Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Ботаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна
1.1. | Формирование у студентов представлений о биологическом разнообразии, растительных и животных ресурсах Алтайского края. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-6 | Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы физики, химии, наук о Земле и биологии, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии; |
ОПК-6.1 | Знает основные концепции, методы и современные направления математики, физики, химии и наук о Земле, актуальные проблемы биологических наук и перспективы междисциплинарных исследований |
ОПК-6.2 | Умеет использовать навыки лабораторной работы и методы химии, физики, математического моделирования и математической статистики в профессиональной деятельности |
ОПК-6.3 | Владеет методами статистического оценивания и проверки гипотез, прогнозирования перспектив и социальных последствий своей профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Биоразнообразие и биоресурсы как объекты живой природы | ||||||
1.1. | Биоразнообразие и биоресурсы как объекты живой природы | Лекции | 6 | 6 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Факторы и механизмы формирования биопродуктивности сообществ и популяций хозяйственно ценных организмов. Биологические и другие методы повышения продуктивности природных экосистем; акклиматизация хозяйственно ценных организмов, биологическая мелиорация, биоконтроль | Практические | 6 | 6 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Ресурсные виды как элементы биотических сообществ и экосистем. Пространственная и временная динамика популяций ресурсных видов. Биологические регуляторы функционирования ресурсных видов, сообществ. | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Пространственно-временная динамика биоресурсов | ||||||
2.1. | Пространственно-временная динамика биоресурсов | Лекции | 6 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Основные характеристики биопродуктивности популяций, сообществ, экосистем. Сравнительный анализ продуктивности наземных и водных экосистем в различных климатических зонах. | Практические | 6 | 6 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Состав биоресурсов, особенности его изучения в связи с природными свойствами биоресурсов и характером их хозяйственного использования. Различия оценки состояния популяций ресурсных видов растительного и животного происхождения. | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Оптимизация хозяйственного использования биоресурсов Алтайского края | ||||||
3.1. | Оптимизация хозяйственного использования биоресурсов | Лекции | 6 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Методы управления биоресурсами в связи с особенностями пространственно-временной динамики биосистем. Популяционная динамика, динамика сообществ и экосистем: основные факторы, движущие силы, характерные реакции на внешние воздействия различной природы. | Практические | 6 | 6 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Понятие об общем допустимом улове (ОДУ). Мониторинг биоресурсов, его задачи и основные методы. | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Раздел 4. Антропогенное влияние на ресурсный потенциал Алтайского края | ||||||
4.1. | Антропогенное влияние на ресурсный потенциал Алтайского края | Лекции | 6 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Ущербы биоресурсам Алтайского края от воздействий техногенных факторов | Практические | 6 | 6 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Правовые основы регулирования хозяйственной деятельности, воздействующей на среду обитания растительного и животного мира. | Сам. работа | 6 | 9 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОПК-6: Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы физики, химии, наук о Земле и биологии, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии. Тестовые задания 1. Характерные растения Австралийского биотического царства: а) эвкалипты б) березовые в) верески г) мятлики 2. Эндемичным видом является: а) одуванчик лекарственный б) бенгальский тигр в) домовый воробей г) береза повислая 3. К методам биогеографии не относится: а) картографирование б) районирование в) статистический метод г) палеонтологический метод 4. Самое флористически бедное биотическое царство а) Неотропическое б) Ориентальное в) Мадагаскарское г) Голантарктическое 5. Экологическая группа растений, способных выжить в пустынных условиях а) ксерофиты б) гидрофиты в) гигрофиты г) мезофиты Задания открытого типа 1. Полная территориальная совокупность видов растений называется ……. 2. Согласны ли Вы с утверждением, что сплошным ареалом является тот, в котором все местообитания доступны для особей вида? Да Нет 3. Перечислите разделы биогеографии с позиции классификации объектов (не менее 4-х). 4. Полная территориальная совокупность видов животных называется ………. 5. Дайте определение термина «Биогеография». 6. Согласны ли Вы с утверждением, что виды, оставшиеся от биот прошлых геологических эпох называются реликты? Да Нет 7. Часть земной поверхности или акватории, в пределах которой достаточно длительное время постоянно встречаются популяции определенного вида или другого систематического таксона живых организмов называется ……… 8. Согласны ли Вы с утверждением, что самая характерная группа млекопитающих Мадагаскара – полуобезьяны, которых здесь насчитывается 20 видов, т. е. больше, чем в остальных районах земного шара, вместе взятых? Да Нет 9. Перечислите лесообразующие породы бореальных хвойных лесов (не менее 3-х). 10. Виды с небольшими по размеру ареалами, ограниченными каким-либо регионом (административная граница или природная территория) называются ………. 11. Согласны ли Вы с утверждением, что эндемичными для Австралийского биотического царства являются несколько отрядов и семейств сумчатых животных? Да Нет 12. Тип растительности, представленный сообществами из засухо- и морозоустойчивых многолетних травянистых растений с господством дерновинных злаков, реже осок и луков, называется ……… 13. Разделение биосферы на биогеографические регионы (районы), отражающие её пространственную структуру называется ………. 