Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Профиль | Общая психология и психология личности |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Консультации | 40 | 40 | 40 | 40 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.
1.1. | Курс направлен на формирование цифровой культуры в области прикладной тестологии для решения задач, связанных с измерением и прогнозированием в управлении и бизнесе. Курс ориентирован на базовые компетентности в области компьютерного софтинга с применением экспертных систем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен проводить оценку эффективности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствования консультативной и диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся |
ПК-4 | Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-2.1. Дает общую характеристику психологического исследования; знает теоретико- методологические основы современного психологического исследования, характеристики основных методов психологии. ПК-4.1. Знает основные закономерности и факты проявления индивидуальности человека, а также индивидуальных особенностей отдельных людей в сферах воспитания, обучения, производства, организации и регуляции человеческих взаимоотношений, основы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-2.2. Соотносит возможности применения различных методов психологии с необходимостью решения той или иной задачи профессиональной деятельности; составлять программу психологического исследования на основе применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научно- практических областях психологии; оценивать проведенные или планируемые исследования ПК-4.2. На основе исследования индивидуально- психологических особенностей человека, разрабатывает рекомендации по их учету в трудовой, учебной, спортивной, коммуникативной деятельности личности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-2.3.Использует элементарные приемы реализации тех или иных схем психологического исследования; основные методы диагностики, развития психической сферы индивидов, в т. ч. в рамках групповой деятельности. ПК-4.3. Владеет приемами анализа проблем человека социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях, способами реализации программ профилактической и психокоррекционн ой работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Прикладной статус инженерной психологии. | ||||||
1.1. | Проблемы использования математики и компьютерного софта в психологии. | Лекции | 6 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
1.2. | Развитие инжиниринга в тестологии и психометрике | Лекции | 6 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
1.3. | Экспертные системы в психологии и когнитивных науках. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
Раздел 2. Анализ обратной связи: когнитивная теория и инженерия. | ||||||
2.1. | Понятие «обратной связи». Когнитивные и инженерные науки в изучении обратной связи. | Лекции | 6 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
2.2. | Вычислительная парадигма в когнитивном анализе. Идеи «новой арифметики» (теория нечеткой логики, мягких вычислений, вербальных вычислений и представлений). | Лекции | 6 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Теория и методы измерения ментального отклика. | Лекции | 6 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
Раздел 3. Новые методы обработки информации в психологии | ||||||
3.1. | Задачи и методы измерения и прогнозирования в психологии | Лекции | 6 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
3.2. | Измерение комплиментарности, партиципации и других эффектов группового поведения и взаимодействия | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
3.3. | Исследования скрытой социальной когниции и мотивации. | Лабораторные | 6 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
3.4. | Исследования потребительских ожиданий и прогноз поведения. | Лабораторные | 6 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
3.5. | Исследования схем принятия решений. | Лабораторные | 6 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
3.6. | Исследования ментального отклика и ментальных рисков. | Лабораторные | 6 | 1 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
Раздел 4. Компьютерные системы для диагностики, анализа и прогнозирования. | ||||||
4.1. | Проблемно-ориентированные системы в психологии | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
4.2. | Прецедентные системы. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
4.3. | Системы семантического моделирования | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
4.4. | Тестовые экспертные системы. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 5. Экспертные системы в психологии: области приложений. | ||||||
5.1. | Концепция «извлечения экспертных знаний» в инженерной психологии. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
5.2. | Тестовые экспертные системы в маркетинге и рекламе. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
5.3. | Тестовые экспертные системы в маркетинге и рекламе. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
5.4. | Тестовые экспертные системы в менеджменте и управлении персоналом. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
5.5. | Тестовые экспертные системы в менеджменте и управлении персоналом. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
5.6. | Экспертные системы в спортивной психологии. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
5.7. | Экспертные системы в спортивной психологии. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
