Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.03. Гостиничное дело |
Профиль | Управление гостиничным комплексом |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_43_03_03_ГД-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 66 | 39 | 66 | 39 |
Итого | 108 | 81 | 108 | 81 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Протокол от 25.06.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В
1.1. | Цель курса: Формирование у студентов навыков работы с дейтвующими нормативно-правовыми актами в сфере внутреннего и международного социально-культурного сервиса и туризма. Задачи курса: - знать понятие ключевых понятий курса; - понимать социальное и культурное значение законотворчества в сервисе и туризме; - знать основные нормативно-правовые акты в сфере туризма и сервиса; - применять полученные знания в ходе практичеких занятий, преполагающих творческое участие студентов в анализе конкретных ситуаций, возникающих в ходе работы в сфере гостиничного сервиса организации гостиничного предприятия; заключение договоров. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07 |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющих ресурсов и ограничений |
УК-10 | Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности |
ОПК-6 | Способен применять законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности |
ПК-3 | Способен применять технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия гражданского права; об основах российской правовой системы и законодательства, с учетом социальной политики государства и международного права; основы правового обеспечения гостиничного сервиса. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в российском законодательстве; находить необходимые праврвоые документы; применять полученные теоретические знания об основах правового обеспечения гостиничного сервиса на практике. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | пользования правовыми информационными и консультационными системами ( Консультант+, Гарант); грамотного составления внутренних правовых документов организации; использования правовых норм в профессиональной деятельности в области гостиничного сервиса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1.Основы законодательства Российской Федерации | ||||||
1.1. | Основы теории государства и права Понятие и сущность права. | Лекции | 8 | 1 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.2. | Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений теории государства и права | Практические | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.3. | Изучение положение теории государства и права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Характеристика России как правового демократического государства. - Государство и право древней Руси. Характеристика. - Правовые системы: романно-германская, система общего права, религиозные системы, социалистическая. | Сам. работа | 8 | 1 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.4. | Основы конституционного права | Лекции | 8 | 1 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.5. | Основы конституционного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений Конституции РФ о правах и свободах граждан. | Практические | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.6. | Основы конституционного права.Изучение положения Конституции РФ, характеристика и комментарии. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Положения Конституции РФ о правах и свободах граждан. Дифференцировать личные права и свободы граждан, экономические, политические, социальные. Составить таблицу, охарактеризовать права и свободы, прокомментировать свой выбор. - Органы государственной власти в РФ. Президент – Государственная дума – Совет Федерации – Правительство – Конституционный суд. Составить таблицу:- порядок формирования – срок полномочий – возрастные ограничения – ограничения по сроку. - Выполнить логическую схему процедуры принятия законов в РФ. | Сам. работа | 8 | 1 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.7. | Основы гражданского права | Лекции | 8 | 1 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.8. | Основы гражданского права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений гражданского права | Практические | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.9. | Изучение положений гражданского права РФ, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Действие гражданского законодательства во времени. - Обязательства и договоры в сфере образования. - Защита прав потребителей в РФ. | Сам. работа | 8 | 1 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.10. | Основы семейного права | Лекции | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.11. | Основы семейного права. обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений семейного права. | Практические | 8 | 4 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.12. | Основы семейного права. Изучение положений семейного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Воспитание детей в приемной семье. - Институт брака во Франции. -Институт мусульманского брака | Сам. работа | 8 | 1 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.13. | Основы трудового права | Сам. работа | 8 | 1 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.14. | Основы трудового права - обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений трудового права. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.15. | Основы трудового права. Изучение положений трудового права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Особенности заключения трудового договора индивидуальным предпринимателем с работником. - Разрешение трудовых споров на производстве. - Учеба это работа? Законодательное регулирование учебного процесса. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.16. | Основы административного права | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.17. | Основы административного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений административного права РФ. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.18. | Основы административного права. Изучение положений административного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Соотношение мелкого и злостного хулиганства.(ст.20.1 КоАП и 213 УК РФ). - Мелкое хищение. Понятие Особенности. (ст.7.27 КоАП.). - Смягчающие и отягчающие обстоятельства в административном праве. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.19. | Основы уголовного права | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.20. | Основы уголовного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений уголовного права. | Практические | 8 | 4 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.21. | Основы уголовного права. Изучение положений уголовного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Смертная казнь – цель или необходимость. Основания ее применения судами. - Особенности назначения наказания за клевету и оскорбления. - Виды наказаний в уголовном праве. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.22. | Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права. Основы информационного права | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.23. | Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права. Основы информационного права. | Практические | 8 | 4 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
1.24. | Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права.Изучение положений финансового права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Изучить законодательство Алтайского края. Найти правовые документы по изучаемым видам права. Составить список. Охарактеризовать и прокомментировать документы. Основы информационного права | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2.Общие принципы правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма | ||||||