14. Согласны ли Вы с утверждением, что пустыни бывают только песчаные? Да Нет 15. Дайте определение термина «Зоофаги» |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Мотивы охраны биологического разнообразия на планете Земля. 2. Факторы, приводящие к сокращению биологического разнообразия в биоме степей. 3. Реликтовые сообщества на территории России и их сохранения. 4. Геологическая и ботанико-географическая история реликтовых сообществ на территории Сибири. 5. Реликтовые сообщества в Алтайском крае и необходимые мероприятии по их сохранению. 6. Особенности ареалов у животных и способы их картирования 7. Способы и пути охраны редких и угрожаемых видов флоры Алтайского края. 8. Особенности островных биомов и биот, проблемы их охраны. 9. Причины безлесья степей Алтайского края: анализ теорий и факторов. 10. Природные условия и биотические условия Алтайского края. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к экзамену: 1. Биоразнообразие и биоресурсы как объекты живой природы (биосистем) различного уровня организации. 2. Цели, задачи и на правления изучения биоресурсов. 3. Биогеография хозяйственно-ценных видов организмов. 4. Биоресурсы как элемент биотических сообществ и экосистем. 5. Факторы и механизмы формирования биопродуктивности сообществ и популяций хозяйственно ценных организмов. 6. Биологические и другие методы повышения продуктивности природных экосистем; акклиматизация хозяйственно ценных организмов, биологическая мелиорация, биоконтроль. 7. Ресурсные виды как элементы биотических сообществ и экосистем. 8. Пространственная и временная динамика популяций ресурсных видов. 9. Биологические регуляторы функционирования ресурсных видов, сообществ. 10. Пространственно-временная динамика биоресурсов. 11. Биогеография хозяйственно-ценных видов организмов. 12. Основные характеристики биопродуктивности популяций, сообществ, экосистем. 13. Сравнительный анализ продуктивности наземных и водных экосистем в различных климатических зонах. 14. Состав биоресурсов, особенности его изучения в связи с природными свойствами биоресурсов и характером их хозяйственного использования. 15. Различия оценки состояния популяций ресурсных видов растительного и животного происхождения. 16. Взаимовлияние популяций ресурсных видов в экосистемах. 17. Биологические методы сохранения, устойчивого развития и использования ресурсных видов. 18. Методы контроля состояния популяций ресурсных видов растений и животных. 19. Биологические основы и проблемы акклиматизации хозяйственно ценных видов. 20. Мотивы охраны биологического разнообразия на планете Земля. 21. Факторы, приводящие к сокращению биологического разнообразия в биоме степей. 22. Реликтовые сообщества на территории России и их сохранения. 23. Геологическая и ботанико-географическая история реликтовых сообществ на территории Сибири. 24. Реликтовые сообщества в Алтайском крае и необходимые мероприятии по их сохранению. 25. Особенности ареалов у животных и способы их картирования 26. Способы и пути охраны редких и угрожаемых видов флоры Алтайского края. 27. Особенности островных биомов и биот, проблемы их охраны. 28. Причины безлесья степей Алтайского края: анализ теорий и факторов. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М. М. Силантьева, Н. Ю. Сперанская | Биогеография: семинар. и практ. занятия, самост. работа студентов : учеб. пособие : Учебное пособие | АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/116 |
Л1.2 | Емельянова Л. Г., Огуреева Г. Н. | БИОГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. | Биологическое разнообразие: Учебн. пособие для вузов | М.: ВЛАДОС, 2004 | 36 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | http://elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э3 | Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии | herba.msu.ru | ||
Э4 | Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии | https://www.biodiversitylibrary.org | ||
Э5 | Мудл | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com; Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/; Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru; Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm; Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/; Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org; Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий, позволяющая накапливать материалы, систематизировать их в соответствии с внутренним рубрикатором и автоматически связывать новые поступающие документы с уже имеющейся базой: http://www.nature.web.ru/; Крупнейший российский научно-просветительский портал, посвященный эволюции человека: http://antropogenez.ru/; Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова. Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции. Видеозаписи выступлений. Научно-популярная, научная, учебная литература по эволюционной биологии (большая коллекция русско- и англоязычных источников): http://www.evolbiol.ru/; База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org; База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/; База данных «Биоразнообразие животных в России» – всероссийская информационная система включает представителей двух царств (протисты и животные). Система "ZooDiv" ориентирована на приоритетное включение сведений по биоразнообразию России, но по мере разработки будет охватывать и мировую фауну для отдельных групп животных: http://www.zin.ru/ZooDiv/; База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru; Сохранение степей России – тематический сайт, о сохранении, восстановлении и неразрушительном использовании степных экосистем и связанных с ними видов растений и животных: http://savesteppe.org/; Научно популярный портал «Элементы большой науки». На сайте размещены библиотека научно-популярных статей и тексты публичных лекций выдающихся ученых, информация о предстоящих научных конференциях и объявленных конкурсов грантов, а также блоги известных отечественных биологов: https://elementy.ru/. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Биоразнообразие и биоресурсы Алтайского края". Дисциплина "Биоразнообразие и биоресурсы Алтайского края" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о географическом распределении организмов и их сообществ, и факторах их определяющих; а также представления о биоресурсах Алтайского края. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |