МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по урегулированию конфликтов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Фишер Ю.А.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по урегулированию конфликтов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов знания, умения и навыки в области современных технологий урегулирования конфликтов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования
ОПК-5 Способен выполнять организационную и техническую работу в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.1. Знает принципы, методы организационной и технической работы в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера в сфере профессиональной деятельности
ОПК-4.1. Знает основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.2. Умеет выполнять организационную и техническую работу в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера в сфере профессиональной деятельности
ОПК-4.2. Умеет применять основные формы психологического вмешательства разного характера реализации в индивидуальном и групповом формате для решения задач в сфере профессиональной деятельности, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5.3. Владеет методиками и приемами организационной и технической работы в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера в сфере профессиональной деятельности: в контексте конкретного случая, ставит цель, выдвигает задачи, подбирает психотехнические средства, определяет их последовательность, устанавливает временной диапазон, необходимый для достижения цели, анализирует полученные результаты реализации программы, дает рекомендации, выносит заключение, адекватно случаю и задачам.
ОПК-4.3. Владеет основными формами психологической помощи и инструментами психологического воздействия (методами профилактики, коррекции, развития, реабилитации) для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, групп населения, организаций и при организации инклюзивного образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Общая теория урегулирования конфликтов
1.1. Основные подходы к определению понятия и обоснованию базовых принципов урегулирования конфликта Лекции 3 2 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Основные подходы к определению понятия и обоснованию базовых принципов урегулирования конфликта Практические 3 1 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Основные подходы к определению понятия и обоснованию базовых принципов урегулирования конфликта Сам. работа 3 8 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Место и роль урегулирования в системе управления конфликтом Практические 3 1 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Место и роль урегулирования в системе управления конфликтом Сам. работа 3 8 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Основные виды урегулирования конфликтов и технологии применения
2.1. История возникновения и особенности развития технологии арбитража Лекции 3 2 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. История возникновения и особенности развития технологии арбитража Практические 3 1 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. История возникновения и особенности развития технологии арбитража Сам. работа 3 10 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Специфика применения арбитража во внесудебном урегулировании конфликтов Практические 3 1 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Специфика применения арбитража во внесудебном урегулировании конфликтов Сам. работа 3 12 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Особенности возникновения и развития конфликтологического консультирования Практические 3 1 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Особенности возникновения и развития конфликтологического консультирования Сам. работа 3 16 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Содержание технологии конфликтологического консультирования и принципы ее применения в урегулировании конфликта Практические 3 2 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Содержание технологии конфликтологического консультирования и принципы ее применения в урегулировании конфликта Сам. работа 3 4 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Исторический подход к осмыслению сущности посредничества Лекции 3 2 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Исторический подход к осмыслению сущности посредничества Сам. работа 3 6 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Специфика практики применения посредничества в урегулировании конфликтов Практические 3 2 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.13. Специфика практики применения посредничества в урегулировании конфликтов Сам. работа 3 2 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.14. Особенности выбора посредника и нравственные основы его деятельности в урегулировании конфликта Лекции 3 2 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.15. Особенности выбора посредника и нравственные основы его деятельности в урегулировании конфликта Сам. работа 3 4 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.16. Современная технология медиации: принципы реализации и этапы проведения Лекции 3 2 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.17. Современная технология медиации: принципы реализации и этапы проведения Практические 3 4 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.18. Современная технология медиации: принципы реализации и этапы проведения Сам. работа 3 6 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.19. Специфика переговоров в практике урегулирования конфликтов Практические 3 1 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.20. Специфика переговоров в практике урегулирования конфликтов Сам. работа 3 4 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.21. Этапы и принципы переговорного процесса в ситуации конфликта Практические 3 2 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.22. Этапы и принципы переговорного процесса в ситуации конфликта Сам. работа 3 2 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Предконфликтная ситуация – это:
1) нарастание социальной напряженности между оппонентами – потенциальными участниками конфликта из-за возникших противоречий;
2) использование угрозы как способа воздействия на оппонента при проведении переговоров;
3) действие, которое направлено против кого-либо другого.

Правильный ответ: 1

2. Стимулирование конфликта предполагает:
1) целенаправленные действия субъекта управления, направленные на возникновение конструктивного конфликта;
2) умышленный срыв рабочего процесса в виде отказа или ненадлежащего исполнения своих обязанностей;
3) настойчивую борьбу за свои интересы, противоречащие другим.

Правильный ответ: 1

3. Предупреждение конфликта представляет собой:
1) наказание противодействующих оппонентов за участие в конфликте;
2) мирное урегулирование возникших противоречий до начала открытого конфликта.
3) действия управленца по недопущению и нейтрализации факторов возникновения конфликта.

