МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовая экспертиза коммуникационных продуктов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильСоциальная безопасность медиапространства Большого Алтая
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv42_04_01_Реклама и СО_СБА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 2
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.социол.н., Профессор, Ковалева А.В.

Рецензент(ы):
Директор ООО ПРАЙМ СИБИРЬ, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Правовая экспертиза коммуникационных продуктов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с основными понятиями и категориями экспертологии; формирование представления о процессуально-юридической стороне экспертной деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью и ее продуктах; формирование умений производить правовую экспертизу рекламных и коммуникационных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен оценивать соответствие коммуникационного продукта/проекта критериям социальной безопасности
ПК-3.1 Знает: технологии обеспечения социальной без опасности продукции СМИ и критерии ее оценки; методы анализа и оценки эффективности мероприятий по продвижению продукции СМИ; методологию социологических и маркетинговых исследований; методы корректировки стратегий и программ продвижения продукции СМИ
ПК-3.2 Умеет: Оценивать соответствие продукции СМИ критериям социальной безопасности; формулировать наблюдаемые, измеримые и достоверные показатели, характеризующие продвижение продукции СМИ; находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа
ПК-3.3 Владеет навыками применения современных ИКТ, в том числе интернет-технологий и специализированных программных продуктов; навыками анализа результатов продвижения продукции СМИ на основе полученных данных; навыками корректировки стратегий и программ продвижения продукции СМИ в соответствии с критериями социальной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.свои права и обязанности как гражданина РФ; уметь использовать Конституцию РФ, Гражданский, Трудовой Кодексы и другие международные, российские и региональные нормативные документы в своей профессиональной деятельности;содержание законов, нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере рекламы и связей с общественностью;методы планирования и осуществления правовой экспертизы рекламных и коммуникативных продуктов, распространяемых в сети Интернет.
3.2.Уметь:
3.2.1.логически верно, аргументированно и ясно применять региональное, российское и международное законодательство в решении профессиональных задач в сфере рекламы и связей с общественностью;планировать, организовывать процедуру правовой экспертизы рекламных и коммуникативных продуктов в соответствии с требованиями;определять социальные и этические последствия результатов правовой экспертизы рекламных и коммуникативных продуктов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования Конституции РФ, Гражданского, Трудового Кодексов и других международных, российских и региональных нормативных документов в профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью;навыками планирования и организации правовой экспертизы рекламных и коммуникативных продуктов в соответствии с требованиями;навыками применения методов правовой экспертизы рекламных и коммуникативных продуктов, оформления ее результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы правовой экспертизы коммуникационных продуктов
1.1. Основы экспертологиив России и странах Большого Алтая. Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Основы экспертологиив России и странах Большого Алтая. Практические 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Основы экспертологиив России и странах Большого Алтая. Сам. работа 5 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Виды и типы экспертиз. Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Виды и типы экспертиз. Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Виды и типы экспертиз. Сам. работа 5 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Методология общей теории судебной экспертизы Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Методология общей теории судебной экспертизы Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Методология общей теории судебной экспертизы Сам. работа 5 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Методика экспертного исследования Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Методика экспертного исследования Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Методика экспертного исследования Сам. работа 5 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Объекты судебной экспертизы. Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Объекты судебной экспертизы. Практические 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Объекты судебной экспертизы. Сам. работа 5 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Заключение эксперта: структура и содержание. Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Заключение эксперта: структура и содержание. Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Заключение эксперта: структура и содержание. Сам. работа 5 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Экспертная оценка рекламной продукции Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Экспертная оценка рекламной продукции Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Экспертная оценка рекламной продукции Сам. работа 5 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Открытый университетАлтГУ» https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=1798

Оценка сформированности компетенции:

ПК-3: Способен оценивать соответствие коммуникационного продукта/проекта критериям социальной безопасности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Трасология – это:
1. учение о следах;
2. учение о следах участков кожного покрова человека, имеющего папиллярные узоры;
3. учение о внешности человека.
Ответ: 1
Вопрос 2: Общий объект судебной экспертизы – это:
1. совокупность всех носителей информации, исследуемых в ходе проведения судебных экспертиз;
2. группа носителей информации, являющихся объектами нескольких классов или родов судебных экспертиз и выделяющихся в общей массе объектов общими свойствами (письмо);
3. объект, присущий конкретному роду, виду судебных экспертиз (почерк);
4. фрагмент специального объекта, свойства которого требуют применения отдельной методики (возрастные изменения, алкогольное опьянение);
Ответ: 1

Вопрос 3: Экспертиза агротехническая относится группе экспертиз:
1. Криминалистических;
2. Материалов, веществ, изделий;
3. Экономических;
4. Сельскохозяйственных.
Ответ: 4

Вопрос 4: Такие методы, используемые в судебной экспертизе, как наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, относятся к группе:
1. Всеобщих методов;
2. Общенаучных методов;
3. Частно-научных методов;
4. Специальных методов.
Ответ: 2
Вопрос 5: Каким ключевым понятием оперирует лингвистическая экспертиза текстов?
1. Языковая норма;
2. Жаргон;
3. Языковая игра;
4. Медиатекст.
Вопрос 6: Способ решения конкретной экспертной задачи, являющийся результатом приспособления, изменения типовой методики либо плодом творческого подхода к решению экспертной задачи – это экспертная методика:
1. Типовая;
2. Конкретная;
3. Творческая;
4. Эффективная.
Ответ: 2

Вопрос 7: Какого этапа экспертного исследования НЕ существует:
1. Подготовительной;
2. Раздельного исследования объектов идентификации;
3. Рекламирования объектов;
4. Оценки результатов сравнения и формирования выводов.
Ответ: 3
Вопрос 8: Фотосравнение – это:
1. сопоставление, наложение и совмещение снимков, фиксирующих идентификационные признаки сравниваемых объектов;
2. установление конгруэнтности сравниваемых объектов (штампов, печатей);
3. схематические зарисовки признаков;
4. использование сравнительного микроскопа.

Ответ: 1

Вопрос 9: Объект судебной экспертизы общий – это:
1. совокупность материальных носителей информации, объединенных общностью свойств (качеств), исследуемая в рамках класса, рода экспертизы.
2. материальный носитель информации определенной природы, исследуемый в рамках конкретного вида экспертизы.
3. индивидуально-определенный объект, представленный для производства экспертизы по конкретному делу.
4. материальный носитель информации о фактах, интересующих следствие и суд, исследуемый в рамках экспертизы как средства доказывания.
Ответ: 4
Вопрос 10: Собственные признаки, свойственные исследуемому объекту в данных условиях относятся к такому основанию для классификации свойств объекта, как:
1. Природа;
2. Происхождение;
3. Характер;
4. Значение в процессе познания.
Ответ: 2
Вопрос 11: Свободные образцы, полученные для сравнительного исследования, это:
1. такие, которые образовались до начала производства по делу и вне связи с ним;
2. те, которые отбирают в заданных условиях и получают в связи с подготовкой материалов на судебную экспертизу;
3. те, которые возникли после возбуждения дела, но не в связи с подготовкой материалов на экспертизу;
4. те, которые взяты из сети Интернет.
Ответ: 1
Вопрос 12: Какая часть экспертного заключения является лишней?
1. Вводная;
2. Исследовательская;
3. Творческая;
4. Заключительная.
Ответ: 3
Вопрос 13: Эксперт считается квалифицированным если он (отметьте лишнее):
1. имеет высшее образование в области науки, данные которой использованы при цроизводстве экспертизы;
2. имеет специальную подготовку и специализацию по определенному виду исследования (например - почерка, оружия и т.д.);
3. умеет пользоваться специальными приборами;
4. имеет большое количество литературы.
Ответ: 4
Вопрос 14 : Какое требование не относится к заключению эксперта?
1. Логическая последовательность изложения;
2. Полнота заключения;
3. Эмоциональность изложения;
4. Ясность изложения.
Ответ: 3
Вопрос 15: Верно ли, что использование контрольного листа для планирования экспертизы необходимо для соблюдения всех наиболее важных требований через сопоставление своих действий с пунктами контрольного списка?
1. Да, верно;
2. В определенной степени верно;
3. Зависит от ситуации;
4. Нет, не верно.
Ответ: 1

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Как звали императора, при котором в V–VI вв. н. э. в Византии законодательно закреплялось исследование свойств почерка?
Ответ: Юстиниан
Вопрос 2: В каком году вышло в свет «Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармейской полиции» автора Ганса Гросса?
Ответ: в 1893 г.
Вопрос 3: Кто является автором научной работы «Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармейской полиции», вышедшей в 1893 году?
Ответ: Ганс Гросс
Вопрос 4: В каком году в России законодательно была закреплена возможность привлечения экспертов – лиц, сведущих в различных отраслях науки, искусстве, ремесле, для оказания помощи следствию?
Ответ: в 1865
Вопрос 5: Кто является автором метода судебной опознавательной фотографии и криминалистической регистрации?
Ответ: А. Бертильон
Вопрос 6: Учение о внешности человека- это:
Ответ: габитоскопия
Вопрос 7: Как называется функция судебной экспертизы, которая направлена на объяснение выявленного нового знания в частности и законов формирования, функционирования и развития судебной экспертизы?
Ответ: объяснение
Вопрос 8: Фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения уголовного, гражданского или административного дела по существу, устанавливаемые на основе использования специальных знаний и исследовании материалов расследуемого или рассматриваемого дела – это:
Ответ: предмет судебной экспертизы
Вопрос 9: Как называются задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям?
Ответ: идентификационные задачи
Вопрос 10: Как называется экспертиза, которая проводится по фактам нарушения прав потребителей и обеспечивает государственную и общественную защиту прав и интересов потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах)?
Ответ: экспертиза качества и безопасности товаров (работ, услуг)
Вопрос 11: Что означает ошибочность заключения?
Ответ: несоответствие действительности

Вопрос 12: Экспертиза, заключающаяся в исследовании не всех, а лишь части объектов, представленных эксперту, а также в решении не всех, а только некоторых из поставленных перед ним вопросов, называется…
Ответ: неполная экспертиза

Вопрос 13 : Для решения вопросов какого уровня сложности назначается комиссионная экспертиза?
Ответ: вопросов повышенной сложности

Вопрос 14: Как называется система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов) получения данных для решения вопроса, поставленного перед экспертом?
Ответ: метод экспертизы

Вопрос 15: Методы, разрабатываемые или приспосабливаемые для исследования конкретного, единичного объекта или применяемые только в экспертизах данного рода относятся к группе…
Ответ: частно-экспертных методов

Вопрос 16: Как называется программа действий, предписывающая эксперту в категорической или рекомендательной форме использовать определенные методы исследования объектов, последовательность и процедуру применения этих методов?
Ответ: экспертная методика
Вопрос 17: Как называются оформленные в письменной форме результаты исследования по поставленным перед лицом, обладающим специальными познаниями, вопросам?
Ответ: заключение эксперта
Вопрос 18:Какая организация выявляет нарушения Закона РФ «О рекламе»?
Ответ: Федеральная антимонопольная служба
Вопрос 19: Что такое товарный знак?
Ответ: имя собственное, которое используется как средство индивидуализации производителя товара, услуг и т. п., а также самого товара, услуги.
Вопрос 20: К какому виду источников информации относят относят фонограммы, видеозаписи и печатные тексты, фиксирующие речевые произведения, подлежащие экспертизе?
Ответ: прямые источники
Вопрос 17: Как называются оформленные в письменной форме результаты исследования по поставленным перед лицом, обладающим специальными познаниями, вопросам?
Ответ: заключение эксперта
Вопрос 18:Какая организация выявляет нарушения Закона РФ «О рекламе»?
Ответ: Федеральная антимонопольная служба
Вопрос 19: Что такое товарный знак?
Ответ: имя собственное, которое используется как средство индивидуализации производителя товара, услуг и т. п., а также самого товара, услуги.
Вопрос 20: К какому виду источников информации относят относят фонограммы, видеозаписи и печатные тексты, фиксирующие речевые произведения, подлежащие экспертизе?
Ответ: прямые источники
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Открытый университетАлтГУ»: https://public.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=95879
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хомяков В. И., Егошкина В. А. Правовое регулирование средств массовой информации и рекламы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Ручкина Г.Ф. - отв. ред. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПСКонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы.