МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование и организация декоративных питомников

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Проектирование и организация декоративных питомников

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знаний по правилам и требованиям проектирования и организации декоративного питомника, освоение студентами вопросов инженерного и агротехнического характера при создании декоративного питомника

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.1 Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры
ПК-3.2 Умеет применять творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.3 Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает правовые основы профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Имеет навыки применения нормативно-правовых актов и формирования специальной документации в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Биоморфологические особенности деревьев и кустарников Лекции 7 8 Л2.2
1.2. Жизненные формы. Онтогенез древесных растений. Группы деревьев и кустарников по интенсивности роста, долговечности, высоте. Практические 7 16 Л2.2
Раздел 2.
2.1. Виды питомников. Структура питомников Лекции 7 8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.2. Виды питомников. Стандарты на посадочный материал. Структура питомников. Отделы, виды производственных площадей. Практические 7 16 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.3. Внедрение современных технологических методов в проектирование питомников Сам. работа 7 20 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.4. Подготовка к зачету Сам. работа 7 20 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Проектирование декоративного питомника
3.1. Агротехнические приемы в питомнике. Отделы питомника. Лекции 7 8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Организационно-хозяйственный план питомника. Практические 7 16 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.3. Организационно-хозяйственный план питомника. Состав проектных материалов Общая организация территории питомника. Местоположение питомника Технологические карты выращивания растений Сам. работа 7 20 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.4. Подготовка к экзамену Сам. работа 7 21 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций

Пример практического задания.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. Разработка ассортимента декоративных деревьев и кустарников для конкретных условий
Работа по подбору ассортимента древесных и кустарниковых растетний, выращиваемых в проектируемом питомнике, направлена на выполнение целого ряда исследований, позволяющих всесторонне обосновать этот выбор с учетом экономической и экологической целесообразности такого подбора.
Каждый из анализируемых вопросов раздела должен сопровождаться соответствующими иллюстрациями (диаграммами, гистограмммами, графиками) и содержать обоснованные выводы.
Результаты проведенных исследований оформляются в программе PowerPoint.
Раздел «Обоснование проектируемого ассортимента» включает следующие вопросы:
оценка состояния зеленых насаждений города;
факторы, влияющие на состояние древесной растительности.


1. Что понимают под лесовосстановлением в лесокультурном деле?
А) Создание лесных культур на площадях, ранее занимавшихся лесом
В) Создание лесных культур на площадях, ранее никогда не занимавшихся лесом
С) Создание лесных культур в открытом и межколочной степи
D) Создание лесных культур на любых лесокультурных площадях
Е) Создание лесных культур на пустырях.

2. За сколько лет до рубки спелого леса создают предварительные культуры дуба?
А) За 1-3 года
В)За 4-5 месяцев
С) За 3-10 лет
D)За 11-15 лет
Е)За один класс возраста

3. Каким способом определяют жизнеспособность семян?
А) просвечиванием
B)взрезыванием
C)проращиванием
D) окрашиванием
E) очисткой

4. Какие показатели положены в основу классификации типов условий местопроизрастания Алексеева - Погребняка?
А) Плодородие и влажность почвы ;
В) Климат и влажность почвы;
С) Лесообразующая порода и влажность почвы ;
D Климат и плодородие почвы;
Е) Лесообразующая порода и плодородие почвы.

5. Что понимают под густотой лесных культур?
А) Среднее количество посадочных или посевных мест, приходящихся на 100 метров;
В) Число посаженных на 1 га растений;
С) Число высеянных семян на 1 га;
D) Среднее расстояние между высаженными растениями;
Е) Число площадок на 1 га.

6. Каким считается лесной питомник, если его общая площадь составляет Юга?
А) крупным
B) постоянным
C)мелким
D)временным
Е) средним

8. Кто обслуживает лесопосадочный агрегат, состоящий из четырех лесопосадочных машин СЛН-1 на тяге трактора ДТ-75?
А) Тракторист, восемь сажальщиков, четыре оправщика, два заправщика;
В) Звеньевой, тракторист, восемь сажальщиков, четыре оправщика, два
заправщика;
С) Тракторист, четыре сажальщика, четыре оправщика, два заправщика;
D) Тракторист, четыре сажальщика, два оправщика, один заправщик;
Е) Тракторист, восемь сажальщиков, два оправщика, один заправщик;

9. Что такое корнесобственный посадочный материал?
А) черенки привитые за кору
В) саженцы размноженные прививкой
C) подвойный материал
D) саженцы с собственными корнями
Е) окулировка спящей почкой

10. Какой из участков следует осваивать лесными культурами в первую
очередь?
А) Пустыри
В) Ровный участок многолетней залежи;
С) Открытая целинная степь;
D) Вырубка 5-летней даности;
E) Свежая гарь;

11 К какой лесокультурной площади следует применить комбинированный метод лесовозобновления?
А) Недостаточно возобновившаяся вырубка;
В) Прогалина в лесу на горном склоне в 15;
С) Площадь, вышедшая из-под сельхозпользования;
D) Невозобновившаяся старая вырубка;
Е) Спелые насаждения осины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Понятие о питомниках и теплично-питомническом комплексе, их мощность и
производственная структура
2. Виды посадочного материала и его использование.
3. Основные пути расширения ассортиментов декоративных растений
4. Основной, дополнительный и ограниченный ассортимент.
5. .Принципы формирования основного, дополнительного и ограниченного
ассортимента
6. Оганизационно - производственный план питомника.
7. Определение потребности в декоративном посадочном материале для озеленения
населенного места с определенными природно-климатическими условиями
8. Расчёт производственных площадей оранжерейно-парникового хозяйства
9. Характеристика любого вида растения складывается из особенностей
а) условий освещённости места произрастания;
б) морфологического строения вегетативных и репродуктивных
органов;
в) роста и развития, цветения, опыления;
г) формирования, созревания, распространения плодов, семян и их
прорастания.
10. Способ определения количества посадочного материала, необходимого для
озеленения населенных мест
11. Нормы зеленых насаждений (общего, ограниченного и специального
назначения).
12. Стандарты на декоративные древесные растения.
6
13. Способы и приемы обрезки древесных пород.
14. Древесно-кустарниковые питомники и рассадники
15. Виды питомников.
16. Отделы питомника и их назначение.
17. Питомники декоративных древесных пород
18. Назовите и охарактеризуйте основные хозяйственные части питомника.
19. Основные принципы организации питомника.
20. Принцип разбивки площади питомника на отделы.
21. Дорожная сеть питомника.
22. Подготовка площади питомника.
23. Севооборот. Культурооборот.
24. Основные виды обработки почвы в питомниках.
25. Организационно-хозяйственный план питомника.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. С. Теодоронский, Е. Д. Сабо, В. А. Фролова Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7A60C7CE-D953-4779-9E9B-43223AC53003
Л1.2 В. С. Теодоронский, Е. Д. Сабо, В. А. Фролова Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры : учебник , 2008
Л1.3 Долгова, Л.Н. Управление и организация производства в ландшафтном строительстве : практикум Библиогр, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Кругляк, Е.Н. Перелыгина, А.С. Дарковская Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры: учебное пособие , 2009 biblioclub.ru
Л2.2 О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский, А. П. Вергунов Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: учеб. пособие М. : Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ландшафтный дизайн и архитектура сада www.gardener.ru
Э2 Сады и время http: //www.gardenhistory.ru/
Э3 Курс moodle "" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС «Лань» - http://e.lanbook.com /

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Проектирование и организация декоративного питомника"
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.