МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Охрана труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2021_11кл
Часов по учебному плану 66
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 22
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 22 22 22 22
Итого 66 66 66 66

Программу составил(и):
преподаватель, первая к.к., Карушева Наталья Александровна

Рецензент(ы):
к.х.н., Препод., Щербакова Людмила Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Охрана труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование базовых представлений об основах охраны труда, принципах трудового законодательства.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ПК 1.2 Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
ПК 1.3 Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий.
ПК 1.4 Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных территорий
ПК 2.1 Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.
ПК 2.2 Контролировать и обеспечивать эффективность использования малоотходных технологий в организациях.
ПК 3.1 Обеспечивать работоспособность очистных установок и сооружений.
ПК 3.2 Управлять процессами очистки и обработки сбросов и выбросов.
ПК 3.3 Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.
ПК 3.4 Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.
ПК 4.1 Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.
ПК 4.2 Проводить оценку экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами.
ПК 4.3 Проводить сбор и систематизацию данных для экологической экспертизы и экологического аудита.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Механизм токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов
Методы управления безопасностью труда и нормирования воздействия различных вредных и опасных факторов
Законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие производственную безопасность
Принципы и методы проведения экспертизы производственной безопасности, приборы и системы контроля состояния среды обитания
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать и оценивать опасные и вредные факторы производственного процесса и оборудования
Пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда
Принимать необходимые меры по предотвращению аварийных ситуаций
Применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законодательство в области охраны труда
1.1. Введение в дисциплину. Основные понятия и терминология охраны труда. Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Правовые и организационные основы охраны труда. Лекции 4 4 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Специальная оценка условий труда и порядок её проведения. Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Проработка лекционного материала. Сам. работа 4 1 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Основные положения охраны труда.Место охраны труда в современной российской экономике. Практические 4 2 ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №1 на образовательном портале Moodle. Сам. работа 4 2 ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Специальная оценка условий труда. Оценка условий труда по факторам производственной среды и трудового процесса. Практические 4 2 ПК 4.1, ОК 5, ОК 3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Подготовка к письменной работе №1. Сам. работа 4 2 ПК 4.1, ОК 5, ОК 3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Травматизм и профессиональные заболевания
2.1. Трудовая деятельность и её риски. Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Травматизм и профзаболевания.Несчастные случаи. Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Проработка лекционного материала. Сам. работа 4 1 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Производственный травматизм. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве. Практические 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение кейс-задания №1. Сам. работа 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы производственной санитарии и гигиены труда
3.1. Понятие гигиены труда и производственной санитарии, как системы организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий. Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Микроклимат производственных помещений. Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Условия труда и факторы, формирующие вредные и опасные условия труда. Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Гигиена труда и реабилитационные мероприятия. Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Проработка лекционного материала. Сам. работа 4 1 ОК 9, ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Вредные и опасные условия труда. Организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах. Практические 4 2 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Подготовка доклада-визуализации №1. Сам. работа 4 2 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Средства защиты работающих.Средства коллективной и индивидуальной защиты. Практические 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Подготовка доклада-визуализации №2. Сам. работа 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Техника безопасности
4.1. Правила техники безопасности. Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Пожарная безопасность и электробезопасность. Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Оказание первой помощи пострадавшим. Лекции 4 2 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Проработка лекционного материала. Сам. работа 4 1 ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Первая помощь при несчастных случаях. Практические 4 2 ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям. Выполнение кейс-задания №2. Сам. работа 4 2 ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Пожарная безопасность зданий и сооружений. Электробезопасность. Практические 4 2 ПК 3.2, ПК 3.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.8. Выполнение домашних заданий, систематическая проработка учебной литературы, подготовка к практическим занятиям.Выполнение теста №2. Сам. работа 4 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.9. Подготовка к дифференцированному зачету. Сам. работа 4 4 ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.10. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 4 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6167
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания
1. При какой численности работников в организациях, осуществляющих производственную деятельность, рекомендуется создавать кабинет охраны труда?
а)При численности 100 человек и более.
б)При численности 80 человек и более.
в)При численности 50 человек и более.
г)При численности 30 человек и более.
2.Что из перечисленного требуется сделать в первую очередь по оказанию помощи пострадавшему при термическом ожоге?
а)Наложить на ожоговую поверхность стерильную повязку и холод поверх нее.
б)Нанести на ожог масло животного или растительного происхождения.
в)Вскрыть пузыри и обработать рану спиртосодержащими растворами.
г)Удалить из раны посторонние предметы и прилипшую одежду, наложить повязку
3. Что понимается под опасным производственным фактором?
а)Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
б)Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
в)Фактор среды и трудового процесса, который может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.
г)Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к снижению работоспособности, заболеванию.
4. Что запрещается делать при оказании первой помощи пострадавшему при обморожениях?
а)Вносить пострадавшего в теплое помещение.
б)Давать пострадавшему горячую пищу и горячее сладкое питье.
в)Укутывать обмороженные участки тела в несколько слоев.
г)Растирать обмороженные участки тела снегом.
5. Что из перечисленного входит в типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессионального риска?
а)Проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков.
б)Разработка и утверждение программы производственного экологического контроля.
в)Организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
г)Разработка и утверждение Политики работодателя в области охраны труда.
6.В каком из перечисленных случаев допускается использовать запас воды, предназначенный для нужд пожаротушения, в хозяйственных и производственных целях?
а)В случае принятия такого решения руководителем организации.
б)В случае использования не более половины запаса воды.
в)Ни в каком случае.
г)В случае обеспечения пополнения запаса воды в срок, не превышающий суток с момента его использования.
7. Какими органами исполнительной власти осуществляется государственное управление охраной труда?
а)Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
б)Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и другими федеральными министерствами в пределах их полномочий.
в)Правительством Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
г)Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
8. Кем осуществляется федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права?
а)Федеральной службой по труду и занятости.
б)Федерацией независимых профсоюзов России.
в)Прокуратурой Российской Федерации.
г)Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
9.Куда работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда?
а)В вышестоящую организацию.
б)В территориальный орган Роструда.
в)В территориальный орган Ростехнадзора.
г)В территориальный орган Роспотребнадзора.
10. Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
а)Главному инженеру.
б)Только техническому руководителю.
в)Только руководителю организации.
г)Непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
11. Каким правом обладают работники службы охраны труда при осуществлении своей профессиональной деятельности?
а)Правом лично отстранять от работы лиц, нарушающих требования законодательства об охране труда.
б)Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.
в)Немедленно приостанавливать эксплуатацию зданий, сооружений, санитарно-технических устройств, машин и механизмов, приспособлений и систем в случае нарушения требований охраны труда.
г)Привлекать к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.
12.Что не относится к средствам индивидуальной защиты?
а)Одежда специальная защитная.
б)Средства защиты глаз.
в)Средства защиты головы.
г)Вентиляционные системы.
д)Средства дерматологические защитные.
е)Средства защиты органов дыхания.
13. Что из перечисленного относится к вредным и (или) опасным факторам трудового процесса?
а)Монотонность и однообразие трудового процесса.
б)Тяжесть и напряженность трудового процесса.
в)Травмоопасность трудового процесса.
г)Физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
14.От чего зависит частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований)?
а)Только от типа вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника.
б)Только от вида выполняемых работ.
в)Только от возраста работника.
г)От всего перечисленного.
15.В какие сроки должно быть проведено расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории тяжелых, или несчастный случай со смертельным исходом?
а)В течение суток.
б)В течение трех дней.
в)В течение 15 дней.
г)В течение одного месяца.
Правильные ответы:









10г
11б
12г
13б
14г
15в
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета (Может включать несколько блоков оценивания):
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6167
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_охрана труда_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Карнаух Н.Н. ОХРАНА ТРУДА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Беляков Г.И. Охрана труда и техника безопасности : учебник для среднего профессионального образования : Гриф УМО СПО М: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кадыков В. А. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях : учебное пособие для среднего профессионального образования: Гриф УМО СПО Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Родионова О.М., Семенов Д.А. Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда: Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Охрана труда (СПЛС,РИПК,преп.Карушева Н.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Охрана труда" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: тест, письменная работа, кейс-задание, доклад-визуализция, работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания (кейс-задание, доклад-визуализация).
Для успешного овладения дисциплиной "Охрана труда" необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.

При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины "Охрана труда".

Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя выполнение тестов, письменных работ, кейс-заданий, дискуссии, подготовка доклада-визуализации.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к предложенным заданиям, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление по докладу-визуализации должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине Обществознание предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запоминание терминов и понятий.