МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиаискусство и интеллектуальные технологии в арт-практиках

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильЭтнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_История искусств_ЭТМ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 202
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 202 202 202 202
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Кандидат искусствоведения, доцент, Шелюгина О.А.

Рецензент(ы):
Кандидат искусствоведения, зав. кафедрой, Кирюшина Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Медиаискусство и интеллектуальные технологии в арт-практиках

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков анализа и начальных навыков применения интеллектуальных технологий в области искусствоведения, современных арт-практик и медиаискусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских, педагогических и прикладных задач профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности.
ОПК-4.1 Знает: основные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в искусствоведческой деятельности
ОПК-4.2 Умеет: применять навыки и приемы современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности
ОПК-4.3 Владеет: способностью к реализации современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: основные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в искусствоведческой деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: применять навыки и приемы современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: способностью к реализации современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Медиаискусство
1.1. Цифровое искусство, компьютерная графика, компьютерная анимация, виртуальное искусство, интернет-искусство, интерактивное искусство, видеоигры, компьютерная робототехника, 3D-печать Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность понятия медиаискусства. Информационно-коммуникационные технологии и медиа как средство творческой деятельности. Цифровое искусство, компьютерная графика, компьютерная анимация, виртуальное искусство, интернет-искусство, интерактивное искусство, видеоигры, компьютерная робототехника, 3D-печать Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Концепция художественного проекта в области медиаискусства Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Обзор современных проектов в области медиаискусства Сам. работа 2 22 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Работа с терминологией дисциплины Сам. работа 2 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Изучение ключевых публикаций по теме дисциплины Сам. работа 2 24 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Концепция художественного проекта в области медиаискусства Сам. работа 2 20 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Интеллектуальные технологии в арт-праткиках
2.1. Понятие интеллектуальных технологий и искусственного интеллекта. Интеллектуальные технологии в арт-практиках. Творческий потенциал нейронных сетей. Использование технологии распределенных реестров в художественных проектах и организации художественного рынка Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Процедуральное искусство. Генеративные технологии в искусстве на основе искусственного интеллекта Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Интеллектуальные системы и их применение в области гуманитарных исследований и организации процесса художественной деятельности Практические 2 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Концепция художественного проекта на основе интеллектуальных технологий Сам. работа 2 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Анализ опыта использования интеллектуальных технологий в современной художественной практике Сам. работа 2 24 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.6. История процедурального искусства Сам. работа 2 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.7. GAN. Нейросети-трансформеры Сам. работа 2 20 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Мультимодальность как принцип проектирования нейросетей для художественных проектов Сам. работа 2 20 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Нейросети для генерации музыки и художественного текста Сам. работа 2 24 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11328


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских, педагогических и прикладных задач профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что означает информационная безопасность в контексте использования ИКТ?
a. Защита от пыли и влаги компьютера.
b. Обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности данных и информации.
c. Использование только аутентифицированных соединений.
d. Защита от вирусов и спама.
Ответ: b. Обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности данных и информации.

2. Какие ИКТ-инструменты могут использоваться для обеспечения доступности информации для лиц с ограниченными возможностями?
a. Средства адаптивной техники и специализированные программы для чтения текста.
b. Только аудиозаписи.
c. Сотовые телефоны и игровые консоли.
d.Только бумажные документы.
Ответ: a. Средства адаптивной техники и специализированные программы для чтения текста.

3. Какие инструменты для виртуальной реальности (VR) могут помочь в искусствоведческой деятельности исследовать и взаимодействовать с художественными произведениями?
a. Виртуальные очки и гарнитуры
b. Факс-модем
c. Сканеры штрих-кодов
d. Принтеры.
Ответ: a. Виртуальные очки и гарнитуры

4. Какие ИКТ-инструменты могут помочь искусствоведам при организации выставок и музейных экспозиций?
a. Программы для создания виртуальных туров и мультимедийных гидов
b. Программы для ведения библиотечных каталогов.
c. Игровые консоли.
d. Онлайн-платформы для дистанционного обучения.
Ответ: a. Программы для создания виртуальных туров и мультимедийных гидов

5. Технология, которая добавляет виртуальные элементы к реальному миру с помощью устройств, таких как смартфоны или очки, и может быть использована для создания интерактивных экскурсий и анализа произведений искусства.
a. Дополненная реальность.
b. Медиа.
c. Экспозиция.
d. Реставрация.
Ответ: a. Дополненная реальность.

