МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тестовые экспертные системы в управлении и бизнесе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Тестовые экспертные системы в управлении и бизнесе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс направлен на формирование цифровой культуры в области прикладной тестологии для решения задач, связанных с измерением и прогнозированием в управлении и бизнесе. Курс ориентирован на базовые компетентности в области компьютерного софтинга с применением экспертных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен проводить оценку эффективности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствования консультативной и диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся
ПК-4 Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Дает общую характеристику психологического исследования; знает теоретико- методологические основы современного психологического исследования, характеристики основных методов психологии.
ПК-4.1. Знает основные закономерности и факты проявления индивидуальности человека, а также индивидуальных особенностей отдельных людей в сферах воспитания, обучения, производства, организации и регуляции человеческих взаимоотношений, основы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Соотносит возможности применения различных методов психологии с необходимостью решения той или иной задачи профессиональной деятельности; составлять программу психологического исследования на основе применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научно- практических областях психологии; оценивать проведенные или планируемые исследования
ПК-4.2. На основе исследования индивидуально- психологических особенностей человека, разрабатывает рекомендации по их учету в трудовой, учебной, спортивной, коммуникативной деятельности личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3.Использует элементарные приемы реализации тех или иных схем психологического исследования; основные методы диагностики, развития психической сферы индивидов, в т. ч. в рамках
групповой деятельности.
ПК-4.3. Владеет приемами анализа проблем человека социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях, способами реализации программ профилактической и психокоррекционн ой работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Прикладной статус инженерной психологии.
1.1. Проблемы использования математики и компьютерного софта в психологии. Лекции 6 1 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
1.2. Развитие инжиниринга в тестологии и психометрике Лекции 6 1 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
1.3. Экспертные системы в психологии и когнитивных науках. Лекции 6 2 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 2. Анализ обратной связи: когнитивная теория и инженерия.
2.1. Понятие «обратной связи». Когнитивные и инженерные науки в изучении обратной связи. Лекции 6 1 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.2. Вычислительная парадигма в когнитивном анализе. Идеи «новой арифметики» (теория нечеткой логики, мягких вычислений, вербальных вычислений и представлений). Лекции 6 1 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л1.2
2.3. Теория и методы измерения ментального отклика. Лекции 6 1 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 3. Новые методы обработки информации в психологии
3.1. Задачи и методы измерения и прогнозирования в психологии Лекции 6 1 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
3.2. Измерение комплиментарности, партиципации и других эффектов группового поведения и взаимодействия Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
3.3. Исследования скрытой социальной когниции и мотивации. Лабораторные 6 1 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
3.4. Исследования потребительских ожиданий и прогноз поведения. Лабораторные 6 1 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
3.5. Исследования схем принятия решений. Лабораторные 6 1 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
3.6. Исследования ментального отклика и ментальных рисков. Лабораторные 6 1 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 4. Компьютерные системы для диагностики, анализа и прогнозирования.
4.1. Проблемно-ориентированные системы в психологии Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
4.2. Прецедентные системы. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
4.3. Системы семантического моделирования Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
4.4. Тестовые экспертные системы. Лекции 6 2 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Экспертные системы в психологии: области приложений.
5.1. Концепция «извлечения экспертных знаний» в инженерной психологии. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
5.2. Тестовые экспертные системы в маркетинге и рекламе. Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
5.3. Тестовые экспертные системы в маркетинге и рекламе. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
5.4. Тестовые экспертные системы в менеджменте и управлении персоналом. Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
5.5. Тестовые экспертные системы в менеджменте и управлении персоналом. Сам. работа 6 6 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
5.6. Экспертные системы в спортивной психологии. Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
5.7. Экспертные системы в спортивной психологии. Сам. работа 6 6 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
5.8. Экспертные системы в педагогике и образовании. Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л1.2
5.9. Экспертные системы в педагогике и образовании. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л1.2
5.10. Тестовые экспертные системы анализа языка и речи. Лабораторные 6 2 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
5.11. Тестовые экспертные системы анализа языка и речи. Сам. работа 6 6 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
5.12. Консультации Консультации 6 40 ПК-2, ПК-4 Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен проводить оценку эффективности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствования консультативной и диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Аналоговая модель —
а) не выглядит как реальная система, но повторяет ее поведение.+
б) воспроизводит простой «снимок» (или «слепок») ситуации.
в) используются для оценки сценариев, которые меняются во времени.
г) является физической копией системы, обычно в отличном от оригинала масштабе

2. Системы интерпретации:
а) включают прогнозирование погоды, демографические предсказания, экономическое прогнозирование, оценки урожайности, а также военное, маркетинговое и финансовое прогнозирование
б) выявляют описания ситуации из наблюдений.+
в) специализируются на задачах планирования, например, такой как автоматическое программирование.
г) сравнивают наблюдения поведения системы со стандартами, которые представляются определяющими для достижения цели.

3. Динамическая математическая модель:
а) упрощенное представление или абстракция действительности.
б) используется для оценки сценариев, которые меняются во времени.+
в) является физической копией системы, обычно в отличном от оригинала масштабе
г) воспроизводит простой «снимок» (или «слепок») ситуации.

4. Системы предсказания:
а) сравнивают наблюдения поведения системы со стандартами, которые представляются определяющими для достижения цели
б) включают прогнозирование погоды, демографические предсказания, экономическое прогнозирование, оценки урожайности, а также военное, маркетинговое и финансовое прогнозирование.+
в) специализируются на задачах планирования, например, такой как автоматическое программирование.
г) выявляют описания ситуации из наблюдений.

5. Основные категории моделей для различных ситуаций принятия решений:
а) Имитационное моделирование
б) Визуальное моделирование и имитация
в) Оптимизация с использованием математического программирования
г) Эвристическое программирование
д) все перечисленное+

6. Интеллектуальный анализ данных или Data Mining:
а) информация, которая организована и проанализирована с целью сделать ее понятной и применимой для решения задачи или принятия решений.
б) оперативная обработка транзакций
в) термин, используемый для описания открытия знаний в базах данных, выделения знаний, изыскания данных, исследования данных, обработки образцов данных, очистки и сбора данных; здесь же подразумевается сопутствующее ПО.+
г) оперативная обработка транзакций

7. Статическая математическая модель:
а) упрощенное представление или абстракция действительности.
б) используются для оценки сценариев, которые меняются во времени.
в) является физической копией системы, обычно в отличном от оригинала масштабе.
г) воспроизводит простой «снимок» (или «слепок») ситуации.+

8. Модельный процессор обычно реализует следующие действия:
а) подтверждение и интерпретация инструкций моделирования, поступающих от диалогового компонента системы и проведение их в систему управления моделями
б) интеграция модели, т.е. совмещение операций нескольких моделей, когда это необходимо
в) исполнение модели, т.е. процесс управления текущим прогоном или реализацией модели
г) все перечисленные+

9. Инженерия знаний представляет собой:
а) совокупность моделей, методов и технических приемов, нацеленных на создание систем, которые предназначены для решения проблем с использованием знаний.+
б) обеспечить создание единых инструментальных (языковых) средств, успешно и эффективно реализующих методы доступа к информации и обработки ее, типичные и для искусственного интеллекта и для технологии баз данных, и не зависящие от того, где эта информация размещается.
в) ряд средств, представленных в основном в технологии баз данных, но приспособленных к требованиям СУБЗ
г) методологию ЭС, которая охватывает методы добычи, анализа и выражения в правилах знаний экспертов.

10. База знаний:
а) обширное, специфическое знание для решения задачи, извлеченное из обучения, чтения и опыта.
б) знания, необходимые для понимания, формулирования и решения задач.+
в) система, которая использует человеческие знания, встраиваемые в компьютер, для решения задач, которые обычно требуют человеческой экспертизы.
г) минимальные структуры информации, не¬обходимые для представления класса объектов, явлений или процессов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется сглаживание противоречия между оппонентами с участием третьей стороны (посредника)?
Ответ: урегулирование конфликта

2. Влияние или способность лидера побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей – это________
Ответ: авторитет

3.Назовите подход, целью которого является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей к построению и управлению фирмой:
Ответ: поведенческий

4.Укажите название признака коллектива, критерия его сформированности, определяющего степень его зрелости и нравственного здоровья
Ответ: морально-психологический климат

5. Как называется процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов?
Ответ: социальное взаимодействие

6. Свойство личности, которое характеризует динамические особенности психики человека, т.е. темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов (но не их содержание) – это _________
Ответ: темперамент

7. Диапазон командных полномочий менеджера, в пределах которого ведомый готов согласиться с решением, принятым менеджером — это ___________
Ответ: зона восприятия

8.Как называется индивидуальная характеристика управленческой деятельности менеджера?
Ответ: стиль управления

9. Целенаправленное влияние на людей (ведомых) для того, чтобы объединить их усилия ради достижения цели, которую все они считают желательной - это
Ответ: лидерство

10. Дайте определение совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения
Ответ: характер

11. Для чего предназначены экспертные системы?
Ответ: для обработки знаний

12. Что отражают информационные потоки?
Ответ: маршруты движения информации

13.Что такое коэффициент доверия ?
Ответ: число , которое означает вероятность или степень уверенности

14. Какие связи соединяют элементы в единый объект и предназначены для выражения структуры объекта?
Ответ: внутренние связи

15. Кто определяет знания ( данные и правила) , характеризующие проблемную область , обеспечивает полноту и правильность введенных в экспертную систему знаний?
Ответ: эксперт

16. Как называются динамические экспертные системы, основанные на интеграции разнородных источников знаний ?
Ответ: мультиагентные системы

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Цель интеграции для разработчиков интеллектуальных систем:
а) обеспечить создание единых инструментальных (языковых) средств, успешно и эффективно реализующих методы доступа к информации и обработки ее, типичные и для искусственного интеллекта и для технологии баз данных, и не зависящие от того, где эта информация размещается.+
б) обеспечить ряд средств, представленных в основном в технологии баз данных, но приспособленных к требованиям СУБЗ.
в) совокупность моделей, методов и технических приемов, нацеленных на создание систем, которые предназначены для решения проблем с использованием знаний
г) методология ЭС, которая охватывает методы добычи, анализа и выражения в правилах знаний экспертов.

2. Физическая модель —
а) используются для оценки сценариев, которые меняются во времени.
б) упрощенное представление или абстракция действительности
в) воспроизводит простой «снимок» (или «слепок») ситуации.
г) наименее абстрактная модель — является физической копией системы, обычно в отличном от оригинала масштабе.+

3. Модель —
а) воспроизводит простой «снимок» (или «слепок») ситуации.
б) упрощенное представление или абстракция действительности.+
в) используются для оценки сценариев, которые меняются во времени.
г) наименее абстрактная модель — является физической копией системы, обычно в отличном от оригинала масштабе

4. Цель интеграции для администраторов БЗ:
а) обеспечить создание единых инструментальных (языковых) средств, успешно и эффективно реализующих методы доступа к информации и обработки ее, типичные и для искусственного интеллекта и для технологии баз данных, и не зависящие от того, где эта информация размещается.
б) обеспечить ряд средств, представленных в основном в технологии баз данных, но приспособленных к требованиям СУБЗ.+
в) совокупность моделей, методов и технических приемов, нацеленных на создание систем, которые предназначены для решения проблем с использованием знаний
г) методология ЭС, которая охватывает методы добычи, анализа и выражения в правилах знаний экспертов.

5. OLAP — Online Analytical Processing:
а) оперативная аналитическая обработка+
б) оперативная обработка транзакций
в) термин, используемый для описания открытия знаний в базах данных, выделения знаний, изыскания данных, исследования данных, обработки образцов данных, очистки и сбора данных; здесь же подразумевается сопутствующее ПО
г) информация, которая организована и проанализирована с целью сделать ее понятной и применимой для решения задачи или принятия решений.

6. Системы диагностики:
а) выявляют описания ситуации из наблюдений.
б) включают диагностику в медицине, электронике, механике и программном обеспечении.+
в) сравнивают наблюдения поведения системы со стандартами, которые представляются определяющими для достижения цели
г) специализируются на задачах планирования, например, такой как автоматическое программирование.

7. Экспертиза:
а) минимальные структуры информации, необходимые для представления класса объектов, явлений или процессов
б) обширное, специфическое знание для решения задачи, извлеченное из обучения, чтения и опыта.+
в) знания, необходимые для понимания, формулирования и решения задач.
г) система, которая использует человеческие знания, встраиваемые в компьютер, для решения задач, которые обычно требуют человеческой экспертизы.

8.Экспертная система:
а) минимальные структуры информации, необходимые для представления класса объектов, явлений или процессов
б) обширное, специфическое знание для решения задачи, извлеченное из обучения, чтения и опыта.
в) знания, необходимые для понимания, формулирования и решения задач.
г) система, которая использует человеческие знания, встраиваемые в компьютер, для решения задач, которые обычно требуют человеческой экспертизы.

9.Какое значение имеет экспертная оценка в управлении персоналом?
a) Оценить результаты работы сотрудников и определить области для улучшения+
б) Определить соответствующие компенсации и льготы для сотрудников
в) Для оценки эффективности программ обучения и инициатив в области развития
г) Все вышеперечисленное

10. Структурированная задача – это задача, в которой:
a) Известны все элементы и взаимосвязи между ними;+
б) Невозможно выделить взаимосвязи между элементами;
в) Известно функциональное назначение всех ее элементов;
г) Обрабатываются и преобразуются данные о каком-либо объекте

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Для чего могут быть использованы в психологии и когнитивных науках экспертные системы?
Ответ: для анализа и интерпретации данных

2.Что такое когнитивная психология?
Ответ: направление психологии, которое исследует познавательные процессы

3. Выводы когнитивной психологии активно используются при …
Ответ: построении систем искусственного интеллекта

4. Что такое «оперативная память»?
Ответ: способность «удерживать в уме» небольшие фрагменты информации
5. Что такое «метакогнитивные процессы»?

Ответ: знания человека о своей познавательной системе и умение управлять ею
6. Чем являются саккады, по которым когнитивисты изучают процесс чтения?
Ответ: движения глаз

7. К какому понятию относится определение: “Мера вероятности пребывания системы в данном состоянии”?
Ответ: энтропия

8. Взаимная связь, взаимозависимость, соотношение предметов или понятий — это ________
Ответ: корреляция

9. Определение: “Характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени” — относится к понятию:
Ответ: работоспособность

10. Какое направление психологии изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой?
Ответ: инженерная психология

11. Как называется напряжение, вызванное необходимостью частых переключений внимания в неожиданных направлениях?
Ответ: политония

12.Назовите основное преимущество техники:
Ответ: стабильность выполнения однообразных действий

13. Как можно повысить надежность человека в экстремальных условиях?
Ответ: путем профессионального психологического отбора

14. Как называется целостное единство компонентов, определяющих закономерности циркуляции информации в системе?
Ответ: коммуникативная структура

15. Определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, руководящая идея для их освещения – это ___________
Ответ: концепция

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Проблемы использования математики и компьютерного софта в психологии.
2. Развитие инжиниринга в тестологии и психометрике.
3. Экспертные системы в психологии и когнитивных науках.
4. Когнитивные и инженерные науки в изучении обратной связи.
5. Вычислительная парадигма в когнитивном анализе.
6. Идеи «новой арифметики» (нечеткой логики, мягких вычислений, вербальных вычислений и представлений).
7. Теория и методы измерения ментального отклика.
8. Задачи и методы измерения и прогнозирования в психологии.
9. Измерение эффектов группового поведения и взаимодействия.
10. Исследования скрытой социальной когниции и мотивации.
11. Исследования потребительских ожиданий и поведения.
12. Исследования схем принятия решений.
13. Исследования ментального отклика и ментальных рисков.
14. Проблемно-ориентированные системы в психологии.
15. Прецедентные системы.
16. Системы семантического анализа и моделирования.
17. Тестовые и экспертные системы.
18. Системы оценки и принятия решений.
19. Концепция «извлечения экспертных знаний» в инженерной психологии.
20. Экспертные системы в маркетинге.
21. Экспертные системы в рекламе.
22. Экспертные системы в инновационном менеджменте.
23. Экспертные системы в спортивной психологии.
24. Экспертные системы в педагогике и образовании.
25. Экспертные системы анализа языка и речи.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Станкевич, Л. А. Интеллектуальные системы и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/76803B26-53CE-4A3F-8311-93B0E8340C6B
Л1.2 Загорулько, Ю. А. Искусственный интеллект. Инженерия знаний : учеб. пособие для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/3276B4D4-A6AE-4996-8A2D-986F8A3C4CA6
Л1.3 Гасанов, Э. Э. Интеллектуальные системы. Теория хранения и поиска информации : учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/35674954-F426-48AD-BCFA-AE66941B0251
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Болотова, Л. С. Системы поддержки принятия решений в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/C90DDED3-403C-4BD2-9DBF-CB02D82E39AF
Л2.2 Маслак, А. А. Теория и практика измерения латентных переменных в образовании : монография Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/7A5BDE15-AE64-4648-9A31-B515BF15A37A
Л2.3 В. Г. Халин Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/377F62B1-1901-42C4-BE63-AA4E9A8EAEFB
Л2.4 Болотова, Л. С. Системы поддержки принятия решений в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/95EA8519-7EAA-40E4-BE76-7E54E460DA29
Л2.5 Кравченко, Т. К. Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/27131BA4-DD20-48BA-B309-C1223F080912
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Психометрика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-метод.пособие (электронный ресурс) АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.2 Янова Н.Г. Психодиагностика: учеб. программа и методические рекомендации: электронный ресурс АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.3 Янова н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учеб.-метод. пособие Азбука, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Место прецедентных экспертных систем в общей структуре инновационного менеджмента www.begin.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Аудиторные занятия со студентами по курсу «Тестовые экспертные системы в управлении и бизнесе» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.