Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность |
Специализация | Судебная деятельность |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
Сам. работа | 70 | 70 | 34 | 34 | 104 | 104 |
Итого | 72 | 72 | 36 | 36 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А.
1.1. | Целями научно-исследовательской работы являются: - овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы в юриспруденции; - овладение основными методами и приемами научно-исследовательской работы; - формирование компетенций самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу. Поставленные цели конкретизируются в реализации следующих задач: - формирование умений постановки проблем исследования, анализа и систематизации научной информации по теме исследования; - формирование навыков определения целей и задач исследования; - формирование умений осуществлять подбор материала, анализировать и интерпретировать эмпирически полученные данные; - формирование навыков по подготовке курсовых работ и публикаций по результатам выполненных исследований; - формирование умений предоставлять результаты своей работы специалистам, отстаивать свои позиции в профессиональной среде; - развитие творческого научного потенциала, способности к самосовершенствованию, расширения своих научных и профессиональных знаний и умений; - совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, самоконтроля в области научной деятельности, стремление к повышению своего профессионального уровня; - развитие способности к совместной работе с другими специалистами в рамках междисциплинарных исследований, разработки и реализации совместных проектов и т.д. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права |
ОПК-1.1 | Знает закономерности формирования, функционирования и развития права. |
ОПК-1.2 | Умеет определять основные тенденции развития правовых систем. |
ОПК-1.3 | Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики. |
ОПК-2 | Способен определять правовую природу общественных отношений, профессионально квалифицировать факты и правоотношения |
ОПК-2.1 | Знает природу правоотношений и юридических фактов. |
ОПК-2.2 | Умеет определять правовую природу общественных отношений. |
ОПК-2.3 | Владеет навыками квалификации фактов и правоотношений. |
ОПК-5 | Способен профессионально толковать нормы права |
ОПК-5.1 | Знает виды и способы толкования правовых норм. |
ОПК-5.2 | Умеет определять вид и способ толкования норм права, подлежащих применению. |
ОПК-5.3 | Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-1.1: Знает закономерности формирования, функционирования и развития права. ОПК-2.1: Знает природу правоотношений и юридических фактов. ОПК-5.1: Знает виды и способы толкования правовых норм. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-1.2: Умеет определять основные тенденции развития правовых систем. ОПК-2.2: Умеет определять правовую природу общественных отношений. ОПК-5.2: Умеет определять вид и способ толкования норм права, подлежащих применению. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-1.3: Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики. ОПК-2.3: Владеет навыками квалификации фактов и правоотношений. ОПК-5.3: Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научной деятельности | ||||||
1.1. | Наука и научное исследование | Практические | 6 | 1 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Наука и научное исследование | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Методология научных исследований | Практические | 6 | 1 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Методология научных исследований | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Подготовительный этап научно-исследовательской работы | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Сбор научной информации | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Написание и оформление научных работ студентов | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Научные исследования в сфере юриспруденции | ||||||
2.1. | Государственно-правовая реальность как исследовательский объект | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Назначение юридических исследований | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Исследовательская этика и ее нарушения | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Правила публичной защиты результатов юридических исследований | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Процесс продвижения обучающегося по траектории исследовательской деятельности | ||||||
3.1. | Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы | Практические | 8 | 2 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы | Сам. работа | 8 | 16 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы | Сам. работа | 8 | 18 | ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-5.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. С точки зрения юридической науки при познании закономерностей возникновения и развития права принципиальное значение имеет выделение в истории человечества двух типов обществ (выберите строку с верным вариантом ответа): - безгосударственное и государственно-организованное - военное и промышленное - открытое и закрытое - общество механической солидарности и общество органической солидарности Ответ: безгосударственное и государственно-организованное Вопрос 2. Выберите строчку, в которой верно перечислены все типы права с позиции формационного подхода: - первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое - аграрное, индустриальное, информационное - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое - военное, промышленное Ответ: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое Вопрос 3. К всеобщим (философским) подходам к познанию права относится - диалектика - моделирование - эксперимент - аналогия Ответ: диалектика Вопрос 4. В истории человечества такая закономерность развития права как переход от сословного неравенства к принципу формально-юридического равенства связывается со следующей эпохой - Средние века - Новое время - Античность - Новейшее время Ответ: Новое время Вопрос 5. Как соотносятся понятия «социальная норма» и «правовая норма»? - родовое и видовое понятие - видовое и родовое понятие - совпадающие по смыслу, тождественные понятия - антонимы Ответ: родовое и видовое понятие Вопрос 6. Выберите отрасль права, которая НЕ является материальной с позиции юридической науки? - гражданское право - трудовое право - семейное право - гражданское процессуальное право Ответ: гражданское процессуальное право Вопрос 7. Выберите строку, в которой верно названы основные элементы механизма правового регулирования: - форма права, функции права, принципы права - законность и правопорядок - нормы права, акты реализации прав и обязанностей, правоотношения Ответ: нормы права, акты реализации прав и обязанностей, правоотношения Вопрос 8. Какой признак права указывает на официальное закрепление нормы права в законах и иных нормативно-правовых актах? - системность - обеспеченность возможностью государственного регулирования. - интеллектуально-волевой характер. - формальная определенность. Ответ: формальная определенность Вопрос 9. Выберите строчку, в которой верно перечислены элементы системы права: - норма права, институт права, отрасль права - гипотеза, диспозиция, санкция - правовое сознание, законодательство, юридическая практика -законы, подзаконные акты Ответ: норма права, институт права, отрасль права Вопрос 10. Наука уголовного права, наука административного права, наука гражданского права в системе юридических наук относятся к блоку: - отраслевых наук - прикладных наук - теоретико-исторических наук - наук, изучающих международное право Ответ: отраслевых наук Вопрос 11. Выберете строку, в которой верно перечислены структурные элементы нормы права: - основание, диспозиция, санкция - гипотеза, диспозиция, санкция - гипотеза, норма, санкция - гипотеза, диспозиция, наказание Ответ: гипотеза, диспозиция, санкция Вопрос 12. Правосознание – это элемент - системы права - правовой системы общества - системы законодательства - правового государства Ответ: правовой системы общества Вопрос 13. Социальная власть в современном обществе, разделенном на социальные группы с разными интересами, осуществляется… - государством - семьей - международным сообществом - армией Ответ: государством Вопрос 14. Направление воздействия права на общественные отношения, охватывающее охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, называется - регулятивная функция - коммуникативная функция - информационная функция - охранительная функция Ответ: охранительная функция Вопрос 15. Направление воздействия права на общественные отношения, охватывающее регулирование общественных отношений (путем установления субъективных прав и юридических обязанностей), называется - регулятивная функция - коммуникативная функция - информационная функция - охранительная функция Ответ: регулятивная функция КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Дайте определение субъективного права (права в субъективном смысле). Ответ: субъективное право – это возможность определенного поведения, гарантированная государством Вопрос 2. С точки зрения соотношения публичного и частного права в каких правоотношениях в большей степени реализуется принцип свободы личности? Ответ: В сфере частного права, т.к. нормы частного права носят диспозитивный характер, т.е. предоставляют свободу выбора, а участники этих отношений равны друг другу. Вопрос 3. Что имела в виду правовед Е.А. Лукашева, утверждая, что «всё правовое должно быть моральным, но не всё моральное должно быть правовым»? Ответ: Юридические нормы должны соответствовать морали; но есть такие отношения, которые не должны регулироваться формальным правом, т.