МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
препод., Шевчук Наталья Ивановна

Рецензент(ы):
препод., Сыровежкина Ирина Петровна

Рабочая программа дисциплины
Биология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (дизайнер, преподаватель) (приказ Минобрнауки России от 05.05.2022 г. № 308)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 21.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке

Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: БД

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. знания о месте и роли биологии в системе научного знания;
функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;
3.2.Уметь:
3.2.1.раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;
сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека;
сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;
приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;
сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;
сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная едининица живого.
1.1. Биология как наука.Общая характеристика жизни.Структурно-функциональная организация клеток Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Структурно-функциональная организация клеток Практические 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности. Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Структурно- функциональные факторы наследования Практические 1 4 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз Лекции 1 4 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Обмен веществ. Жизненный цикл клетки. Практические 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Митоз.Мейоз Практические 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Строение и функции организма
2.1. Строение организма. Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Формы размножения организмов Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Онтоногенез растений, животных и человека. Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Закономерности наследования. Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Строение организма. Онтоногенез. Практические 1 4 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Закономерности наследования. Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Сцепленное наследование признаков.Закономерности изменчивости. Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Закономерности наследования.Сцепленное наследование признаков. Практические 1 4 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Закономерности изменчивости. Практические 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Теория эволюции
3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле. Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Происхождение человека- антропогенез. Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Микроэволюция. Макроэволюция. Антропогенез Практические 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Экология
4.1. Экологические факторы и среды жизни. Популяции сообщества,экосистемы. Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Биосфера-глобальная экологическая система. Влияние антропогенных факторов на боисистему Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Биосфера-глобальная экологическая система. Влияние антропогенных факторов на боисистему Практические 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Экологические факторы.Популяции сообщества. Биосфера. Влияние антропогенных факторов на биосистему. Влияние факторов на здоровье человека Практические 1 4 ОК 07., ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Биология в жизни
5.1. Биотехнологии в жизни каждого. Биотехнологии в промышленности Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Социально-этические аспекты биотехнологий Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Социально-этические аспекты биотехнологий Практические 1 4 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Биотехнологии и технические системы Лекции 1 2 ОК 07., ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Биотехнологии в жизни и промышленности. Аспекты биоотехнологий. Технические системы Практические 1 4 ОК 07., ОК 01., ОК 02., ОК 04. Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, устные опросы, творческие задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2274

А1. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы? 1) рост 2) движение 3) ритмичность 4) раздражимость

А2. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии? 1) экспериментальный 2) сравнительно-исторический 3) микроскопия 4) метод наблюдения

А3. Наиболее крупная систематическая единица: 1) царство 2) отдел 3) класс 4) семейство

А4. Укажите пример биоценотического уровня организации жизни 1) ландыш майский 2) стая трески 3) нуклеиновая кислота 4) сосновый бор

А5. Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как

культурные растения вытесняются сорняками

он не может существовать без удобрений и ухода

он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами

усиливается конкуренция между культурными растениями.

А6. Какой объект отсутствует в приведённой ниже цепи питания? листовой опад - …… - ёж – лисица 1) крот 2) кузнечик 3) дождевой червь 4) плесневые грибы.

А7. Биологическая эволюция – это процесс 1) индивидуального развития организма 2) исторического развития органического мира 3) эмбрионального развития организма 4) создания новых сортов растений и пород животных

А8. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называют: 1) общей дегенерацией 2) ароморфозом 3) идиоадаптацией 4) биологическим прогрессом

А9. К движущим силам эволюции относят: 1) многообразие видов 2) борьбу за существование 3) видообразование 4) приспособленность

А10. Питекантроп и синантроп относятся к: 1) новым людям 2) древнейшим людям 3) древним людям 4) австралопитекам.

А11. На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы 1) Древнейших людей 2) Древних людей 3) Неандертальцев 4) Кроманьонцев

А12. Пред­став­ле­ния о клетке как о струк­тур­ной еди­ни­це жизни обоб­щи­ли 1) Ч. Дар­вин и Д. Уо­л­лес 2) Т. Мор­ган и Г. Фриз 3) Ф. Мюл­лер и Э. Гек­кель 4) М. Шлей­ден и Т. Шванн

А13. К прокариотным относят клетки 1) животных 2) бактерий 3) грибов 4) растений

А14. Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жит­ся в ядре клет­ки кожи, если в ядре опло­до­творённой яй­це­клет­ки че­ло­ве­ка со­дер­жит­ся 46 хро­мо­сом? а) 23 б) 46 в) 69 г) 92

А15. Все организмы состоят из клеток, сходных по строению и химическому составу. Это свидетельствует об их 1) эволюции 2) родстве 3) индивидуальном развитии 4) наследственности.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета(Может включать несколько блоков
оценивания):
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе
оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов
среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.)
осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении
учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой рейтинг зачета Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету»
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100
баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку
студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед
началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в
технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту
при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных
баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором
одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого
типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с
выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент
получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл
рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе
правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного
ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ
студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых
заданий 106 тестовых заданий. На
выполнение теста отводится 19 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения
трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Пасечник Биология. 11 класс (базовый уровень): учебник Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089931
Л1.2 В. В. Пасечник, А. А. Каменский, А. М. Рубцов [и др.] Биология. 10 класс (базовый уровень): Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089928
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Еремченко О. З. Биология: учение о биосфере: Гриф УМО СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Биология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Настоящие методические рекомендации предназначены для преподавателей
общеобразовательной дисциплины «Биология» в профессиональных
образовательных организациях. Цель настоящих методических рекомендаций –
обеспечить преподавателей инструкциями по разработке дидактических
материалов по дисциплине и организации внеаудиторной самостоятельной работы
студентов с применением инструментов, обеспечивающих интенсификацию и
профессионализацию учебного процесса.
Дидактические материалы (тексты, схемы, таблицы, задания, модели)
представляют собой совокупность средств обучения, обеспечивающих достижение
планируемых результатов обучающимися при использовании их в учебной
деятельности. В зависимости от цели применения дидактических материалов
обеспечивается усвоение обучающимися знаний по дисциплине, формирование
практических умений, контроль достижения результатов освоения содержания.
Во втором разделе приводятся методические рекомендации по разработке
лабораторных работ, практико-ориентированных заданий, тестовых заданий, а
также опорных конспектов и технологических карт.
В третьем разделе методических рекомендаций описаны подходы к
подготовке заданий для самостоятельного выполнения, приведены критерии ее
эффективности, виды заданий в зависимости от поставленной дидактической цели,
логика планирования и организации. Особое внимание уделено роли электронного
курса как инструмента организации самостоятельной работы обучающихся,
позволяющего интенсифицировать учебный процесс. Рассмотрена специфика
построения сценария учебного процесса на основе электронного учебного курса в
технологии смешанного обучения.