Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Финансы и кредит |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 149 | 149 | 149 | 149 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой
1.1. | Целью изучения дисциплины является получение теоретических знаний и выработка практических навыков в области финансов организаций, а именно: организации финансовых отношений, формирования финансовых ресурсов, планирования доходов и расходов, определения финансового результата, планирования денежных потоков, формирования основного и оборотного капитала, составления и исполнения финансовых планов (бюджетов). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-5 | способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений |
ПК-21 | способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - иметь представление о методах определения эффективности использования основного и оборотного капитала; - систему финансовых отношений, складывающихся в процессе производственно-хозяйственной деятельности организаций; сущность, функции и принципы организации финансов предприятий; источники и основные направления финансовых потоков; - об особенностях организации финансов на предприятиях различных отраслей и организационно-правовых форм, а также предприятий малого бизнеса. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - рассчитывать выручку от реализации продукции, работ, услуг, валовую и чистую прибыль; - составлять сметы на производство продукции, работ, услуг; - планы финансирования капитальных вложений и других расходов предприятия; - определять потребность предприятия в оборотных средствах, рассчитывать плановый размер амортизации, составлять сбалансированные финансовые планы и бюджеты организации, определять финансовое состояние предприятия; - решать как конкретные, так и нестандартные задачи в области финансового планирования и осуществления планов, прогнозировать экономические процессы в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений на микроуровне. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владения терминологическим аппаратом дисциплины, методами и приемами научного исследования для анализа финансовых процессов; - работы с нормативными документами, охватывающими сферу данной дисциплины, выделения тенденций развития законодательной базы в области финансовой сферы предприятия; - анализа финансового состояния предприятия, решения проблем в области финансов, выявления тенденций развития финансовых отношений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Финансовые отношения организаций, сущность и принципы их организации | ||||||
1.1. | Финансовые отношения организаций и принципы их организации | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.2. | Сущность финансовых ресурсов организаций и источники их образования | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.3. | Сущность и основа организации финансов организаций | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.4. | Роль финансов в деятельности организаций и предприятий | Сам. работа | 3 | 14 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.5. | Роль финансов в деятельности Организации | Сам. работа | 3 | 14 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 2. Расходы и доходы организаций. | ||||||
2.1. | Расходы и доходы организаций. | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.2. | Классификация расходов и доходов. | Практические | 3 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.3. | Финансовые методы управления расходами | Сам. работа | 3 | 14 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 3. Порядок формирования и использования доходов от реализации продукции | ||||||
3.1. | Порядок формирования и использования доходов от реализации продук | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
3.2. | Планирование себестоимости и выручки от реализации продукции (объема продаж | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
3.3. | Выручка от реализации и валовой доход. | Сам. работа | 3 | 17 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 4. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли. | ||||||
4.1. | Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли. | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
4.2. | Чистый доход и денежные накопления. | Практические | 3 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
4.3. | Оценка безубыточности, запас финансовой прочности, | Сам. работа | 3 | 18 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
4.4. | Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала | Сам. работа | 3 | 18 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 5. Экономическое содержание оборотного капитала. | ||||||
5.1. | Экономическое содержание оборотного капитала. | Лекции | 3 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
5.2. | Структура оборотных активов организации и источники финансирования оборотных средств. | Практические | 3 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
5.3. | Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе. | Практические | 3 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
5.4. | Определение потребности в оборотном капитале. Эффективность использования оборотного капитала. | Сам. работа | 3 | 18 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
5.5. | Управление капиталом, вложенным в основные фонды средства организации. | Сам. работа | 3 | 18 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 6. Финансовое планирование и финансовый контроль в организации | ||||||
6.1. | Финансовое планирование и финансовый контроль. | Лекции | 3 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
6.2. | Цели и содержание финансового анализа. | Практические | 3 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
6.3. | Финансовое состояние организаций. | Практические | 3 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
6.4. | Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм. | Сам. работа | 3 | 18 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
6.5. | Экзамен | 3 | 9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Финансы организаций.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тютюкина Е.Б. | Финансы организаций (предприятий): учебник: Учебники | Издательство "Дашков и К", 2018 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Конищева М. А., Курган О. И., Черкасова Ю. И. | Финансы организаций: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Сибирский федеральный университет, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хоминич И.П. - под ред., Пещанская И.В. - под ред. | ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ: УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Фридман Абель Менделеевич | Финансы организаций: Учебник | РИОР, 2018 | znanium.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.idealibrary.com | |||
Э2 | www.papers.ssrn.com | |||
Э3 | www.nber.org/papers | |||
Э4 | www.worldbank.org/research | |||
Э5 | www.damodaran.com | |||
Э6 | www.real-options.com | |||
Э7 | www.cirano.qc.ca/corporategovernance | |||
Э8 | http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства "Лань" | |||
Э9 | http://www.biblioclub.ru/ - Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | |||
Э10 | Финансы организаций | portal.edu.asu.ru | ||
Э11 | Курс Финансы организаций | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Windows Vista OEM Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 202 (филиал в г. Бийске) | кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки. |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |