МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое и документационное обеспечение в туризме и гостеприимстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.16. специальность Туризм и гостеприимство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_16_ТурГостеприим-2023_9кл
Часов по учебному плану 56
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 14
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 14 14 14 14
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 6 6 6 6
Итого 56 56 56 56

Программу составил(и):
преподаватель, первая к.к., Щиголев Никита Игоревич

Рецензент(ы):
преподаватель, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Правовое и документационное обеспечение в туризме и гостеприимстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО (приказ Минобрнауки России от 12.12.2022 г. № 1100)

составлена на основании учебного плана:
43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение действующих нормативных правовых и нормативно-методических актов законодательства, регулирующих экономико–правовые и документационные отношения в сфере гостиничного сервиса, приобретение навыков работы с нормативным материалом, его анализа и практического использования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения сферы туризма и гостеприимства в Российской Федерации
правовое регулирование партнерских отношений в туризме гостиничном бизнесе
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности
общие требования к документационному обеспечению управления в туризме и индустрии гостеприимства стандарты, нормы и правила ведения документации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять правовые нормы в профессиональной деятельности
применять нормы трудового права при взаимодействии с подчиненным персоналом;
оформлять документацию в соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативные документы, регулирующие правоотношения гостиничной деятельности в Российской Федерации
организовывать оформление документации, составление, учет и хранение отчетных данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в дисциплину. Основы предпринимательского и гражданского права
1.1. Тема 1.1. Введение. Правовое регулирование предпринимательской деятельности; Юридические лица и индивидуальные предприниматели Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Гражданские правоотношения: понятие, виды, структура. Юридические факты в гражданских правоотношениях. Консультации 4 2 ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Самостоятельная работа по теме "Правовое регулирование предпринимательской деятельности" Сам. работа 4 14 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Понятия и признаки юридического лица; Образование, реорганизация и прекращение деятельности юридических лиц Практические 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Тема 1.2. Сделки, представительство, сроки; Обязательственное право Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.6. Сделки: понятие, содержание, форма; Общие положение о договорах. Публичный договор и его роль в гостиничной индустрии Практические 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.7. Тема 1.3. Правовое регулирование сферы туризма и гостеприимства Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.8. Защита прав потребителей; Общие требования к правилам предоставления услуг; Текущая аттестация по разделу 1. Практические 4 4 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Трудовое право.
2.1. Тема 2.1. Правовое регулирование занятости и трудоустройства в Российской Федерации; Трудовой договор Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Трудовое право как отрасль права РФ: понятие, предмет. Трудовые правоотношения; Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, сроки, форма. Отличия от гражданско-правового договора Практические 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Тема 2.2. Рабочее время и время отдыха; Заработная плата в ответственность за нарушение трудового законодательства Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Понятие рабочего времени. Виды рабочего времени. Учет рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени; Текущая аттестация по разделу 2. Практические 4 4 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Административное право.
3.1. Тема 3.1. Административные правонарушения и административная ответственность; Нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения административных споров Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Ответственность при оказании услуг по размещению и проживанию; Текущая аттестация по разделу 3. Практические 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Документационное обеспечение профессиональной деятельности.
4.1. Тема 4.1. Делопроизводство и общие нормы оформления документов; Основные виды управленческих документов; Организация работы с документами Лекции 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Составления организационных и распорядительных документов гостиницы; Составление деловых документов в сфере туризма и гостиничного бизнеса; Текущая аттестация по разделу 4. Практические 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Промежуточная аттестация. Экзамен Практические 4 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (устные опросы, практические работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4077
Список вопросов теста:
Вопрос 1
Какой вид распорядительного документа издается единолично руководителем
Постановление
Решение
Распоряжение

Вопрос 2
Вид организационного документа, который определяет порядок образования, структуру и организацию работы предприятия
инструкция
устав
приказ

Вопрос 3
Реквизит – это:
обязательный элемент оформления официального документа
материальный объект с информацией
способ создания документ

Вопрос 4
Укажите категорию граждан, имеющих право на страховую пенсию в Российской Федерации:
только граждане РФ;
иностранцы, постоянно проживающие и обязательно работающие на территории РФ;
граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ;

Вопрос 5
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет может выплачиваться:
только матери ребенка;
матери или отцу;
матери, отцу, бабушке, дедушке, другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Вопрос 6
Какова, согласно ст. 91 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени?
40 часов в неделю
Не более 40 часов в неделю
Не менее 40 часов в неделю

Вопрос 7
Кто не допускается к работе в ночное время?
Беременные женщины и лица, не достигшие 18 лет
Инвалиды I и II группы
Верны оба варианта

Вопрос 8
Кому из перечисленных работников по их просьбе работодатель обязан установить неполное рабочее время?
беременной женщине
работникам в возрасте до 18 лет
работающему пенсионеру

Вопрос 9
Кому из перечисленных работников работодатель обязан установить сокращенное рабочее время?
беременной женщине
работающему пенсионеру
работникам в возрасте до 18 лет

Вопрос 10
Акционерным обществом является хозяйственное общество:
с разделенным на доли уставным капиталом
разделенным на определенное число акций паевым фондом
разделенным на определенное число акций уставным капиталом

Вопрос 11

Организации, которые не относятся к некоммерческим организациям
ООО
учреждения
фонд

Вопрос 12
В каком из видов товарищества предусмотрено наличие в организации участников-вкладчиков, которые не участвуют в управлении?
товарищество на вере;
полное товарищество;
простое товарищество.

Вопрос 13
Укажите среди перечисленных организационно-правовых форм хозяйственные товарищества:
общество с ограниченной ответственностью
полное товарищество
товарищество на вере (коммандитное)

Вопрос 14
Договор купли-продажи недвижимости считается заключенным с момента:
подписания договора сторонами;
оплаты стоимости передаваемого имущества;
государственной регистрации перехода права собственности.

Вопрос 15
Сделка, по которой одна из сторон должна получить плату или иное встречное представление, является…
консенсуальной
безвозмездной
возмездной

Вопрос 16
Существенным условием любого договора является…
предмет
цена
срок

Вопрос 17
Консенсуальной является сделка:
исполняемая при самом ее совершении;
исполнение которой не связано с совершением действий в отношении вещи;
для совершения которой достаточно достижения соглашения сторонами сделки.

Вопрос 18
Кто отвечает по обязательствам юридического лица?
Его учредители (участники)
Органы юридического лица.
Само юридическое лицо.

Вопрос 19
Правоспособность юридического лица прекращается
В момент завершения его ликвидации.
В момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В момент принятия решения о ликвидации или реорганизации.

Вопрос 20
На основании каких учредительных документов действуют юридические лица?
На основании устава.
На основании положения.
На основании устава и (или) учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом - на основании общего положения об организациях данного вида.

Ответы:









10в
11а
12а
13в
14в
15в
16а
17в
18в
19а
20в

4. Критерии оценивания:
85-100 баллов
(оценка «отлично»)
85-100% правильных ответов
70-84 баллов
(оценка «хорошо»)
70-84% правильных ответов
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно»)
50-69% правильных ответов
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно»)
0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля - не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Допуск к экзамену осуществляется по итогам работы в семестре (с учётом результатов текущего контроля успеваемости, результатов выполнения самостоятельной работы, активной работы на занятиях). Экзамен проводится в форме теста.
К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:
– тестовые задания;
– наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы, разрешённые к использованию на экзамене;
– ведомость.
Приложения
Приложение 2.   Контроль ГД.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анисимов А.П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Феденева, И. Н. Организация туристской индустрии: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Методические рекомендации по освоению дисциплин (междисциплинарных курсов, модулей) по специальности 43.02.11 Гостиничное дело: методические рекомендации Алтайский государственный университет, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle: Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности (Щиголев Н.И.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Гарант (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.garant.ru/).
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
402Н кабинет дисциплин права; кабинет профессиональных дисциплин; кабинет правового и документационного обеспечения профессиональной деятельности; кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; трибуна; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Гражданский кодекс; кодекс РФ об административных правонарушениях.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.

Важным условием успешного освоения дисциплины «Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.

Подготовка к лекциям.

Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в исто-рии, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагаю-щий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лекто-ром, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретиче-ским материалом.

Подготовка к практическим занятиям.

Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить осо-бое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за ли-мита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными посо-биями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Ин-тернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отноше-ние к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопро-сы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечают-ся те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение не-которых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и имен-ные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала.
Такое чтение
предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспек-тов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.

Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
·
сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
· обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
· фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
· готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
· работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
· пользоваться реферативными и справочными материалам
· контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
· обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
· пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);
· использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;
· повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
· обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);
· использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хва-тает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).


При реализации учебной дисциплины «Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция - визуализация, лекция - беседа.
При проведении практических занятий: деловые игры (тренинги).
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в подготовке рефератов с обязательным мультимедийным сопровождением.