МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Семенченко И.В.

Рецензент(ы):
к.псих.н., доцент, Шамардина М.В.

Рабочая программа дисциплины
Специальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Специальная психология» является формирование у студентов системы знаний о механизмах формирования тех или иных отклонений психического развития, специфики нарушений в психическом развитии у детей и подростков в условиях недостаточного, дефицитарного, поврежденного и асинхронного развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
ПК-6 Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности;
-способы выявления специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам
-особенности консультирования детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения
3.2.Уметь:
3.2.1.- диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию;
осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками разработки модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения;
-навыками комплексного воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специальная психология как отрасль психологической науки
1.1. Развитие специальной психологии в рамках психологического знания Лекции 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.2. История развития специальной психологии Практические 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.3. Специальная психология как отрасль психологической науки Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.4. Вклад Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева в становление специальной психологии. Лекции 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.5. Специальная психология как отрасль психологической науки Лекции 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.6. Консультация Консультации 5 10 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
Раздел 2. Аномальное развитие как предмет изучения специальной психологии
2.1. Понятие психического дизонтогенеза. Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии Лекции 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
2.2. Понятие психического дизонтогенеза. Патопсихологические параметры, обусловливающие тип дизонтогенеза. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. Практические 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
2.3. Консультация Консультации 5 10 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
Раздел 3. Общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза
3.1. Задержанное и недостаточное развитие Лекции 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
3.2. Поврежденное и дефицитарное развитие Лекции 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
3.3. Дисгармоничное и искаженное развитие Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
3.4. Развитие познавательной и эмоциональной сферы при искаженном развитии Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
3.5. Развитие личности при дисгармоничном типе дизонтогенеза Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
3.6. Синдром дефицита внимания и гиперактивности Практические 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
3.7. Общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психическом развитии и поведении Лекции 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
3.8. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР в дошкольном и младшем школьном возрасте Практические 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
3.9. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью в дошкольном и младшем школьном возрасте Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
3.10. Особенности познавательной и эмоциональной сферы детей с ранним детским аутизмом и шизофренией в дошкольном и младшем школьном возрасте Практические 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
3.11. Особенности развития детей с последствиями органических поражений Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
3.12. Консультация Консультации 5 10 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
Раздел 4. Методологический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер
4.1. Методы диагностики развития мышления, памяти, внимания, эмоциональной и личностной сферы у детей. Лекции 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
4.2. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
4.3. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители Практические 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
4.4. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения Сам. работа 5 6 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4
4.5. Консультация Консультации 5 10 ПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4 Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи

1. Напряженнон состояние, вызванное трудностями, экстремальными ситуациями это... (один ответ)
А. стресс
Б.конфликт
В.кризис
Г.фрустрация
ОТВЕТ: А.

2. Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на несколько этапов. Назовите лишнее: (один ответ)
А. знакомство с клиентом и начало беседы
Б.коррекционное воздействие;
В.расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез
Г.завершение беседы, консультативное воздействие
ОТВЕТ: Г

3. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется: (один ответ)
А. интересом
Б.удивлением
В.радостью
Г.недоумением
ОТВЕТ: В

4. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность и чем-либо - это: (один ответ)
А. горе
Б.гнев
В.стыд
Г.страх
ОТВЕТ: А

5. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется: (один ответ)
А.аффектом
Б.настроением
В.страстью
Г.чувством
ОТВЕТ: В

6. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий: (один ответ)
А. индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность
Б.индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность
В.индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
Г.субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность
ОТВЕТ: В

7. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется: (один ответ)
А.интроспекцией
Б.инверсией
В.локусом контроля
Г.паттерном
ОТВЕТ: В

8. Высшая ступень развития творческих способностей называется: (один ответ)
А. одаренностью
Б.талантом
В.гениальностью
Г.задатками
ОТВЕТ: А

9. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для: (один ответ)
А. холерика
Б.флегматика
В.сангвиника
Г.меланхолика
ОТВЕТ: В.

10. Дильтей предложил разделить психологию на ___________ и понимающую. (один ответ)
А. объяснительную
Б.эмпирическую
В.гуманитарную
Г.идиографическую
ОТВЕТ: А

11. Биографические, обсервационные, проектные, праксиметрические методы относятся к методам … (один ответ)
А. сбора данных
Б.обработки материалов
В.организации исследования
Г.оценки данных
ОТВЕТ: А

12. Специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования: (один ответ)
А.процедуры
Б.методики
В.техники
Г.разработки
ОТВЕТ: В

13. Выберите правильный вариант ответа. Кто первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием: (один ответ)
А. Адлер
Б.Фрейд
В.Хорни
Г.Ранк
ОТВЕТ: Б

14. .… - это определение основного смысла или причины события. (один ответ)
А.конфронтация
Б.прояснение
В.интерпретация
Г.прорабатывание
ОТВЕТ: В

15. … - это помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных. (один ответ)
А.конфронтация
Б.прояснение
В.интерпретация
Г.прорабатывание
ОТВЕТ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетенции людей, преодоление различных психологических проблем и формирование психологического здоровья каждого человека, — это: •

ОТВЕТ: психологическая помощь

2. Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, — это:

ОТВЕТ: социально-психологический тренинг

3. Область психологической науки, направленная на разработку и использование методов выявления и измерения индивидуальных особенностей и психологических качеств человека, — это: •

ОТВЕТ: психодиагностика

4. Оборот речи, заключающийся в употреблении слов или выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения, — это: •

ОТВЕТ: метафора

5. Образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебной деятельности и поведения, конфликтных отношений, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии — это: •

ОТВЕТ: дезадаптация

6. Общие жизненные убеждения и взгляды человека, которые служат ориентирами его деятельности, — это: •

ОТВЕТ: ценностные ориентации

7. Ограничение психологических возможностей человека, обусловленное функциональной недостаточностью, грубым дефектом или распадом психологических функций, — это: •

ОТВЕТ: аномалии развития

8. Определенная защищенность сознания от воздействий, способных против воли человека изменять его психические состояния, психологические характеристики и поведение, — это: •

ОТВЕТ: психологическая безопасность личности

9. Основная форма проведения психологического консультирования — это: •

ОТВЕТ: индивидуальная консультация

10. Основной документ, отражающий перспективное планирование деятельности психолога в образовательном учреждении — это: •

ОТВЕТ: годовой план

11. Основной метод психологического консультирования — это: •

ОТВЕТ: беседа

12. Особые периоды в жизни человека, относительно непродолжительные по времени, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, — это: •

ОТВЕТ: возрастные кризисы

13. Осознанное устранение из жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства под воздействием острых психотравмирующих ситуаций или психического заболевания, — это: •

ОТВЕТ: суицид

14. Педагоги с преобладанием вербального интеллекта, эмоционального отчуждения, педантичной холодности, больших социальных претензий, — это педагоги ... •

ОТВЕТ: ценностного склада

15. Педагоги с преобладанием гибкости, активности, требовательности к себе, имеющие высокие интеллектуальные притязания, склонные к эмоциональному сотрудничеству, — это педагоги ... •

ОТВЕТ: творческого склада

16. Педагоги с преобладанием общего интеллекта, принятием ответственности на себя, эмоционального отчуждения, интеллектуальной инертности, — это педагоги ... •

ОТВЕТ: гедонистического склада

17. Педагоги с преобладанием общей активности, развитого вербального интеллекта, часто испытывающие отчуждение и эмоциональный дискомфорт, — это педагоги ... •

ОТВЕТ: реалистического склада

18. Переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, — это:

ОТВЕТ: тревога

19. Переход представления о движении в реальное выполнение, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только у человека возникает представление о нем, называется:

ОТВЕТ: идеомоторный акт

20. Перечень психологических качеств, необходимых человеку для овладения той или иной профессией, — это:

ОТВЕТ: психограмма

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6 Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям

1. Ж.Пиаже в качестве критерия периодизации психического развития выбрал... (один ответ)
А. Развитие эмоциональной сферы
Б.развитие интеллекта
В.развитие памяти
Г.развитие воображения
ОТВЕТ: Б.

2. Педагогическая психология имеет наиболее тесную связь с ______________психологией. (один ответ)
А. специальной
Б.общей
В.социальной
Г.возрастной
ОТВЕТ: Г

3. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, называется..... (один ответ)
А.пилотажным
Б.сравнительным
В.лонгитюдным
Г.комплексным
ОТВЕТ: В

4. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога составляют суть... (один ответ)
А. дидактических способностей
Б.коммуникативных способностей
В.организаторских способностей
Г.гностических способностей
ОТВЕТ: Г

5. Какая функция семьи связанна с наследованием статуса, фамилии, имущества? (один ответ)
А.регенеративная
Б.репродуктивная
В.рекреативная
Г.психотерапевтическая
ОТВЕТ: А

6. Изучение структуры семьи возможно через: (один ответ)
А. выявление статуса составляющих ее индивидов
Б.выявление количественного состава группы
В.анализ межличностных отношений в семье
Г.определение индивидуального состава группы
ОТВЕТ: В

7. Напряженнон состояние, вызванное трудностями, экстремальными ситуациями это... (один ответ)
А. стресс
Б.конфликт
В.кризис
Г.фрустрация
ОТВЕТ: А

8. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление оценивается с помощью
а) вербальных тестов интеллекта
б) проективных техник
в) психофизиологических методик
г) невербальных тестов интеллекта
ОТВЕТ: г

9. В консультировании акцентируется
а) независимость клиента
б) спонтанность клиента
в) ответственность клиента
г) ассертивность клиента
ОТВЕТ: в

10. В консультировании самым лучшим экспертом личных проблем является
а) консультант
б) психотерапевт
в) клиент
г) психиатр
ОТВЕТ: в

11. Психологическая проблема это
а) феномен субъективного мировоззрения
б) следствие психического заболевания
в) объективное явление
г) артефакт жизни человека
ОТВЕТ: а

12. Психологическое заключение консультанта должно в первую очередь содержать
а) эмоции консультанта
б) характеристики обследуемого
в) суждения о клиенте
г) сопоставление характеристик клиента с нормой
ОТВЕТ: г

13. Для клиента результатом работы консультанта по его пониманию не становится
а) разрушение психологических защит
б) переживание инсайтов
в) новое знание о себе
г) возможность самопонимания
ОТВЕТ: а

14. Ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него», за воспитание ребенка родители берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное - это нарушение воспитания называется: (один ответ)
А.гиперпротекция
Б.гипопротекция
В.потворствование
Г.игнорирование потребностей ребенка
ОТВЕТ: Б

15. Стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость - это нарушение воспитания называется: (один ответ)
А.гиперпротекция
Б.гипопротекция
В.потворствование
Г.потворствующая гиперпротекция
ОТВЕТ: Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы — это: •

ОТВЕТ: конформность

2 . Показатель уровня развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе, — это: •

ОТВЕТ: возрастная норма развития

3. Психологическое консультирование педагогов по проблемам воспитания и обучения детей, вопросам профессионального роста и повышения педагогического мастерства называется: •

ОТВЕТ: психолого-педагогическим

4. Помощь в выборе профессии, планировании профессиональной карьеры в соответствии с индивидуальными качествами личности и возможностями, предоставленными обществом, — это: •

ОТВЕТ: профессиональная консультация

5. Потребность человека в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви — это: •

ОТВЕТ: аффилиация

6. Предположение о возможных линиях развития ребенка, вероятном ходе развития с учетом благоприятных или неблагоприятных факторов и условий — это: •

ОТВЕТ: условно-вариативный прогноз

7. Прием активного слушания, предполагающий повторение высказывания клиента в вопросительной форме, — это: •

ОТВЕТ: вопрос-эхо

8. Прием активного слушания, предполагающий прямое описание психологом переживаний клиента, называется: •

ОТВЕТ: отражением эмоций

9. Прием консультирования, когда психолог объясняет клиенту последствия его действий и поведения, способствует развитию его рефлексии — это: •

ОТВЕТ: логическая последовательность

10. Прием консультирования, когда психолог явно показывает клиенту, какое действие он считает для него желательным, — это: •

ОТВЕТ: директива

12. Прием консультирования, построенный на специальных вопросах, поощряющих высказывания ребенка и позволяющих ему быть максимально открытым, — это: •

ОТВЕТ: открывание дверей

13. Прием консультирования, предполагающий ситуацию, когда психолог делится с клиентом своим личным опытом и переживаниями, — это: •

ОТВЕТ: самораскрытие

14. Прием, в результате которого клиент получает новое видение проблемы, альтернативное видение ситуации и общей картины случившегося, — это: •

ОТВЕТ: интерпретация

15. Прием, включающий реакции признания услышанного, вербальные и невербальные реплики психолога, — это: •

ОТВЕТ: реакции подтверждения

16. Прием, основанный на повторении психологом сущности ситуации и мыслей клиента, — это: •

ОТВЕТ: пересказ

17. Прием, с помощью которого психолог путем перефразирования услышанного уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента, — это: •

ОТВЕТ: активное слушание

18. Приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества, собственными мотивами и интересами — это: •

ОТВЕТ: адаптация

19. Процесс воздействия на психическую сферу человека с целью направленного изменения его эмоционального состояния, мотивации, убеждений — это: •

ОТВЕТ: внушение

20. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний — это: •

ОТВЕТ: рефлексия

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1) Предмет, объект, задачи специальной психологии.
2) Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. История развития специальной психологии.
3) Классификация типов дизонтогенеза (Лебединский В.В.)
4) Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза.
5) Развитие познавательной сферы при общем психическом недоразвитии.
6) Умственная отсталость: критерии постановки, степени, прогноз адаптации.
7) Формы умственной отсталости (по Исаеву Д.Н.): астеническая, атоническая, дисфорическая, стеническая.
8) Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Критерии постановки по DSM-IV
9) Направления коррекционно-развивающего обучения при гиперкинетическом расстройстве.
10) Задержка психического развития. Классификация К.С. Лебединской, Певзнер М.С.
11) Развитие познавательной сферы при задержанном развитии.
12) Дисгармоническое психическое развитие. Виды, характеристика.
13) Искаженное развитие: ранний детский аутизм. Типология Никольской О.С.
14) Особенности развития речи и мышления у детей с ранним детским аутизмом
15) Особенности развития эмоциональной сферы и нарушения поведения у детей с ранним детским аутизмом
16) Искаженное развитие: детская шизофрения.
17) Направления коррекционно-развивающего обучения при искаженном развитии.
18) Поврежденное развитие: развитие после органического повреждения ЦНС.
19) Поврежденное развитие: развитие на фоне посттравматического синдрома после психической травмы.
20) Дефицитарное развитие: недостаточность слухового анализатора. Общая характеристика.
21) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности слухового анализатора.
22) Дефицитарное развитие: недостаточность зрительного анализатора. Общая характеристика.
23) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности зрительного анализатора.
24) Дефицитарное развитие: недостаточность опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика.
25) Развитие познавательной и эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом.
26) Тики. Синдром Жиля де Ля Туретта (Синдром Туретта).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Глухов В.П. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Чиркова Ю.В. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕСТ ДЕТСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Речицкая Е. Г., Гайдова Ю. В. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Чиркова, Ю. В. Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты : учебное пособие для вузов: Москва : Издательство Юрайт, 2022. , 2022 https://urait.ru/bcode/493289
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лубовский В.И. - Отв. ред. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Колесникова Г.И. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Шипицына Л.М. - отв. ред. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Глухов В. П. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Г. И. Колесникова СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ 2-е изд.: Учебное пособие для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Специальная психология
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Специальная психология» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету и к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.