МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религиозная конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильПраво и религия в Средней Азии: взаимосвязь в истории и современности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_04_01_Юриспруденция_Право и религия-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Религиозная конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является рассмотреть особенности конфликтогенности в религиозной среде и изучить технологии разрешения конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере правового сопровождения конфессионального и межконфессионального диалога
ПК-3.1 Знает методы и принципы социально-гуманитарного исследования.
ПК-3.2 Умеет ставить цели определять задачи научноисследовательской деятельности, определять круг методов, необходимых для достижения поставленных исследовательских задач.
ПК-3.3 Владеет методологией прикладного исследования явлений правовой действительности.
ПК-3.4 Владеет навыками представления результатов научного исследования с использованием информационно-коммуникационных технологий (подготовка статьи, представление результатов научного исследования) с соблюдением академических требований.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1: Знает методы и принципы социально-гуманитарного исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2: Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской деятельности, определять круг методов, необходимых для достижения поставленных исследовательских задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3: Владеет методологией прикладного исследования явлений правовой действительности
ПК-3.4: Владеет навыками представления результатов научного исследования с использованием информационно-коммуникационных технологий (подготовка статьи, представление результатов научного исследования) с соблюдением академических требований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Религиозная конфликтология как наука
1.1. Понятие и специфика религиозного конфликта. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Становление и развитие религиозной конфликтологии как науки Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Религия и конфликт. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Религия и конфликт. Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Этнорелигиозные конфликты Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Религиозные конфликты Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Современная религиозная ситуация в России, характер ее влияния на возможность возникновения межконфессиональных конфликтов Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Религиозная ситуация в мире, характер ее влияния на возможность возникновения межконфессиональных конфликтов Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Специфика разрешения религиозных конфликтов
2.1. Религиозная терпимость и нетерпимость в истории России XX – XXI вв. Концептуальные подходы к толерантности, классификация ее проявлений. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Основные способы разрешения религиозных конфликтов (на примере любого религиозного конфликта). Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Особенности межконфессиональных конфликтов среди христиан. Христианские конфессии в современной России. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Межконфессиональный диалог как механизм снижения религиозной нетерпимости Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Межконфессиональный диалог как механизм снижения религиозной нетерпимости Сам. работа 4 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Ислам в России. Особенности диалога между мусульманами и представителями других конфессий. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Религиозные конфликты в мировой истории Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Религиозные конфликты в мировой истории Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Религиозные конфликты ХХ века (территория бывшего СНГ) Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Религиозные конфликты ХХ века (территория бывшего СНГ) Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Религиозные конфликты ХХ века (Восток) Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Религиозные конфликты ХХ века (Восток) Сам. работа 4 9 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Религиозные конфликты ХХ века (Западная и Восточная Европа) Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/

1. Тестовые задания, предполагающие выбор одного из вариантов (примеры заданий закрытого типа)
Вопрос 1. Отличительными признаками комплексного междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике являются:
а) направленность на решение конфликта
б) поиск новых вариантов решения конфликта
в) системность и комплексность
г) строгая отчетность
Ответ: а

Вопрос 2. К методам комплексного междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике не относятся:
а) общенаучные методы
б) частнонаучные методы
в) междисциплинарные методы
г) определяющие методы
Ответ: г

Вопрос 3. К какому принципу научного познания относится рассмотрения факторов внешней среды, воздействующих на конфликт:
а) системности
б) комплексности
в) эффективности
г) аналитичности
Ответ: б,г

Вопрос 4. В структуре общенаучных методов и приемов междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике выделяют три уровня. Что из перечисленного к ним не относится:
а) наблюдение
б) эксперимент
в) сравнение
г) формализация
Ответ: г

Вопрос 5. Замысел междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
б) оформление результатов исследования
в) сбор и систематизация фактического материала о конфликтах
г) обработка полученных данных
Ответ: а

Вопрос 6. В процессе диагностики конкретного конфликта осуществляется следующие исследовательские подходы:
а) структурный
б) организационный
в) функциональный
г) структурный, организационный и функциональный
Ответ: г

Вопрос 7. Исходя из полученных результатов, междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике может быть:
а) фундаментальное
б) прикладное
в) в виде разработок
г) фундаментальная, прикладная и в виде разработок
Ответ: г

Вопрос 8. Основное внимание РФФИ уделяет финансированию научно-исследовательских работ по конфликтологической тематике:
а) региональных
б) фундаментальных
в) прикладных
г) в виде разработок
Ответ: б