6. Что такое ГИС (геоинформационная система) и как она может быть применена в искусствоведении?
a. ГИС - это глобальная интернет-сеть, используемая для поиска художественных произведений.
b. ГИС - это специализированная система для анализа географических данных, которая может использоваться для изучения местоположения и связей художественных объектов.
c. ГИС - это программы для создания 3D-анимации художественных произведений.
d. ГИС - это система для автоматической архивации искусства.
Ответ: b. ГИС - это специализированная система для анализа географических данных, которая может использоваться для изучения местоположения и связей художественных объектов.

7. Что означает термин "цифровое искусство"?
a. Искусство, созданное с использованием цифровых камер.
b. Искусство, созданное на компьютере или других цифровых устройствах.
c. Искусство, созданное с использованием техники печати.
d. Искусство, созданное с использованием красок и холста.
Ответ: b. Искусство, созданное на компьютере или других цифровых устройствах.

8. Какие средства массовой информации могут использоваться в медиаискусстве?
a. Только кино и телевидение.
b. Только радио.
c. Различные формы мультимедиа, включая видео, звук, интерактивные элементы и т. д.
d. Только печатные издания.
Ответ: c. Различные формы мультимедиа, включая видео, звук, интерактивные элементы и т. д.

9. Какой художник и произведение часто ассоциируются с медиаискусством?
a. Леонардо да Винчи и "Мона Лиза".
b. Пабло Пикассо и "Герника".
c. Анри Матисс и "Танцовщицы".
d. Нам Джун Пайк и его произведения в рамках видео-арта.
Ответ: d. Нам Джун Пайк и его произведения в рамках видео-арта.

10. Какие задачи искусствоведы могут решать с помощью искусственного интеллекта?
a. Только создание компьютерных график и анимаций.
b. Анализ больших объемов данных о произведениях искусства, классификация их по стилю и эпохе, распознавание и атрибуция произведений.
c. Разработка новых художественных техник.
d. Определение ценности искусства на аукционах.
Ответ: b. Анализ больших объемов данных о произведениях искусства, классификация их по стилю и эпохе, распознавание и атрибуция произведений.

11. Какие техники машинного обучения могут использоваться для анализа изображений произведений искусства?
a. Только нейронные сети.
b. Только модели для кластеризации данных.
c. Широкий спектр техник, включая сверточные нейронные сети и алгоритмы распознавания образов.
d. Расчеты вручную.
Ответ: c. Широкий спектр техник, включая сверточные нейронные сети и алгоритмы распознавания образов.

12. Какие преимущества приносит использование искусственного интеллекта в искусствоведении?
a. Автоматизация и ускорение процессов анализа и атрибуции произведений.
b. Создание новых художественных центров.
c. Увеличение стоимости искусства.
d. Увеличение числа покупателей произведений.
Ответ: a. Автоматизация и ускорение процессов анализа и атрибуции произведений.

13. Какой инструмент искусственного интеллекта может помочь в создании художественных произведений в стиле известных художников?
a. Робот-художник.
b. Генеративно-состязательные нейронные сети (GAN).
c. Фоторедактор.
d. 3D-принтер.
Ответ: b. Генеративно-состязательные сети (GAN).

14. Какие инструменты искусственного интеллекта могут помочь в анализе текстовых описаний произведений искусства и в литературных исследованиях?
a. Системы обработки естественного языка (NLP) и анализа текстов.
b. Сканеры штрих-кодов.
c. Шлемы виртуальной реальности.
d. Только программа для автоматического перевода текстов.
Ответ: a. Системы обработки естественного языка (NLP) и анализа текстов.

15. Какое художественное течение использует искусственный интеллект и новые технологии?
a. Рококо
b. Абстракционизм.
c. Новый медиа-арт.
d. Импрессионизм.
Ответ: c. Новый медиа-арт.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое дополненная реальность и как она может быть применена в искусствоведении?
Ответ: Дополненная реальность — это технология, которая добавляет виртуальные элементы к реальному миру с помощью устройств, таких как смартфоны или очки, и может быть использована для создания интерактивных экскурсий и анализа произведений искусства.

2. Специализированная система для анализа географических данных, которая может использоваться для изучения местоположения и связей художественных объектов — это:
Ответ: Геоинформационная система (ГИС).

3. Какие преимущества приносит использование виртуальных выставок и онлайн-галерей в сравнении с традиционными музеями?
Ответ: Расширяют доступ к произведениям искусства из любой точки мира, обогащают информацией и предоставляют интерактивные возможности.

4. Какие задачи в области искусствоведения могут решаться с помощью искусственного интеллекта?
Ответ: Искусствоведы могут использовать искусственный интеллект для анализа и атрибуции произведений, классификации произведений по стилю и эпохе

5. Принцип проектирования нейросетей, который позволяет им работать с данными разных типов, такими как текст, изображения, звук и другие — это:
Ответ: Мультимодальность.

