или иной кафедры. Далее им предоставляется перечень тем для исследований, а также обсуждаются возможные научные руководители.