Вопрос 9. Методика междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике представляет собой:
а) систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
б) систему и последовательность действий по исследованию конкретного конфликта
в) совокупность теоретических принципов и методологию исследования реальных конфликтов
г) способ познания конфликтов при помощи последовательных наблюдений за ними
Ответ: а

Вопрос 10. Отрасль конфликтологии, в рамках которой ведутся междисциплинарные исследования, это:
а) научное направление
б) научная теория
в) научная концепция
г) научный подход
Ответ: а

Вопрос 11. Обычно междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний:
а) подготовительный
б) творческий
в) полевой
г) заключительный
Ответ: б

Вопрос 12. Проблема междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) то, что предстоит открыть, доказать, нечто пока неизвестное
в) то, что пока не получается у автора научного исследования
в) источник информации, необходимой для исследования конфликта
г) более конкретный источник информации, необходимой для исследования конфликта
Ответ: а

Вопрос 13. Тема междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
б) то, что предстоит открыть, доказать, нечто пока неизвестное
в) источник информации, необходимой для исследования конфликта
г) более конкретный источник информации, необходимой для исследования конфликта
Ответ: а

Вопрос 14. Целенаправленное изучение конфликта, которое опирается в основном на его восприятие – это:
а) ощущение конфликта
б) наблюдение за развитием конфликта
в) эксперимент над участниками конфликта
г) сравнение разных типов конфликта
Ответ: б

Вопрос 15. Активное и целенаправленное вмешательство исследователя в протекание изучаемого конфликта – это:
а) ощущение конфликта
б) наблюдение за развитием конфликта
в) эксперимент над участниками конфликта
г) сравнение разных типов конфликта
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


2. Тестовые задания открытого типа
Вопрос 1. _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о реальных конфликтах.
Ответ: прикладная конфликтология

Вопрос 2. Из каких трех основных этапов обычно состоит междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике:
Ответ: 1) подготовительный, 2) полевой, 3) заключительный

Вопрос 3. Управление конфликтом включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ и диагностика конфликта, 2) определение целей, 3) выбор стратегии решения конфликта, 4) реализацию выбранной стратегии, 5) осуществление контроля.

Вопрос 4. Определение объекта и предмета, цели и задач междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: на подготовительном

Вопрос 5. Проверка гипотез междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике происходит на _______________ этапе исследования.
Ответ: на полевом (исследовательском)

Вопрос 6. Формулировка выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике.
Ответ: на заключительном

Вопрос 7. Предмет междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
Ответ: более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах объекта исследования

Вопрос 8. _____________ - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать на решение конкретной задачи, достижении определенного результата.
Ответ: Метод исследования

Вопрос 9. Методы конфликтологии и других социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.
Ответ: частнонаучным

Вопрос 10. Опрос, наблюдение, анализ документов относятся к _________________ методам исследования по конфликтологической тематике.
Ответ: количественным

Вопрос 11. Исследование, которое отличается большой совокупностью опрашиваемых, тщательно разработанной программой прикладного социологического исследования, называется:
Ответ: описательным

Вопрос 12. В зависимости от частоты проведения прикладные исследования по конфликтологической тематике делятся на:
Ответ: разовые и повторные

Вопрос 13. В зависимости от целей и задач прикладные исследования по конфликтологической тематике делятся на:
Ответ: аналитические, описательные, пилотажные

Вопрос 14. По месту проведения диагностики конфликтной ситуации различают исследования:
Ответ: полевые и лабораторные

Вопрос 15. Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем конфликтных событий, происходящих в определенных условиях, называется:
Ответ: наблюдение

Вопрос 16. При каком виде наблюдения участники конфликта знают о существовании исследователя:
Ответ: открытое наблюдение

Вопрос 17. Что считается исследовательским инструментарием в методе наблюдения:
Ответ: дневник наблюдений

Вопрос 18. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности, называется:
Ответ: репрезентативность

Вопрос 19. Результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати, называются:
Ответ: вторичные данные

Вопрос 20. Погрешности в результатах исследования, которые поддаются исчислению и ошибки при сборе информации, называются:
Ответ: случайные

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к экзамену

1. Основные концепции и структура современной религиозной конфликтологии.
2. Особенности становления религиозной конфликтологии в России.
3. Религиозная напряженность, религиозный кризис и религиозный конфликт.
4. Социальный конфликт как явление, как социальный факт и как социальная форма
разрешения противоречий.
5. Методологические проблемы исследования религиозных конфликтов.
6. Религия и конфликт: конфликтологические теории религии.
7. Понятие и сущность религиозного конфликта.
8. Понятие и сущность конфессионального конфликта.
9. Причины религиозных конфликтов.
10. Функции религиозного конфликта.
11. Особенности протекания религиозных конфликтов.
12. Структура и формы религиозных конфликтов.
13. Различные подходы к типологии религиозных конфликтов.
14. Религиозный конфликт и его связь с этническим.
15. Управление религиозным конфликтом в поликонфессиональном обществе.
16. Конфликты религиозного сознания.
17. Мотивационные подходы к анализу религиозного конфликта.
18. Ситуационные подходы к исследованию религиозного конфликта.
19. Религиозные конфликты и основные сферы и уровни их проявления.
20. Этноконфессиональные процессы в современной России.
21. Религиозный конфликт среди других типов конфликтов.
22. Субъекты религиозного конфликта.
23. Тамило-Сингальский конфликт на Шри-Ланке.
24. Религиозный конфликт в Кашмире.
25. Индо-пакистанский конфликт.
26. Борьба между сторонниками религиозного фундаментализма и модернизма.
27. Конфликт между мусульманами и коптами в Египте.
28. Исламский фактор в арабо-берберском конфликте.
29. Противоборство между суннитами и шиитами .
30. Исламские течения и конфликты в Дагестане.
31. Религиозный фактор во внешнеполитических конфликтах на Кавказе.
32. Карабахский конфликт.
33. Межконфессиональные проблемы Ирака.
34. Ирано-иракский конфликт в 80-е гг.
35.Курдская проблема в Турция.
36. Этноконфессиональные проблемы в Индии.
37. Косовский конфликт.
38. Армяно-азербайджанский конфликт.
39. Грузино-абхазский конфликт.
40. Чеченский конфликт.
41. Индо-мусульманский конфликт в Индии
42. Религиозные конфликты в Южной Африке.
43. Этноконфессиональные конфликты в регионах распространения ислама: причины и особенности.
44. Религиозно-сектантские конфликты в Пакистане.
45. Исламский фундаментализм.
46. Религиозное противостояние в Ирландии.
47. Исламская революция в Иране.
48. Война на Святой Земле.
49. Гонения на религию в СССР.
50. Теология освобождения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота, Н. М. Политическая конфликтология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/219A24A5-BD9D-416C-AEAA-A2701C8D1231
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Авдулова Т.П. Психология управления: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28
Л2.3 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет муфтиев России www.muslim.ru
Э2 Московская школа конфликтологии conflictmanagement.ru
Э3 Религии мира www.gumer.info
Э4 Центр религиоведческих исследований www.religiopolis.org
Э5 Курс в Moodle "Религиозная конфликтология" на едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Религиозная конфликтология» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции магистрам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, например, лекционное занятие «Методологические основы исследования конфликтов» раскрывает особенности анализа религиозного конфликта, его отличия от политического конфликта, а также выявляет факторы осложняющие течение религиозных конфликтов. На лекции магистрам предоставляется алгоритм анализа религиозных конфликтов, с целью дальнейшего его воплощения на практическом занятии.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление магистров с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Так, определение методики и типологии конфликта, выявление движущих сил конфликта представлено в учебнике Охременко И.В. «Конфликтология». Влияние политического фактора на процесс течения религиозного конфликта представлено в пособии Сирота Н.М. «Политическая конфликтология».
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у магистров умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания магистров и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия магистры обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, магистры преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только магистра, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов магистров, а также помощь магистрам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Магистрам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. В рамках курса «Религиозная конфликтология» магистру предстоит применить анализ структурных элементов конфликта на исторических примерах: палестино-израильская проблема, ирландский конфликт, индо-пакистанский конфликт. Магистрам важно выявить и правильно охарактеризовать как сущность конфликта, так и факторы, оказывающие влияние на динамику конфликта. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа магистра во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе магистра.

Самостоятельная работа магистров наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа магистра связывает две ступени процесса обучения: работу магистра во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа магистра предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу магистра при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу магистра при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа магистра при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям магистр не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Магистру не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу магистра раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе магистр должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ магистра должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа магистр должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, магистр должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа магистра при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как магистр осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются магистром, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы магистра по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для магистра, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы экзамена. В случае не посещения аудиторных занятий магистру предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, магистру во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.