5.8. | Экспертные системы в педагогике и образовании. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л1.2 |
5.9. | Экспертные системы в педагогике и образовании. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л1.2 |
5.10. | Тестовые экспертные системы анализа языка и речи. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
5.11. | Тестовые экспертные системы анализа языка и речи. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
5.12. | Консультации | Консультации | 6 | 40 | ПК-2, ПК-4 | Л3.3, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен проводить оценку эффективности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствования консультативной и диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Аналоговая модель — а) не выглядит как реальная система, но повторяет ее поведение.+ б) воспроизводит простой «снимок» (или «слепок») ситуации. в) используются для оценки сценариев, которые меняются во времени. г) является физической копией системы, обычно в отличном от оригинала масштабе 2. Системы интерпретации: а) включают прогнозирование погоды, демографические предсказания, экономическое прогнозирование, оценки урожайности, а также военное, маркетинговое и финансовое прогнозирование б) выявляют описания ситуации из наблюдений.+ в) специализируются на задачах планирования, например, такой как автоматическое программирование. г) сравнивают наблюдения поведения системы со стандартами, которые представляются определяющими для достижения цели. 3. Динамическая математическая модель: а) упрощенное представление или абстракция действительности. б) используется для оценки сценариев, которые меняются во времени.+ в) является физической копией системы, обычно в отличном от оригинала масштабе г) воспроизводит простой «снимок» (или «слепок») ситуации. 4. Системы предсказания: а) сравнивают наблюдения поведения системы со стандартами, которые представляются определяющими для достижения цели б) включают прогнозирование погоды, демографические предсказания, экономическое прогнозирование, оценки урожайности, а также военное, маркетинговое и финансовое прогнозирование.+ в) специализируются на задачах планирования, например, такой как автоматическое программирование. г) выявляют описания ситуации из наблюдений. 5. Основные категории моделей для различных ситуаций принятия решений: а) Имитационное моделирование б) Визуальное моделирование и имитация в) Оптимизация с использованием математического программирования г) Эвристическое программирование д) все перечисленное+ 6. Интеллектуальный анализ данных или Data Mining: а) информация, которая организована и проанализирована с целью сделать ее понятной и применимой для решения задачи или принятия решений. б) оперативная обработка транзакций в) термин, используемый для описания открытия знаний в базах данных, выделения знаний, изыскания данных, исследования данных, обработки образцов данных, очистки и сбора данных; здесь же подразумевается сопутствующее ПО.+ г) оперативная обработка транзакций 7. Статическая математическая модель: а) упрощенное представление или абстракция действительности. б) используются для оценки сценариев, которые меняются во времени. в) является физической копией системы, обычно в отличном от оригинала масштабе. г) воспроизводит простой «снимок» (или «слепок») ситуации.+ 8. Модельный процессор обычно реализует следующие действия: а) подтверждение и интерпретация инструкций моделирования, поступающих от диалогового компонента системы и проведение их в систему управления моделями б) интеграция модели, т.е. совмещение операций нескольких моделей, когда это необходимо в) исполнение модели, т.е. процесс управления текущим прогоном или реализацией модели г) все перечисленные+ 9. Инженерия знаний представляет собой: а) совокупность моделей, методов и технических приемов, нацеленных на создание систем, которые предназначены для решения проблем с использованием знаний.+ б) обеспечить создание единых инструментальных (языковых) средств, успешно и эффективно реализующих методы доступа к информации и обработки ее, типичные и для искусственного интеллекта и для технологии баз данных, и не зависящие от того, где эта информация размещается. в) ряд средств, представленных в основном в технологии баз данных, но приспособленных к требованиям СУБЗ г) методологию ЭС, которая охватывает методы добычи, анализа и выражения в правилах знаний экспертов. 10. База знаний: а) обширное, специфическое знание для решения задачи, извлеченное из обучения, чтения и опыта. б) знания, необходимые для понимания, формулирования и решения задач.+ в) система, которая использует человеческие знания, встраиваемые в компьютер, для решения задач, которые обычно требуют человеческой экспертизы. г) минимальные структуры информации, не¬обходимые для представления класса объектов, явлений или процессов КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется сглаживание противоречия между оппонентами с участием третьей стороны (посредника)? Ответ: урегулирование конфликта 2. Влияние или способность лидера побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей – это________ Ответ: авторитет 3.Назовите подход, целью которого является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей к построению и управлению фирмой: Ответ: поведенческий 4.Укажите название признака коллектива, критерия его сформированности, определяющего степень его зрелости и нравственного здоровья Ответ: морально-психологический климат 5. Как называется процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов? Ответ: социальное взаимодействие 6. Свойство личности, которое характеризует динамические особенности психики человека, т.е. темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов (но не их содержание) – это _________ Ответ: темперамент 7. Диапазон командных полномочий менеджера, в пределах которого ведомый готов согласиться с решением, принятым менеджером — это ___________ Ответ: зона восприятия 8.Как называется индивидуальная характеристика управленческой деятельности менеджера? Ответ: стиль управления 9. Целенаправленное влияние на людей (ведомых) для того, чтобы объединить их усилия ради достижения цели, которую все они считают желательной - это Ответ: лидерство 10. Дайте определение совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения Ответ: характер 11. Для чего предназначены экспертные системы? Ответ: для обработки знаний 12. Что отражают информационные потоки? Ответ: маршруты движения информации 13.Что такое коэффициент доверия ? Ответ: число , которое означает вероятность или степень уверенности 14. Какие связи соединяют элементы в единый объект и предназначены для выражения структуры объекта? Ответ: внутренние связи 15. Кто определяет знания ( данные и правила) , характеризующие проблемную область , обеспечивает полноту и правильность введенных в экспертную систему знаний? Ответ: эксперт 16. Как называются динамические экспертные системы, основанные на интеграции разнородных источников знаний ? Ответ: мультиагентные системы ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Цель интеграции для разработчиков интеллектуальных систем: а) обеспечить создание единых инструментальных (языковых) средств, успешно и эффективно реализующих методы доступа к информации и обработки ее, типичные и для искусственного интеллекта и для технологии баз данных, и не зависящие от того, где эта информация размещается.+ б) обеспечить ряд средств, представленных в основном в технологии баз данных, но приспособленных к требованиям СУБЗ. в) совокупность моделей, методов и технических приемов, нацеленных на создание систем, которые предназначены для решения проблем с использованием знаний г) методология ЭС, которая охватывает методы добычи, анализа и выражения в правилах знаний экспертов. 2. Физическая модель — а) используются для оценки сценариев, которые меняются во времени. б) упрощенное представление или абстракция действительности в) воспроизводит простой «снимок» (или «слепок») ситуации. г) наименее абстрактная модель — является физической копией системы, обычно в отличном от оригинала масштабе.+ 3. Модель — а) воспроизводит простой «снимок» (или «слепок») ситуации. б) упрощенное представление или абстракция действительности.+ в) используются для оценки сценариев, которые меняются во времени. г) наименее абстрактная модель — является физической копией системы, обычно в отличном от оригинала масштабе 4. Цель интеграции для администраторов БЗ: а) обеспечить создание единых инструментальных (языковых) средств, успешно и эффективно реализующих методы доступа к информации и обработки ее, типичные и для искусственного интеллекта и для технологии баз данных, и не зависящие от того, где эта информация размещается. б) обеспечить ряд средств, представленных в основном в технологии баз данных, но приспособленных к требованиям СУБЗ.+ в) совокупность моделей, методов и технических приемов, нацеленных на создание систем, которые предназначены для решения проблем с использованием знаний г) методология ЭС, которая охватывает методы добычи, анализа и выражения в правилах знаний экспертов. 5. OLAP — Online Analytical Processing: а) оперативная аналитическая обработка+ б) оперативная обработка транзакций в) термин, используемый для описания открытия знаний в базах данных, выделения знаний, изыскания данных, исследования данных, обработки образцов данных, очистки и сбора данных; здесь же подразумевается сопутствующее ПО г) информация, которая организована и проанализирована с целью сделать ее понятной и применимой для решения задачи или принятия решений. 6. Системы диагностики: а) выявляют описания ситуации из наблюдений. б) включают диагностику в медицине, электронике, механике и программном обеспечении.+ в) сравнивают наблюдения поведения системы со стандартами, которые представляются определяющими для достижения цели г) специализируются на задачах планирования, например, такой как автоматическое программирование. 7. Экспертиза: а) минимальные структуры информации, необходимые для представления класса объектов, явлений или процессов б) обширное, специфическое знание для решения задачи, извлеченное из обучения, чтения и опыта.+ в) знания, необходимые для понимания, формулирования и решения задач. г) система, которая использует человеческие знания, встраиваемые в компьютер, для решения задач, которые обычно требуют человеческой экспертизы. 8.Экспертная система: а) минимальные структуры информации, необходимые для представления класса объектов, явлений или процессов б) обширное, специфическое знание для решения задачи, извлеченное из обучения, чтения и опыта. в) знания, необходимые для понимания, формулирования и решения задач. г) система, которая использует человеческие знания, встраиваемые в компьютер, для решения задач, которые обычно требуют человеческой экспертизы. 9.Какое значение имеет экспертная оценка в управлении персоналом? a) Оценить результаты работы сотрудников и определить области для улучшения+ б) Определить соответствующие компенсации и льготы для сотрудников в) Для оценки эффективности программ обучения и инициатив в области развития г) Все вышеперечисленное 10. Структурированная задача – это задача, в которой: a) Известны все элементы и взаимосвязи между ними;+ б) Невозможно выделить взаимосвязи между элементами; в) Известно функциональное назначение всех ее элементов; г) Обрабатываются и преобразуются данные о каком-либо объекте КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Для чего могут быть использованы в психологии и когнитивных науках экспертные системы? Ответ: для анализа и интерпретации данных 2.Что такое когнитивная психология? Ответ: направление психологии, которое исследует познавательные процессы 3. Выводы когнитивной психологии активно используются при … Ответ: построении систем искусственного интеллекта 4. Что такое «оперативная память»? Ответ: способность «удерживать в уме» небольшие фрагменты информации 5. Что такое «метакогнитивные процессы»? Ответ: знания человека о своей познавательной системе и умение управлять ею 6. Чем являются саккады, по которым когнитивисты изучают процесс чтения? Ответ: движения глаз 7. К какому понятию относится определение: “Мера вероятности пребывания системы в данном состоянии”? Ответ: энтропия 8. Взаимная связь, взаимозависимость, соотношение предметов или понятий — это ________ Ответ: корреляция 9. Определение: “Характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени” — относится к понятию: Ответ: работоспособность 10. Какое направление психологии изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой? Ответ: инженерная психология 11. Как называется напряжение, вызванное необходимостью частых переключений внимания в неожиданных направлениях? Ответ: политония 12.Назовите основное преимущество техники: Ответ: стабильность выполнения однообразных действий 13. Как можно повысить надежность человека в экстремальных условиях? Ответ: путем профессионального психологического отбора 14. Как называется целостное единство компонентов, определяющих закономерности циркуляции информации в системе? Ответ: коммуникативная структура 15. Определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, руководящая идея для их освещения – это ___________ Ответ: концепция КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к зачету 1. Проблемы использования математики и компьютерного софта в психологии. 2. Развитие инжиниринга в тестологии и психометрике. 3. Экспертные системы в психологии и когнитивных науках. 4. Когнитивные и инженерные науки в изучении обратной связи. 5. Вычислительная парадигма в когнитивном анализе. 6. Идеи «новой арифметики» (нечеткой логики, мягких вычислений, вербальных вычислений и представлений). 7. Теория и методы измерения ментального отклика. 8. Задачи и методы измерения и прогнозирования в психологии. 9. Измерение эффектов группового поведения и взаимодействия. 10. Исследования скрытой социальной когниции и мотивации. 11. Исследования потребительских ожиданий и поведения. 12. Исследования схем принятия решений. 13. Исследования ментального отклика и ментальных рисков. 14. Проблемно-ориентированные системы в психологии. 15. Прецедентные системы. 16. Системы семантического анализа и моделирования. 17. Тестовые и экспертные системы. 18. Системы оценки и принятия решений. 19. Концепция «извлечения экспертных знаний» в инженерной психологии. 20. Экспертные системы в маркетинге. 21. Экспертные системы в рекламе. 22. Экспертные системы в инновационном менеджменте. 23. Экспертные системы в спортивной психологии. 24. Экспертные системы в педагогике и образовании. 25. Экспертные системы анализа языка и речи. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Станкевич, Л. А. | Интеллектуальные системы и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/76803B26-53CE-4A3F-8311-93B0E8340C6B |
Л1.2 | Загорулько, Ю. А. | Искусственный интеллект. Инженерия знаний : учеб. пособие для вузов | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/3276B4D4-A6AE-4996-8A2D-986F8A3C4CA6 |
Л1.3 | Гасанов, Э. Э. | Интеллектуальные системы. Теория хранения и поиска информации : учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/35674954-F426-48AD-BCFA-AE66941B0251 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Болотова, Л. С. | Системы поддержки принятия решений в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/C90DDED3-403C-4BD2-9DBF-CB02D82E39AF |
Л2.2 | Маслак, А. А. | Теория и практика измерения латентных переменных в образовании : монография | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/7A5BDE15-AE64-4648-9A31-B515BF15A37A |
Л2.3 | В. Г. Халин | Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/377F62B1-1901-42C4-BE63-AA4E9A8EAEFB |
Л2.4 | Болотова, Л. С. | Системы поддержки принятия решений в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/95EA8519-7EAA-40E4-BE76-7E54E460DA29 |
Л2.5 | Кравченко, Т. К. | Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/27131BA4-DD20-48BA-B309-C1223F080912 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Янова Н.Г. | Психометрика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-метод.пособие (электронный ресурс) | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Янова Н.Г. | Психодиагностика: учеб. программа и методические рекомендации: электронный ресурс | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л3.3 | Янова н.Г. | Измерение и прогнозирование в психологии: учеб.-метод. пособие | Азбука, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Место прецедентных экспертных систем в общей структуре инновационного менеджмента | www.begin.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно 7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно 1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно 1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/ Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Тестовые экспертные системы в управлении и бизнесе» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю. |