МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государственного управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере правотворчества, применения и толкования права
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_ЮвППТП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., Ст. преп., Зацепина О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория государственного управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор А.А. Васильев, зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор А.А. Васильев, зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Теория государственного управления" являются формирование у магистранта компетенций, закрепелнных за данной учебной дисциплиной.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-1.1 Знает основные стадии нормотворчества.
ПК-1.2 Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов.
ПК-1.3 Владеет навыками формулирования юридических дефиниций.
ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
ПК-1.1. Знает основные стадии нормотворчества.
ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения.

3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
ПК-1.2. Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов.
ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели .
ПК-1.3. Владеет навыками формулирования юридических дефиниций.
ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Государственное управление: организационные основы
1.1. Теоретические основы государственного управления Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Теоретические основы государственного управления Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Теоретические основы государственного управления Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Государство как субъект управления общественными процессами Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Государство как субъект управления общественными процессами Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Государство как субъект управления общественными процессами Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Системный подход в теории государственного управления Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Системный подход в теории государственного управления Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Системный подход в теории государственного управления Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Организационная структура государственного управления: федеральные и региональные органы государственной власти Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Организационная структура государственного управления: федеральные и региональные органы государственной власти Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Организационная структура государственного управления: федеральные и региональные органы государственной власти Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Формы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления: мировой опыт и российская практика Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Формы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления: мировой опыт и российская практика Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Формы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления: мировой опыт и российская практика Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Механизмы формирования и реализации государственной политики Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Механизмы формирования и реализации государственной политики Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Механизмы формирования и реализации государственной политики Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Правовые основы государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества
2.1. Правовые основы управления в экономической сфере Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Правовые основы управления в экономической сфере Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Правовые основы управления в экономической сфере Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Правовые основы управления в социально-культурной сфере Лекции 3 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Правовые основы управления в социально-культурной сфере Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Правовые основы управления в социально-культурной сфере Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Правовые основы управления в административно-политической сфере Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Правовые основы управления в административно-политической сфере Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Правовые основы управления в административно-политической сфере Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Обеспечение законености в государственном управлении Лекции 3 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Обеспечение законености в государственном управлении Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Обеспечение законености в государственном управлении Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6407

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. ________________________ - это систематизация информации, затем разделение ее на части, выявление слабых и сильных сторон изучаемого явления, его сравнение с аналогичными объектами
а) анализ
б) синтез
в) аналогия
г) методология
Ответ: а)

2. ____________________ выражает пространственную упорядоченность компонентов системы по горизонтали и обеспечивает их взаимодействие.
а) реординация
б) координация
в) регламентация
г) субординация
Ответ: б)

3. Как называется модель управления, обеспечивающая вертикальное упорядочение элементов системы?
а) субординация
б) мотивация
в) координация
г) регулирование
Ответ: а)

4. Процесс определения конкретных ориентиров социально-политического и экономического развития путем разработки и утверждения соответствующих концепций – это
а) программирование
б) моделирование
в) планирование
г) принятие управленческого решения
Ответ: а)

5. К свойствам объекта управления НЕ относится
а) активность
б) пассивность
в) внутреннее единство
г) приспособляемость
Ответ: б)

6. Какой признак управленческих отношений указан неверно?
а) сознательно-волевой характер
б) объективная форма, субъективное содержание
в) целенаправленность
г) могут быть как конструктивны, так и разрушительны
Ответ: б)

7. Какой вид управления предполагает долгосрочную ориентацию общества по отдельным сферам и установление приоритетных направлений деятельности для каждого звена управления?
а) оперативное
б) тактическое
в) стратегическое
г) территориальное
Ответ: в)

8. _____________________- основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе
а) политическое управление
б) административное управление
в) экономическое управление
г) антикризисное управление
Ответ: а)

9. Как называется управление, основанное на бюджетировании, ориентированном не на объемы освоенных средств, а на получение достойного конечного результата с минимальными затратами?
а) управление по результатам и проектам
б) управление изменениями
в) управление качеством
г) управление государственными ресурсами
Ответ: а)

10. Для какого управления характерно наличие вертикальной соподчиненности от центра до предприятий?
а) территориального
б) функционального
в) политического
г) административного
Ответ: б)

11. Кто автор теории рациональной бюрократии?
а) М. Вебер
б) К. Маркс
в) Э. Дюркгейм
г) В. Ленин
Ответ: а)

12. Постепенное разрушение границ между национальным и интернациональным уровнями управления, возрастание роли наднациональных социальных акторов – это
а) глобализация
б) децентрализация
в) инновационность
г) дебюрократизация
Ответ: а)

