МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы исследовательской и проектной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМузыка и Изобразительное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Волкова Н.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Методы исследовательской и проектной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование проектных компетенций; освоение технологии сопровождения индивидуального проекта как образовательного события

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-9.1 Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, подходы их использования в профессиональной деятельности; понимает роль цифровой культуры в информационном обществе и профессиональной деятельности
ОПК-9.2 Умеет анализировать массивы данных с использованием современных программных средств; применять инструменты цифровой культуры в принятии организационно-управленческих решений
ОПК-9.3 Владеет приемами и методами анализа массивов данных; навыками использования информационно-коммуникационных технологий и программных средств в цифровой среде для взаимодействия с обществом, и решения цифровых задач в профессиональной деятельности
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
УК-6.1. Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов
образования в течение всей жизни.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.
УК-1.3. Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-6.2. Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.1. Определяет совокупность взаимосвязанных задач и ресурсное обеспечение, условия достижения поставленной цели, исходя из действующих правовых норм.
УК-2.2. Оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач.
УК-2.3. Использует инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов.
ОПК-9.1. Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-9.2. Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическое проектирование как особая педагогическая деятельность
1.1. Теоретические основы педагогического проектирования Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Логика организации проектной деятельности Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Программирование и планирование хода проекта Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.5. Педагогический проект. Виды педагогических проектов Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.6. Индивидуальные проекты. Предметы проектирования Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.7. Технология педагогического проектирования Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.8. Этап диагностики в проектировании Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.9. Этап проблематизации в проектировании Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.10. Этап концептуализации в проектировании Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Событийный подход в педагогическом проектировании
2.1. Образовательное событие: подходы к определению Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Технология событийного проектирования Лекции 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Обучение проектной деятельности Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Технология проектирования образовательных событий Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Разработка событийного проекта Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.6. ФГОС старшей школы: индивидуальные проекты Практические 2 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.7. Разработка индивидуального проекта (по профилю подготовки) Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Педагогическое сопровождение индивидуальных проектов обучающихся Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Разработка программы педагогического сопровождения индивидуальных проектов обучающихся Сам. работа 2 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Рефлексия индивидуального проекта как образовательного события Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.11. Оформление кейса по результатам разработки индивидуального проекта Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.12. Результаты и оценка индивидуальных проектов в соответствии с требованиями ФГОС общеобразовательной школы Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.13. Разработка экспертной карты Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.14. Требования к участникам педагогического проектирования Сам. работа 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.15. Разработка фрагмента программы проектного обучения Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

1. Системный подход относится к _____________ уровню методологии

2. Выделяют _________________ уровни методологии.

3. Система — это ________________

4. Системный подход - это _________________

5. Методология выполняет функции: _____________

6. Метод исследования - это ______________

7. Гипотеза исследования - это _______________

8. Методология – это ________________

9. Методология педагогической науки определяется как ______________

10. Предметом исследования называется _________________

11. Предмет исследования _____________, чем объект исследования

12. Эмпирические методы научного исследования характеризуются ______________

13. Логика научно-педагогического исследования – это _______________

14. Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности обучения и воспитания человека, является __________ педагогика

15. Пробле́мой называется _______________

16. Проблемной называется ситуация _____________

17. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования: его _________________, а также формирует представления исследователя в процессе решения задачи.

18. ______________ методология содержит совокупность общих принципов и методов познания

19. ______________ методология включает совокупность принципов и методов познания, а также концепций или подходов, действующих в достаточно большой совокупности наук

20. ________________________ методология содержит совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной науке

21. К методологическому аппарату педагогического исследования относятся следующие категории: __________________

22. К теоретическим методам педагогического исследования относятся: _________________

23. К экспериментальным методам педагогического исследования относятся: ______________

24. Основными этапами педагогического эксперимента являются ____________

25. Критериями качяества знаний являются: _______________

26. Методология – система __________________ и ________________ организации и построения ______________ и _________________ деятельности, а также учение об этой системе

27. При ___________ наблюдении наблюдатель входит в ситуацию и фиксирует ее

28. При _____________ наблюдении выделены единицы наблюдения и определена форма фиксации результатов

29. Лабораторный эксперимент - это эксперимент _______________

30. Методом педагогического исследования, который позволяет проверить эффективность выбранной педагогической технологии или методики, относится ________________

Ключ:
1. общенаучному
2. философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический
3. совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, образующих единое целое
4. направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, совокупности взаимодействующих объектов
5. нормативную, регулятивную
6. способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций
7. научное предположение о развитии явлений и процессов в перспективе
8. учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности
9. учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования
10. отношения, аспекты и функции, выделяемые исследователем в объекте для изучения
11. меньше
12. непосредственным изучением наблюдаемых явлений
13. рациональная последовательность основных этапов исследовательского поиска, которая должна привести к истинным результатам
14. общая
15. сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения
16. выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения
17. цели, объекта. предмета, задачи, гипотезе
18. философская
19. общенаучная
20. конкретно-научная
21. тема, актуальность исследования, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования
22. анализ литературы, моделирование, абстрагирование, синтез, обобщение
23. анкетирование и интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестировпание, экспертная оценка
24. констатирующий, формирующий, контрольный
25. прочность, глубина, системность, систематичность, свернутость, развернутость, конкретность, обобщенность, гибкость, оперативность
26. приниципов, способов, теоретической, практической
27. включенном
28. стандартизированном
29. специально-организованный
30. педагогический эксперимент

Критерии оценивания:
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ - 0 баллов
Оценивание теста:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Закрытые (выбор одного варианта ответа)

1. Методологические знания и умения являются предметом деятельности…
А. учителей
В. ученых
С. практиков

2. Ученый, применяя методологические знания, осуществляет…
А. разработку вариативной части учебных программ
В. исследование принципов и способов добывания знаний о педагогической действительности
С. создание учебных, рабочих программ
D. построение учебного процесса в соответствии с собственным пониманием гуманитарных оснований педагогического образования

3. Методология – это…
А. учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности
В. учение о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемых
С. учение о принципах построения, формах и методах процесса обучения

4. Методология педагогической науки определяется как…
А. процесс целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, взглядов, убеждений, способов поведения на основе взаимодействия учителя и ученика в различных видах деятельности
В. учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования
С. область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации процесса обучения

5. Функциями методологии являются…
А. образовательная, воспитательная, развивающая
В. регулятивная, нормативная
С. консультативно-техническая, описательно-объяснительная

6. Объект исследования - это…
А. предполагаемый результат
В. сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения и изучения
С. то, что рассматривается
D. степень разработанности проблемы

7. Предметом исследования являются…
A. научно объясняемые в конкретном исследовании факты
B. материалы исследования
C. задачи исследования
D. отношения, аспекты и функции, выделяемые исследователем в объекте для изучения

8. Задачи опытно-экспериментальной работы - это…
A. проблема исследования
B. научно объясняемые в конкретном исследовании факты
C. методические рекомендации
D. этапы достижения цели
E. материалы исследования

9. Гипотеза – это…
А. совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего и объективно не отражается им
В. часть цели
С. идеальное мысленное предвосхищение результатов исследования
D. предположение, которое с определёнными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию

10. Стихийно-эмпирическое познание характеризуется…
А. деятельностью специальных групп людей
В. фиксированием знаний на основе определённых критериев
С. хаотичным и нецеленаправленным характером

11. Обоснование актуальности исследования дает ответ на вопрос…
A. Что рассматривается?
B. Как это назвать?
C. Кто работал над изучением выделенной проблемы?
D. Почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?
E. Кем могут быть использованы полученные в науке результаты?

12. Формулируя проблему исследования необходимо ответить на вопрос…
A. Зачем необходимо изучать данную проблему?
B. Где будут использованы результаты исследования?
C. Что надо изучать из того, что ранее в науке не было изучено?
D. Кто работал над изучением выделенной проблемы

13. Эмпирические методы научного исследования характеризуются…
A. выявлением сущности изучаемого явления
B. знанием основных параметров исследуемых объектов
C. непосредственным изучением наблюдаемых явлений
D. приведением в систему эмпирического и обобщенного материала с позиций определенного мировоззрения

14. Логика научно-педагогического исследования – это…
A. непосредственное изучение наблюдаемых явлений
B. создание педагогической теории и доведение ее до уровня применения на практике
C. рациональная последовательность основных этапов исследовательского поиска, которая должна привести к истинным результатам
D. теоретический или практический вопрос, требующих разрешения и изучения

15. К эмпирическим методам исследования относятся…
A. анализ и анкетирование
В. моделирование и тестирование
С. наблюдение и эксперимент

Ключ:

1. В
2. В
3. А
4. В
5. В
6. С
8. D
9. D
10.C
11.D
12.C
13.C
14.C
15.C

Критерии оценивания:
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ - 0 баллов
Оценивание теста:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихсяресурсов и ограничений

1. Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов называется ...
1) педагогическое моделирование;
2) педагогическое конструирование;
3) педагогическое проектирование.

2. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом называется ...
1) проект;
2) план;
3) программа.

3. Типы педагогических проектов
1) исследовательский, творческий, игровой;
2) технический, исследовательский, игровой;
3) социальный, исследовательский, творческий.

4. Сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности называется ...
1) методика;
2) деятельность;
3) проектирование.

5. Проектная деятельность – это ...
1) сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности;
2) план с четким определением, цели, мотивов, достижения результатов;
3) предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

6. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы - это ...
1) педагогическое моделирование;
2) педагогическое конструирование;
3) педагогическое проектирование.

7. План – это ...
1) схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей;
2) последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных;
3) предварительный текст какого-нибудь документа, материал.

8. Ставиться цель, определяется актуальность и значимость проекта на этапе ...
1) подготовительном;
2) основном;
3) заключительном.

9. В основной этап проектирования входит ...
1) анализ результатов проекта;
2) подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе;
3) ознакомление детей с художественной литературой, проведение бесед, работа с родителями, проведение занятий, проведение мероприятия.

10. Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия - это ...
1) педагогическое моделирование;
2) педагогическая диагностика;
3) педагогическое конструирование.

11. Педагогика – это ...
1) раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития;
2) наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей;
3) наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.

12. Процесс разработки и реализации проектов, направленных на организацию образовательного процесса и отдельных его видов и направлений - это ...
1) педагогическое проектирование;
2) образовательное проектирование;
3) педагогическое конструирование.

13. Дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений называется ...
1) педагогическое моделирование;
2) педагогическая диагностика;
3) педагогическое конструирование.

14. Последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных, называется ...
1) проект;
2) план;
3) программа.

15. Образовательное проектирование включает в себя ...
1) воспитание и обучение личности;
2) построение методов и технологий;
3) воспитание и развитие учащихся.

Ключ:

1 - 3); 2 – 1); 3 – 1); 4 – 2); 5 – 2); 6 – 1); 7 – 1); 8 – 1); 9 – 3); 10 – 2); 11 – 3); 12 – 2); 13 – 3); 14 – 3); 15 – 1)

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Особая форма активного отношения человека к внешнему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование - это ...
Правильный ответ: деятельность

2. Образ желаемого результата - это ...
Правильный ответ: цель

3. Проблемная ситуация с явно заданной целью - это ...
Правильный ответ: задача

4. Результат - это ...
Правильный ответ: последствие цепочки действий или событий, выраженное качественно или количественно

5. Единица деятельности, целенаправленная преднамеренная активность, осуществляемая субъектом деятельности произвольно - это ...
Правильный ответ: действие

6. Ресурс - это ...
Правильный ответ: источник покрытия нужд, потребностей

7. Причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты - это ...
Правильный ответ: Фактор

8. Отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира - это ...
Правильный ответ: условие

9. Реально существующее в науке познавательное противоречие, способы (методы) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны)- это ...
Правильный ответ: проблемная ситуация

10. Способ теоретического исследования или практического осуществления - это ...
Правильный ответ: метод

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Самопознание субъектом своих внутренних психических актов и состояний называется…
1) установкой
2) эмоцией
3) рефлексией
4) регуляцией
Правильный ответ: 3

2. Оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей называется...
1) интроспекцией
2) рефлексией
3) притязанием
4) самооценкой
Правильный ответ: 4

3. Если причины поступков человек усматривает в независящих от людей обстоятельствах, то ему свойственен __________ локус контроля
1) внешний
2) субъективный
3) внутренний
4) объективный
Правильный ответ: 3

4. В когнитивную составляющую самосознания входят ...
1) управление собой
2) презентация себя
3) знание личности о себе
4) отношение личности к себе
Правильный ответ: 3

5. К показателям способностей человека относят ...
Варианты ответов: (выберите несколько правильных ответов)
1) знания, умения, навыки
2) мотивацию деятельности
3) характерологические черты
4) темп продвижения в области деятельности
Правильный ответ: 4

6. Высшая степень развития способностей называется ...
1) творчеством
2) навыком
3) умением
4) талантом
Правильный ответ: 4

7. Психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами не сводятся к знаниям, умениям,
навыкам, называются ...
1) характером
2) темпераментом
3) способностями
4) мышлением
Правильный ответ: 2

8. Быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший
жизненный смысл – это основная функция внимания ...
1. произвольного
2. послепроизвольного
3. эмпирического
4. непроизвольного
Правильный ответ: 1

9. Возникновение побуждения и постановка цели, борьба мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам ...
Варианты ответов: (выберите один правильный ответ)
1) мыслительного процесса
2) формирования памяти
3) формирования характера
4) волевого процесса
Правильный ответ: 4

10. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется ...
1) сознанием
2) ригидностью
3) волей
4) пластичностью
Правильный ответ: 3

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни - это ...
Правильный ответ: непрерывное образование

2. Тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому - это ...
Правильный ответ: развитие

3. Постоянная работа над собой, совершенствование своей личности, улучшение своих качеств - это ...
Правильный ответ: саморазвитие

4. Технология организации времени и повышения эффективности его использования - это ...
Правильный ответ: таймменеджмент

5. Познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания - это ...
Правильный ответ: субъект

6. Активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным инструментам, в том числе их состояниям, рассматривая их как объект - это ...
Правильный ответ: субъект

7. Образование, при котором знания, умения и навыки приобретаются самостоятельно, без помощи обучающих лиц - это ...
Правильный ответ: самообразование

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ТЕСТОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом:
«зачтено» – верно выполнено 50% и более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ТЕСТОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C77D12F3-14D7-483E-8C87-886ECDB61980
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс МУДЛ
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Построение курса – модульное. В учебном курсе выделены 3 модуля: «Педагогическая деятельность»; «Событийное проектирование и событийное образование»; «Рефлексия в педагогической деятельности».
Освоение курса по выбору «Событийное образование» предполагает использование интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных компетенций магистрантов. Организация модуля «Технологии организации образовательных событий в образовательной практике» предполагает освоение проектирования, как технологию организации совместной деятельности в образовательном событии и кейс-стади, как технологию рефлексии образовательных событий.
Самостоятельная работа предполагает как индивидуальную работу, так и групповую, и включает: проектное задание, рефлексивное задание, письменные работы (кейс, эссе, экспертную карту) подготовку к практическим занятиям.
Инструкция
по организации проектной деятельности (для самостоятельной работы)
1. Предпроектный этап:
б) диагностика ситуации:
Ответы на вопрос (учителей - предметников) – В чём проблемы содержания и организации внеурочной деятельности по вашим предметам??? Примечание: опрос может быть проведён в образовательной организации, на педагогическом форуме учителей-предметников.
Результат процедуры – объект проектной деятельности (организация внеурочной деятельности по предмету)
в) проблематизация (самоопределение в проблемном поле проекта):
- выстраивание "проблемного поля проектной деятельности";
-выбор проблемы для проектной деятельности (т.е. "сортировка" полученных мнений, суждений, высказываний для последующей классификации)
Результат процедуры – выделение в рамках выбранного объекта преобразования предмета проектирования, т.е. конкретизация того, что хотелось бы создать. (предмет проектирования – формы организации внеурочной деятельности по предмету)
г) концептуализация:
- формулирование идеи, замысла проекта;
- формулирование цели проектной деятельности;
д) выбор формата проекта:
- определение формы проекта (квест, ярмарка, рекламное агентство, город Мастеров и т.п.);
2. Этап разработки проекта
а) Оформление текста проекта (форма – таблица взаимодействия педагога и воспитанника)
б) Разработка и оформление текста проекта
в) Сдача электронного текста проекта, рефератов, кейсов преподавателю для проверки до защиты. Примечание: реферат, кейс выполняет каждый обучающийся индивидуально.
г) Защита разработанных проектов (с использованием мультимедийных технологий);
3. Рефлексивный этап/кейс (эссе) «Моё понимание педагогического проектирования»
4. Экспертиза проекта (заполнение экспертной карты)
Алгоритм создания (написания) Кейсов по событийным (индивидуальным) проектам
1.Название кейса
2.Контекст ситуации (10% от общего объёма текста).
3.Описание ситуации личного участия в организации событийного (образовательного) проекта (60 % от общего объёма текста).
4.Аналитический комментарий: формулирование личного понимания проблем содержания и организации событийного проекта, возможных путей решения проблем (15% от общего объёма текста).
5.Аналитическое обобщение: определение понятий и зависимостей, характеризующих особенности событийного проекта и изменения личностной практики образования (15% от общего объёма текста).
Алгоритм написания Эссе по событийным проектам
1. Алгоритм написания Эссе по событийным проектам
1.Особенности написания эссе:
•По объёму – небольшая работа.
•По проявлению индивидуальности – субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему.
•По стилю – образность, афористичность, разговорные интонации и лексика.
•По особенностям композиции – композиция свободная, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений. Связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации – многоточия, приглашающие к размышлению
2.Определение структуры эссе (элементы структуры в % к общему объему работы)
•Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения) /20%
•Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения) /60%
•Заключение (выводы, умозаключения) /20%
3.Определение требований к содержанию эссе
Понимание событийного проектирования
4.Требования, предъявляемые к эссе
1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5.Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6.Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
5.Критерии оценивания эссе:
•Умение обозначить проблему;
•Логичность, связность раскрытия проблемы;
•Наличие собственной позиции, критическое отношение к предложенной теме;
•Соответствие аргументов выбранной теме;
•Обоснованность выводов;
•Внутреннее смысловое единство текста.