е. входить в предмет правового регулирования. Например, отношения дружбы и любви. Вопрос 4. Что является объектом исследования всех социальных наук? Ответ: Общество Вопрос 5. Назовите источник (форму) права, характерную для традиционных правовых систем. Ответ: правовой обычай. Вопрос 6. Назовите источник (форму) права, наиболее характерный (основной) для российской правовой системы. Ответ: нормативный правовой акт. Вопрос 7. Право не является единственным регулятором общественных отношений. Наряду с нормами права в системе социального нормативного регулирования присутствуют другие социальные нормы. Назовите их (по видам). Ответ: нормы морали (моральные нормы / нормы нравственности / этические нормы), обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций (корпоративные нормы) Вопрос 8. На правовой карте мира существует немало правовых систем, для которых первостепенное значение в регулировании общественных отношений играет религия. Как называются такие правовые системы? Ответ: религиозные Вопрос 9. Дайте определение права в объективном смысле Ответ: право – это система общеобязательных формально-определенных правил поведения, исходящих от государства и обеспечиваемых мерами государственного принуждения. Вопрос 10. Заполните пропуск: Деление на публичное и __________ право восходит к эпохе Древнего Рима. Ответ: частное Вопрос 11. Для Робинзона Крузо право не имело смысла до встречи с Пятницей. Почему? Ответ: право возникает и функционирует в процессе социального взаимодействия Вопрос 12. Какой принцип права нашел отражение в требовании соответствия наказания тяжести правонарушения? Ответ: Речь идет о принципе справедливости, требовании воздавать по заслугам. Вопрос 13. Ч. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что «в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения». Что за способ восполнения правового пробела здесь закреплен? Ответ: аналогия закона Вопрос 14. Перед вами общество, в котором право выражает волю класса рабовладельцев, рабы выступают в роли объектов, а не субъектов права. Определите тип этого права с точки зрения формационного подхода. Ответ: рабовладельческое / эксплуататорское Вопрос 15. Невеста пришла на церемонию заключения брака в обычном деловом костюме. Мать жениха стала требовать от органа записи актов гражданского состояния отказать брачующимся в заключении брака, так по их национальным обычаям невеста должна быть в национальном костюме. ЗАГС отказал ей в её требованиях. Правильно ли его решение? Прокомментируйте эту ситуацию с точки зрения соотношения правовых и иных социальных норм? Ответ: Решение ЗАГСа правильное / внешний вид невесты не относится к основаниям отказа в заключении брака. Вопрос 16. Можно ли восполнить пробелы уголовного права с помощью аналогии закона и аналогии права? Ответ: нельзя; в этой отрасли права применение аналогии закона и аналогии права не допустимо. Вопрос 17. В российской правоприменительной практике действует следующее правило: при наличии общей и специальной норм права, регулирующих одни те же правоотношения, применяется ________________. Ответ: специальная норма. Вопрос 18. Перед вами правовая система, в которой основным источником права является религиозный текст, существует также богословско-юридическая доктрина, развивающая и дополняющая этот текст. Что это за правовая система? Ответ: религиозная правовая система Вопрос 19. Определите, к какой отрасли права относится институт заработной платы. Ответ: трудовое право. Вопрос 20. Данная правовая семья складывалась под сильным влиянием канонического права Римской церкви; ведь юридические приемы систематизации (кодификации) нормативного массива впервые были осуществлены именно Римской церковью, а затем вошли в обиход светского законодательства. О какой правовой семье идёт речь? Ответ: романо-германской / континентальной ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2 Способен определять правовую природу общественных отношений, профессионально квалифицировать факты и правоотношения ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Сферу общенаучных методов можно разделить на две области: эмпирическую и теоретическую. Какой из ниже приведенных методов НЕ относится к числу эмпирических: - абстрагирование - измерение - эксперимент - наблюдение Ответ: абстрагирование Вопрос 2. Всеобщий метод познания, позволяющий познавать явления окружающего мира как реально существующие, в их постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями называется - диалектическим - кибернетическим - сравнительным - формально-юридическим Ответ: диалектическим Вопрос 3. Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений в юридических исследованиях используется - сравнительно-правовой метод - метод численного анализа - метод статического анализа - метод эксперимента Ответ: сравнительно-правовой метод Вопрос 4. К специально-юридическим методам исследования относят - формально-юридический метод - исторический метод - анкетирование - функциональный метод Ответ: формально-юридический метод Вопрос 5. Юридические науки относятся к наукам - социогуманитарным - техническим - естественным - экспериментальным Ответ: социогуманитарным Вопрос 6. Какой юридический спор относится к частноправовому? - о праве гражданина на участив в выборах - обжалование противоправных действий госоргана - о разделе имущества, нажитого в браке; - о компетенции должностных лиц. Ответ: о разделе имущества, нажитого в браке Вопрос 7. Что из перечисленного НЕ является законом логики? - закон тождества - закон исключенного третьего - закон достаточного основания - обратная сила закона Ответ: обратная сила закона Вопрос 8. Умозаключение от общего к частному – это - индукция - дедукция - аналогия - преюдиция Ответ: дедукция Вопрос 9. Какое средство юридической техники распределяет обязанности по доказыванию? - правовая аксиома - правовая фикция - преюдиция - правовая презумпция Ответ: правовая презумпция Вопрос 10. При получении юридического образования у студентов формируется особое юридическое профессиональное мышление, которое отличается рядом особенностей. Выберите строчку, в которой верно названы три таких особенности: - аналитичность, точность, системность - казуистичность, системность, точность - условность, индуктивность, аналитичность Ответ: аналитичность, точность, системность Вопрос 11. К какому виду юридического факта относится наводнение, вызванное цунами? - правовой поступок; - событие; - юридический акт; - действие. Ответ: событие Вопрос 12. Что из названного относится к фактическому составу? - норма права - условия заключения трудового договора - механизм государства - система законодательства Ответ: условия заключения трудового договора Вопрос 13. Какое с философской точки зрения вырабатывается знание в процессе юридической квалификации? - фундаментальное - обыденное - прикладное (практическое) - эстетическое Ответ: прикладное (практическое) Вопрос 14. Что можно отнести к проблемной ситуации в сфере реализации права? - истечение срока - необходимость оплаты за проезд - возникновение коллизии правовых норм - подача заявления в ЗАГС. Ответ: возникновение коллизии правовых норм Вопрос 15. Что из перечисленного относится к такому виду юридических фактов как событие? - наводнение - заключение договора - разрешение в суде юридического спора - поступление в ВУЗ Ответ: наводнение КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Раскройте системность как признак профессионального юридического мышления. Ответ: Системность профессионального юридического мышления связана с системностью права – правильная работа с нормой права (с точки зрения её применения и толкования) предполагает уяснение её места в системе права. Вопрос 2. Объект есть некая целостность, которая изучается многими науками. При этом каждая из наук имеет в объекте свой предмет, то есть определенную проблематику, выделенную в данном объекте. Все юридические науки, в том числе теория государства и права, занимаются исследованием одного общего объекта. Назовите его: Ответ: Государство и право Вопрос 3. Юридическая наука стремится определить ближайшие и отдаленные перспективы развития государства и права, высказывает предположения о том, каким изменениям подвергнется в будущем то или иное государственно-правовое явление, дает оценку эффективности принимаемых политических и нормативно-правовых решений. Как называется эта функция? Ответ: прогностическая Вопрос 4. Чем отличается научное познание мира от обыденного? Назовите как минимум три характеристики. Ответ: Оно отличается системностью, последовательностью и рациональностью. Вопрос 5. Охарактеризуйте анализ как исследовательский метод. Ответ: анализ – это метод научного исследования, предполагающий разделение целого на составные части. Вопрос 6. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий меру дозволенного и должного поведения. Ответ: диспозиция. Вопрос 7. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий условие, при наличии которого реализуется данная норма. Ответ: гипотеза. Вопрос 8. При работе с правом и при его изучении чрезвычайно важно помнить, что право – это система. Назовите основные элементы этой системы: Ответ: норма права, институт права, отрасль права. Вопрос 9. Что означает принцип объективности при анализе государственно-правовой реальности? Ответ: Он означает, что право, государство, государственные и правовые явления должны исследоваться без предвзятости. Вопрос 10. Что означает принцип всесторонности при рассмотрении правовых явлений? Ответ: Принцип всесторонности означает, что правовые явления должны рассматриваться в полноте, в разных своих проявлениях. Вопрос 11. Договор купли-продажи автомобиля. Что является объектом этого правоотношения? Ответ: Вещь, т.е. автомобиль. Вопрос 12. Договор купли-продажи автомобиля. Что является содержанием этого правоотношения? Ответ: Взаимные права и обязанности покупателя и продавца. Вопрос 13. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт? Ответ: Это поведение правомерное / социально-активное правомерное поведение. Вопрос 14. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен? Ответ: 7-летний мальчик не может быть привлечен к юридической ответственности, т.к. не является дееспособным и, в том числе, деликтоспособным. Владелец автомобиля предъявит иск к родителям мальчика. Вопрос 15. Хулиганство – это административное или уголовное правонарушение? Ответ: Мелкое хулиганство– административное правонарушение. Хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения и т.д. – это уголовное правонарушение. Вопрос 16. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве? Ответ: Нет, судья восполнил пробел в праве на основе аналогии закона. Пробел в праве устраняется в результате правотворчества. Вопрос 17. Студент при выполнении курсового работа не заимствовал без указания авторства положения чужих трудов. Какая форма реализации права воплотилась в его поведении? Ответ: Соблюдение норм права (запрета) Вопрос 18. В автобусе молодой человек стал уклоняться от встречи с кондуктором с целью проехать без оплаты. Но кондуктор его заметила и потребовала заплатить за проезд. Молодой человек нехотя это сделал. Является ли его поведение правомерным? Ответ: Поведение формально правомерное / маргинальное правомерное поведение Вопрос 19. Дайте ответ на возмущенный вопрос носителя обыденного правосознания6 «Подросток 13 лет совершил умышленное убийство! Почему его не сажают в тюрьму?» Ответ: Подросток совершил неправомерное деяния (умышленное убийство), но которое не может быть квалифицировано как уголовное правонарушение (преступление), т.к. подросток не достиг возраста уголовной деликтоспособности. Вопрос 20. К какому виду правонарушения относится нарушения ПДД? Ответ: В зависимости от последствий нарушение ПДД может быть объективной стороной как административного, так и уголовного правонарушения. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5 Способен профессионально толковать нормы права ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Выберете вид толкования правовых норм по объему: - доктринальное - ограничительное - логическое - историческое Ответ: ограничительное Вопрос 2. Выберете вид толкования правовых норм по субъекту толкования: - доктринальное - ограничительное - расширительное - историческое. Ответ: доктринальное Вопрос 3. Данный вид толкования права выражается в уяснении и разъяснении права людьми, не являющимися специалистами в юриспруденции. Укажите его. - доктринальное - профессиональное - казуальное - обыденное Ответ: обыденное Вопрос 4. Данный вид толкования права базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Укажите его. - системное - профессиональное - казуальное - обыденное Ответ: профессиональное Вопрос 5. Вид толкования норм права, представляющий собой разъяснение норм права, даваемое органом, издавшим их, называется - судебное толкование - профессиональное толкование - казуальное толкование - аутентичное толкование Ответ: аутентичное толкование Вопрос 6. Выберите из предложенного перечня вид толкования норм права, отраженный в ненормативном правовом акте по конкретному юридическому спору. - доктринальное - обыденное - казуальное - аутентичное Ответ: казуальное Вопрос 7. Выберите из предложенного перечня вид толкования норм права, отраженный в Постановлении Конституционного суда РФ. - легальное - обыденное - казуальное - аутентичное Ответ: легальное Вопрос 8. Комментарий к Уголовному кодексу РФ, в котором предлагаются разъяснения составов преступлений, может служить примером следующего вида толкования: - судебное - доктринальное - обыденное - аутентичное Ответ: доктринальное Вопрос 9. Определите способ толкования нормы права, при котором используются принципы «от противного», «от обратного», законы тождества, непротиворечия и т.д. - логический - формально-юридический - грамматический - исторический Ответ: логический Вопрос 10. Конституционный Суд РФ обстоятельно разъяснил юридическое различие термина «свидание» в уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве: «Как следует из ст. 89 УИК РФ, законодатель, предусматривая предоставление свиданий осужденным к лишению свободы, различает, с одной стороны, свидания, которые предоставляются им в целях сохранения социально-полезных связей с родственниками и иными лицами, и с другой – свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в целях реализации осужденными уголовно-процессуального права на получение квалифицированной юридической помощи». Какой способ толкования использовал Конституционный суд РФ? - логический - специально юридический - грамматический - исторический Ответ: специально-юридический Вопрос 11. В соответствии со ст. 61 Уголовного кодекса РФ при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих иные обстоятельства, прямо не предусмотренные уголовным законом. Какой вариант толкования (по объему) используется при обращении к перечню смягчающих обстоятельств? - расширительный - буквальный - ограничительный Ответ: расширительный Вопрос 12. В 1990 г. был принят Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности, в то время как из уголовного и административного законодательства вплоть до 1991 г. не были исключены составы правонарушений о спекуляции и тунеядстве. Какой способ толкования использовался в случае квалификации указанных деяний в период 1990-1991 гг.? - функциональный - экзегетический - грамматический - исторический Ответ: исторический Вопрос 13. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. При сопоставлении указанной нормы с иными конституционными нормами можно сделать вывод о том, что прокуратура РФ также относится к органам государственной власти РФ. Какой способ толкования имеется в виду? - системный - грамматический - исторический - телеологический Ответ: системный Вопрос 14. Необходимость толкования норм права обусловлена: - тем, что нормы права носят общий характер, а применять их необходимо к конкретным жизненным ситуациям; - тем, что нормы права содержат множество специальных терминов и оценочных понятий; - всем вышеперечисленным, а также тем, что законодатель часто неясно формулирует нормативные предписания. - нет правильного ответа Ответ: всем вышеперечисленным, а также тем, что законодатель часто неясно формулирует нормативные предписания Вопрос 15. Субъектами доктринального толкования норм российского права выступают: - юристы-практики; - журналисты и писатели, обращающиеся к юридическим темам; - правоведы; - депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации; Ответ: правоведы КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Назовите вид толкования права (по объему), при котором словесное выражение шире содержания действительного смысла нормы. Ответ: ограничительное. Вопрос 2. Дайте определение толкования права. Ответ: Толкование права – это уяснение и разъяснение правовых норм. Вопрос 3. Что такое компетентное или профессиональное толкование норм права? Ответ: Это толкование права, которое дается юристами. Вопрос 4. В чем своеобразие доктринального толкования в сравнении с толкованием обыденным или профессиональным? Ответ: Доктринальное толкование дается специалистами в области юридической науки. Вопрос 5. Перечислите три вида толкования, выделяемые с точки зрения соотношения действительного содержания и буквальной формулировки нормы права. Ответ: буквальное, ограничительное, расширительное. Вопрос 6. Может ли быть объектом толкования права действие (поведение) органа публичной власти? Объясните свой ответ. Ответ: Нет, не может. Объектом толкования права может быть только то, что имеет словесное выражение (норма права, зафиксированная в источнике права). Вопрос 7. Дайте определение правовой коллизии. Ответ: Правовая коллизия – это противоречие, возникающие между различными правовыми нормами. Вопрос 8. Правовой акт, разъясняющий содержание правовых норм, называется _________ Ответ: акт толкования права / интерпретационный акт Вопрос 9. Правило о том, что словам и выражениям в законе следует предавать то значение, которое они имеют в литературном языке, относится к _________ способу толкования. Ответ: филологический / языковой / грамматический Вопрос 10. Связь общих и специальных норм (наличие специальной нормы ограничивает сферу действия общей нормы) необходимо учитывать при осуществлении _____________ способа толкования. Ответ: систематического / системного Вопрос 11. Абз. 6 пп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ гласит: «При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам». Согласно толковому словарю «передавать» – означает отдавать что-либо свое, от себя в чье-либо владение, ведение, отдавать в распоряжение. __________ способ толкования позволяет относить сюда любую передачу (независимо от того, сопряжено ли это с переходом права собственности), в том числе передачу имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также на ином праве, не влекущем перехода права собственности. Какой способ толкования использовался в данном случае? Ответ: Грамматический / филологический /языковой Вопрос 12. В соответствии с Конституцией РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Вместе с тем, граждане, отбывающие уголовное наказание, не могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Каким образом в таком случае следует толковать вышеприведенную норму – буквально, ограничительно или расширительно? Ответ: Ограничительно Вопрос 13. Статья 105 Уголовного кодекса РФ гласит: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества... наказывается...». Преобразуйте этот текст с точки зрения законов формальной логики. Ответ: «Лицо, совершившее умышленное убийство... наказывается...». Вопрос 14. Проиллюстрируйте значение расстановки знаков препинания и грамматического способа толкования в части понимания нормы права на примере выражения «Казнить нельзя помиловать». Ответ: 1) казнить, нельзя помиловать – определение негативных последствий для лица, в отношении которого действует это правило; 2) казнить нельзя, помиловать – определение позитивный последствий для лица, в отношении которого действует это правило. Вопрос 15. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Как должно пониматься это положение закона – буквально, ограничительно или расширительно? Ответ: ограничительно, так как не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. Вопрос 16. Перед вами Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации". Что за вид толкования осуществил Конституционный Суд РФ? Ответ: официальное, легальное/делегированное, обязательное для иных субъектов права. Вопрос 17. Пенсионерка Иванова убеждена, что Конституция РФ гарантирует право на жизнь только гражданам Российской Федерации и никому больше. Что это за вид толкования с точки зрения субъекта? В чем его особенность? Ответ: Обыденное толкование. Осуществляется людьми, не имеющими специальных юридических знаний, зачастую ошибочно. Вопрос 18. В случае противоречия Международным договором, не ратифицированным РФ, и актами органов государственной власти РФ, чем должен руководствоваться правоприменитель? Ответ: акты органов государственной власти РФ Вопрос 19. Адвокат разъясняет правовые нормы своему клиенту. Что это за разновидность толкования права с точки зрения субъекта? Ответ: профессиональное Вопрос 20. Может ли министр издать акт, в котором разъясняет изданный им ранее Приказ? Ответ: может, это охватывается его правотворческими полномочиями. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Перечень тем курсовых проектов разрабатывается и утверждается на кафедрах не позднее последнего месяца учебного семестра, предшествующего семестру, в котором присутствует по учебному плану курсовой проект. Утверждённый перечень тем и научных руководителей доводится до сведения студентов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – ЗАЧЕТ заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" онлайн-курса на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572). Количество заданий в контрольно-измерительном материале составляет 20 вопросов. Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оцениваение КИМ в целом: Оценка "зачтено" выставляется при условии, что верно выполнено более 70% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 70% и менее 70% заданий. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (КП) Процедура проведения устанавливается в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке, выполнению и защите курсовых работ/курсовых проектов Перечень тем курсовых проектов разрабатывается и утверждается на кафедрах не позднее последнего месяца учебного семестра, предшествующего семестру, в котором присутствует по учебному плану курсовой проект. Утверждённый перечень тем и научных руководителей доводится до сведения студентов. После выбора темы каждому студенту необходимо написать заявление на имя заведующего соответствующей кафедры. Решением заседания кафедры за каждым студентом закрепляется тема и научный руководитель, что необходимо отразить в протоколе заседания кафедры. Критерии оценивания: Оценка «отлично» выставляется в том случае, если содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; КП актуален, выполнен самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной; дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению; в докладе и ответах на вопросы показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме; проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично; теоретические положения органично сопряжены с практикой, даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы; в КП широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы; в КП проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализировать результаты исследования; широко представлен список использованных источников по теме КП; приложения к КП иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его вывод; по своему содержанию и форме КП соответствует всем предъявляемым требованиям. Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; содержание КП в целом соответствует заявленной теме; КП актуален, написан самостоятельно; дан анализ степени теоретического исследования проблемы; в докладе и ответах на вопросы основные положения КП раскрыты на хорошем или достаточном теоретическом и методологическом уровне; теоретические положения сопряжены с практикой; представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию; практические рекомендации обоснованы; приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями КП; составлен список использованных источников по теме КП. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; имеет место определенное несоответствие содержания КП заявленной теме; в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, имеются неточные или не полностью правильные ответы; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; в КП не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП не соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; содержание КП не соответствует его теме; в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы; КП содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дрещинский, В. А. | Методология научных исследований : учебник для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. В. Неумоева-Колчеданцева | Основы научной деятельности студента. Курсовая работа :: учебное пособие для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru | |||
Э2 | Верховный суд РФ www.supcourt.ru | |||
Э3 | Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com | |||
Э4 | Научно-исследовательский семинар: курс на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
Научно-исследовательский семинар организован в виде занятий, проводимых научным руководителем, и самостоятельной работы. Руководитель должен ознакомить студентов с методологией проведения научно-исследовательской работы, сформировать представление об основных исследовательских планах, методологических ошибках, которые можно совершить при организации и проведении правового исследования, дать представления об особенностях и методах научного познания в юриспруденции. Затем студенты знакомятся с актуальными темами исследований в рамках кафедральной проблематики и основными направлениями работы той или иной кафедры. Далее им предоставляется перечень тем для исследований, а также обсуждаются возможные научные руководители. |