МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государства и муниципального управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное управление и правовое регулирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_v38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ГУиПР-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., Доцент, Малюков С.Г.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Подольная Н.П.

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и муниципального управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1016)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- освоить понятийный аппарат, используемый государственными и муниципальными служащими
- знать теоретические основы построения структуры государственного и муниципального управления, с точки зрения институционального и функционального подхода.
- знать основные направления деятельности государства, разработка и реализация государственной политики, основные подходы к ее изучению, оценкам ее эффективности.
- знать понятие и сущность, основные теории местного самоуправления, различия государственного и муниципального управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен разрабатывать и реализовывать управленческие решения, меры регулирующего воздействия, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные теории мотивации, лидерства
- существующие концепции и идеи в области государственного и муниципального управления,
- основные политические и социально-экономические институты, влияющие на принятие и исполнение управленческих решений,
– специфику и задачи административно-управленческой деятельности, основные показатели и критерии ее эффективности,
- структуру и механизм функционирования органов государственной и муниципальной власти в России

3.2.Уметь:
3.2.1.разбираться в системе и структуре органов государственной власти и местного самоуправления
- разбираться в системе и структуре органов управления на всех уровнях власти,
- анализировать политическую, экономическую, правовую, социальную среду, в которой действуют органы управления и реализуется государственная политика,
- анализировать и применять на практике достижения зарубежных стран в области реформирования административных структур.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования основ экономических знаний в области ГМУ
навыками анализа механизма функционирования органов государственного и муниципального управления
– навыками взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества,
– методами анализа социально-экономических и политических процессов в регионе,
– методами оценки деятельности органов власти, с точки зрения адекватности принимаемых ими мер в области социально-экономического регулирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы государственного управления
1.1. Предмет, задачи и методы изучения государственного управления Понятие и сущность государства, форма государства Общее понятие управления. Государственное управление Основные теории государственного управления Практические 3 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет, задачи и методы изучения государственного управления Понятие и сущность государства, форма государства Общее понятие управления. Государственное управление Основные теории государственного управления Сам. работа 3 9 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Функциональная структура государственного управления
2.1. Цели государственного управления Функции государственного управления и функциональная структура государственного управления Практические 3 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Цели государственного управления Функции государственного управления и функциональная структура государственного управления Сам. работа 3 9 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Организационная структура государственного управления
3.1. Понятие и виды государственных органов Организационная структура государственного управления Лекции 3 8 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Понятие и виды государственных органов Организационная структура государственного управления Практические 3 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Понятие и виды государственных органов Организационная структура государственного управления Сам. работа 3 14 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Формы и методы государственного управления
4.1. Понятие и формы управленческой деятельности Методы государственного управления Практические 3 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие и формы управленческой деятельности Методы государственного управления Сам. работа 3 21 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Формирование и реализация государственной политики
5.1. Понятие и механизм разработки государственной политики Классификация и порядок принятия правовых актов Реализация государственной политики Практические 3 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Понятие и механизм разработки государственной политики Классификация и порядок принятия правовых актов Реализация государственной политики Сам. работа 3 16 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Теоретические основы местного самоуправления
6.1. Понятие и сущность местного самоуправления Принципы местного самоуправления Основные теории местного самоуправления Лекции 3 6 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Понятие и сущность местного самоуправления Принципы местного самоуправления Основные теории местного самоуправления Практические 3 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Понятие и сущность местного самоуправления Принципы местного самоуправления Основные теории местного самоуправления Сам. работа 3 18 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Подготовка курсовой работы Сам. работа 3 21 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. А. Меньшикова [и др.]. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/24702FD0-D6C3-4B05-AF62-38C9ACE9692A.
Л1.2 Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прокофьев С. Е. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/EECAF932-902D-4AB0-A99C-E2908CF13E3B
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Теория государственного и муниципального управления" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.