МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политические партии и партийные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.полит.н., профессор, Я.Ю. Шашкова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, О.С. Киреева

Рабочая программа дисциплины
Политические партии и партийные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., доцент И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., доцент И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Политические партии и партийные системы" являются формирование научных представлений о политических партиях как одном из бащзовых политических институтов в рамках различных исследовательских подходов; ознакомление с фундаментальными понятиями и проблемами партологии, формирование умений и навыков использования теоретических знаний для анализа политических партий и партийных систем стран и регионов, в практической работе в аппаратах политических партий и общественно-политических организаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Владеет базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
ОПК-4.2 Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-6Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
ОПК-6.1 Знает организационную структуру системы органов государственной власти и управления РФ; международных и внутрироссийских организаций, а также неправительственных структур
ОПК-6.2 Выполняет базовые функции сотрудников младшего звена в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях, СМИ
ОПК-6.3 Знает основы организационной культуры: ценности, нормы, принципы деятельности организаций политической направленности, правила поведения, коммуникации, язык и стиль общения в деловой среде
ОПК-6.4 Составляет официальную документацию различных видов по профилю деятельности (соглашения, договоры, программы визитов и пр.) в соответствии с поставленным заданием
ПК-1Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях
ПК-1.1 Осуществляет планирование, разработку и принятие политико-управленческих решений в органах государственной власти и местном самоуправлении, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений, органах местного самоуправления, международных организациях
ПК-1.2 Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями
ПК-1.3 Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
ПК-1.4 Готовит проекты официальных документов, в том числе соглашений, договоров, аналитические доклады, презентации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1: Владеет базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
ОПК-6.1: Знает организационную структуру системы органов государственной власти и управления РФ; международных и внутрироссийских организаций, а также неправительственных структур
ОПК-6.3: Знает основы организационной культуры: ценности, нормы, принципы деятельности организаций политической направленности, правила поведения, коммуникации, язык и стиль общения в деловой среде
ПК-1.2. Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями.
ПК-1.3. Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2: Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-6.2: Выполняет базовые функции сотрудников младшего звена в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях, СМИ
ПК-1.2. Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями.
ПК-1.3. Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.2: Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-6.2: Выполняет базовые функции сотрудников младшего звена в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях, СМИ
ПК-1.2. Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациями.
ПК-1.3. Организует и проводит мероприятия общественно-политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория политических партий
1.1. Партология как наука Лекции 2 2 ОПК-4.1 Л1.3, Л1.4
1.2. История изучения партий политической наукой Практические 2 4 ОПК-4.1 Л1.3, Л1.4, Л1.2
1.3. Изучение политических партий на Западе Сам. работа 2 10 ОПК-4.1 Л1.3, Л1.4, Л1.2
1.4. Российская теория революционной партии 60-70-х гг. XIX в. Практические 2 2 ОПК-4.1 Л1.4, Л1.2
1.5. Ленинская концепция построения политической партии и ее реализация Практические 2 2 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
1.6. Российская теория политических партий Сам. работа 2 8 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
1.7. Партия как политический институт Лекции 2 4 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
1.8. Типология политических партий Практические 2 2 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
1.9. Теория политических партий М. Дюверже Сам. работа 2 6 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
1.10. Современная теория политических партий Сам. работа 2 11 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
Раздел 2. Партогенез
2.1. Формирование и институционализация политических партий Лекции 2 4 ОПК-6.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.2. Формирование и институционализация политических партий Сам. работа 2 8 ОПК-6.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.3. Партии и демократия Практические 2 2 ОПК-6.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.4. Партийная структура и партийные документы Лекции 2 2 ОПК-6.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.5. Партийная дисциплина Сам. работа 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.3, ОПК-4.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.6. Партийная структура и партийные документы Сам. работа 2 5 ОПК-6.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
Раздел 3. Основные направления деятельности партии
3.1. Партии и выборы Практические 2 2 ОПК-6.2, ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
3.2. Идеологическая деятельность партии Практические 2 2 ОПК-6.2, ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
3.3. Кадровая деятельность партий Практические 2 2 ОПК-6.2, ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
3.4. Партии и государство Лекции 2 2 ОПК-6.2, ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
3.5. Государственно-правовое регулирование деятельности партий Практические 2 2 ОПК-6.2, ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.2
3.6. Основные направления деятельности партии Сам. работа 2 10 ОПК-6.2, ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
Раздел 4. Партийные системы
4.1. Партийные системы Лекции 2 2 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
4.2. Типология партийных систем Лекции 2 2 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
4.3. Особенности партийной системы России на современном этапе Практические 2 2 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Партийные системы Сам. работа 2 6 ОПК-4.1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2
Раздел 5. Общественно-политические движения
5.1. Общественно-политические движения как субъекты политики Лекции 2 2 ОПК-4.1 Л1.3, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1929

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Важнейшей функцией партий при демократическом режиме выступает:
а. критика государственной власти
б. легитимация политической системы
в. защита окружающей среды
г. завоевание власти
Ответ: б.

2. К институциональным факторам развития партий и партийных систем относят:
а. политическую культуру общества
б. форму правления и государственно-территориального устройства
в. социальное расслоение
г. наличие разногласий по ключевым общественным проблемам
Ответ: б.

3. Какая классификация партий некорректна:
а. левые, правые, центристские
б. кадровые, массовые, строго централизованные
в. реакционные, консервативные, реформистские, революционные
г. прагматические и революционные
Ответ: г.

4. Какие из отмеченных признаков присущи всем типам политических партий?
а. партия является разновидностью общественного объединения
б. партия финансируется государством
в. партия имеет своих представителей в органах власти
г. партия так или иначе участвует в борьбе за власть
д. партия имеет общепризнанного лидера
Ответ: а, г.

5. В России первые партии были созданы:
а. революционными народниками 70-х гг. XIX в.
б. марксистам на рубеже XIX-ХХ в.
в. после Манифеста 1905 г.
г. Петром I
Ответ: а.

6. Верны ли следующие утверждения:
А. На рубеже 1980-1990-х гг. новые российские партии создавались на базе групп в КПСС
Б. На рубеже 1980-1990-х гг. новые российские партии создавались под названиями партий, существовавших в начале ХХ в.
а. верно только А
б. верно только Б
в. верны А и Б
г. оба не верны
Ответ: г.

7. Какая из перечисленных российских партий являлась «партией власти»?
а. КПРФ
б. ЛДПР
в. «Наш дом – Россия»
г. Аграрная партия России
Ответ: в.

8. Какое из размежеваний не было выделено в теории С. Липсета и С. Роккана?
а. между городом и селом
б. между государством и церковью
в. между центром и периферией
г. между этатистами и либертарианцами
Ответ: г.

9. Модель партии как иерархичной, централизованной организации, основанной на неравном доступе к информации, среди народников впервые была разработана
М.А. Бакуниным
П.Л. Лавровым
П.Н. Ткачевым
народовольцами
Ответ: а.

10. Органическая теория партий рассматривает их как …
а. результат естественного деления общества на группы
б. одно из политических прав человека
в. правовой институт
г. форму объединения людей в борьбе за власть
Ответ: а.

11. Какой метод партийной работы П.Л. Лавров считал основным?
а. пропаганду
б. агитацию
в. террор
г. акции протеста
Ответ: а.

12. Как называлась первичная организация строго централизованных партий?
а. комитет
б. секция
в. ячейка
г. фракция
Ответ: в.

13. Что М.А. Бакунин понимал под «агитацией действием»?
а. пропаганду
б. индивидуальный террор
в. призывы к революции
г. бунты, поджоги, убийства помещиков
Ответ: г.

14. Кто впервые описал политический процесс как борьбу партий?
а. К. Маркс
б. Н. Макиавелли
в. А. Грамши
г. Т. Гоббс
Ответ: в.

15. Кто является создателем институциональной теории партий?
а. М. Вебер
б. М. Дюверже
в. М. Острогорский
г. С. Липсет
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Перечислите российские партии и движения, известные в новейшей истории России как «партии власти»?
Ответ: «Выбор России», «Наш дом – Россия», «Единство», «Единая Россия».

2. Чем от других типов партий отличалась модель партии «нового типа», разработанная В.И. Лениным?
Ответ: нелегальным характером, нацеленностью на осуществление революции, преобладанием среди членов партии профессиональных политиков-революционеров.

3. С каким процессом связано формирование политических партий?
Ответ: со становление парламентаризма.

4. Какие факторы формирования партий относятся к институциональным?
Ответ: форма правления, форма государственно-территориального устройства, тип избирательной системы, тип политического режима.

5. Какие факторы формирования партий относятся к социокультурным?
Ответ: наличие в обществе размежеваний интересов, идеологический плюрализм, социальная структура, тип политической культуры.

6. Что в современном правовом подходе чаще всего понимают под институционализацией партий?
Ответ: принятие специальных законов о партиях.

7. Что такое конституционализация партий?
Ответ: закрепление в конституции страны статуса партий в политической системе, а также вариативно – типа партийной системы.

8. Перечислите классические признаки политической партии.
Ответ: борьба за государственную власть, наличие четкой организационной структуры, разработка программных и уставных норм, регулирующих деятельность, стремление к массовой поддержке.

9. Перечислите количественные признаки партии в РФ.
Ответ: партия должна насчитывать не менее 500 членов, иметь региональные отделения более, чем в половине субъектов федерации.

10. Какие функции перестали выполнять партии в современной политике?
Ответ: представительства социальных интересов, формирования общественного мнения, политической социализации.

11. Какую модель описывает определение: "Тип современной демократии, в которой парламенты утратили свое значение в качестве института выражения суверенной воли народа: они лишь ратифицируют решения, принятые партиями парламентского большинства"?
Ответ: партийного государства

12. Какие признаки отличают кадровые партии?
Ответ: ориентация на поддержку известных людей, нефиксированное членство.

13. Какие признаки отличают массовые партии?
Ответ: фиксированное членство, наличие членских взносов, активная пропагандистская работа.

14. Что политологи называют индикаторами кризиса политических партий?
Ответ: уменьшение доверия избирателей к политическим партиям, создание альтернативных форм партий, снижение численности членов в партиях.

15. Отличительными признаками протопартии от партии являются:
Ответ: преобладание идейно-эмоциональной общности членов, меньше структурной и функциональной определённости

16. Система "двух с половиной партий" - это система, в которой …
Ответ: какая-либо третья партия обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести коррективы, порой существенные в электоральные результаты двух основных партий

17. Что выступает условием стабильного существования двухпартийной системы?
Ответ: наличие в обществе влиятельных политических партий, придерживающихся различных взглядов на развитие государства и общества.

18. Какой тип партий в демократическом государстве, длительное время участвующих в формировании и деятельности органов власти, обеспечивает свое функционирование за счет государственных ресурсов?
Ответ: картельные.

19. С каким процессом связано становление и развитие института массовых партий?
Ответ: распространение всеобщего избирательного права.

20. С трансформацией какого типа партий связано в партологии понятие «кризис партий»?
Ответ: массовой партии.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6
Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Верно ли утверждение, что правительство формируется только коалицией из крупной и мелкой партий?
а. верно
б. неверно
Ответ: б.

2. Верно ли утверждение, что выборы считаются состоявшимися, если в парламент прошло не менее 3 партий?
а. верно
б. неверно
Ответ: б.

3. Верно ли суждение, что «Любая политическая партия объединяет людей, отстаивающих различные социальные интересы»?
в. верно
г. неверно
Ответ: б.

4. Каким нормативно-правовым актом регулируется деятельность российских политических партий?
а. Федеральным законом «О политических партиях»
б. Федеральным законом «О партийной системе России»
в. Федеральным законом «Об общественных объединениях»
г. Избирательным кодексом РФ
Ответ: а.

5. Верно ли утверждение, что электорат и социальная база партий – это синонимы?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

6. Партия власти – это:
а. партия, имеющая своих представителей в органах власти
б. партия, имеющая большинство в парламенте
в. партия, формирующая правительство
г. объединение партийного типа, непосредственно создаваемое находящейся у власти политической элитой и играющее роль главного выразителя ее интересов в сфере публичной политики
Ответ: г.

7. Что входит в идеологическую работу политических партий?
а. разработка фундаментальных научных проблем
б. создание программ развития общества
в. определение системы требований к членам партии
г. определение стратегии и тактики партии в ходе избирательной кампании
Ответ: б.

8. Для каких партий политических партий в России возможно государственное финансирование?
а. только для политических партий, имеющих представительство в Государственной Думе
б. для политических партий, набравших не менее 3% на пропорциональных выборах депутатов Государственной Думы и (или) на выборах Президента Российской Федерации
в. для политических партий, имеющих численность более 200 тыс. членов
Ответ: б.

9. Понятие «партийный список» характерно для
а. деятельности депутатской фракции
б. созыва партийного съезда
в. проведения референдума
г. пропорциональной избирательной системы
Ответ: г.

10. Съезды и конференции политических партий в РФ и их региональных отделений должны проводиться:
а. не реже, чем 1 раз в 5 лет
б. не реже, чем 1 раз в 2 года
в. не реже, чем 1 раз в 5 лет для политических партий и 2 года для региональных отделений партий
Ответ: б.

11. Возможно ли в партиях коллективное членство иных организаций (профсоюзных, молодежных, женских объединений)?
а. да, присутствует в большинстве партий
б. нет, такое членство никогда и нигде не встречается
в. в мире есть, но запрещено в российских партиях
Ответ: в.

12. В большинстве современных партий лидер партии избирается:
а. съездом
б. парламентской фракцией
в. исполкомом
г. выборщиками
Ответ: а.

13. Верно ли суждение, что «Партии борются за государственную власть»?
а. верно
б. неверно
Ответ: а.

14. Верно ли утверждение, что при двухпартийной системе в стране могут существовать и другие партии, но политическое пространство определятся соотношением двух ведущих партий
а. верно
б. неверно
Ответ: а.

15. Какой порядок создания и регистрации политических партий предусмотрен российским законодательством?
а. уведомительный
б. явочно-регистрационный
в. разрешительный
Ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как в социологическом подходе называются сотрудники аппаратов, исполнительных комитетов партий?
Ответ: партийная бюрократия.

2. Какие функции стали главными для партий в современной политике?
Ответ: участие в выборах, разработка и принятие государственных решений, формирование органов государственной власти.

3. Совокупность идейных позиций, целей и задач партии, а также средств и методов по их достижению на достаточно длительном этапе партийной деятельности – это …
Ответ: программа партии

4. Что понимается под предвыборной платформой партии?
Ответ: совокупность конкретных мер и предложений партии по решению актуальных проблем общества, рассчитанная на ограниченный, чаще всего межвыборный, период

5. Под институционализацией партий в современном правовом подходе чаще всего понимают:
Ответ: принятие специальных законов о партиях.

6. Какую модель описывает определение: "Тип современной демократии, в которой парламенты утратили свое значение в качестве института выражения суверенной воли народа: они лишь ратифицируют решения, принятые партиями парламентского большинства"?
Ответ: партийного государства

7. Какие признаки отличают кадровые партии?
Ответ: ориентация на поддержку известных людей, нефиксированное членство.

8. Как в теории партий называется внутрипартийная страта, состоящая из лидера и руководящего звена партий?
Ответ: партийная олигархия.

9. Отличительными признаками протопартии от партии являются:
Ответ: преобладание идейно-эмоциональной общности членов, меньше структурной и функциональной определённости

10. Как определяет партийную структуру сетевой подход?
Ответ: как функционирование на основе франшиз

11. Система "двух с половиной партий" - это система, в которой …
Ответ: какая-либо третья партия обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести коррективы, порой существенные в электоральные результаты двух основных партий

12. Какие признаки партий выделали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер?
Ответ: длительность существования, борьба за власть, организационное устройство, социальная поддержка.

13. Что такое партийная система?
Ответ: совокупность всех существующих в стране партий, а также характер их взаимодействия и участия в политическом процессе.

14. К функциям общего собрания членов партийной фракции в парламенте относятся:
Ответ: обсуждение текущих законопроектов, выработка позиции по голосованию за законопроекты, назначение членов фракции в комитеты и комиссии.

15. Что такое партийная идентификация?
Ответ: чувство внутренней привязанности к определенной партии, отождествления себя с ее сторонниками.

16. Укажите типы партий по их месту в политической системе
Ответ: правящая и оппозиционная.

17. Что выступает условием стабильного существования двухпартийной системы?
Ответ: наличие в обществе влиятельных политических партий, придерживающихся различных взглядов на развитие государства и общества.

18. По каких причинам в партийной структуре могут образовываться фракции?
Ответ: вокруг влиятельных лидеров партии, из-за идеологических расхождений, из-за невозможности раскола партии.

19. Перечислите количественные признаки партии в РФ.
Ответ: партия должна насчитывать не менее 500 членов, иметь региональные отделения более, чем в половине субъектов федерации.

20. Что является высшим органом политической партии?
Ответ: съезд.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какой признак отличает «всеохватные» политические партии от других типов?
а. ориентация на всех (либо на большинство) избирателей
б. навязчивая рекламная кампания
в. обязательное финансирование со стороны государства
г. перенос большинства деятельности в Интернет
Ответ: а.

2. Понятие «партийный список» характерно для
а. деятельности депутатской фракции
б. созыва партийного съезда
в. проведения референдума
г. пропорциональной избирательной системы
Ответ: г.

3. Съезды и конференции политических партий в РФ и их региональных отделений должны проводиться:
а. не реже, чем 1 раз в 5 лет
б. не реже, чем 1 раз в 2 года
в. не реже, чем 1 раз в 5 лет для политических партий и 2 года для региональных отделений партий
Ответ: б.

4. Возможно ли в партиях коллективное членство иных организаций (профсоюзных, молодежных, женских объединений)?
а. да, присутствует в большинстве партий
б. нет, такое членство никогда и нигде не встречается
в. в мире есть, но запрещено в российских партиях
Ответ: в.

5. В большинстве современных партий лидер партии избирается:
а. съездом
б. парламентской фракцией
в. исполкомом
г. выборщиками
Ответ: а.

6. На какие типы подразделяются политические партии в зависимости от участия в осуществлении власти?
а. правящие и оппозиционные
б. оппозиционные и легальные
в. легальные и нелегальные
г. правящие и нелегальные
Ответ: а.

7. Что входит в идеологическую работу политических партий?
а. разработка фундаментальных научных проблем
б. создание программ развития общества
в. определение системы требований к членам партии
г. определение стратегии и тактики партии в ходе избирательной кампании
Ответ: б.

8. Для каких партий политических партий в России возможно государственное финансирование?
а. только для политических партий, имеющих представительство в Государственной Думе
б. для политических партий, набравших не менее 3% на пропорциональных выборах депутатов Государственной Думы и (или) на выборах Президента Российской Федерации
в. для политических партий, имеющих численность более 200 тыс. членов
Ответ: б.

9. В России членом политической партии может быть …
а. любой российский или иностранный гражданин, проживающий на территории страны
б. гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет
в. гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет
Ответ: в.

10. В РФ запрещены …
а. коммунистические партии
б. региональные партии
в. партии, созданные на базе других партий
г. не имеющие отделения в г. Москве
Ответ: б.

11. Каким нормативно-правовым актом регулируется деятельность российских политических партий?
а. Федеральным законом «О политических партиях»
б. Федеральным законом «О партийной системе России»
в. Федеральным законом «Об общественных объединениях»
г. Избирательным кодексом РФ
Ответ: а.

12. Верно ли утверждение, что электорат и социальная база партий – это синонимы?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

13. Партия власти – это:
а. партия, имеющая своих представителей в органах власти
б. партия, имеющая большинство в парламенте
в. партия, формирующая правительство
г. объединение партийного типа, непосредственно создаваемое находящейся у власти политической элитой и играющее роль главного выразителя ее интересов в сфере публичной политики
Ответ: г.

14. Первичная организация кадровых партий называется
а. комитет
б. секция
в. ячейка
г. фракция
Ответ: а.

15. Право принимать важнейшие решения в партии принадлежит ...
а. лидеру
б. съезду
в. исполкому
г. партийной фракции в парламенте
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какова минимально необходимая численность российской политической партии?
Ответ: 500 человек.

2. Совокупность идейных позиций, целей и задач партии, а также средств и методов по их достижению на достаточно длительном этапе партийной деятельности – это …
Ответ: программа партии

3. Что понимается под предвыборной платформой партии?
Ответ: совокупность конкретных мер и предложений партии по решению актуальных проблем общества, рассчитанная на ограниченный, чаще всего межвыборный, период

4. Какие функции перестали выполнять партии в современной политике?
Ответ: представительства интересов, формирования общественного мнения, политической социализации.

5. Под институционализацией партий в современном правовом подходе чаще всего понимают:
Ответ: принятие специальных законов о партиях.

6. Какую модель описывает определение: "Тип современной демократии, в которой парламенты утратили свое значение в качестве института выражения суверенной воли народа: они лишь ратифицируют решения, принятые партиями парламентского большинства"?
Ответ: партийного государства

7. Какие признаки отличают кадровые партии?
Ответ: ориентация на поддержку известных людей, нефиксированное членство.

8. Что политологи называют индикаторами кризиса политических партий?
Ответ: уменьшение доверия избирателей к политическим партиям, создание альтернативных форм партий, снижение численности членов в партиях.

9. Отличительными признаками протопартии от партии являются:
Ответ: преобладание идейно-эмоциональной общности членов, меньше структурной и функциональной определённости

10. Как определяет партийную структуру сетевой подход?
Ответ: как функционирование на основе франшиз

11. Система "двух с половиной партий" - это система, в которой …
Ответ: какая-либо третья партия обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести коррективы, порой существенные в электоральные результаты двух основных партий

12. Какие признаки партий выделали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер?
Ответ: длительность существования, борьба за власть, организационное устройство, социальная поддержка.

13. Что такое партийная система?
Ответ: совокупность всех существующих в стране партий, а также характер их взаимодействия и участия в политическом процессе.

14. К функциям общего собрания членов партийной фракции в парламенте относятся:
Ответ: обсуждение текущих законопроектов, выработка позиции по голосованию за законопроекты, назначение членов фракции в комитеты и комиссии.

15. Что такое партийная идентификация?
Ответ: чувство внутренней привязанности к определенной партии, отождествления себя с ее сторонниками.

16. Укажите типы партий по их месту в политической системе
Ответ: правящая и оппозиционная.

17. Что выступает условием стабильного существования двухпартийной системы?
Ответ: наличие в обществе влиятельных политических партий, придерживающихся различных взглядов на развитие государства и общества.

18. По каких причинам в партийной структуре могут образовываться фракции?
Ответ: вокруг влиятельных лидеров партии, из-за идеологических расхождений, из-за невозможности раскола партии.

19. Какой тип партий в демократическом государстве, длительное время участвующих в формировании и деятельности органов власти, обеспечивает свое функционирование за счет государственных ресурсов?
Ответ: картельные.

19. Какой тип партий в демократическом государстве стремится расширить не число членов, а влияние на избирателей через ОПД и группы интересов на основе договоров о сотрудничестве с ними?
Ответ: рамочные.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Зачет проводятся в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Дайте общую характеристику процесса изучения политических партий.
2. Раскройте понятие политического института. Охарактеризуйте институциональную сущность партий.
3. Опишите функции партий в политической системе.
4. Обозначьте роль партии в процессе утверждения демократии и функционировании демократического режима.
5. Перечислите и опишите институциональные типологии политических партий.
6. Опишите программно-целевые типологии политических партий.
7. Опишите основные подходы к определению структуры партии.
8. Опишите электоральную деятельность партий, формы и методы участия партий в избирательных кампаниях.
9. Опишите кадровую деятельность партий.
10. Опишите партийную систему: подходы к определению.
11. Обозначьте факторы и формы существования партийных систем.
12. Опишите типы партийных систем в соревновательном подходе.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализируйте основные подходы к определению партий в партологии.
2. Опишите процесс формирования политических партий. Раскройте особенности протопартийных структур.
3. Опишите процесс институционализации политических партий.
4. Раскройте специфику института членства. Охарактеризуйте центральные органы партии.
5. Опишите специфику местных партийных организаций. Опишите партийные фракции.
6. Проанализируйте партийные документы.
7. Раскройте особенности идеологической деятельности партий.
8. Охарактеризуйте модели взаимодействия партий и государства.
9. Раскройте деятельность партий в представительных органах власти.
10. Опишите участие партий в формировании органов исполнительной власти и оппозиции.
11. Проанализируйте государственно-правовое регулирование партийной деятельности в РФ.
12. Приведите примеры количественных типологий партийных систем.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Исаев Б.А. История партий и партийных систем в 3 ч. часть 3. история партий и партийной системы современной России: М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D5DDC99E-E70C-4BD8-978A-F60C1A42BABB.
Л1.2 Исаев Б.А. История партий и партийных систем. ч. 1. история партий: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C9456537-CFBD-47B7-A9BE-BD9E5FC72223.
Л1.3 Заславский С.Е. Основы теории политических партий: М.:Европа, 2007
Л1.4 Исаев, Борис Акимович Теория партий и партийных систем: Учебник: Бакалавр и магистр. Академический курс М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Морис Дюверже Политические партии: Проект, 2005
Л2.2 Шашкова, Я. Ю. Российская партийная система в условиях трансформации политического режима (конец XX - начало XXI в.): Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/66
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э2 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 электронный каталог Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э4 портал журнала «Полис» www.politstudies.ru
Э5 портал Российской ассоциации политической науки www.rapn.ru
Э6 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э7 ЭУМК "Политические партии и партийные системы (партология)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Политические партии и партийные системы» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в области партологии. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политические партии и партийные системы» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.