2.1. | Введение. Право в системе общественных отношений. Общие принципы правового обеспечения социально-культурного сервиса и гостиничной индустрии. | Практические | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений Конституции РФ о правах и свободах граждан, характеристика и комментарии. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Изучить положения конституции РФ, ГК о правах и свободах граждан. Выбрать те, которые имеют важное значение для сферы гостиничного сервиса. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Правовое обеспечение на межнациональном уровне. | ||||||
3.1. | Международн-правовая регламентация услуг гостиничной индустрии. Источники международного права в сфере гостиничного сервиса. Законодательство иностранных государств в сфере гостиничного сервиса. Международно-правовые формы координации деятельности государств в сфере гостиничного сервиса. Международные организации, действующие в сфере гостиничного сервиса. Международная гостиничная ассоциация. Международные гостиничные правила.Франкфуртская таблица, применение. | Практические | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению правовых документов характеризующих международные организации в сфере гостиничного сервиса. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по темам: - Международная гостиничная ассоциация. - Международные гостиничные правила. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Правовое регулирование сервиса и туризма в Российской Федерации. | ||||||
4.1. | Содержание основных понятий гостиничной индустрии. Российская нормативно-правовая база гостиничного сервиса. Общая характеристика правового регулирования гостиничного сервиса в Российской Федерации. Российские национальные администрации в сфере гостиничного сервиса и туризма. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Основные положения закона. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1. Основные положения. Распоряжения Правительства РФ. Правила предоставления гостичниничных услуг в РФ. Приказы Минкультуры РФ. Приказы Ростуризма. Национальные стандарты РФ в сфере гостиничного сервиса. Международные стандарты ИСО. | Лекции | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы с целью изучения правовых документов, регламентирующих сферу гостиничного сервиса и туризма в РФ. | Практические | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме - ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", регулирование гостиничного сервиса. - Правила предоставления гостичниных услуг в РФ. -Закон "О защите прав потребителей " от 07.02.1992 № 2300-1 Ознакомится с основными нормативно-правовыми актами в сфере гостиничного сервиса федерального уровня и дать их оценку по следующим критериям: а) актуальность; б) степень реализации в настоящий момент; в) эффективность; г)возможности развития Рассмотреть причины внесения изменений и дополнений в ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", составить хронологическую таблицу, в которой перечислить изменения, указать причину. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Гостиничные средства размещения | ||||||
5.1. | Классификация средств размещения. Требования к средствам размещения.Порядок классификации гостиниц и иных средств размещения. Основные положения. Правил предоставления гостиничных услуг. | Лекции | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений российского законодательства в сфере гостиничного сервиса. | Практические | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме: -Государственная классификация средств размещения в РФ. - Правила предоставления гостиничных и туристских услуг в РФ. Изучить основные российские правовые нормы и рекомендательные нормы, регулирующие деятельность средств размещения: Классификация средств размещения. Требования к средствам размещения и их услугам. Порядок классификации гостиниц и иных средств размещения. Правила предоставления гостиничных услуг | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Раздел 6. Предпринимательское право | ||||||
6.1. | Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность гражданина. Классификация юридических лиц. Хозяйственные товарищества, общества и партнерства: общие признаки и отличительные черты. Хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Порядок учреждения, реорганизации и ликвидации коммерческих организаций гостиничной индустрии Общие положения об обязательствах. Понятие обязательства и основания его возникновения. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие и классификация сделок. Понятие и условия договора. Заключение, изменение и расторжение. Основные прекращения обязательств. | Лекции | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений российского законодательства в сфере гостиничного сервиса. | Практические | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме: - Закон Алтайского края от 03.04.2018 № 14-ЗС "О туризме в Алтайском крае" - программа «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 г.г. - «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» - Постановления и распоряжения Администраций городов Алтайского края о развитии предприятий гостиничного комплекса, автотранспортных услуг, музейно- экскурсионного туризма, использовании природных ресурсов для культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целей. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Раздел 7. Правовые основы работы гостиничного предприятия | ||||||
7.1. | Трудовые отношения в сфере гостиничного сервиса. Трудовой договор: понятие и виды. Основания прекращения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Требования к обслуживающему персоналу средств размещения Отдельные виды договорных обязательств в сфере гостиничного сервиса. Прокат, аренда транспортных средств, зданий и сооружений. Договоры поручения, комиссии. Агентский договор. Возмездное оказание услуг. Договор предоставления гостиничных услуг. Хранение в гостинице. Нормативное регулирование сопутствующих и дополнительных услуг Услуги общественного питания. Туристские и экскурсионные услуги. Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. СПА-услуги. Услуги парикмахерских. Услуги бань и душевых. Прочие сопутствующие услуги Правовые документы организации. Разработка и внедрение нормативных актов, регламентирующих работу организации в сфере гостиничного сервиса. | Лекции | 8 | 1 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Обсуждение документов, деловая игра. Правовые регламентирующие документы гостиничного предприятия. - Организация гостиничного предприятия. Процесс государственной регистрация организации работающей в сфере гостиничного сервиса. Перечень документов. Требования государственных и муниципальных органов по регистрации организации. Регистрация индивидуальных предпринимателей. Деловая игра «Организация гостиничного предприятия». – Разработка и внедрение внутренних нормативных актов, регламентирующих работу организации в сфере гостиничного сервиса. Приказы и распоряжения по организации. Внутренний кодекс персонала как внутренние правовые нормы и бренд гостиницы. | Практические | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление проектов приказов и распоряжений. Самостоятельная работа по посещению налоговой инспекции, администрации района, многофункционального центра по оказанию услуг населению с целью выяснить требования государственных и муниципальных органов по регистрации организации и индивидуального предпринимателя. Подготовка документов. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Жилинский С. Э. | Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов | М.: НОРМА, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Г. Гуляев | Организация туристской деятельности: учебное пособие | М.: Нолидж, 1996 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Правовые основы деятельности и документооборот в управлении гостиничным комплексом" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Windows Vista OEM Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |