МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиа культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильАрт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план51_03_01_Культурология_Арт-менеджмент-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 180
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 180 180 180 180
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат культурологии, доцент, Балакина Елена Ивановна

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, Зав. каф., Черняева Ирина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Медиа культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков профессионально-медийного и культурологического анализа развития мировой медиакультуры с точки зрения ее продуктов в процессе профессиональной деятельности специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знает теоретические и исторические основы, методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик
ОПК-1.2 Умеет применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК – 1.1. Знает теоретические и исторические основы, методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК – 1.2. Умеет применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предпосылки возникновения медиакультуры
1.1. Социум и культура Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Информационное общество и его культура Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Общество и его культура Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теория и технология медиакультуры
2.1. Специфика медиакультуры и ее функции в современной культуре Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.2. Электронная культура Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Социология массовой культуры
3.1. Различные формы и принципы построения медиатекста Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
3.2. Медиатекст и формы его построения Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
3.3. Потребление как культурная практика Сам. работа 3 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
3.4. Основные тексты современной медиакультуры Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
3.5. Политика как культурная практика Сам. работа 3 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
3.6. Методика создания медиатекста специального назначения Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
3.7. Медикультура ближайшего будущего Сам. работа 3 26 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Теория и история развития медиакультуры
4.1. Зарождение медиакультуры в ХХ веке Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.2. Ранние формы развития медиакультуры Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.3. Формы развития медиаклуьтуры Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.4. Целевые установки и их динамика в современной зарубежной культуре Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.5. Развития медиакультуры в зарубежных странах Сам. работа 3 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.6. Неклассическое понимание медиа: от "Галактики Гуттенберга" к "Галактике Интернет" Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.7. Отражение трансформаций общества на понимании медиа и их места в общественном развитии Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.8. В. Беньямин. М. Маклюэн: воздействие средств коммуникации на сообщения. Революционность медиа Сам. работа 3 26 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.9. Современный западный социологический дискурс медиатизации культуры Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.10. Осмысление последствий медиазации культуры "культура симулякров" (Ж.Бодрийяр). Новые социальные вопросы в контексте виртуализации общества Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.11. . Новые социальные вопросы в контексте виртуализации общества. "Кибердемократия" (М.Постер), "киберсообщества" (Х.Рейнгольд), "киберсекс" (Ш.Теркл) Сам. работа 3 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.12. Концептуализация культурного производства в рамках культурной медиаиндустрии (П.Хирш) Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.13. Виды, цели, способы организации современных культурных индустрий. Агенты культурной медиатизации Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.14. Сетевой принцип социальной организации. Надгосударственный характер сетей. Проблематика локальных самоорганизующихся структур Сам. работа 3 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   Медиа культура.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шапинская Е. Н. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов : Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кириллова Н. Б. МЕДИАПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Учебное пособие для вузов : Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, №4065231 от 08.12.2010) (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, №61834699 от 22.04.2013)(бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses)(бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt) (бессрочно)
AcrobatReader (http://wwwimages.adob.com/content/dam/)Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf) (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/)(бессрочно)
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/)(бессрочно)
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/)(бессрочно)
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky/ru/) (до 23 июня 2024)
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark) (бессрочно)
Okular (https://okular.kde.org/ru/download) (бессрочно)
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/)(бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.