13. Воздействие управляющего субъекта на объект – это
а) прямые связи
б) обратные связи
в) смешанные связи
г) линейные связи
Ответ: а)

14. Принципы демократизма, законности, федерализма – это
а) общие принципы государственного управления
б) частные принципы государственного управления
в) специальные принципы государственного управления
г) универсальные принципы государственного управления

15. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ – это
а) специальный принцип
б) частный принцип
в) общий принцип
г) универсальный принцип
Ответ: б)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. То, на что направлено управляющее воздействие, называется ________
Ответ: объект управления

2. Связи между объектом и субъектом управления, складывающиеся в процессе осуществления управленческого действия – это __________
Ответ: управленческие отношения

3. Побуждающее воздействие, формирующее готовность к активному действию, называется _____________
Ответ: мотивация

4. Управление – это сложная, ______________ и динамично развивающаяся система.
Ответ: нелинейно

5. Назовите модель государственного управления, при которой государство призвано сделать управление социально эффективным и оптимально затратным в экономическом смысле.
Ответ: «модель нового государственного менеджмента».

6. Назовите модель государственного управления, для которой характерно управление в режиме конкуренции нескольких элитных групп с коллегиальным представительством разных интересов в правительстве.
Ответ: «корпоративистская модель государственного управления»

7. Процесс реализации государственных решений с помощью экономических рычагов называется ___________.
Ответ: экономическое управление.

8. Элемент управления, представляющий собой уточнение статуса, полномочий и порядка действий субъекта, процесс приведения деятельности людей в определенный порядок называется _______________
Ответ: регулирование

9. Назовите три типа оснований власти согласно концепции М. Вебера.
Ответ: рациональные, традиционалистские, харизматические

10. Что является ключевым критерием всех административных систем по мнению М. Вебера?
Ответ: легитимность власти.

11. Назовите направления, работа по которым позволит повысить качество российского законодательства
Ответ: например, обучение специальной профессии норморайтера, принятие ФЗ «Об источниках права в РФ» для регламентации требований к нормативно-правовым актам всех уровней, принятие ФЗ «О правовой экспертизе нормативно-правовых актов», принятие ФЗ «О мониторинге правоприменения в РФ», повышение уровня правосознания в российском обществе путем просветительской и образовательной деятельности.

12. Назовите преимущества модели «нового государственного менеджмента»
Ответ: совместимость с любой демократической политической системой, широкий круг субъектов, участвующих в выработке и реализации управленческих решений, приоритетность инновационных целей и задач, оптимизация администрации, децентрализация публичного администрирования, возможность использования рыночных и корпоративных механизмов в государственном управлении.

13. Назовите направления деятельности для повышения эффективности управления наукой в РФ.
Ответ: правовая регламентация, идеологическая, нравственно-гуманистическая составляющая, экономическая составляющая, обеспечение эффективного сотрудничества образование-наука-бизнес-производство с помощью мер государственной поддержки.

14. Какая форма правления для современной России является оптимальной? Свой ответ аргументируйте.
Ответ: президентская республика ввиду огромной территории, многонационального народа, переходного этапа в развитии экономики, национальных традиций, особенностей российского правосознания, необходимости защиты государственного суверенитета.

15. Как модернизировать теорию рациональной бюрократии в условиях современности?
Ответ: путем добавления элементов других моделей государственного управления для обеспечения гибкости, например, «нового государственного менеджмента», корпоративистской, цифрового правительства и др, а также современных способов борьбы с коррупцией и бюрократизмом.

16. Перечислите направления, в которых возникают проблемы при цифровизации государственных услуг.
Ответ: экономическое, техническое, возможность утечки информации, отсутствие необходимых навыков работы с компьютером у старшего поколения.

17. Назовите направления, работа по которым будет способствовать преодолению правового нигилизма в российском обществе.
Ответ: образовательное, просветительское, идеологическое, повышение качества законодательства и эффективности правового регулирования.

18. Как преодолеть негативные последствия цифровизации образования?
Ответ: с помощью нравственно-гуманистического подхода. Следует помнить, что развитие технологий – средство, а не цель прогресса. Педагог остается главным источником знаний с новыми инструментами в руках, а не просто техническим координатором образовательного процесса.

19. Приведите пример системы как совокупности взаимосвязанных элементов из теории государства.
Ответ: например, форма государства как совокупность формы правления, государственного устройства и государственного режима.

20. Приведите пример системы как совокупности взаимосвязанных элементов из теории права.
Ответ: например, правовая норма как совокупность гипотезы, диспозиции и санкции.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен разрабатывать нормативные правовые акты

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Средство юридической техники, представляющее собой теоретическую схему, совокупность взаимосвязанных элементов, аналог правовой реальности, являющееся типовым образцом для создания новых правовых норм путем наполнения указанной схемы конкретным юридическим содержанием – это
а) правовая конструкция
б) правовой принцип
в) правовая аксиома
г) преюдиция
Ответ: а)

2. Средство юридической техники, которое закрепляется законодателем в правовых нормах с помощью слов «считается», «признается» и т.п., – это
а) правовая презумпция
б) правовая фикция
в) правовой символ
г) правовая аксиома
Ответ: б)

3. Стиль текста нормативно-правовых актов должен быть:
а) публицистическим
б) официально-деловым
в) художественным
г) разговорным
Ответ: б)

4. Средство юридической техники, которое закрепляется законодателем в правовых нормах с помощью слов и выражений «предполагается», «предполагаемая», «если не докажет», «пока не доказано обратное» и т.п., - это
а) правовая фикция
б) оценочное понятие
в) правовая аксиома
г) правовая презумпция
Ответ: г)

5. Структурная часть нормативно-правового акта, в которой содержатся таблицы, графики, различные перечни, образцы документов, карты, бланки, схемы, - это
а) приложение
б) примечание
в) преамбула
г) заключительные положения
Ответ: а)

6. Структурная часть нормативно-правового акта, цель которой - лаконично отразить основную идею нормативного акта, его тематику, - это
а) преамбула
б) заголовок
в) оглавление
г) примечание
Ответ: б)

7. Какой критерий НЕ используется при делении нормативно-правового акта на части?
а) функциональный
б) предметный
в) смешанный
г) отраслевой
Ответ: г)

8. Что является основной структурной единицей текста нормативного акта, которая может содержать одну либо несколько правовых норм (или нормативных предписаний), посвященных отдельным вопросам?
а) статья
б) пункт
в) подпункт
г) абзац
Ответ: а)

9. Какое из перечисленных правил расположения структурных единиц текста указано неверно?
а) все структурные единицы нормативного акта должны иметь сквозную нумерацию
б) все крупные структурные единицы по возможности должны иметь специальные заголовки.
в) менее важные предписания должны предшествовать более важным предписаниям
г) правило должно излагаться до исключения
Ответ: в)

10. Соответствие текста нормативного акта лексическим, грамматическим и стилистическим стандартам литературного русского языка означает соблюдение принципа __________________ языка нормативно-правовых актов
а) корректности
б) стабильности
в) информативности
г) лаконичности
Ответ: а)

11. Как называются слова, отражающие специфику людей, объединенных общностью интересов?
а) диалектизмы
б) жаргонизмы
в) историзмы
г) архаизмы
Ответ: б)

12. Как называется термин, обозначающий многозначность слова:
а) антиномия
б) полисемия
в) синонимия
г) плеоназм
Ответ: б)

13. Что из перечисленного НЕ является законом логики?
а) закон тождества
б) закон исключенного третьего
в) закон достаточного основания
г) обратная сила закона
Ответ: г)

14. Умозаключение от общего к частному – это
а) индукция
б) дедукция
в) аналогия
г) преюдиция
Ответ: б)

15. Правило отраслевой типизации, предъявляемое к нормативно-правовым актам, относится к
а) логическим правилам
б) структурным правилам
в) языковым правилам
г) реквизитным правилам
Ответ: а)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Продолжите перечень видов правил юридической техники, предъявляемых к нормативным актам и их проектам: содержательные, логические, структурные, ___________.
Ответ: языковые / реквизитные / процедурные.

2. Требование ______________ нормативно-правового акта означает, что все цели его издания реализованы с наименьшим ущербом для различных социальных ценностей, с меньшими экономическими затратами, в наиболее короткие сроки.
Ответ: эффективности.

3. В какой структурной части нормативно-правового акта указываются цели его принятия, задачи, который он призван разрешить, и положения, мотивирующие человека его соблюдать.
Ответ: в преамбуле.

4. ____________- это часть нормативного акта, которая представляет собой государственно-властное установление, предназначенное для специального текстового или символического подчеркивания, имеющее сопроводительный характер.
Ответ: примечание.

5. Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов, относится к __________________ правилам правотворческой техники.
Ответ: логическим.

6. Какая структурная единица нормативно-правового акта включает в себя правовой институт или субинститут?
Ответ: глава.

7. __________________- это сокращения словосочетаний, образованные из первых букв слов, в них входящих.
Ответ: аббревиатуры.

8. Средства юридической техники способствуют законодательной и лингвистической _____________ при конструировании правовых норм.
Ответ: экономии.

9. Что должна включать в себя дефиниция?
Ответ: дефиниция включает в себя все основные признаки понятия, которое характеризует.

10. Чем дефиниция отличается от термина?
Ответ: термин только обозначает понятие, а дефиниция описывает его.

11. Приведите пример федерального закона, который необходимо принять в РФ. Свой ответ аргументируйте.
Ответ: например, ФЗ «Об источниках права в РФ». Необходим единый нормативный акт, где будут закреплены все требования к каждому из них.

12. Приведите пример оптимального выбора конкретных средств юридической техники или модели правового регулирования определенных общественных отношений.
Ответ: например, для регулирования общественных отношений с участием роботов необходимо использование презумпции вины владельца или разработчика (в зависимости от правовой ситуации) источника повышенной опасности, а не фикции, аналогичной фикции юридического лица, то есть наделяющей робота правосубъектностью. Определение правового статуса робота как сложного механизма, а не как субъекта права. Такой выбор обусловлен необходимостью обеспечения безопасности общества.

13. Какое требование юридической техники, предъявляемое к нормативно-правовому акту, не соблюдено, если его принятие происходит без учета необходимости решения перспективных задач, долгосрочных последствий правового регулирования и снижает качество нормативной базы в целом?
Ответ: стабильности.

14. Что означает логическое правило убедительности нормативно-правовых актов?
Ответ: аргументированность принятия акта, использования в нем определенных моделей, средств и способов правового регулирования.

15. Укажите значение реквизитов нормативно-правовых актов.
Ответ: определение действия актов во времени, пространстве и по кругу лиц, их места в системе законодательства, облегчение поиска и систематизации.

16. В какой структурной части нормативно-правового акта указывается порядок его вступления в силу?
Ответ: в заключительных положениях.

17. Приведите пример конкретных изменений, которые, по Вашему мнению, необходимо внести в какой-либо нормативно-правовой акт РФ. Свой ответ аргументируйте.
Ответ: например, в ст. 67.1 ТК РФ необходимо предусмотреть двухнедельный срок, по истечении которого работодатель обязан заключить трудовой договор с фактически допущенным лицом и не вправе ссылаться на неуполномоченность работника, осуществившего такой допуск. Данное изменение обеспечит защиту работнику и заполнит законодательный пробел, существующий в указанной статье.

18. Какое требование юридической техники, предъявляемое к проекту нормативно-правового акта, нарушено, если он не соответствует интересам общества, государства и граждан в реальных условиях?
Ответ: целесообразности.

19. Нарушение какого требования юридической техники, выражающееся в громоздкости текста, допущено в поправках Конституции 2020 г?
Ответ: требование лаконичности.

20. Норморайтер – это специалист по _____________________.
Ответ: созданию нормативно-правовых актов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Урегулирование правовой ситуации, исходя из общих начал и смысла законодательства – это применение
а) аналогии права
б) аналогии закона
в) общей правовой нормы
г) специальной правовой нормы.
Ответ: а).

2. Правовую норму, содержащую какое средство юридической техники нельзя применять по аналогии?
а) правовую презумпцию
б) правовую фикцию
в) преюдицию
г) принцип права
Ответ: б)

3. Основные начала законодательства – это
а) принципы
б) аксиомы
в) преюдиции
г) презумпции
Ответ: а)

4. Выберите верное утверждение о материальных и процессуальных нормах:
а) данные нормы действуют автономно друг от друга
б) нормы материального права являются формой реализации процессуальных норм
в) нормы процессуального права обеспечивают реализацию материальных норм
г) процессуальные нормы имеют приоритет над материальными нормами.
Ответ: в).

5. Объективные пределы действия преюдиции относятся к:
а) фактам, являющимся преюдициальными
б) лицам, являющимся участниками процесса, в котором были установлены преюдициальные факты
в) объективным условиям, при наличии которых действует преюдиция
г) объекту преступления.
Ответ: а).