6. Как называется форма искусства, в которой художники используют алгоритмы, компьютерные программы и процедуры для создания художественных произведений?
Ответ: Процедурное искусство ИЛИ Процедуральное искусство.

7. Приведите не менее трех примеров видов искусства, которые могут быть созданы с использованием процедурных методов.
Ответ: Процедурные методы могут использоваться для создания цифровой живописи, анимации, генерации музыки, создания 3D-моделей, генерации ландшафтов и миров для видеоигр.

8. Какие основные принципы лежат в основе процедурного (процедурального) искусства?
Ответ: Основными принципами процедурного (процедурального) искусства являются использование алгоритмов и математических выражений для создания и управления художественными элементами.

9. Укажите область информатики, которая занимается созданием компьютерных систем и программ, способных выполнять задачи, обычно требующие человеческого интеллекта, такие как обучение, распознавание образов, планирование и принятие решений.
Ответ: Искусственный интеллект.

10. Приведите пример распространенных типов задач для машинного обучения.
Ответ может включать: задачи классификации объектов, кластеризации, распознавания речи, распознавания образов, анализ текстов, прогнозирование, обнаружение тенденций.

11. Что такое нейронные сети и как они используются в искусственном интеллекте?
Ответ: Нейронные сети — это компьютерные модели, созданные по аналогии с нейронными сетями мозга, которые используются для обработки данных и принятия решений.

12. Какие современные технологии могут способствовать созданию новых художественных форм, интерактивных искусственных инсталляций и платформ для распространения искусства, а также помогать в анализе и сохранении культурного наследия?
Ответ: Интеллектуальные технологии И/ИЛИ искусственный интеллект

13 Чем отличается искусственный интеллект от обычного программного обеспечения?
Ответ: Искусственный интеллект способен обучаться и адаптироваться на основе опыта и данных, в то время как обычное программное обеспечение выполняет заранее заданные инструкции.

14. Каким образом искусственный интеллект может повысить качество образования?
Ответ: Искусственный интеллект может предоставлять персонализированное обучение, автоматически оценивать учебные достижения, создавать образовательный контент и помогать учащимся в получении дополнительной поддержки.

15. Какой вид искусства включает в себя использование современных технологий, интерактивность, эксперименты с формой и содержанием, а также воздействие на зрителя через различные медиа?
Ответ: Медиаискусство.

13. Назовите не менее двух форм и жанров медиаискусства.
Ответ может включать: видеоарт, цифровое искусство, интерактивные инсталляции, виртуальную реальность, аудиоарт

14. В каком виде современного искусства часто исследуются вопросы технологии, общества, идентичности, восприятия и взаимодействия между человеком и технологией?
Ответ: медиаискусство.

15. Каким образом медиаискусство может быть включено в образовательные программы и культурные мероприятия?
Ответ: Медиаискусство может быть включено с помощью выставок, мастер-классов и обучающих курсов.

16. Укажите направления развития медиаискусства.
Ответ: более широкое использование искусственного интеллекта, интерактивных технологий, создание сетевых проектов и углубление исследований в области взаимодействия между человеком и медиа.

17. Для чего могут быть использованы системы обработки естественного языка (NLP) в искусствоведческой деятельности?
Ответ: инструменты искусственного интеллекта могут помочь в анализе текстовых описаний произведений искусства.

18. Как могут помочь в искусствоведческой деятельности технология виртуальной реальности, использование виртуальных очков и гарнитур виртуальной реальности?
Ответ: Технология виртуальной реальности и специальные устройства для работы с виртуальной реальностью могут помочь в искусствоведческом исследовании и взаимодействовии с художественными произведениями

19. Как может быть использована в искусствоведческой деятельности технология дополненной реальности?
Ответ: В искусствоведческой деятельности технология дополненной реальности может помочь для создания интерактивных экскурсий и анализа произведений искусства.

20. Что такое «Медиаискусство»?
Ответ: Медиаискусство — это вид искусства, который использует медиа для создания художественных произведений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ясницкий Л.Н. Введение в искусственный интеллект: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2005 www.studmed.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Финн В.К. Искусственный интеллект: Методология. Применения. Философия: учебник М.: КРАСАНД, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс на образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11328 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы. Лекции и практические занятия имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере компьютерных и информационных технологий, а также закрепления их в процессе практической учебной деятельности. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов занятий с учетом заданий на дом;
- работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования информационных и компьютерных технологий в профессиональных проектах.
Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы уровня магистратуры.