Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Профиль | Общая психология и психология личности |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Консультации | 40 | 40 | 40 | 40 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.
1.1. | Целью освоения дисциплины «Специальная психология» является формирование у студентов системы знаний о механизмах формирования тех или иных отклонений психического развития, специфики нарушений в психическом развитии у детей и подростков в условиях недостаточного, дефицитарного, поврежденного и асинхронного развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-4 | Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи |
ПК-6 | Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности; -способы выявления специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам -особенности консультирования детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию; осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками разработки модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения; -навыками комплексного воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Специальная психология как отрасль психологической науки | ||||||
1.1. | Развитие специальной психологии в рамках психологического знания | Лекции | 5 | 2 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
1.2. | История развития специальной психологии | Практические | 5 | 4 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
1.3. | Специальная психология как отрасль психологической науки | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
1.4. | Вклад Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева в становление специальной психологии. | Лекции | 5 | 2 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
1.5. | Специальная психология как отрасль психологической науки | Лекции | 5 | 2 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
1.6. | Консультация | Консультации | 5 | 10 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 | |
Раздел 2. Аномальное развитие как предмет изучения специальной психологии | ||||||
2.1. | Понятие психического дизонтогенеза. Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии | Лекции | 5 | 1 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
2.2. | Понятие психического дизонтогенеза. Патопсихологические параметры, обусловливающие тип дизонтогенеза. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. | Практические | 5 | 2 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
2.3. | Консультация | Консультации | 5 | 10 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
Раздел 3. Общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза | ||||||
3.1. | Задержанное и недостаточное развитие | Лекции | 5 | 1 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
3.2. | Поврежденное и дефицитарное развитие | Лекции | 5 | 1 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
3.3. | Дисгармоничное и искаженное развитие | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
3.4. | Развитие познавательной и эмоциональной сферы при искаженном развитии | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
3.5. | Развитие личности при дисгармоничном типе дизонтогенеза | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
3.6. | Синдром дефицита внимания и гиперактивности | Практические | 5 | 2 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
3.7. | Общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психическом развитии и поведении | Лекции | 5 | 1 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
3.8. | Особенности познавательной сферы детей с ЗПР в дошкольном и младшем школьном возрасте | Практические | 5 | 2 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
3.9. | Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью в дошкольном и младшем школьном возрасте | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
3.10. | Особенности познавательной и эмоциональной сферы детей с ранним детским аутизмом и шизофренией в дошкольном и младшем школьном возрасте | Практические | 5 | 2 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
3.11. | Особенности развития детей с последствиями органических поражений | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
3.12. | Консультация | Консультации | 5 | 10 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 | |
Раздел 4. Методологический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер | ||||||
4.1. | Методы диагностики развития мышления, памяти, внимания, эмоциональной и личностной сферы у детей. | Лекции | 5 | 2 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
4.2. | Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
4.3. | Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители | Практические | 5 | 2 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
4.4. | Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
4.5. | Консультация | Консультации | 5 | 10 | ПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4 Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи 1. Напряженнон состояние, вызванное трудностями, экстремальными ситуациями это... (один ответ) А. стресс Б.конфликт В.кризис Г.фрустрация ОТВЕТ: А. 2. Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на несколько этапов. Назовите лишнее: (один ответ) А. знакомство с клиентом и начало беседы Б.коррекционное воздействие; В.расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез Г.завершение беседы, консультативное воздействие ОТВЕТ: Г 3. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется: (один ответ) А. интересом Б.удивлением В.радостью Г.недоумением ОТВЕТ: В 4. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность и чем-либо - это: (один ответ) А. горе Б.гнев В.стыд Г.страх ОТВЕТ: А 5. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется: (один ответ) А.аффектом Б.настроением В.страстью Г.чувством ОТВЕТ: В 6. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий: (один ответ) А. индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность Б.индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность В.индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность Г.субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность ОТВЕТ: В 7. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется: (один ответ) А.интроспекцией Б.инверсией В.локусом контроля Г.паттерном ОТВЕТ: В 8. Высшая ступень развития творческих способностей называется: (один ответ) А. одаренностью Б.талантом В.гениальностью Г.задатками ОТВЕТ: А 9. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для: (один ответ) А. холерика Б.флегматика В.сангвиника Г.меланхолика ОТВЕТ: В. 10. Дильтей предложил разделить психологию на ___________ и понимающую. (один ответ) А. объяснительную Б.эмпирическую В.гуманитарную Г.идиографическую ОТВЕТ: А 11. Биографические, обсервационные, проектные, праксиметрические методы относятся к методам … (один ответ) А. сбора данных Б.обработки материалов В.организации исследования Г.оценки данных ОТВЕТ: А 12. Специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования: (один ответ) А.процедуры Б.методики В.техники Г.разработки ОТВЕТ: В 13. Выберите правильный вариант ответа. Кто первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием: (один ответ) А. Адлер Б.Фрейд В.Хорни Г.Ранк ОТВЕТ: Б 14. .… - это определение основного смысла или причины события. (один ответ) А.конфронтация Б.прояснение В.интерпретация Г.прорабатывание ОТВЕТ: В 15. … - это помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных. (один ответ) А.конфронтация Б.прояснение В.интерпретация Г.прорабатывание ОТВЕТ: Б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетенции людей, преодоление различных психологических проблем и формирование психологического здоровья каждого человека, — это: • ОТВЕТ: психологическая помощь 2. Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, — это: ОТВЕТ: социально-психологический тренинг 3. Область психологической науки, направленная на разработку и использование методов выявления и измерения индивидуальных особенностей и психологических качеств человека, — это: • ОТВЕТ: психодиагностика 4. Оборот речи, заключающийся в употреблении слов или выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения, — это: • ОТВЕТ: метафора 5. Образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебной деятельности и поведения, конфликтных отношений, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии — это: • ОТВЕТ: дезадаптация 6. Общие жизненные убеждения и взгляды человека, которые служат ориентирами его деятельности, — это: • ОТВЕТ: ценностные ориентации 7. Ограничение психологических возможностей человека, обусловленное функциональной недостаточностью, грубым дефектом или распадом психологических функций, — это: • ОТВЕТ: аномалии развития 8. Определенная защищенность сознания от воздействий, способных против воли человека изменять его психические состояния, психологические характеристики и поведение, — это: • ОТВЕТ: психологическая безопасность личности 9. Основная форма проведения психологического консультирования — это: • ОТВЕТ: индивидуальная консультация 10. Основной документ, отражающий перспективное планирование деятельности психолога в образовательном учреждении — это: • ОТВЕТ: годовой план 11. Основной метод психологического консультирования — это: • ОТВЕТ: беседа 12. Особые периоды в жизни человека, относительно непродолжительные по времени, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, — это: • ОТВЕТ: возрастные кризисы 13. Осознанное устранение из жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства под воздействием острых психотравмирующих ситуаций или психического заболевания, — это: • ОТВЕТ: суицид 14. Педагоги с преобладанием вербального интеллекта, эмоционального отчуждения, педантичной холодности, больших социальных претензий, — это педагоги ... • ОТВЕТ: ценностного склада 15. Педагоги с преобладанием гибкости, активности, требовательности к себе, имеющие высокие интеллектуальные притязания, склонные к эмоциональному сотрудничеству, — это педагоги ... • ОТВЕТ: творческого склада 16. Педагоги с преобладанием общего интеллекта, принятием ответственности на себя, эмоционального отчуждения, интеллектуальной инертности, — это педагоги ... • ОТВЕТ: гедонистического склада 17. Педагоги с преобладанием общей активности, развитого вербального интеллекта, часто испытывающие отчуждение и эмоциональный дискомфорт, — это педагоги ... • ОТВЕТ: реалистического склада 18. Переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, — это: ОТВЕТ: тревога 19. Переход представления о движении в реальное выполнение, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только у человека возникает представление о нем, называется: ОТВЕТ: идеомоторный акт 20. Перечень психологических качеств, необходимых человеку для овладения той или иной профессией, — это: ОТВЕТ: психограмма КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6 Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям 1. Ж.Пиаже в качестве критерия периодизации психического развития выбрал... (один ответ) А. Развитие эмоциональной сферы Б.развитие интеллекта В.развитие памяти Г.развитие воображения ОТВЕТ: Б. 2. Педагогическая психология имеет наиболее тесную связь с ______________психологией. (один ответ) А. специальной Б.общей В.социальной Г.возрастной ОТВЕТ: Г 3. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, называется..... (один ответ) А.пилотажным Б.сравнительным В.лонгитюдным Г.комплексным ОТВЕТ: В 4. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога составляют суть... (один ответ) А. дидактических способностей Б.коммуникативных способностей В.организаторских способностей Г.гностических способностей ОТВЕТ: Г 5. Какая функция семьи связанна с наследованием статуса, фамилии, имущества? (один ответ) А.регенеративная Б.репродуктивная В.рекреативная Г.психотерапевтическая ОТВЕТ: А 6. Изучение структуры семьи возможно через: (один ответ) А. выявление статуса составляющих ее индивидов Б.выявление количественного состава группы В.анализ межличностных отношений в семье Г.определение индивидуального состава группы ОТВЕТ: В 7. Напряженнон состояние, вызванное трудностями, экстремальными ситуациями это... (один ответ) А. стресс Б.конфликт В.кризис Г.фрустрация ОТВЕТ: А 8. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление оценивается с помощью а) вербальных тестов интеллекта б) проективных техник в) психофизиологических методик г) невербальных тестов интеллекта ОТВЕТ: г 9. В консультировании акцентируется а) независимость клиента б) спонтанность клиента в) ответственность клиента г) ассертивность клиента ОТВЕТ: в 10. В консультировании самым лучшим экспертом личных проблем является а) консультант б) психотерапевт в) клиент г) психиатр ОТВЕТ: в 11. Психологическая проблема это а) феномен субъективного мировоззрения б) следствие психического заболевания в) объективное явление г) артефакт жизни человека ОТВЕТ: а 12. Психологическое заключение консультанта должно в первую очередь содержать а) эмоции консультанта б) характеристики обследуемого в) суждения о клиенте г) сопоставление характеристик клиента с нормой ОТВЕТ: г 13. Для клиента результатом работы консультанта по его пониманию не становится а) разрушение психологических защит б) переживание инсайтов в) новое знание о себе г) возможность самопонимания ОТВЕТ: а 14. Ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него», за воспитание ребенка родители берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное - это нарушение воспитания называется: (один ответ) А.гиперпротекция Б.гипопротекция В.потворствование Г.игнорирование потребностей ребенка ОТВЕТ: Б 15. Стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость - это нарушение воспитания называется: (один ответ) А.гиперпротекция Б.гипопротекция В.потворствование Г.потворствующая гиперпротекция ОТВЕТ: Г КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы — это: • ОТВЕТ: конформность 2 . Показатель уровня развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе, — это: • ОТВЕТ: возрастная норма развития 3. Психологическое консультирование педагогов по проблемам воспитания и обучения детей, вопросам профессионального роста и повышения педагогического мастерства называется: • ОТВЕТ: психолого-педагогическим 4. Помощь в выборе профессии, планировании профессиональной карьеры в соответствии с индивидуальными качествами личности и возможностями, предоставленными обществом, — это: • ОТВЕТ: профессиональная консультация 5. Потребность человека в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви — это: • ОТВЕТ: аффилиация 6. Предположение о возможных линиях развития ребенка, вероятном ходе развития с учетом благоприятных или неблагоприятных факторов и условий — это: • ОТВЕТ: условно-вариативный прогноз 7. Прием активного слушания, предполагающий повторение высказывания клиента в вопросительной форме, — это: • ОТВЕТ: вопрос-эхо 8. Прием активного слушания, предполагающий прямое описание психологом переживаний клиента, называется: • ОТВЕТ: отражением эмоций 9. Прием консультирования, когда психолог объясняет клиенту последствия его действий и поведения, способствует развитию его рефлексии — это: • ОТВЕТ: логическая последовательность 10. Прием консультирования, когда психолог явно показывает клиенту, какое действие он считает для него желательным, — это: • ОТВЕТ: директива 12. Прием консультирования, построенный на специальных вопросах, поощряющих высказывания ребенка и позволяющих ему быть максимально открытым, — это: • ОТВЕТ: открывание дверей 13. Прием консультирования, предполагающий ситуацию, когда психолог делится с клиентом своим личным опытом и переживаниями, — это: • ОТВЕТ: самораскрытие 14. Прием, в результате которого клиент получает новое видение проблемы, альтернативное видение ситуации и общей картины случившегося, — это: • ОТВЕТ: интерпретация 15. Прием, включающий реакции признания услышанного, вербальные и невербальные реплики психолога, — это: • ОТВЕТ: реакции подтверждения 16. Прием, основанный на повторении психологом сущности ситуации и мыслей клиента, — это: • ОТВЕТ: пересказ 17. Прием, с помощью которого психолог путем перефразирования услышанного уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента, — это: • ОТВЕТ: активное слушание 18. Приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества, собственными мотивами и интересами — это: • ОТВЕТ: адаптация 19. Процесс воздействия на психическую сферу человека с целью направленного изменения его эмоционального состояния, мотивации, убеждений — это: • ОТВЕТ: внушение 20. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний — это: • ОТВЕТ: рефлексия КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1) Предмет, объект, задачи специальной психологии. 2) Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. История развития специальной психологии. 3) Классификация типов дизонтогенеза (Лебединский В.В.) 4) Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза. 5) Развитие познавательной сферы при общем психическом недоразвитии. 6) Умственная отсталость: критерии постановки, степени, прогноз адаптации. 7) Формы умственной отсталости (по Исаеву Д.Н.): астеническая, атоническая, дисфорическая, стеническая. 8) Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Критерии постановки по DSM-IV 9) Направления коррекционно-развивающего обучения при гиперкинетическом расстройстве. 10) Задержка психического развития. Классификация К.С. Лебединской, Певзнер М.С. 11) Развитие познавательной сферы при задержанном развитии. 12) Дисгармоническое психическое развитие. Виды, характеристика. 13) Искаженное развитие: ранний детский аутизм. Типология Никольской О.С. 14) Особенности развития речи и мышления у детей с ранним детским аутизмом 15) Особенности развития эмоциональной сферы и нарушения поведения у детей с ранним детским аутизмом 16) Искаженное развитие: детская шизофрения. 17) Направления коррекционно-развивающего обучения при искаженном развитии. 18) Поврежденное развитие: развитие после органического повреждения ЦНС. 19) Поврежденное развитие: развитие на фоне посттравматического синдрома после психической травмы. 20) Дефицитарное развитие: недостаточность слухового анализатора. Общая характеристика. 21) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности слухового анализатора. 22) Дефицитарное развитие: недостаточность зрительного анализатора. Общая характеристика. 23) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности зрительного анализатора. 24) Дефицитарное развитие: недостаточность опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика. 25) Развитие познавательной и эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом. 26) Тики. Синдром Жиля де Ля Туретта (Синдром Туретта). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Глухов В.П. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Чиркова Ю.В. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕСТ ДЕТСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Речицкая Е. Г., Гайдова Ю. В. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Чиркова, Ю. В. | Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты : учебное пособие для вузов: | Москва : Издательство Юрайт, 2022. , 2022 | https://urait.ru/bcode/493289 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лубовский В.И. - Отв. ред. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Колесникова Г.И. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Шипицына Л.М. - отв. ред. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Глухов В. П. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Г. И. Колесникова | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ 2-е изд.: Учебное пособие для академического бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Специальная психология | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно 7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно 1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно 1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Специальная психология» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету и к экзамену. Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю. |