МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияЗаочная
Учебный планz40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2021_11кл
Часов по учебному плану 66
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 54
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 66 66 66 66

Программу составил(и):
преподаватель, Грижебовская Анна Владимировна;преподаватель, Аношкина Людмила Анатольевна

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доц., Миненко Алексей Васильевич

Рабочая программа дисциплины
Статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 22.02.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с держанием статистики как научной дисциплины, с ее основными понятиями, методологией и методиками расчета важнейших экономико-статистических показателей

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии профессиональной деятельности.
ПК 1.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение порядка ее представления;
современную структуру органов государственной статистики;
источники учета статистической информации;
экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации;
статистические закономерности и динамику социально-экономических процессов, происходящих в стране
3.2.Уметь:
3.2.1.собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию;
исчислять основные статистические показатели;
проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия статистики
1.1. Предмет, метод и задачи статистики. Понятие Big Data Лекции 2 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, метод и задачи статистики. Понятие Big Data Практические 2 0 ОК 2, ОК 3, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.3. Работа с открытыми данными Сам. работа 2 4 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.4. Статистическое наблюдение Лекции 2 0 ОК 2, ОК 3 Л1.1, Л2.1
1.5. Статистическое наблюдение Практические 2 0 ОК 2, ОК 3 Л1.1, Л2.1
1.6. Статистическое наблюдение Сам. работа 2 6 ОК 2, ОК 3 Л1.1, Л2.1
1.7. Статистические группировки и их классификация Лекции 2 0 ОК 4, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.8. Статистические группировки и их классификация Практические 2 0 ОК 4, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.9. Способы наглядного представления статистических данных. Сам. работа 2 6 ОК 4, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.10. Статистические показатели Лекции 2 0 ОК 4, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.11. Статистические показатели Практические 2 0 ОК 4, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.12. Статистические показатели Сам. работа 2 6 ОК 4, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.13. Средние величины и показатели вариации Лекции 2 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.14. Средние величины и показатели вариации Практические 2 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.15. Средние величины и показатели вариации Сам. работа 2 10 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.16. Выборочное наблюдение Лекции 2 0 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.17. Выборочное наблюдение Практические 2 0 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.18. Выборочное наблюдение Сам. работа 2 6 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.19. Ряды динамики. Понятие, виды и методы анализа рядов динамики Лекции 2 2 ОК 2, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.20. Ряды динамики Практические 2 2 ОК 2, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.21. Ряды динамики Сам. работа 2 8 ОК 2, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.22. Основы индексного анализа Лекции 2 0 ОК 2, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.23. Основы индексного анализа Практические 2 0 ОК 2, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.24. Основы индексного анализа Сам. работа 2 8 ОК 2, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1
1.25. Промежуточная аттестация в форме зачета Практические 2 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9916
Тест содержит 44 вопросов закрытого типа с выбором одного или нескольких вариантов ответа из общей базы в СДО moodle.
В вопросах с выбором одного ответа студент за правильный ответ получает 1 балл, а за неправильный - 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбраны не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов.
При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться в оставшееся время. Максимальное время прохождения теста 90 минут.

Примерные тестовые задания
1. Цепной абсолютный прирост равен:
а) разности между каждым последующим и предыдущим уровнями ряда;
б) разности между каждым последующим и базисным уровнем ряда;
в) разности конечного и начального уровней, деленная на число уровней, без одного (минус единица).
2. Коэффициент роста показывает:
а) во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение
б) на сколько процентов сравниваемый уровень больше уровня, принятого за базу сравнения
в) во сколько раз в среднем за единицу времени изменяется уровень ряда динамики
3. Базисный абсолютный прирост равен:
а) произведению цепных абсолютных приростов
б) сумме цепных абсолютных приростов
4. Статистическая совокупность — это:
выберите один правильный ответ
а) система статистических показателей;
б) комплекс признаков, характеризующих единицу совокупности;
в) множество качественно однородных варьирующих единиц, в которых проявляется изучаемая закономерность;
5.Объект статистического изучения — это:
выберите один правильный ответ
а) совокупность признаков;
б) статистическая совокупность;
в) совокупность статистических показателей;
6. Продолжите фразу: «В России развитие статистической науки началось с………»
а) с развитием статистико-математического направления;
б) с статистико-экономического направления;
в) с описательного направления;
7. Продолжите фразу: «Выявление закономерностей в статистике опирается на……»
а) статистические показатели;
б) закон больших чисел;
в) вариацию;
8. Вариант или варианта это:
Выбрать один правильный ответ
а) количественное значение признака у отдельных единиц совокупности;
б) обобщающая характеристика какого то свойства группы единиц;
г) множество единиц, обладающих массовостью и однородностью;
9. Генеральная совокупность — это совокупность:
а) единицы которой будут подвергнуты обследованию;
б) случайно попавшая в распоряжение исследования;
в) из которой проводится отбор единиц для непосредственного наблюдения;
г) единиц, отобранных для проведения исследования.
10.Наиболее часто встречающееся значение признака данного ряда в статистике называют…
а) средней
б )медианой
в) децилем
г) модой
11.Размахом вариации называется _____ максимального и минимального значений признака
а) частное от деления
б) произведение
в) разность
12. По глубине содержания исследования признаки подразделяются на:
а) существенные и несущественные;
б) количественные и качественные;
в) факторные и результативные.
13. Какая группировка служит для выделения социально экономических типов:
а) аналитическая;
б) структурная;
в) типологическая.
14. Программа статистического наблюдения представляет собой.
а) перечень работ, которые необходимо провести в процессе проведения наблюдения;
б) перечень показателей (вопросов), подлежащих регистрации;
в) перечень вопросов, которые необходимо провести в процессе подготовки к проведению наблюдения;
г) перечень ответов, полученных в результате проводимого наблюдения.
15. Свойства статистического наблюдения.
а) массовость, планомерность, достоверность, систематичность;
б) точность, достоверность, систематичность, периодичность;
в) массовость, планомерность, систематичность, организованность;
16. Назовите вид ряда динамики, показатели которого характеризуют численность
работников предприятия на первое число каждого месяца года:
а) моментный;
б) интервальный;
в) производный.
17. Статистическая совокупность — это:
выберите один правильный ответ
а) система статистических показателей;
б) комплекс признаков, характеризующих единицу совокупности;
в) множество качественно однородных варьирующих единиц, в которых проявляется изучаемая закономерность;
18. 1.Что характеризует ряд динамики
а) распределение единиц совокупности по территории страны.
в) распределение единиц совокупности по какому-либо признаку;
в) распределение единиц совокупности по объему;
г) изменение величины того или иного явления во времени;
19. К основным разделам статистики относятся:
выберите один правильный ответ
а) общая теория статистики;
б)статистическое наблюдение и группировка;
в)экономическая и социальная статистика
20. Что изучает наука «Статистика»?
выберите один правильный ответ
а) количественная характеристика массовых общественных явлений;
б) количественную сторону массового общественного явления в неразрывной связи с их качественной стороной
в) изучение массовых общественных явлений и складывающихся в нем количественных закономерностей
21. Статистика переводится от лат. Status?
выберите один правильный ответ
а) анализ в) обсуждение
в) обобщение г) состояние
22. Показатель, исчисляемый отношением абсолютной величины единицы совокупности к абсолютной величине всей совокупности:
а) выполнение плана;
б) относительная величина динамики;
в) относительная величина структуры;
23. Для магазина розничной торговли показатель «Удельный вес (процент) работников со специальным образованием среди всех работников магазина – это:
а) отношение структуры
б) отношение распределения
в) простая средняя;
г) отношения интенсивности;
д) отношение координаций.
24.Абсолютные величины выражаются:
а) в виде простого кратного отношения;
б) натуральных единицах измерения;
в) в процентах.
25. Производство консервов на предприятиях России может быть выражено в единицах измерения:
а) трудовых;
б) натуральных;
в) условно-натуральных.
26. Относительные показатели, которые могут быть выражены именованными числами, являются показатели:
а) интенсивности и уровня экономического развития;
б) динамики;
в) реализации плана.
27. Для сравнения двух частей совокупности следует вычислить:
а) относительную величину интенсивности;
б) относительную величину координации;
в) коэффициент пересчета.
28. Под выборочным наблюдением понимают:
а) сплошное наблюдение всех единиц совокупности;
б) несплошное наблюдение части единиц совокупности, отобранных случайным способом;
в) наблюдение за единицами совокупности в определенные моменты времени;
г) обследование наиболее крупных единиц изучаемой совокупности.
29. Если отобранная единица совокупности может быть отобрана дважды, то такой отбор называется:
а) случайным;
б) бесповторным;
в) повторным.
30.Ошибка, возникающая вследствие нарушения принципа случайности отбора, называется:
а) случайной ошибкой регистрации;
б) систематической ошибкой репрезентативности;
в) систематической ошибкой регистрации;
г) случайной ошибкой репрезентативности

Правильные ответы
1а, 2б; 3б; 4в; 5б; 6в; 7б; 8а; 9в; 10г; 11в; 12а;13б; 14б; 15а; 16 а; 17в; 18г; 19в; 20б; 21г; 22в; 23а; 24б; 25в; 26а; 27б; 28б; 29в; 30б.
4. Критерии оценивания:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов
(оценка «отлично») 85 - 100% правильных ответов
70-84 баллов
(оценка «хорошо») 70 – 84% правильных ответов
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») 50 - 69% правильных ответов
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») 0 - 49% правильных ответов

Критерии оценивания тестовых заданий:
В вопросах с выбором одного ответа студент за правильный ответ получает 2 балл, а за неправильный - 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 2 балл. Если выбраны не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля - не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета: Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ № 1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала 9итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве" автомата" за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование "Тест к зачету" https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=431752
Критерии оценивания:

85-100 баллов
(оценка «отлично») - 85-100 % верных ответов
70-84 баллов
(оценка «хорошо») 70-84 % верных ответов
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») - 50-69 % верных ответов
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») 0-49% верных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блока заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем+0,2*Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 9неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   ФОС 2024 Статистика[1].docx
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елесеева И.И. Статистика : учебник и практикум для СПО Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469663
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Долгова, В. Н. Статистика: учебник и практикум для СПО Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469771
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Статистика для СПО portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Статистика» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: практическием задания.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных заданий, рефератов.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Статистика».
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
посещать все лекционные и практические занятия
все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Статистика» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Статистика».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАУЩИХСЯ.
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Статистика» предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины
ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Статистика» следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1. Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2. Чтение текста
3. Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ.
Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Статистика», овладение студентами методикой решения экономических задач.
Этапы подготовки:
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике.
5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6. Выучите определения основных понятий, законов.
НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА.
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1. Определить идею и задачу реферата.
2. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3. Найти нужную литературу по выбранной теме.
4. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
введение – значение проблемы, ее актуальность;
текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
заключение
список использованной литературы
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ.
Таблица - вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы
Этапы составления таблицы:
1. изучить информацию по теме;
2. выбрать оптимальную форму таблицы;
3. информацию представить в сжатом виде
4. заполнить основные графы таблицы