6. Презумпции и фикции в процессе применения к конкретному делу:
а) восполняют законодательные пробелы
б) заменяют собой недостающие юридические факты, являясь их моделями.
в) не освобождают от необходимости установления конкретных фактов
г) не оптимизируют судопроизводство.
Ответ: б)

7. Применение аналогии закона – это
а) применение законодательства, регулирующего сходные общественные отношения к отношениям, прямо не урегулированным законом
б) применение правовой фикции
в) применение общих начал законодательства к отношениям, прямо не урегулированным законом
г) применение преюдиции
Ответ: а)

8. Какое средство юридической техники распределяет обязанности по доказыванию?
а) правовая аксиома
б) правовая фикция
в) преюдиция
г) правовая презумпция
Ответ: г).

9. Какое средство юридической техники распространяет правовой режим, изначально созданный для одного объекта, на другой объект?
а) правовая фикция
б) правовая презумпция
в) правовой принцип
г) правовой символ
Ответ: а)

10. Какое средство юридической техники предоставляет возможность применения судебного усмотрения?
а) правовая аксиома
б) правовая фикция
в) оценочное понятие
г) преюдиция
Ответ: в)

11. В соответствии с презумпцией отцовства (ч. 2 ст. 48 СК РФ) мать ребенка должна доказать
а) факт отцовства супруга (бывшего супруга)
б) факт отцовства иного лица
в) факт рождения ребенка в браке либо в течение трехсот дней с момента расторжения брака / признания его недействительным / с момента смерти супруга
г) ничего не должна доказывать.
Ответ: в)

12. Если при рассмотрении конкретного дела предоставлены доказательства, опровергающие презумпцию, данная презумпция, если она юридически опровержима:
а) все равно применятся в этом деле
б) не применяется в этом деле, но может применяться при рассмотрении иных дел, пока ее не опровергнут в новом деле
в) не применяется ни в этом деле, ни в других.
г) применяется в этом деле при соблюдении определенных условий.
Ответ: б)

13. Можно ли опровергнуть правовую фикцию?
а) нельзя ни фактически, ни юридически
б) фактически можно, но опровержение не будет иметь никакого юридического значения
в) можно, и в случае опровержения она не будет применяться в конкретно деле
г) зависит от обстоятельств дела.
Ответ: б)

14. Если подзаконный акт противоречит закону, применяется
а) закон
б) подзаконный акт при любых условиях
в) подзаконный акт, если содержит специальную норму
г) международный договор
Ответ: а)

15. Юридическая оценка фактических обстоятельств, основанная на конкретных правовых нормах – это
а) юридическая квалификация
б) юридическая интерпретация
в) юридическая ответственность
г) юридическая техника
Ответ: а)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При наличии общей и специальной норм права, регулирующих одни те же правоотношения, применяется ________________.
Ответ: специальная норма.

2. При наличии двух нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, одинаковой юридической силы применяется акт, __________________.
Ответ: принятый позднее.

3. В случае противоречия норм международных договоров РФ Конституции РФ нормы международных договоров РФ ______________.
Ответ: не применяются.

4. В случае противоречия норм закона субъекта РФ федеральным законам РФ по вопросам, относящимся к предметам ведения субъектов РФ, применяются нормы ________________.
Ответ: закона субъекта РФ.

5. В случае противоречия норм закона субъекта РФ федеральным законам РФ по вопросам, относящимся к предметам ведения РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, применяются нормы _______________.
Ответ: федеральных законов РФ.

6. Презумптивная норма применяется к конкретному делу при доказанности ___________________.
Ответ: фактов-оснований презумпции.

7. Преюдиция применяется к конкретному делу при соблюдении _____________преюдиции.
Ответ: объективных и субъективных пределов.

8. Применение правовой нормы, улучшающей положение лица, совершившего правонарушение, к общественным отношениям, возникшим до вступления в силу данной нормы, называется ________________.
Ответ: обратная сила закона.

9. Применение норм как отрасли российского законодательства по аналогии не допускается?
Ответ: уголовного.

10. Какое средство юридической техники устанавливается в интересах стороны, поставленной в более трудные условия доказывания?
Ответ: презумпция.

11. Имеет ли право гражданский служащий прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора?
Ответ: нет. Запрет на это прямо установлен п. 15 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 27.07.2004. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

12. Жена Иванова не работала, находилась в зарегистрированном браке с Ивановым, осуществляла уход за детьми. При расторжении брака муж, ссылаясь на ее незанятость, запросил все имущество, приобретенное в браке. Как должен поступить суд? Имеет ли право на часть имущества жена?
Ответ: согласно ч. 3 ст. 34 СК РФ право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял, уход за детьми.

13. Мировой судья Иванов рассматривал гражданское дело 2 месяца. Нарушил ли он срок рассмотрения, установленный законом?
Ответ: да, нарушил. Согласно ч. 1 ст. 154 ГПК РФ мировым судьей гражданские дела рассматриваются до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

14. Пятнадцатилетний Кавадзе хотел тайно похитить в магазине костюм стоимостью 10 тыс. руб., но был задержан при выходе из торгового зала. Подлежит ли Кавадзе уголовной отвтственности? Имел ли место в данном случае добровольный отказ от преступления?
Ответ: Кавадзе подлежит уголовной ответственности, поскольку уголовная ответственность за кражу наступает с 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Добровольного отказа от преступления в данном случае не было, так как он не довел преступление до конца не по своей воле. Произошло покушение на преступление (ч. 3 ст. 30 УК РФ), так как кража не была совершена до конца по не зависящим от Кавадзе обстоятельствам.

15. Иволгин совершил административное правонарушение 14 апреля 2023 года. С 15 апреля 2023 административная ответственность за данное правонарушение была отменена. Следует ли привлекать Петрова к административной ответственности?
Ответ: нет. В данном случае действует обратная сила закона, улучшающего положение лица, совершившего правонарушение (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

16. В ходе производства по гражданскому делу одна из сторон уклонялась от участия в экспертизе. Суд, учитывая все обстоятельства дела, признал факт, для выяснения которого была назначена экспертиза установленным. Законно ли действовал суд.
Ответ: да, законно. Такое право предоставлено суду ч. 3 ст. 79 ГПК РФ.

17. Амелин был фактически допущен к работе лицом, неуполномоченным на это работодателем. Работодатель отказался впоследствии заключить с Амелиным трудовой договор. Правомерны ли действия работодателя?
Ответ: согласно ст. 67.1 ТК РФ работодатель вправе отказаться в этом случае заключить трудовой договор, однако обязан оплатить Амелину фактически отработанное у него время (выполненную работу).

18. На участке Иванова ежегодно повышался уровень грунтовых вод, в связи с этим он выкопал на своем садовом участке ров. Его сосед Петров, возвращаясь поздно ночью домой, решил сократить путь и пошел по участку Иванова. В темноте он не заметил рва, угодил в него и сломал ногу. Петров считает, что Иванов виноват в причинении ему тяжкого вреда здоровью. Иванов считает, что ни в чем не виноват. Объясните, кто прав в этой ситуации.
Ответ: прав Иванов. Он выкопал ров на своем участке. Иванов вправе пользоваться своим участком по своему усмотрению (ст. 209 ГК РФ). Сервитут установлен не был (ст. 274 ГК РФ), так как Петров мог попасть на свой участок и другим путем.

19. В ходе производства по гражданскому делу одна из сторон уклонялась от участия в экспертизе. Суд, учитывая все обстоятельства дела, признал факт, для выяснения которого была назначена экспертиза установленным. Законно ли действовал суд?
Ответ: да, законно. Такое право предоставлено суду ч. 3 ст. 79 ГПК РФ.

20. Брачный договор между Ивановой и Петровым был заключен 29 мая 2023 года. Государственная регистрация их брака была осуществлена 5 июня 2023 года. С какого момента вступает в силу брачный договор?
Ответ: брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака согласно ч. 1 ст. 41 СК РФ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Охотский Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1 .: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/512624
Л1.2 Е. В. Охотский Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Осейчук Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490757
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ
Э2 Теория государственного управления: курс на Едином образовательной портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к практическим занятиям по дисциплине рекомендуется начинать с повторения лекционного материала по теме предстоящего занятия. После этого рекомендуется ознакомиться с нормативными правовыми актами по теме и иными практическими источниками (практика судебных и иных государственных органов, статистика и т.п.). Только после этого необходимо приступать к ознакомлению с теоретическими источниками (монографиями, учебниками, статьями и т.п.). Такой порядок позволит вам отсеять теоретические источники, содержащие устаревшую информацию. Завершим освоение практических и теоретических источников необходимо приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы. Если конкретное занятие предусматривает выполнение практического задания или теста, то это необходимо делать после завершения работы над теоретическими вопросами.
Подготовку к зачету следует начинать с повторения лекционного материала и материала, рассмотренного на практических занятиях. После этого необходимо повторно посмотреть нормативные правовые акты на предмет актуальности имеющихся у обучающихся знаний. Только после этого рекомендуется ознакомление с теоретическими источниками.