Правильный ответ: 3

4. К этапам конфликта относятся:
1) возникновение противоречий, этап попыток снижения напряженности,
2) предконфликтная ситуация; открытый конфликт с инцидентом, эскалацией и завершением; послеконфликтный период;
3) нарастание противоречий, разрешение конфликта;
4) инцидент, эскалация, примирение.

Правильный ответ: 2

5. Компромисс невозможен в конфликте:
1) ценностей;
2) интересов;
3) ресурсов.

Правильный ответ: 1

6. Поднятие уровня взаимной осведомленности сторон – это функция конфликта:
1) информационная;
2) профилактическая;
3) сигнальная.

Правильный ответ: 1

7. Что такое толерантность?
1) рост недовольства, отрицательной психологической напряженности и деструктивных социальных связей;
2) отсутствие или довольно незначительная реакция сторон на конфликтогенный фактор;
3) недобросовестное использование открытой информации.

Правильный ответ: 2

8. Что представляет собой авторитет?
1) признание со стороны других людей влияния и значимости кого-либо;
2) субъект, который отличается особенно активными действиями;
3) человек, для которого интересы других выше собственных.

Правильный ответ: 1

9. Разрыв отношений как знак протеста против поведения оппонента называется:
1) блефом;
2) бунтом.
3) бойкотом.

Правильный ответ: 3

10. Публичное высказывание мнений и обсуждение ключевых тезисов – это:
1) дебаты;
2) беседа;
3) декларация.

Правильный ответ: 1


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Отлично»: верно выполнено 85-100% заданий;
«Хорошо»: верно выполнено 70-84% заданий;
«Удовлетворительно»: верно выполнено 51-69% заданий;
«Неудовлетворительно»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает?
Ответ: демонстративный.

2. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к…?:
Ответ: обмену информацией.

3. Наиболее распространенными и острыми конфликтами духовной среды являются?
Ответ: религиозные конфликты; идеологические конфликты; конфликты в сфере искусства.

4. Подстрекатель - это?
Ответ: лицо, которое подталкивает других участников к конфликту.

5. Какая стратегия конфликтного поведения состоит в отказе от участия в конфликте с сохранением имеющихся противоречий?
Ответ: избегание.

6. По способам разрешения конфликты бывают?
Ответ: компромиссные, кооперативные, разрушительные.

7. Особым типом конфликта, целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам называется?
Ответ: конкуренция.

8. Особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере – это?
Ответ: социальные конфликты.

9. Конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления – это?
Ответ: конфликты в сфере управления.

10. Конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации – это?
Ответ: глобальные конфликты.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: способен выполнять организационную и техническую работу в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Замораживание конфликта предполагает:
1) изучение возникших противоречий для определения их причин и прогнозирования;
2) его отсрочку с сохранением имеющихся противоречий;
3) запрет управляющего субъекта на участие в конфликте во имя общих интересов.

Правильный ответ: 2

2. Противоречия между равными по положению субъектами – это конфликт:
1) горизонтальный;
2) межгрупповой;
3) политический.

Правильный ответ: 1

3. Человека, который не адаптировался к социальным ценностям и условиям вплоть до полного их отрицания, называют:
1) маргиналом;
2) еретиком;
3) медиатором.

Правильный ответ: 1

4. Возмездное поведение, адекватное причиненному вреду, - это:
1) месть;
2) насилие;
3) моббинг.

Правильный ответ: 1

5. Переговоры как способ разрешения конфликта представляют собой:
1) обращение за помощью третьей стороны;
2) выдвижение своих требований каждой из сторон с одновременной готовностью к компромиссу;
3) обязательства, данные участниками конфликта, по восстановлению мирных отношений.

Правильный ответ: 2

6. Использование в процессе проведения переговоров разных приемов давления, включая угрозы, – это:
1) прессинг;
2) месть;
3) манипуляция.

Правильный ответ: 1

7. Ренегат представляет собой человека, который:
1) имеет завышенный уровень притязаний;
2) выполняет функции посредника в урегулировании конфликтной ситуации.
3) после возникновения конфликта со своей группой, вышел из нее и стал вести борьбу извне.

Правильный ответ: 3

8. Ультиматум – это:
1) безапелляционное требование одной стороны конфликта к другой с угрозой применения радикальных мер разрешения спора при неисполнении этого требования;
2) форма насилия, которой присущи особая жестокость и устрашение во имя достижения своих целей;
3) готовность воспринимать будущие события максимально объективно.

Правильный ответ: 1

9. Профессиональный посредник называется:
1) суггестором;
2) медиатором;
3) коллегой.

Правильный ответ: 2

10. Классически выделяют три варианта посредничества (исключить лишнее):
1) дизъюнктивный;
2) конъюктивный;
3) субъективный;
4) смешанный.

Правильный ответ: 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Отлично»: верно выполнено 85-100% заданий;
«Хорошо»: верно выполнено 70-84% заданий;
«Удовлетворительно»: верно выполнено 51-69% заданий;
«Неудовлетворительно»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. К какой тактике относится прием «закрытая дверь»?
Ответ: тактика выжимания уступок.

2. Одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов является?
Ответ: переговорный процесс.

3. Поддержание сотрудничества как форма предупреждения конфликтов представляет собой деятельность?
Ответ: по укреплению нейтральных или дружеских взаимоотношений.

4. Вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, называется?
Ответ: манипуляция.

5. На какой фазе конфликта возможности разрешения конфликта самые высокие?
Ответ: начальная фаза.

6. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал?
Ответ: Ч. Освуд.

7. Метод относящийся к группе методов управлениями конфликтами?
Ответ: метод картографии.

8. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В.Линкольну связан с такими формами их проявления как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.)?
Ответ: ценностные факторы.

9. Заблаговременная подготовка возможного отступления на подготовленные позиции — это?
Ответ: рефлексивная защита.

10. Забастовочный комитет можно определить, как?
Ответ: организатор конфликта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Студент на зачете отвечает на 1 теоретический вопрос и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 30 минут.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Конфликт как объект управления: признаки и структурные составляющие конфликта.
2. Конфликт как объект управления: причины и функции конфликтов.
3. Конфликт как объект управления: динамика конфликтов.
4. Конфликт как объект управления: стратегии поведения в конфликте.
5. Понятие управления конфликтом.
6. Основные элементы управления конфликтом.
7. Урегулирование как элемент управления конфликтом.
8. Завершение конфликта: формы, условия, факторы
9. Основные этапы и способы завершения конфликта
10. Роль третьей стороны в завершении конфликта
11. Специфика арбитража как технологии урегулирования конфликтов
12. Основные типы арбитража
13. Конфликтологический арбитраж: понятие, основные формы
14. Общая характеристика Третейских судов в РФ
15. Принципы работы Третейских судов в РФ
16. Требования к арбитрам в третейском разбирательстве
17. Арбитражное разрешение споров в Китае
18. Третейское разбирательство в США
19. Третейское разбирательство в Германии
20. Основные принципы и этапы проведения арбитражного разбирательства
21. Принятия арбитражного решения
22. Приведение в исполнение и обжалование арбитражного решения
23. Правовая природа международного коммерческого арбитража
24. Основные виды международного коммерческого арбитража
25. Преимущества и недостатки международного коммерческого арбитража.
26. Общая характеристика конфликтологического консультирования
27. Развитие теории конфликтологического консультирования
28. Принципы конфликтологического консультирования
29. Этапы конфликтологического консультирования
30. Специфика отдельных видов конфликтологического консультирования
31. Роль диагностики конфликта в конфликтологическом консультировании
32. Вербальные техники конфлитологического консультирования
33. Невербальные техники конфлитологического консультирования
34. Требования к консультанту-конфликтологу
35. Консультирование по конфликтам в организации
36. Семейное конфликтологическое консультирование
37. Конфликтологическое консультирование в общеобразовательных учреждениях
38. Сущность переговорного процесса
39. Виды переговоров
40. Функции переговоров
41. Основные этапы переговоров
42. Переговорные стили
43. Психологические механизмы переговорного процесса
44. Тактические приемы проведения переговоров
45. Технология организации переговоров
46. Переговоры в решении трудовых конфликтов
47. Переговоры по разрешению политических конфликтов
48. Переговоры в экстремальных условиях
49. Специфика проведения переговоров с преступниками
50. Условия применения и преимущества медиации
51. Принципы медиации
52. Правовое обеспечение медиации
53. Стадии медиации
54. Тактики успешной медиации
55. Виды медиаторов
56. Функции медиаторов
57. Требования к медиаторам

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1. Выскажите критические суждения об основных технологиях урегулирования конфликтов.
2. Тезисно сформулируйте вступительную речь медиатора.
3. Тезисно сформулируйте вступительную речь конфликтологического консультанта.
4. Составьте повестку дня переговоров.
5. Отреагируйте на высказывание с использованием эхо-техники.
6. Обоснуйте выбор эффективной технологии урегулирования в конкретном конфликте.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено». Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

«Не зачтено». Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
Л2.2 Емельянов, С. М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира»
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Практикум по урегулированию конфликтов» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.