МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы деятельности и документооборот в управление гостиничным комплексом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильУправление гостиничным комплексом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 66 39 66 39
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Малюкова Е.В

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы деятельности и документооборот в управление гостиничным комплексом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 1
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: Формирование у студентов навыков работы с дейтвующими нормативно-правовыми актами в сфере внутреннего и международного социально-культурного сервиса и туризма.
Задачи курса:
- знать понятие ключевых понятий курса;
- понимать социальное и культурное значение законотворчества в сервисе и туризме;
- знать основные нормативно-правовые акты в сфере туризма и сервиса;
- применять полученные знания в ходе практичеких занятий, преполагающих творческое участие студентов в анализе конкретных ситуаций, возникающих в ходе работы в сфере гостиничного сервиса организации гостиничного предприятия; заключение договоров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющих ресурсов и ограничений
УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
ОПК-6 Способен применять законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности
ПК-3 Способен применять технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия гражданского права;
об основах российской правовой системы и законодательства, с учетом социальной политики государства и международного права;
основы правового обеспечения гостиничного сервиса.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в российском законодательстве;
находить необходимые праврвоые документы;
применять полученные теоретические знания об основах правового обеспечения гостиничного сервиса на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.пользования правовыми информационными и консультационными системами ( Консультант+, Гарант);
грамотного составления внутренних правовых документов организации;
использования правовых норм в профессиональной деятельности в области гостиничного сервиса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Основы законодательства Российской Федерации
1.1. Основы теории государства и права Понятие и сущность права. Лекции 8 1 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений теории государства и права Практические 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.3. Изучение положение теории государства и права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Характеристика России как правового демократического государства. - Государство и право древней Руси. Характеристика. - Правовые системы: романно-германская, система общего права, религиозные системы, социалистическая. Сам. работа 8 1 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.4. Основы конституционного права Лекции 8 1 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.5. Основы конституционного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений Конституции РФ о правах и свободах граждан. Практические 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.6. Основы конституционного права.Изучение положения Конституции РФ, характеристика и комментарии. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Положения Конституции РФ о правах и свободах граждан. Дифференцировать личные права и свободы граждан, экономические, политические, социальные. Составить таблицу, охарактеризовать права и свободы, прокомментировать свой выбор. - Органы государственной власти в РФ. Президент – Государственная дума – Совет Федерации – Правительство – Конституционный суд. Составить таблицу:- порядок формирования – срок полномочий – возрастные ограничения – ограничения по сроку. - Выполнить логическую схему процедуры принятия законов в РФ. Сам. работа 8 1 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.7. Основы гражданского права Лекции 8 1 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.8. Основы гражданского права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений гражданского права Практические 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.9. Изучение положений гражданского права РФ, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Действие гражданского законодательства во времени. - Обязательства и договоры в сфере образования. - Защита прав потребителей в РФ. Сам. работа 8 1 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.10. Основы семейного права Лекции 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.11. Основы семейного права. обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений семейного права. Практические 8 4 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.12. Основы семейного права. Изучение положений семейного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Воспитание детей в приемной семье. - Институт брака во Франции. -Институт мусульманского брака Сам. работа 8 1 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.13. Основы трудового права Сам. работа 8 1 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.14. Основы трудового права - обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений трудового права. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.15. Основы трудового права. Изучение положений трудового права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Особенности заключения трудового договора индивидуальным предпринимателем с работником. - Разрешение трудовых споров на производстве. - Учеба это работа? Законодательное регулирование учебного процесса. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.16. Основы административного права Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.17. Основы административного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений административного права РФ. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.18. Основы административного права. Изучение положений административного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Соотношение мелкого и злостного хулиганства.(ст.20.1 КоАП и 213 УК РФ). - Мелкое хищение. Понятие Особенности. (ст.7.27 КоАП.). - Смягчающие и отягчающие обстоятельства в административном праве. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.19. Основы уголовного права Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.20. Основы уголовного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений уголовного права. Практические 8 4 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.21. Основы уголовного права. Изучение положений уголовного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Смертная казнь – цель или необходимость. Основания ее применения судами. - Особенности назначения наказания за клевету и оскорбления. - Виды наказаний в уголовном праве. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.22. Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права. Основы информационного права Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.23. Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права. Основы информационного права. Практические 8 4 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
1.24. Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права.Изучение положений финансового права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Изучить законодательство Алтайского края. Найти правовые документы по изучаемым видам права. Составить список. Охарактеризовать и прокомментировать документы. Основы информационного права Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2.Общие принципы правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма
2.1. Введение. Право в системе общественных отношений. Общие принципы правового обеспечения социально-культурного сервиса и гостиничной индустрии. Практические 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
2.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений Конституции РФ о правах и свободах граждан, характеристика и комментарии. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
2.3. Изучить положения конституции РФ, ГК о правах и свободах граждан. Выбрать те, которые имеют важное значение для сферы гостиничного сервиса. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Правовое обеспечение на межнациональном уровне.
3.1. Международн-правовая регламентация услуг гостиничной индустрии. Источники международного права в сфере гостиничного сервиса. Законодательство иностранных государств в сфере гостиничного сервиса. Международно-правовые формы координации деятельности государств в сфере гостиничного сервиса. Международные организации, действующие в сфере гостиничного сервиса. Международная гостиничная ассоциация. Международные гостиничные правила.Франкфуртская таблица, применение. Практические 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
3.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению правовых документов характеризующих международные организации в сфере гостиничного сервиса. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
3.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по темам: - Международная гостиничная ассоциация. - Международные гостиничные правила. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Правовое регулирование сервиса и туризма в Российской Федерации.
4.1. Содержание основных понятий гостиничной индустрии. Российская нормативно-правовая база гостиничного сервиса. Общая характеристика правового регулирования гостиничного сервиса в Российской Федерации. Российские национальные администрации в сфере гостиничного сервиса и туризма. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Основные положения закона. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1. Основные положения. Распоряжения Правительства РФ. Правила предоставления гостичниничных услуг в РФ. Приказы Минкультуры РФ. Приказы Ростуризма. Национальные стандарты РФ в сфере гостиничного сервиса. Международные стандарты ИСО. Лекции 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
4.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы с целью изучения правовых документов, регламентирующих сферу гостиничного сервиса и туризма в РФ. Практические 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
4.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме - ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", регулирование гостиничного сервиса. - Правила предоставления гостичниных услуг в РФ. -Закон "О защите прав потребителей " от 07.02.1992 № 2300-1 Ознакомится с основными нормативно-правовыми актами в сфере гостиничного сервиса федерального уровня и дать их оценку по следующим критериям: а) актуальность; б) степень реализации в настоящий момент; в) эффективность; г)возможности развития Рассмотреть причины внесения изменений и дополнений в ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", составить хронологическую таблицу, в которой перечислить изменения, указать причину. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Гостиничные средства размещения
5.1. Классификация средств размещения. Требования к средствам размещения.Порядок классификации гостиниц и иных средств размещения. Основные положения. Правил предоставления гостиничных услуг. Лекции 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
5.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений российского законодательства в сфере гостиничного сервиса. Практические 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
5.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме: -Государственная классификация средств размещения в РФ. - Правила предоставления гостиничных и туристских услуг в РФ. Изучить основные российские правовые нормы и рекомендательные нормы, регулирующие деятельность средств размещения: Классификация средств размещения. Требования к средствам размещения и их услугам. Порядок классификации гостиниц и иных средств размещения. Правила предоставления гостиничных услуг Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Предпринимательское право
6.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность гражданина. Классификация юридических лиц. Хозяйственные товарищества, общества и партнерства: общие признаки и отличительные черты. Хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Порядок учреждения, реорганизации и ликвидации коммерческих организаций гостиничной индустрии Общие положения об обязательствах. Понятие обязательства и основания его возникновения. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие и классификация сделок. Понятие и условия договора. Заключение, изменение и расторжение. Основные прекращения обязательств. Лекции 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
6.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений российского законодательства в сфере гостиничного сервиса. Практические 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
6.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме: - Закон Алтайского края от 03.04.2018 № 14-ЗС "О туризме в Алтайском крае" - программа «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 г.г. - «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» - Постановления и распоряжения Администраций городов Алтайского края о развитии предприятий гостиничного комплекса, автотранспортных услуг, музейно- экскурсионного туризма, использовании природных ресурсов для культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целей. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Правовые основы работы гостиничного предприятия
7.1. Трудовые отношения в сфере гостиничного сервиса. Трудовой договор: понятие и виды. Основания прекращения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Требования к обслуживающему персоналу средств размещения Отдельные виды договорных обязательств в сфере гостиничного сервиса. Прокат, аренда транспортных средств, зданий и сооружений. Договоры поручения, комиссии. Агентский договор. Возмездное оказание услуг. Договор предоставления гостиничных услуг. Хранение в гостинице. Нормативное регулирование сопутствующих и дополнительных услуг Услуги общественного питания. Туристские и экскурсионные услуги. Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. СПА-услуги. Услуги парикмахерских. Услуги бань и душевых. Прочие сопутствующие услуги Правовые документы организации. Разработка и внедрение нормативных актов, регламентирующих работу организации в сфере гостиничного сервиса. Лекции 8 1 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
7.2. Обсуждение документов, деловая игра. Правовые регламентирующие документы гостиничного предприятия. - Организация гостиничного предприятия. Процесс государственной регистрация организации работающей в сфере гостиничного сервиса. Перечень документов. Требования государственных и муниципальных органов по регистрации организации. Регистрация индивидуальных предпринимателей. Деловая игра «Организация гостиничного предприятия». – Разработка и внедрение внутренних нормативных актов, регламентирующих работу организации в сфере гостиничного сервиса. Приказы и распоряжения по организации. Внутренний кодекс персонала как внутренние правовые нормы и бренд гостиницы. Практические 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1
7.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление проектов приказов и распоряжений. Самостоятельная работа по посещению налоговой инспекции, администрации района, многофункционального центра по оказанию услуг населению с целью выяснить требования государственных и муниципальных органов по регистрации организации и индивидуального предпринимателя. Подготовка документов. Сам. работа 8 2 УК-2, ОПК-6, ПК-3, УК-10 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

См.Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов М.: НОРМА, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Г. Гуляев Организация туристской деятельности: учебное пособие М.: Нолидж, 1996
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Правовые основы деятельности и документооборот в управлении гостиничным комплексом" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.