МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социогуманитарная экспертиза коммуникационных продуктов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильСоциальная безопасность медиапространства Большого Алтая
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планv42_04_01_Реклама и СО_СБА-2023
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 321
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16,5 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 174 174 147 147 321 321
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216 432 432

Программу составил(и):
д.социол.н., Профессор, Ковалева А.В.

Рецензент(ы):
Директор ООО ПРАЙМ СИБИРЬ, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Социогуманитарная экспертиза коммуникационных продуктов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является предоставление магистрантам системы знаний по теории и методологии проведения социогуманитарной экспертизы коммуникационных продуктов; обучение студентов применению методов и процедур проведения социогуманитарной коммуникационных продуктов; обучение методам корректировки коммуникационных продуктов на основании результатов экспертных оценок.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен оценивать и прогнозировать возможные эффекты в медиасфере, следуя принципам социальной ответственности
ОПК-7.1 Знает принципы социальной ответственности профессиональной деятельности, методы оценки и прогнозирования возможных эффектов профессиональной деятельности в медиасфере
ОПК-7.2 Умеет формировать систему оценочных показателей возможных эффектов профессиональной деятельности в медиасфере
ОПК-7.3 Прогнозирует возможные эффекты и оценивает медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты на соответствие принципам социальной ответственности
ПК-3Способен оценивать соответствие коммуникационного продукта/проекта критериям социальной безопасности
ПК-3.1 Знает: технологии обеспечения социальной без опасности продукции СМИ и критерии ее оценки; методы анализа и оценки эффективности мероприятий по продвижению продукции СМИ; методологию социологических и маркетинговых исследований; методы корректировки стратегий и программ продвижения продукции СМИ
ПК-3.2 Умеет: Оценивать соответствие продукции СМИ критериям социальной безопасности; формулировать наблюдаемые, измеримые и достоверные показатели, характеризующие продвижение продукции СМИ; находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа
ПК-3.3 Владеет навыками применения современных ИКТ, в том числе интернет-технологий и специализированных программных продуктов; навыками анализа результатов продвижения продукции СМИ на основе полученных данных; навыками корректировки стратегий и программ продвижения продукции СМИ в соответствии с критериями социальной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. принципы социальной ответственности профессиональной деятельности, методы оценки и прогнозирования возможных эффектов профессиональной деятельности в медиасфере; технологии обеспечения социальной безопасности продукции СМИ и критерии ее оценки; методы анализа и оценки эффективности мероприятий по продвижению продукции СМИ;
методологию социологических и маркетинговых исследований; методы корректировки стратегий и программ продвижения продукции СМИ.

3.2.Уметь:
3.2.1. формировать систему оценочных показателей возможных эффектов профессиональной деятельности в медиасфере; оценивать соответствие продукции СМИ критериям социальной безопасности; формулировать наблюдаемые, измеримые и достоверные показатели, характеризующие продвижение продукции СМИ; находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками прогнозирования возможных эффектов и оценки медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов на соответствие принципам социальной ответственности; навыками применения современных ИКТ, в том числе интернет-технологий и специализированных программных продуктов; навыками анализа результатов продвижения продукции СМИ на основе полученных данных;навыками корректировки стратегий и программ продвижения продукции СМИ в соответствии с критериями социальной безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Гуманитарно-правовое направление и технологии экспертизы коммуникационных продуктов.
1.1. Экспертиза рекламных и PR-продуктов: основные направления Лекции 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.2. Экспертиза рекламных и PR-продуктов: основные направления Практические 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.3. Экспертиза рекламных и PR-продуктов: основные направления Сам. работа 3 54 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.4. Гуманитарная и этическая экспертиза коммуникационных продуктов Лекции 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.5. Гуманитарная и этическая экспертиза коммуникационных продуктов Практические 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.6. Гуманитарная и этическая экспертиза коммуникационных продуктов Сам. работа 3 60 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.7. Правовая экспертиза коммуникационных продуктов. Лекции 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.8. Правовая экспертиза коммуникационных продуктов. Практические 3 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.9. Правовая экспертиза коммуникационных продуктов. Сам. работа 3 60 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
Раздел 2. Социально-психологическое направление и технологии экспертизы коммуникационных продуктов
2.1. Психологическая экспертиза коммуникационных продуктов. Лекции 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.2. Психологическая экспертиза коммуникационных продуктов. Практические 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.3. Психологическая экспертиза коммуникационных продуктов. Сам. работа 4 60 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.4. Социологическая экспертиза коммуникационных продуктов. Лекции 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.5. Социологическая экспертиза коммуникационных продуктов. Практические 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
2.6. Социологическая экспертиза коммуникационных продуктов. Сам. работа 4 47 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
Раздел 3. Лингвистическое направление и технологии экспертизы коммуникационных продуктов.
3.1. Лингвистическая экспертиза рекламных и PR-текстов, медиатекстов Лекции 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.2. Лингвистическая экспертиза рекламных и PR-текстов, медиатекстов Практические 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
3.3. Лингвистическая экспертиза рекламных и PR-текстов, медиатекстов Сам. работа 4 40 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4
Раздел 4. Промежуточная аттестация
4.1. экзамен Практические 4 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Открытый университетАлтГУ» https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=1788

Оценка сформированности компетенции:

ОПК-7: Способен оценивать и прогнозировать возможные эффекты в медиасфере, следуя принципам социальной ответственности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Какую функцию НЕ выполняет гуманитарная экспертиза?

1. диагностика;
2. оценка;
3. идентификация (атрибуция, квалификация);
4. интеграция.
Ответ: 4
Вопрос 2: Какая организация выявляет нарушения Закона РФ «О рекламе»?
1. Федеральная антимонопольная служба;
2. Арбитражный суд РФ;
3. Прокуратура РФ;
4. Следственный комитет.
Ответ: 1
Вопрос 3: К неэтичной НЕ относится реклама:
1. воздействующая на подсознание;
2. «дутая» реклама;
3. политическая реклама.
Ответ: 3
Вопрос 4: В какой редакции Закона РФ «О рекламе» есть специальная статья «Неэтичная реклама»?
1. В редакции 1995 года;
2. В редакции 2006 года;
3. В редакции 2020 года;
4. В редакции 2022 года.
Ответ: 1
Вопрос 5: Психологическая эффективность рекламного обращения НЕ может измеряться с помощью следующих показателей:
1. объем совершаемой покупки;
2. осведомленность о марке;
3. вспоминаемость марки;
4. узнаваемость рекламного объявления;
5. намерение совершить покупку;
Ответ: 1
Вопрос 6: Ущерб, причиняемый личности специальными психотехнологиями, используемыми в рекламе и целенаправленно исключающими участие сознания реципиента в выборе, не имеет такого последствия, как:
1. развитие патологических состояний нервной системы;
2. развитие метапатологий как реакции на фрустрацию основных жизненных целей и ценностей или мета-невроз;
3. развитие двигательной способности.
Ответ: 3
Вопрос 7: Среди ниже перечисленных приемов манипуляции в рекламе назовите лишние:
1. искажение информации;
2. сокрытие и специальная организация подачи информации;
3. универсальные высказывания;
4. расширенные обобщения;
5. дегустации, раздача пробников и т.п.;
Ответ: 5
Вопрос 8: Какого вида экспертной оценки качества рекламного продукта не существует:
1. социальной безопасности;
2. психологической безопасности;
3. физиологической безопасности;
4. информационной безопасности.
Ответ: 3
Вопрос 9: В качестве предмета социологической экспертизы рекламного продукта НЕ рассматривается:
1. нормативность рекламного обращения (степень соответствия рекламного обращения социальным нормам, образу жизни социальной группы, целевой аудитории);
2. экономическая эффективность рекламного сообщения;
3. оценка степени известности товарного знака, логотипа, бренда;
4. установление факта репутационного ущерба и степени репутационного ущерба;
5. дела, связанные с защитой исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, с оспариванием отказа в регистрации товарного знака (знака обслуживания);
6. определение наличия (отсутствия) признаков введения потребителей в заблуждение в отношении производителя конкретного товара (услуги) или же их качества;
Ответ: 2
Вопрос 10: Какого вида оценки эффективности не существует?
1. Экономичность;
2. Результативность;
3. Целесообразность;
4. Эмоциональность.
Ответ: 4
Вопрос 11: Согласны ли Вы с мнением, что любая экспертиза представляет собой социальную технологию, обладающую рядом специфических особенностей?
1. Полностью согласен;
2. Отчасти согласен;
3. Зависит от ситуации;
4. Не согласен .
Ответ: 1
Вопрос 12: Согласны ли Вы с мнением, что использовать некорректно изображения исторических памятников и государственных символов в рекламе допустимо?
1. Полностью согласен;
2. Отчасти согласен;
3. Зависит от ситуации;
4. Не согласен .
Ответ:4
Вопрос 13: Согласны ли Вы с мнением, что разрешено выставлять в негативном свете людей, которые не пользуются вашим товаром?
1. Полностью согласен;
2. Отчасти согласен;
3. Зависит от ситуации;
4. Не согласен .
Ответ: 4
Вопрос 14: В задачи экспертизы средств индивидуализации, НЕ входят:
1. измерение уровня известности обозначений и товарных знаков (в том числе их общеизвестности),
2. установление различительной способности обозначений, сходства обозначений и товарных знаков (в том числе сходства до степени смешения),
3. определение наличия или отсутствия введения потребителей в заблуждение относительно производителя и качества товаров и услуг,
4. определение репутации бренда.
Ответ: 4
Вопрос 15: Верно ли, что использование контрольного листа для планирования экспертизы необходимо для соблюдения всех наиболее важных требований через сопоставление своих действий с пунктами контрольного списка?
1. Да, верно;
2. В определенной степени верно;
3. Зависит от ситуации;
4. Нет, не верно.
Ответ: 1

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Как называется экспертиза, назначаемая в случае недостаточности основной?
Ответ: дополнительная
Вопрос 2: Как называются оформленные в письменной форме результаты исследования по поставленным перед лицом, обладающим специальными познаниями, вопросам?
Ответ: заключение эксперта
Вопрос 3: Как называется преступление против чести и достоинства личности, заключающееся в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию?
Ответ: клевета
Вопрос 4: как называется экспертиза, в производстве которой участвуют два и более специалиста - эксперта одной и той же специальности?
Ответ: комиссионная экспертиза
Вопрос 5: Как называется качество, характеризующее уровень теоретической и практической подготовки эксперта, который определяет способность эксперта решать поставленные перед ним задачи?
Ответ: компетентность эксперта
Вопрос 6: Нецензурная (непристойная) лексика и фразеология – это:
Ответ: мат
Вопрос 7: Суждение, выражающее чью-нибудь субъективную точку зрения, субъективное (личное) отношение к кому-чему-нибудь – это:
Ответ: мнение
Вопрос 8: Какой вид мнения может быть проверен на соответствие выраженных в нем фактов действительности, оно может подтверждаться или не подтверждаться фактами, событиями объективной действительности, могут быть установлены или не установлены факты, его подтверждающие?
Ответ: фактологическое мнение
Вопрос 9: Любая оценка с точки зрения хорошо/плохо – это мнение:
Ответ: оценка
Вопрос 10: какой вид мнения распознается по наличию маркеров неуверенности, сомнения, вероятности, указания на то, что это одна из возможных версий (может быть, вероятно, по-видимому, как представляется, думается, предположительно и др.).
Ответ: мнение-предположение
Вопрос 11: как называется лексика и фразеология, рассматриваемая современным языковым сознанием общества и общественным мнением как подлежащая исключению из публичного употребления (то есть из употребления в общественных местах (см. общественное место)) и средствах массовой информации?
Ответ: ненормативная лексика и фразеология
Вопрос 12: Лексика и фразеология, употребление которой соответствует принятым в обществе нормам литературной и разговорной речи – это лексика и фразеология:
Ответ: нормативная
Вопрос 13: как называется высказывание, содержащее утверждение о вине кого-либо в чем-либо, обличение кого-либо в нарушении моральных норм или законов?
Ответ: обвинение
Вопрос 14: К какому виду относится экспертиза, которая производится экспертами одной специальности, специалистами одной области знания либо одним экспертом в рамках одной специальности?
Ответ: однородная экспертиза
Вопрос 15: Как называется распространение среди широкого круга лиц идей, взглядов, представлений или побуждений к действиям, направленным на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды и выражающееся в форме призывов, воззваний, поучений, советов, предостережений, требований, угроз и т.п?
Ответ: пропаганда
Вопрос 16: Какой характер носят сведения, распространение которых происходит в средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях, официальных документах или личных разговорах?
Ответ: публичный
Вопрос 17: Сообщение, которое адресовано неопределенному кругу лиц, передает информацию о товаре или услуге и направлено на стимулирование интереса к этому товару или услуге – это:
Ответ: реклама
Вопрос 18: Что изучает этика?
Ответ: вопросы морали и нравственности
Вопрос 19: что такое факт?
Ответ: реальное событие (события), которое происходило (происходит) в конкретное время в конкретном месте.
Вопрос 20: Как называется лицо, которое обладает специальными познаниями в области науки, искусства или ремесла и привлекается для производства на основе этих специальных познаний для исследования объектов с целью установления фактов, необходимых для принятия юридического решения?
Ответ: эксперт

Оценка сформированности компетенции:

ПК-3: Способен оценивать соответствие коммуникационного продукта/проекта критериям социальной безопасности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: когда в Росси впервые был принят Закон «О рекламе»?:
1. 1995 год;
2. 1998 год;
3. 2006 год.
Ответ: 1
Вопрос 2: Этическое направление экспертизы рекламных и PR- продуктов:
1. включает оценку рекламы на соответствие моральным нормам и ценностям потребителей рекламы, а также требованиям актов органов саморегулирования рекламы (кодексам этики и обычаев делового оборота);
2. включает в себя оценку эффективности и психологической безопасности воздействия данного продукта на сознание и подсознание, а также личность потребителя;
3. включает анализ рекламных текстов на предмет их соответствия нормам, предписанным в ФЗ «О рекламе» и ФЗ «Законе о защите прав потребителей», а также в Российском рекламном кодексе и ряде других законодательных документов, регулирующих сферу массовой коммуникации;
4. включает выявление общественного мнения, отношения людей к той или иной рекламе.
Ответ: 1
Вопрос 3: Какой из методов не используется при проведении лингвистической экспертизы:
1. Метод семантического дифференциала;
2. Метод лексикографического анализа;
3. Метод компонентного анализа.
Ответ: 1
Вопрос 4: Какие из нижеперечисленных задач не относятся к лингвистической экспертизе рекламных текстов:
1. установление признаков рекламного текста;
2. диагностика признаков маскировки рекламного текста;
3. диагностика признаков недостоверных высказываний в рекламе;
4. диагностика признаков недобросовестного сравнения в рекламном тексте.
5. диагностика эффективности рекламного текста.
Ответ: 5
Вопрос 5: Какой компонент НЕ включается в логическую модель сравнения?
1. источник информации;
2. объект сравнения (то, что сравнивают);
3. эталон сравнения (с чем сравнивают);
4. модуль сравнения (общий признак сравнения, компаративная константа);
5. показатель сравнительного отношения.
Ответ: 1
Вопрос 6: К целям социологической экспертизы товарного знака на сходство до степени смешения НЕ относится:
1. защита товарных знаков, фирменных наименований, коммерческих обозначений, оформления товара, дизайна упаковки и иной интеллектуальной собственности от неправомерного использования сторонними лицами;
2. пресечение недобросовестной конкуренции, сопровождающейся введением в заблуждение потенциальных клиентов или подрывом репутации компании через использование схожих до степени смешения товарных знаков;
3. оценка уровня конкуренции между торговыми знаками;
4. отмена или запрет регистрации сходного обозначения.
Ответ: 3
Вопрос 7: Оценка рекламной продукции с точки зрения эмоционально го отношения к ней потребителей производится при помощи:
1. метода семантического дифференциала Ч. Осгуда;
2. методики психологической экспертизы Е.Е. Прониной;
3. методики психологической экспертизы А.Н.Лебедева-Любимова.

Ответ: 1

Вопрос 8: Что НЕ является объектом при экспертизе психологической эффективности рекламы?
1. каналы распространения рекламы;
2. рекламные сообщения;
3. рекламная организация.
Ответ: 3
Вопрос 9: В основе способности восприятия к объединению фрагментов в целостный образ рекламы и к восстановлению этого образа по его фрагментам лежат «законы гештальта».Среди ниже перечисленных выберите лишний:
1. «преданность» знакомому образу (т.е. гештальту, имиджу, бренду);
2. тяготение частей к образованию симметричного целого;
3. группировка этих частей с точки зрения максимальной простоты, близости,
4. равновесия;
5. тенденция каждого феномена психики принять более определенную, отчетливую, завершенную форму.
Ответ: 1.
Вопрос 10: Создателю рекламы необходимо ориентироваться на эмоции потребителя только положительного знака. Выберите наиболее правильный комментарий:
1. да, это необходимо;
2. могут быть использованы эмоции негативного знака, но при доминировании положительных;
3. скорее нет, так как выбор подчинен рекламной задаче;
4. вызывают негативное отношение к предмету рекламы те сообщения, которые создаются без учета эмоциональных реакций потребителя.
Ответ: 3.
Вопрос 11: Выберите правильный ответ: Процесс воздействия на психику потребителей рекламы, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, это:
1. убеждение;
2. внушение;
3. подражание;
4. зомбирование;
5. программирование.
Ответ: 2.
Вопрос 12: Выберите правильный ответ: Групповое целенаправленное (полустандартное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и ориентированное на получение от ее участников «субъективной информации» о рекламе или рекламируемых товарах и услугахназывается:
1. групповое интервью;
2. групповое полустандартное интервью;
3. групповое целенаправленное интервью;
4. метод фокус-групп;
5. холл-тест.
Ответ: 4.
Вопрос 12: Метод лексикографического анализа направлен на:
1. исследование лексикографических данных и является важной составной частью всего экспертного исследования текста, так как именно словарные источники помогают составить первичное представление о реалии и языковых средствах, с помощью которых они вербализуются;
2. экспликацию семантической структуры слова, уточнение реализующих её денотативных, сигнификативных и коннотативных значении;
3. установление значений слов, словосочетаний, предложений в контексте всего высказывания;
4. выявление дифференциальных признаков значения конкретных языковых единиц в пределах анализируемой микросистемы.
Ответ: 1
Вопрос 13: Каким ключевым понятием оперирует лингвистическая экспертиза текстов?
1. Языковая норма;
2. Жаргон;
3. Языковая игра;
4. Медиатекст.
Ответ: 1
Вопрос 14: Запрещена ли реклама услуг по написанию курсовых и дипломных работы?
1. Запрещена полностью;
2. Запрещена в социальных сетях;
3. Запрещена только в вузах;
4. Не запрещена нигде.
Ответ: 1
Вопрос 15: Выберите неправильное утверждение:
1. Реклама боевого оружия не допускается.
2. Служебное оружие и патроны можно рекламировать только в специализированных профессиональных изданиях и в местах их реализации.
3. Гражданское, охотничье и спортивное оружие разрешено рекламировать только в специализированных печатных изданиях, в местах производства и продажи, также на ТВ с 23 до 7 ч. При этом в реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать образы несовершеннолетних.
4. Всякая реклама оружия и продукции военного назначения не разрешена.
Ответ: 4

