МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тестирование и управление качеством ПО

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_z09_03_03_Прикладная информатика_ERP-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 147
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 147 147 147 147
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Трутнева Л.И.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Подольная Н.П.

Рабочая программа дисциплины
Тестирование и управление качеством ПО

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Галина Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой Трошкина Галина Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками в области тестирования современных информационных систем, используемых для решения проблем (задач), в различных областях деятельности человека
Приобретение знаний о методах и средствах обеспечения и оценки качества информационных
систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы разработки программного обеспечения;
принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
способы оптимизации и приемы рефакторинга;
принципы отладки и тестирования программных продуктов
основные цели и задачи управления качеством продукции;
общие принципы построения систем управления качеством;
критерии эффективности систем управления качеством;
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять разработку кода программного модуля на языках низкого и высокого уровней;
создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
анализировать состав подсистем управления каче ством и осуществлять их формирование;
применять модели обеспечения качества;
анализировать общие вопросы оценки эффективности систем управ ления качеством;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в разработке кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
использовании инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
проведении тестирования программного модуля по определенному сценарию;
навыками использования основных инструментов качества;
навыками применения статистических методов кон троля качества;
навыками использования общих подходов к описанию моделей обеспечения качества;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Отладка и тестирование программного обеспечения
1.1. Тестирование как часть процесса верификации программного обеспечения Лекции 4 1 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Виды ошибок. Методы отладки Лекции 4 1 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Методы тестирования Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Классификация тестирования по уровням Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Тестирование производительности Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Рекурсивное тестирование Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Организация тестирования в команде разработчиков Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Разработка тестового сценария проекта Лабораторные 4 4 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 10 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Тестирование "Белым ящиком" Лабораторные 4 1 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 10 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Тестирование "Черным ящиком" Лабораторные 4 1 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 10 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Модульное тестирование Лабораторные 4 1 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 12 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Интеграционное тестирование Лабораторные 4 1 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 10 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Функциональное тестирование Лабораторные 4 1 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 10 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Полное тестирование программного продукта на всех этапах разработки Сам. работа 4 21 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Обеспечение качества программного обеспечения
2.1. Многоуровневая модель качества программного обеспечения Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Объекты уязвимости Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Дестабилизирующие факторы и угрозы надежности Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Методы предотвращения угроз надежности Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Оперативные методы повышения надежности: временная, информационная, программная избыточность Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Первичные ошибки, вторичные ошибки и их проявления Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Анализ рисков и характеристик качеств апрограммного обеспечения при внедрении Лекции 4 0,5 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Основные инструменты управления качеством Лабораторные 4 1 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 10 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Основные национальные концепции качества Лабораторные 4 1 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 10 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Лабораторная работа «Сравнение результатов тестирования с требованиями технического задания и/или спецификацией» Лабораторные 4 3 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 10 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Лабораторная работа «Анализ рисков» Лабораторные 4 1 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.16. Лабораторная работа «Выявление первичных и вторичных ошибок» Лабораторные 4 1 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.17. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 10 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.18. Основные методы обеспечения качества функционирования Сам. работа 4 20 ОПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
закреплено в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
закреплено в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тебекин, А. В Управление качеством : учебник для вузов: Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/488819
Л1.2 Игнатьев, А. В. Тестирование программного обеспечения: Лань, 2023 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаврищева, Е. М. Программная инженерия. Парадигмы, технологии и CASE-средства : учебник для вузов: учебник для вузов Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/491048
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Тестирование и управление качеством ПО" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения
MS Office
7-Zip,
AcrobatReader
Стандартное специализированное программное обеспечение в соответствиии с наименованием кабинетовMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


На лекциях преподаватель знакомит с основными понятиями по теме, алгоритмами, методами решения задач. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям, зачету и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.