МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Корпоративная отчетность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 149
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 149 149 149 149
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Н.П. Подольная

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Корпоративная отчетность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Целью освоения учебной дисциплины - формирование у обучающихся профессиональных компетенций, связанных с решением профессиональных задач по реализации стратегии организации на основе информации финансового и социального характера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические положения бухгалтерского учета, основанные на истории его развития и современных тенденциях мировой практики, формирования корпоративной отчетности;
- сущность, виды, содержание корпоративной отчетности, представляемой отдельным категориям пользователей, различными хозяйственными субъектами;
- систему сбора, обработки и формирования отчетной информации;
- проблемы, возникающие в процессе подготовки отчетной информации.
- о способах и целях использования информации корпоративной отчетности участниками рыночных отношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать систему знаний о принципах формирования отчетной информации в процессе составления корпоративных отчетов;
- проверять обоснованность представленной отчетной информации;
- использовать корпоративную отчетность для принятия соответствующих профессиональных суждений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- по решению на примере конкретных ситуаций проблем оценки информации, содержащейся в финансовых и нефинансовых отчетах;
- формирования структуры и содержания корпоративных отчетов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2. ТЕМА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Понятие корпоративной отчетности. Значение корпоративной отчетности. Лекции 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Пользователи информации корпоративной отчетности. Практические 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Организации, подготавливающие корпоративные отчеты. Уровни регулирования корпоративной отчетности. Сам. работа 4 16 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. ТЕМА 2 . ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3.1. Финансовая отчетность: сущность, виды, состав и значение в рыночной экономике. Лекции 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Порядок проведения подготовительной работы перед составлением финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления. Практические 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления. Сам. работа 4 23 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. ТЕМА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПОСТРОЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
4.1. Особенности организации учета и составления отчетности на предприятиях. Лекции 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Переориентация первичного и аналитического учета на решение задач информационного обеспечения корпоративной отчетности. Практические 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Управленческий учет и его использование для формирования информации корпоративной отчетности. Сам. работа 4 48 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. ТЕМА 4 ПОЯСНЕНИЯ К ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
5.1. Значение пояснений к бухгалтерскому балансу в современных условиях. Структура и содержание отчета. Общие требования к раскрытию статей бухгалтерской отчетности. Лекции 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Содержание и характеристика основных разделов пояснительной записки. Характеристика организации и основных направлений деятельности. Практические 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Информация о связанных сторонах. Информация по сегментам. Информация по прекращаемой деятельности. Информация о совместной деятельности. Существенные статьи бухгалтерской отчетности, методика их расчета. Информация для обеспечения сопоставимости данных отчетного и предшествующих периодов. Государственная помощь. Участие в природоохранных мероприятиях. Сам. работа 4 32 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. ТЕМА 5 МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
6.1. Финансовые отчеты в составе корпоративной отчетности. Социальная ответственность бизнеса. Лекции 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Корпоративный социальный отчет как публичный инструмент информирования пользователей о реализации стратегических планов развития предприятия. Практические 4 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Стратегический отчет компании. Сам. работа 4 30 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.4. Экзамен 4 9 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Корпоративная отчетность»
1. Роль корпоративной социальной ответственности в создании положительного имиджа и деловой репутации компании.
2. Модели корпоративной социальной ответственности.
3. Формы социальной ответственности в организации.
4. Управление внешними и внутренними коммуникациями.
5. Корпоративная социальная ответственность и стратегическое управление предприятием.
6. Управление социальными программами компании.
7. Пути повышения социальной ответственности российских компаний.
8. Семейное предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития.
9. Анализ эффективности корпоративных социальных программ
10. Социальная отчетность компании.
11. Стандартизация корпоративной социальной ответственности.
12. Социально ответственный бизнес в системе коммуникаций.
13. Социально-психологические аспекты конструирования имиджа компании.
14. Основные направления деятельности корпоративных социальных программ.
15. Организационно-управленческий механизм социального инвестирования.
16. Стандарты и требования корпоративной социальной ответственности по представлению социальной отчетности.
17. Спонсорство и благотворительность как инструменты формирования корпоративной социальной ответственности.
18. Стандарты и требования корпоративной социальной ответственности по представлению социальной отчетности.
19. Необходимость взаимодействия государства и бизнеса в обеспечении выполнения социальных обязательств.
20. Корпоративная социальная ответственность и высшее профессиональное образование.
21. Роль государства в формировании программ корпоративной социальной ответственности.
22. Инновационные и социальные аспекты управления корпоративной социальной ответственностью.
23. Корпоративная культура в системе государственного управления.
24. Эволюция теории социальной ответственности бизнеса.
25. Взаимодействие некоммерческих организаций и государства в системе социального партнерства
26. Эффективность КСО и методы ее оценки.
27. Деловая этика. Кодекс корпоративного поведения и этические кодексы.
28. Перспективы развития корпоративной социальной ответственности.
29. Проблемы корпоративной социальной ответственности.
30. Приоритеты социальной политики компании.
31. Кодексы корпоративной социальной ответственности компаний.
32. Типы корпоративной социальной ответственности («Пирамида Керолла») и их краткая характеристика.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.А. Агеева, А.Л. Ребизова Международные стандарты финансовой отчетности: учебник Моска-Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Литвиненко М.И. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с новыми стандартами: учебник Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.С. Алисенов Международные стандарты финансовой отчетности: учебник Моска-Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Литвиненко М.И. КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ СТАНДАРТАМИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Справочная правовая система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
Э5 Интернет-версия Справочно-Правовая Система «Гарант» garant.ru
Э6 материалы «Все для бухгалтера и аудитора» www.audit.ru
Э7 Курс Корпоративная отчетность portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 202 (филиал в г. Бийске) кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

См. ФОС по дисциплине.