МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риторика и документоведение в юриспруденции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Малюкова Е.В.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В

Рабочая программа дисциплины
Риторика и документоведение в юриспруденции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н. Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование коммуникативной компетентности: развитие умения анализа орфографических и грамматических явлений русского языка, умения осознанного чтения, умения использования средств русского языка при устном и письменном общении в деловой и научной сферах.
Задачи:
-Сформировать у обучающихся представление о принципах и культуре гуманитарного мышления на основе ресурсов русского литературного языка как основного компонента профессиональной компетенции.
-Повысить уровень практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной разновидностях в разных сферах его функционирования;
-Сформировать навыки культуры публичного выступления, спора и профессионального общения
-Научить будущих юристов давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, программировать процесс общения и управлять им.
-Расширить общегуманитарный кругозор обучающегося, опирающийся на владение коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом современного русского литературного языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого
общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения
и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные
речевые ошибки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- создавать устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.
- владеть устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных
функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных
типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современный русский литературный язык
1.1. Язык и речь в профессиональной деятельности юриста Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.1, Л2.2
1.2. Язык и общество: из истории русского литературного языка Практические 2 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1
1.3. Литературный язык и его особенности Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Функциональные стили русского литературного языка
2.1. Научный стиль. Сам. работа 2 7 ПК-1 Л1.2, Л2.1
2.2. Официально-деловой стиль Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.2
2.3. Публицистический стиль Лекции 2 1 ПК-1 Л1.2, Л2.1
2.4. Разговорный стиль. Лекции 2 2 ПК-1 Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Основы культуры речи
3.1. Нормативный компонент культуры речи Практические 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Культура речи и ее компоненты Лекции 2 2 ПК-1 Л1.2, Л2.2
3.3. Коммуникативный компонент культуры речи. Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.2
3.4. Этический компонент культуры речи. Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Зачет
Раздел 5. Культура устного делового общения юриста
5.1. Речевое общение Лекции 2 1 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.2. Невербальные средства в культуре устного делового общения. Сам. работа 2 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.3. Особенности делового общения Практические 2 1 ПК-1 Л1.2, Л2.1
5.4. Основные жанры устного делового общения Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.5. Основы ораторского мастерства Практические 2 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1
5.6. Искусство спора Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Культура письменного делового общения юриста
6.1. Формирование русской письменной официально-деловой речи Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.2, Л2.2
6.2. Языковые особенности оформления документов Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.2, Л2.2
6.3. Интегральные и специфические свойства русской письменной официально-деловой речи Практические 2 1 ПК-1 Л1.1, Л2.2
6.4. Требования к оформлению документов Практические 2 1 ПК-1 Л1.2, Л2.2
6.5. Типология служебных документов Практические 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.6. Современные тенденции в практике письменного делового общения Сам. работа 2 27 ПК-1 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2373

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. язык формируется на базе языка народности, является результатом процесса становления нации и одновременно условием ее образования
A) народный
B) литературный
C) национальный
D) племенной
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

2. Залог успеха деловой беседы проявляется через ее участников в…
A)компетентности
B) тактичности и доброжелательности
C) грубости и резкости
D) конфликтности, возбудимости
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А И Б

3. Важным элементом Деловой беседы является умение…
A) говорить
B) Слушать
C) критиковать
D) молчать
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

4. Специфической особенностью Делового общения является…
A) неограниченность во времени
B) регламентированность
C) отсутствие норм и правил
D) разговор по душам
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

5. Стратегия мягкого подхода к переговорам состоит в том, чтобы:
A) избегать конфронтации
B) избегать личных оскорблений
C) мягко, но неуклонно отстаивать свою позицию
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А

6. Совокупность норм литературного произношения называют:
A) орфографией
B) синонимом
C) орфоэпией
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

7. Основная задача руководителя в процессе управления людьми состоит во взаимодействии с…
A) персоналом
B) высшим руководством
C) подрядчиками
D) Клиентами
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А

8. Наиболее распространенной формой Делового общения является…
A) монолог
B) общение группой
C) диалоговое общение
D) Молчание
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

9. Автор первого трактата по риторике:
A) Аристотель
B) Платон
C) Коракс
D) Тисий
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: D

10. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
A) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
B) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
C) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
D) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

11. Укажите верное высказывание: «Просторечие ...
A) входит в литературный язык, так как это устная речь
B) противопоставлено литературному языку, так как это речь, имеющая сниженную стилистическую окраску
C) это местный народный говор
D) это язык обособленной группы
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

12. Софизм как особый приём – предмет изучения дисциплины…
A) Логика
B) Философия
C) Обществознание
D) Лингвистика
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

13. Кто из ораторов прославился речами-«филиппиками»?
A) Квинтилиан
B) Сократ
C) Цицерон
D) Демосфен
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: С

14. Интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса – это
A) средства словесной наглядности
B) средства речевой выразительности
С) риторические восклицания
D) парцелляция
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

15. Что изучает риторика?
A) теорию и практику судопроизводства
B) нормы правописания
C) жизнеописания великих людей
D) теорию и искусство красноречия
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: D

16. Родиной риторики считается
A) Древний Египет
B) Древняя Индия
C) Древняя Греция
D) Средневековая Европа
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: C

17. Вопросы, способствующие выяснению и установлению истины, в риторике принято называть
A) Сократическими
B) Платоновскими
C) Риторическими
D) Гомерическими
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: C

18. Выберите правильный вариант
A) дело возбужденО
B) дело возбУждено
C) дело вОзбуждено
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: A

19. Оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла- это
A) тавтология
B) лексическая несочетаемость
C) плеоназм
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: A

20. Паронимы это
A) слова, похожие по звучанию, но разные по значению
B) одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова
C) это одинаково звучащие слова, но имеющие разное значение и написание
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Просклоняйте числительное 6879 в творительном падеже
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: шестью тысячами восемьюстами семьюдесятью девятью

2. Не более 900 (числительное запишите буквами)
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: девятисот

3. Публичное общение протекает в форме монолога и всегда требует
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: структурирования

4. Назовите термин, который обозначает «слова, сходные по написанию и звучанию, но разные по значению».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: паронимы

5. Норма, связанная с образованием форм различных частей речи — это…
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: морфологическая

6. Слова предоплата, инвестиции, ответчик характерны для ….. стиля
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: официально-делового

7. Просклоняйте числительное 6879 в предложном падеже
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: шести тысячах восьмистах семидесяти девяти

8. Вид слушания, при котором с говорящим устанавливается обратная связь (с помощью активного использования невербальных средств, расспрашивания, перефразирования), называется ...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: рефлексивным

9. Для того чтобы деловая беседа состоялась, коммуниканты должны владеть умением
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: говорить

10. Вид слушания, предполагающий минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней, называется …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: нерефлексивным

11. Коммуникативное качество, заключающееся в отсутствии в литературной речи лишних слов, слов-паразитов и нелитературных слов, - это...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: чистота

12. Информативное общение всегда связано с …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: передачей информации адресату

13. К невербальным средствам общения относят …
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: мимику, жесты, положение тела

14. Вербальным средством коммуникации является
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: речь

15. Сокрытие истинной цели взаимодействия, диалоговая форма коммуникации, иллюзия свободы выбора у партнера по общению - все это признаки ...
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: манипулятивного

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Конкретный перечень вопросов и заданий, выносимых на зачет, обучающиеся получают заблаговременно перед зачетом, так как указанное количество имеет прямую зависимость от количества теоретического материала, пройденного группой в течение семестра.
1. Что такое речевое воздействие?
2. Расскажите об известных древнегреческих и древнеримских ораторах?
3. Что такое эффективность коммуникации?
4. Условия эффективного речевого воздействия.
5. Как можно усилить коммуникативную позицию?
6. Перечислите факторы установления контакта с собеседником.
7. Как готовиться к устному выступлению?
8. Перечислите приемы привлечения внимания аудитории.
9. Перечислите известные вам роды красноречия. В какие эпохи появился и был особенно значим каждый из них?
10. Назовите важнейшие коммуникативные качества речи, охарактеризуйте их?
11. Образ оратора.
12. Расскажите о мимике, жестикуляции как невербальных средствах общения.
13. Назовите виды жестов и приведите примеры.
14. Виды публичных выступлений по цели и по форме: информационная речь, ее жанры и особенности.
15. Виды публичных выступлений по цели и по форме: убеждающая речь, ее разновидности и особенности.
16. Виды публичных выступлений по цели и по форме: протокольно-этикетная речь, ее разновидности и особенности построения.
17. Виды публичных выступлений по цели и по форме: развлекательная речь, ее жанры и особенности.
18. Дебаты и прения в современной общественно-политической ситуации.
19. Типы аудитории и особенности организации публичного выступления в каждой.
20. Оценка эффективности публичного выступления.
21. Юридическая риторика как смежная дисциплина. Судебная речь как предмет юридической риторики, аспекты ее рассмотрения.
22. Актуальные проблемы речевой культуры юриста.
23. Ораторское искусство в Древней Греции: основные периоды, идеи, имена
24. Вклад Аристотеля в теорию красноречия и его значение в условиях современности.
25. Судебное красноречие в Древней Греции.
26. Древнеримский период развития риторики. Роль Цицерона − оратора и теоретика риторики.
27. Судоговорение в Древнем Риме.
28. Развитие теории красноречия в средние века и в новое время. Основные черты риторики эпохи Возрождения. Пути дальнейшего развития европейской риторики.
29. Пути развития отечественной риторики. Риторика М.В. Ломоносова. Судебное красноречие в России: истоки, развитие и современные тенденции
30. Этапы подготовки публичного выступления. Античный риторический канон (общая характеристика).
31. Этапы классического риторического канона: инвенция.
32. Этапы классического риторического канона: диспозиция.
33. Этапы классического риторического канона: элокуция (тропы, риторические фигуры, риторические приёмы).
34. Современные методики запоминания речи.
35. Техника произнесения речи.
36. Разновидности общения в юридической практике.
37. Язык и стиль процессуально-правовых документов.
38. Дискуссия, спор, полемика; их место в системе делового общения. Основные виды аргументов и структура доказательства. Правила ведения спора.
39. Культура спора в юридической практике. Основные стратегии, тактики и приемы спора. Судебные прения.
40. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации: классификация вопросов, виды ответов.
41. Основы мастерства публичного выступления. Взаимодействие оратора и аудитории. Использование невербальных компонентов коммуникации в публичном выступлении.
42. Отличительные черты судебной речи.
43. Логическая структура судебной речи.
44. Конвенции судебного общения.
45. Виды судебных речей. Стилевые характеристики судебной речи.

Критерии оценивания:

Оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. В. Панченко, Ю. Б. Феденева, Н. А. Юшкова ; под ред. С. В. Панченко. Русский язык и культура речи для юристов : учеб. пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. Черняк В.Д. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 3-е изд., пер. и доп. : Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Самсонов, Н. Б. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Е. П. Буторина, С. М. Евграфова. Русский язык и культура речи: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" http://www.gramota.ru www.gramota.ru
Э2 Электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/ gramota.ru
Э3 Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru/ http://www.ruscorpora.ru/
Э4 http://samlib.ru/w/wagapow_a_s/russian-styles.shtml Голуб И.Б. Русский язык и культура речи) http://modernlib.ru/books/kollektiv modernlib.ru
Э5 Курс "Рууский язык и культура речиюриста" в ЭОИС MOODLE - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2373 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет экологических основ природопользования – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивиду-альных консультаций, текущего контроля и про-межуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Риторика и документоведение» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.