Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Финансы и кредит |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 149 | 149 | 149 | 149 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой
1.1. | Основными целями изучения дисциплины являются: - освоение обучающимися теоретических знаний, составляющих основу профессиональной деятельности и культуры экономиста в сфере макроэкономики; - формирование навыков анализа макроэкономических процессов; - выявление проблем макроэкономики РФ и путей их решения; - формирование методологических основ исследования экономики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - систему макроэкономических понятия и законов, моделей, необходимых для использования в различных сферах деятельности экономики; - общее равновесие макроэкономики; - основы экономической политики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать систему макроэкономических знаний; - прогнозировать тенденции развития экономики; - проводить статистические исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - использования системы макроэкономических знаний для анализа состояния экономики, для организации научно-исследовательской деятельности по избранному направлению. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы макроэкономики | ||||||
1.1. | Основы макроэкономики | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | система макроэкономики. Макроэкономические показатели | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Основы макроэкономики | Сам. работа | 1 | 20 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Общее равновесие макроэкономики | ||||||
2.1. | Общее равновесие макроэкономики | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | основные модели макроэкономического равновесия | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
2.3. | Общее равновесие макроэкономики | Сам. работа | 1 | 30 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Общее неравновесие макроэкономики | ||||||
3.1. | Общее неравновесие макроэкономики | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
3.2. | Инфляция, безработица, кризисы в экономике, дефицит платежного баланса | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
3.3. | Экономическая политика | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
3.4. | Проблемы платежного баланса | Сам. работа | 1 | 30 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Экономическая политика | ||||||
4.1. | Методы и модели государственного регулирования экономики. | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
4.2. | Экономическая политика | Сам. работа | 1 | 30 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 5. Открытая макроэкономика | ||||||
5.1. | Открытая экономика | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
5.2. | Открытая макроэкономика | Сам. работа | 1 | 39 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 | |
5.3. | Экзамен | 1 | 9 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы курсовых работ по дисциплине «Макроэкономика» 1. Система основных макроэкономических показателей 2. Вопросы измерения ВВП 3. Проблемы измерения национального дохода и национального богатства 4. Природа и причины национального богатства 5. Национальный доход и его факторы 6. Макроэкономическое равновесие и неравновесие 7. Национальный рынок и его функционирование 8. Макроэкономические проблемы банковской системы 9. Проблемы потребления и сбережений в макроэкономике 10. Проблемы инвестиций в макроэкономике 11. Современные теории инвестиций в макроэкономике 12. Основной капитал и фонды в макроэкономике 13. Запасы в макроэкономике 14. Проблемы развития рынка труда 15. Безработица в рыночной экономике 16. Неформальная и нелегальная экономика 17. Проблема инфляции в макроэкономике 18. Антиинфляционная политика 19. Проблема дефляционной ловушки 20. Гиперинфляция 21. Макроэкономические шоки и флуктуации 22. Стабилизационная макроэкономическая политика 23. Современные теории спроса на деньги 24. Денежно-кредитная политика государства 25. Макроэкономические детерминанты процентных ставок 26. Институциональные рамки денежно-кредитной и фискальной политики 27. Бюджетная политика государства 28. Налоговая политика государства 29. Теоретические аспекты государственного долга 30. Дефицит и профицит государственного бюджета 31. Фискальная политика и ее принципы 32. Проблема целей макроэкономической политики 33. Проблемы взаимодействия денежно-кредитной и фискальной политики 34. Критерии экономического развития страны 35. Экономический рост и его современные проблемы 36. Экономический рост открытых экономик 37. Институты и экономический рост 38. Современные детерминанты экономического роста 39. Проблемы измерения и межстрановых сравнений экономического роста 40. Моделирование экономического роста 41. Структурные проблемы макроэкономики 42. Система методов государственного регулирования макроэкономики 43. Всемирное хозяйство, тенденции и перспективы развития 44. Кризисы платежного баланса 45. Макроэкономические аспекты международной торговли и финансов 46. Политика в условиях мобильности капитала 47. Валютная политика государства 48. Современные вопросы международного разделения труда 49. Место современной России в мировом хозяйстве 50. Проблемы развития экономики рыночного хозяйства в современной России 51. Глобальные макроэкономические проблемы современности 52. Ожидания в макроэкономике |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см Приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Серегина С.Ф. - Отв. ред. | МАКРОЭКОНОМИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Булатов А.С. - под ред. | МАКРОЭКОНОМИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кульков В.М., Теняков И.М. | МАКРОЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Под ред. Родиной Г.А. | МАКРОЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Банк России | www.cbr.ru | ||
Э5 | Министерство Финансов РФ | www.minfin.ru | ||
Э6 | Министерство экономического развития | www.economy.gov.ru | ||
Э7 | Госкомстат России: | gks.ru | ||
Э8 | Курс Макроэкономика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Windows Vista OEM Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки. |
№ 101 (филиал в г. Бийске) | кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ См. ФОС по дисциплине. |