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Что такое товарный знак?
Ответ: имя собственное, которое используется как средство индивидуализации производителя товара, услуг и т. п., а также самого товара, услуги.
Вопрос 2: Как называются мнения, не основанные на фактах?
Ответ: Домыслы
Вопрос 3: Экспрессивные (то есть яркие, необычные, образные) слова и выражения, принадлежащие определенной социальной, профессиональной, возрастной группе носителей языка – это…
Ответ: жаргон
Вопрос 4: информация, которую несет слово как единица языка – это
Ответ: значение слова
Вопрос 5: Сведения, которые содержат отрицательную характеристику лица – юридического или физического с точки зрения здравого смысла, морали («неписаного закона») или с правовой точки зрения (в той мере, в которой это может понимать любой дееспособный гражданин, не имея специальных познаний в области юриспруденции) это сведения:
Ответ: негативные
Вопрос 6: умаление чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме – это:
Ответ: оскорбление
Вопрос 7: К какому виду сведений относят сведения, распространение которых способно причинить вред чести личности либо деловой репутации юридического лица?
Ответ: порочащие сведения
Вопрос 8: Как называют побуждение слушающего или аудитории к определенному действию или принятию определенной точки зрения, отражающей некоторые идеалы говорящего?
Ответ: призыв
Вопрос 9: к какому виду источников информации относят относят фонограммы, видеозаписи и печатные тексты, фиксирующие речевые произведения, подлежащие экспертизе?
Ответ: прямые источники
Вопрос 10: Как называется реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения относительно любых характеристик товара, включая его цену, ассортимент, комплектацию и др.?
Ответ: недостоверная реклама
Вопрос 11: Как называется реклама, которая содержит бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Ответ: неэтичная реклама
Вопрос 12: текст, являющийся предметом анализа лингвиста в ходе лингвистической экспертизы, называется:
Ответ: спорный текст
Вопрос 13: Как называется суждение, в котором отображается связь предмета и его признаков: некоторому предмету приписывается некоторый признак, свойство, качество и выражается повествовательным предложением?
Ответ: утверждение
Вопрос 14:Какая организация выявляет нарушения Закона РФ «О рекламе»?
Ответ: Федеральная антимонопольная служба

Вопрос 15: Воздействия, блокирующие способность человека к адекватному реагирова-нию на жизненные обстоятельства, подрывающие его способ¬ность к анализу информации и осознанному выбору, снижаю¬щие сопротивляемость внешнему давлению, лишающие человека чувства индивидуальности, личностной ценности представляют собой:
Ответ: психологическую опасность
Вопрос 16: Как называется экспертиза, для выполнения которой требуется привлечение специальных знаний сразу из нескольких отраслей социальных наук?
Ответ: социальная
Вопрос 17: К нарушениям какого характера относят неоправданно большое количество показов одного и того же рекламного ролика?
Ответ: к нарушениям этического характера
Вопрос 18: В каком году в Росси впервые был принят Закон «О рекламе»?
Ответ: в 1995 году

Вопрос 19: Какое направление экспертизы включает оценку рекламы на соответствие моральным нормам и ценностям потребителей рекламы, а также требованиям актов органов саморегулирования рекламы (кодексам этики и обычаев делового оборота)?

Ответ: этическое направление

Вопрос 20: Какое направление экспертизы включает в себя оценку эффективности и психологической безопасности воздействия данного продукта на сознание и подсознание, а также личность потребителя?
Ответ: психологическое направление
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Открытый университетАлтГУ»: https://public.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=75719
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 31 задание.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.В. Оконечникова Психологические методы исследования рекламы : учебно-методическое пособие Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276353
Л1.2 отв. ред. П. Д. Тищенко Гуманитарные ориентиры научного познания: Ин-т философии РАН М. : [Навигатор], 2014
Л1.3 Свиридова Е. А. Правовое регулирование рекламы: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.4 Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/BFF5DC94-F93F-470D-B94A-1CC1E829746C.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика: М. : ФЛИНТА, 2012 http://e.lanbook.com/book/12947
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Социогуманитарная экспертиза коммуникационных продуктов public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции, практические и лабораторные занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических и лабораторных занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Лабораторное занятие — это форма организации обучения, представляющая собой аудиторную самостоятельную практическую и исследовательскую работу студентов с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования и творчества под руководством преподавателя и по его заданию. Лабораторное занятие позволяет сформировать у студентов практические умения и навыки обращения с оборудованием и программным обеспечением, владение которыми составляет часть профессиональной практической подготовки. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также проверка и обсуждение им итогов выполнения лабораторной работы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной). Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических и лабораторных занятиях и самостоятельной работы.