МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бухгалтерские информационные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильБухгалтерский учет и аудит
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_v38_03_01_Экономика_БиА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Препод., Карасева С.С.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Подольная Н.П.

Рабочая программа дисциплины
Бухгалтерские информационные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения - дать студентам знания о значении информации в развитии современного общества, опасностях и угрозах, возникающих в этом процессе, об особенностях компьютерной обработки данных, в том числе бухгалтерского учета и анализа, привить навыки применения информационных систем.
Задачи изучения дисциплины:
-реализовать требования, установленные федеральным государственным стандартом;
-дать студентам знания о функциональном предназначении информационных ресурсов для решения профессиональных задач;
-привить навыки работы на персональном компьютере как средством управления информацией; основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации с помощью компьютеров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен организовывать работу и осуществлять контроль деятельности исполнителей, занятых обработкой массивов экономических данных, анализом и интерпретацией полученных результатов, расчетом экономических и социально-экономических показателей, подготовкой бухгалтерской (финансовой) отчетности для внешних и внутренних показателей
ПК-3 Способен составлять и предоставлять внешним и внутренним пользователям бухгалтерскую (финансовую) отчетность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1. Знает современные информационные технологии и программные средства, методы обработки информации
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать методы и средства решения задач экономического характера с использованием информационных технологий и программных средств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками использования офисных программных продуктов, правовых информационных систем, поиска информации в интернет, статистической обработки информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и назначение бухгалтерских информационных систем
1.1. Сущность и значение информации в развитии современного общества, опасности и угрозы, возникающие в этом процессе.Понятие и назначение информационных технологий. Этапы развития информационных технологий. Понятие и назначение информационных систем. Роль бухгалтерских информационных систем в бухгалтерской деятельности. Задачи и функции бухгалтерских информационных систем. Требования, предъявляемые к компьютерным системам бухгалтерского учета. Комплексные компьютерные системы бухгалтерского учета. Лекции 9 1 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Этапы автоматизации бухгалтерского учета в России. Особенности компьютерной обработки данных. Задачи и функции бухгалтерских информационных систем. Требования, предъявляемые к компьютерным системам бухгалтерского учета. Комплексные компьютерные системы бухгалтерского учета. Хпрактеристика программы автоматизации бухгалтерского учета. Современные информационные технологии в анализе. Тенденции и перспективы развития бухгалтерских информационных систем. Сам. работа 9 34 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. История развития информационных технологий в учете и управлении предприятием
2.1. История развития информационных технологий в учете и управлении предприятием. Сущность и назначение ERP систем. Лекции 9 1 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. История развития информационных технологий в учете и управлении предприятием Практические 9 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. История развития информационных технологий в учете и управлении предприятием Сам. работа 9 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Отечественные информационно-технологические разработки для планирования, учета и управления деятельностью предприятий на примере программных продуктов фирмы «1С»
3.1. Общая характеристика программных продуктов фирмы "1С". Преимущества ведения учета с использованием бухгалтерской программы "1С:Бухгалтерия 8". Объекты интерфейса "Такси" программы "1С:Бухгалтерия 8". Подготовка информационной базы базы к ведению учета в программе "1С: Бухгалтерия 8". Регистрация фактов хозяйственной деятельности с помощью документов. Ручной ввод бухгалтерских проводок. Лекции 9 9 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Знакомство с интерфейсом и его объектами в программе "1С: Бухгалтерия 8". Подготовка информационной базы к ведению учета в программе "1С:Бухгалтерия 8" для решения сквозной задачи по бухгалтерскому учету (ввод данных об организации, настройка функциональности, параметров учета, учетной политики организации, ввод начальных остатков). Практические 9 8 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Установка технических возможностей работы в программе "1С: Бухгалтерия 8". Принципы функционирования программы "1С: Бухгалтерия 8". Персональные настройки пользователя. План счетов в программе : принципы построения. Способы регистрации фактов хозяйственной деятелльности организации. Работа с отчетами в программе "1С:Бухгалтерия 8" Сам. работа 9 24 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Особенности построения и использования программных продуктов фирмы «1С» (на примере программы «1С:Бухгалтерия 8»)
4.1. Изучение нормативных документов по ведению кассовых и др.операций. Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности. Сам. работа 9 10 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Учетные аспекты и формирование бухгалтерских документов в программе "1С:Бухгалтерия 8" Лекции 9 3 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Учетные аспекты,формирование бухгалтерских документов,отчетов в программе "1С:Бухгалтерия 8" Практические 9 10 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС_БИС_2021 3++.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Герман О.И. Бухгалтерские информационные системы: Учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Герман О.И. и др. Информационные системы в бухгалтерском учете: практикум Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Герман О.И. и др. Бухгалтерские информационные системы : сб. практ. заданий Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Программный продукт "1С:Бухгалтерия 8" www.1gl.ru
Э2 Информационно- правовая система "Консультант-Плюс" www.consultant.ru
Э3 Информационно-правовая система "Гарант" www.garant.ru
Э4 Бухгалтерские информационные системы portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Программый продукт - "1С: Бухгалтерия 8"

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем


СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предполагает два вида работ:
-работа с преподавателем;
-самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида занятий: лекционные и практические. Последовательность проведения данных работ, их содержание определяются настоящей программой.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение вопросов дисциплины и практического его применения. Рекомендуется самостоятельное изучение учебной и научной литературы,законодательства РФ.Степень овладения знаниями и практическими навыками определяется в процессе текущего и итогового контроля. С целью текущего контроля знаний проводится проверка выполнения заданий, тестов, а также устный опрос студентов преподавателем. С целью итогового контроля знаний проводится экзамен. Семестровый экзамен является итоговой формой контроля уровня знаний студента по дисциплине. К сдаче экзамена допускаются студенты успешно выполнившие практические задания в соответствии с календарно-тематическим планом.