МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биоразнообразие и биоресурсы Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Силантьева Марина Михайловна

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Биоразнообразие и биоресурсы Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов представлений о биологическом разнообразии, растительных и животных ресурсах Алтайского края.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы физики, химии, наук о Земле и биологии, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
ОПК-6.1 Знает основные концепции, методы и современные направления математики, физики, химии и наук о Земле, актуальные проблемы биологических наук и перспективы междисциплинарных исследований
ОПК-6.2 Умеет использовать навыки лабораторной работы и методы химии, физики, математического моделирования и математической статистики в профессиональной деятельности
ОПК-6.3 Владеет методами статистического оценивания и проверки гипотез, прогнозирования перспектив и социальных последствий своей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Биоразнообразие и биоресурсы как объекты живой природы
1.1. Биоразнообразие и биоресурсы как объекты живой природы Лекции 6 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Факторы и механизмы формирования биопродуктивности сообществ и популяций хозяйственно ценных организмов. Биологические и другие методы повышения продуктивности природных экосистем; акклиматизация хозяйственно ценных организмов, биологическая мелиорация, биоконтроль Практические 6 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Ресурсные виды как элементы биотических сообществ и экосистем. Пространственная и временная динамика популяций ресурсных видов. Биологические регуляторы функционирования ресурсных видов, сообществ. Сам. работа 6 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Пространственно-временная динамика биоресурсов
2.1. Пространственно-временная динамика биоресурсов Лекции 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Основные характеристики биопродуктивности популяций, сообществ, экосистем. Сравнительный анализ продуктивности наземных и водных экосистем в различных климатических зонах. Практические 6 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Состав биоресурсов, особенности его изучения в связи с природными свойствами биоресурсов и характером их хозяйственного использования. Различия оценки состояния популяций ресурсных видов растительного и животного происхождения. Сам. работа 6 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Оптимизация хозяйственного использования биоресурсов Алтайского края
3.1. Оптимизация хозяйственного использования биоресурсов Лекции 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Методы управления биоресурсами в связи с особенностями пространственно-временной динамики биосистем. Популяционная динамика, динамика сообществ и экосистем: основные факторы, движущие силы, характерные реакции на внешние воздействия различной природы. Практические 6 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Понятие об общем допустимом улове (ОДУ). Мониторинг биоресурсов, его задачи и основные методы. Сам. работа 6 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Антропогенное влияние на ресурсный потенциал Алтайского края
4.1. Антропогенное влияние на ресурсный потенциал Алтайского края Лекции 6 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Ущербы биоресурсам Алтайского края от воздействий техногенных факторов Практические 6 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Правовые основы регулирования хозяйственной деятельности, воздействующей на среду обитания растительного и животного мира. Сам. работа 6 9 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-6: Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы физики, химии, наук о Земле и биологии, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Тестовые задания
1. Характерные растения Австралийского биотического царства:
а) эвкалипты
б) березовые
в) верески
г) мятлики
2. Эндемичным видом является:
а) одуванчик лекарственный
б) бенгальский тигр
в) домовый воробей
г) береза повислая
3. К методам биогеографии не относится:
а) картографирование
б) районирование
в) статистический метод
г) палеонтологический метод
4. Самое флористически бедное биотическое царство
а) Неотропическое
б) Ориентальное
в) Мадагаскарское
г) Голантарктическое
5. Экологическая группа растений, способных выжить в пустынных условиях
а) ксерофиты
б) гидрофиты
в) гигрофиты
г) мезофиты

Задания открытого типа
1. Полная территориальная совокупность видов растений называется …….
2. Согласны ли Вы с утверждением, что сплошным ареалом является тот, в котором все местообитания доступны для особей вида?
Да
Нет
3. Перечислите разделы биогеографии с позиции классификации объектов (не менее 4-х).
4. Полная территориальная совокупность видов животных называется ……….
5. Дайте определение термина «Биогеография».
6. Согласны ли Вы с утверждением, что виды, оставшиеся от биот прошлых геологических эпох называются реликты?
Да
Нет
7. Часть земной поверхности или акватории, в пределах которой достаточно длительное время постоянно встречаются популяции определенного вида или другого систематического таксона живых организмов называется ………
8. Согласны ли Вы с утверждением, что самая характерная группа млекопитающих Мадагаскара – полуобезьяны, которых здесь насчитывается 20 видов, т. е. больше, чем в остальных районах земного шара, вместе взятых?
Да
Нет
9. Перечислите лесообразующие породы бореальных хвойных лесов (не менее 3-х).
10. Виды с небольшими по размеру ареалами, ограниченными каким-либо регионом (административная граница или природная территория) называются ……….
11. Согласны ли Вы с утверждением, что эндемичными для Австралийского биотического царства являются несколько отрядов и семейств сумчатых животных?
Да
Нет
12. Тип растительности, представленный сообществами из засухо- и морозоустойчивых многолетних травянистых растений с господством дерновинных злаков, реже осок и луков, называется ………
13. Разделение биосферы на биогеографические регионы (районы), отражающие её пространственную структуру называется ……….
14. Согласны ли Вы с утверждением, что пустыни бывают только песчаные?
Да
Нет
15. Дайте определение термина «Зоофаги»
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Мотивы охраны биологического разнообразия на планете Земля.
2. Факторы, приводящие к сокращению биологического разнообразия в биоме степей.
3. Реликтовые сообщества на территории России и их сохранения.
4. Геологическая и ботанико-географическая история реликтовых сообществ на территории Сибири.
5. Реликтовые сообщества в Алтайском крае и необходимые мероприятии по их сохранению.
6. Особенности ареалов у животных и способы их картирования
7. Способы и пути охраны редких и угрожаемых видов флоры Алтайского края.
8. Особенности островных биомов и биот, проблемы их охраны.
9. Причины безлесья степей Алтайского края: анализ теорий и факторов.
10. Природные условия и биотические условия Алтайского края.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену:
1. Биоразнообразие и биоресурсы как объекты живой природы (биосистем) различного уровня организации.
2. Цели, задачи и на правления изучения биоресурсов.
3. Биогеография хозяйственно-ценных видов организмов.
4. Биоресурсы как элемент биотических сообществ и экосистем.
5. Факторы и механизмы формирования биопродуктивности сообществ и популяций хозяйственно ценных организмов.
6. Биологические и другие методы повышения продуктивности природных экосистем; акклиматизация хозяйственно ценных организмов, биологическая мелиорация, биоконтроль.
7. Ресурсные виды как элементы биотических сообществ и экосистем.
8. Пространственная и временная динамика популяций ресурсных видов.
9. Биологические регуляторы функционирования ресурсных видов, сообществ.
10. Пространственно-временная динамика биоресурсов.
11. Биогеография хозяйственно-ценных видов организмов.
12. Основные характеристики биопродуктивности популяций, сообществ, экосистем.
13. Сравнительный анализ продуктивности наземных и водных экосистем в различных климатических зонах.
14. Состав биоресурсов, особенности его изучения в связи с природными свойствами биоресурсов и характером их хозяйственного использования.
15. Различия оценки состояния популяций ресурсных видов растительного и животного происхождения.
16. Взаимовлияние популяций ресурсных видов в экосистемах.
17. Биологические методы сохранения, устойчивого развития и использования ресурсных видов.
18. Методы контроля состояния популяций ресурсных видов растений и животных.
19. Биологические основы и проблемы акклиматизации хозяйственно ценных видов.
20. Мотивы охраны биологического разнообразия на планете Земля.
21. Факторы, приводящие к сокращению биологического разнообразия в биоме степей.
22. Реликтовые сообщества на территории России и их сохранения.
23. Геологическая и ботанико-географическая история реликтовых сообществ на территории Сибири.
24. Реликтовые сообщества в Алтайском крае и необходимые мероприятии по их сохранению.
25. Особенности ареалов у животных и способы их картирования
26. Способы и пути охраны редких и угрожаемых видов флоры Алтайского края.
27. Особенности островных биомов и биот, проблемы их охраны.
28. Причины безлесья степей Алтайского края: анализ теорий и факторов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. М. Силантьева, Н. Ю. Сперанская Биогеография: семинар. и практ. занятия, самост. работа студентов : учеб. пособие : Учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/116
Л1.2 Емельянова Л. Г., Огуреева Г. Н. БИОГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биологическое разнообразие: Учебн. пособие для вузов М.: ВЛАДОС, 2004 36
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии herba.msu.ru
Э4 Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии https://www.biodiversitylibrary.org
Э5 Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/;
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru;
Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm;
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/;
Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org;
Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий, позволяющая накапливать материалы, систематизировать их в соответствии с внутренним рубрикатором и автоматически связывать новые поступающие документы с уже имеющейся базой: http://www.nature.web.ru/;
Крупнейший российский научно-просветительский портал, посвященный эволюции человека: http://antropogenez.ru/;
Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова. Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции. Видеозаписи выступлений. Научно-популярная, научная, учебная литература по эволюционной биологии (большая коллекция русско- и англоязычных источников): http://www.evolbiol.ru/;
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org;
База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/;
База данных «Биоразнообразие животных в России» – всероссийская информационная система включает представителей двух царств (протисты и животные). Система "ZooDiv" ориентирована на приоритетное включение сведений по биоразнообразию России, но по мере разработки будет охватывать и мировую фауну для отдельных групп животных: http://www.zin.ru/ZooDiv/;
База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru;
Сохранение степей России – тематический сайт, о сохранении, восстановлении и неразрушительном использовании степных экосистем и связанных с ними видов растений и животных: http://savesteppe.org/;
Научно популярный портал «Элементы большой науки». На сайте размещены библиотека научно-популярных статей и тексты публичных лекций выдающихся ученых, информация о предстоящих научных конференциях и объявленных конкурсов грантов, а также блоги известных отечественных биологов: https://elementy.ru/.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Биоразнообразие и биоресурсы Алтайского края".
Дисциплина "Биоразнообразие и биоресурсы Алтайского края" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о географическом распределении организмов и их сообществ, и факторах их определяющих; а также представления о биоресурсах Алтайского края. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.