МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансы организаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 149
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 149 149 149 149
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Подольная Н.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Финансы организаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Целью изучения дисциплины является получение теоретических знаний и выработка практических навыков в области финансов организаций, а именно: организации финансовых отношений, формирования финансовых ресурсов, планирования доходов и расходов, определения финансового результата, планирования денежных потоков, формирования основного и оборотного капитала, составления и исполнения финансовых планов (бюджетов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
ПК-21 способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представление о методах определения эффективности использования основного и оборотного капитала;
- систему финансовых отношений, складывающихся в процессе производственно-хозяйственной деятельности организаций; сущность, функции и принципы организации финансов предприятий; источники и основные направления финансовых потоков;
- об особенностях организации финансов на предприятиях различных отраслей и организационно-правовых форм, а также предприятий малого бизнеса.
3.2.Уметь:
3.2.1.- рассчитывать выручку от реализации продукции, работ, услуг, валовую и чистую прибыль;
- составлять сметы на производство продукции, работ, услуг;
- планы финансирования капитальных вложений и других расходов предприятия;
- определять потребность предприятия в оборотных средствах, рассчитывать плановый размер амортизации, составлять сбалансированные финансовые планы и бюджеты организации, определять финансовое состояние предприятия;
- решать как конкретные, так и нестандартные задачи в области финансового планирования и осуществления планов, прогнозировать экономические процессы в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений на микроуровне.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения терминологическим аппаратом дисциплины, методами и приемами научного исследования для анализа финансовых процессов;
- работы с нормативными документами, охватывающими сферу данной дисциплины, выделения тенденций развития законодательной базы в области финансовой сферы предприятия;
- анализа финансового состояния предприятия, решения проблем в области финансов, выявления тенденций развития финансовых отношений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Финансовые отношения организаций, сущность и принципы их организации
1.1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Сущность финансовых ресурсов организаций и источники их образования Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Сущность и основа организации финансов организаций Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Роль финансов в деятельности организаций и предприятий Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Роль финансов в деятельности Организации Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Расходы и доходы организаций.
2.1. Расходы и доходы организаций. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Классификация расходов и доходов. Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Финансовые методы управления расходами Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Порядок формирования и использования доходов от реализации продукции
3.1. Порядок формирования и использования доходов от реализации продук Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Планирование себестоимости и выручки от реализации продукции (объема продаж Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Выручка от реализации и валовой доход. Сам. работа 3 17 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли.
4.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Чистый доход и денежные накопления. Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Оценка безубыточности, запас финансовой прочности, Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Экономическое содержание оборотного капитала.
5.1. Экономическое содержание оборотного капитала. Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Структура оборотных активов организации и источники финансирования оборотных средств. Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе. Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.4. Определение потребности в оборотном капитале. Эффективность использования оборотного капитала. Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.5. Управление капиталом, вложенным в основные фонды средства организации. Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Финансовое планирование и финансовый контроль в организации
6.1. Финансовое планирование и финансовый контроль. Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Цели и содержание финансового анализа. Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Финансовое состояние организаций. Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.4. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм. Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.5. Экзамен 3 9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тютюкина Е.Б. Финансы организаций (предприятий): учебник: Учебники Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
Л1.2 Конищева М. А., Курган О. И., Черкасова Ю. И. Финансы организаций: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хоминич И.П. - под ред., Пещанская И.В. - под ред. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ: УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Фридман Абель Менделеевич Финансы организаций: Учебник РИОР, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.idealibrary.com
Э2 www.papers.ssrn.com
Э3 www.nber.org/papers
Э4 www.worldbank.org/research
Э5 www.damodaran.com
Э6 www.real-options.com
Э7 www.cirano.qc.ca/corporategovernance
Э8 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э9 http://www.biblioclub.ru/ - Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э10 Финансы организаций portal.edu.asu.ru
Э11 Курс Финансы организаций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 202 (филиал в г. Бийске) кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.