МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Гидрология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2021_11кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
преподаватель, Орлова Елена Сергеевна

Рецензент(ы):
канд. геогр. наук, доцент, Галахов Владимир Прокопьевич

Рабочая программа дисциплины
Гидрология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с системой основных научных знаний и методов исследования в области гидрологии: предмете, свойствах природных вод и водных ресурсах, особенностях гидрологического режима различных водных объектов

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 1.1 Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ПК 1.2 Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
ПК 2.1 Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные закономерности явлений и процессов, протекающих в атмосфере, речных системах и океане

Методы подготовки и обобщения режимной информации, создания специализированных баз данных и использовать существующие стандартные базы данных

Методы оценки водных ресурсов отдельных водных объектов

Методы обеспечения гидрометеорологической информацией государственных учреждений и коммерческих структур, связанных с использованием водных ресурсов
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать основные методы статистического анализа рядов метеорологических, гидрологических и океанологических данных

Оценить влияние антропогенных воздействий на состояние атмосферы, вод суши и мирового океана

Оценить основное влияние метеорологических факторов, гидрологических процессов на состояние окружающей среды и дать рекомендации в целях охраны природы, рационального использования и воспроизводства ресурсов

Объяснить основные закономерности пространственно-временной изменчивости гидрологических характеристик, уметь иллюстрировать изложение этих закономерностей графиками и схемами

Показать на карте основные черты географического распределения некоторых гидрологических характеристик
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая гидрология
1.1. Введение. Основные понятия гидрологии Лекции 2 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Круговорот воды в природе и водные ресурсы земли Лекции 2 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Расчет индексов качества воды Практические 2 4 ПК 2.1, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Круговорот воды и водные ресурсы Земли Сам. работа 2 8 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.5. Реки, их распространение и характеристики Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.6. Строение рек Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.7. Питание рек Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.8. Термический режим рек Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.9. Определение морфометрических характеристик бассейна реки Практические 2 6 ПК 2.1, ПК 1.2, ПК 1.1 Л2.1, Л1.1
1.10. Семинар: "Реки мира" Практические 2 4 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.11. Построение гидрографа реки Практические 2 2 ПК 2.1, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.12. Номенклатура рек Сам. работа 2 8 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.13. Гидрология озер Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.14. Водный баланс озер Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.15. Водохранилища Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.16. Распространение водохранилищ в мире и их характеристики Практические 2 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.17. Номенклатура озер и водохранилищ Сам. работа 2 8 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.18. Гидрология болот Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.19. Гидрология ледников Лекции 2 2 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.20. Семинар "Уникальные ледники и болота мира" Практические 2 4 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.21. Гидрология подземных вод Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.22. Гидрогеологические особенности подземных вод Алтайского края Практические 2 4 ПК 2.1, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.23. Особенности и распространение болот и ледников мира Сам. работа 2 6 ПК 1.1, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.24. Гидрология морей и океанов Лекции 2 4 ПК 2.1, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.25. Океаны и моря, их распространение и границы Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.26. Номенклатура морей и океанов Сам. работа 2 6 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. 2. Региональная гидрология
2.1. Гидрология регионов мира Лекции 2 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Гидрология России Лекции 2 2 ПК 2.1, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Гидрология Алтайского края Лекции 2 2 ПК 2.1, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Семинар "Уникальные водные объекты мира" Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.5. Промежуточная аттестация. Зачёт. Практические 2 2 ПК 2.1, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты)(указываются материалы используемые при изучении дисциплины) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9926

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:
Первый уровень
Выберите правильный ответ из приведённых в заданиях 1-5.
1. Сколько процентов поверхности Земли покрыто водой? 1) 30%, 3) 70%,
2) 50%, 4) 90%.
2. Что изучает общая гидрология:
1) наиболее общие закономерности гидрологических процессов и явлений,
2) методы расчёта и прогнозирования различных гидрологических явлений,
3) конкретные водные объекты Земли,
4) океаны и моря.
3. Стационарные методы исследования гидросферы – это:
1) кратковременные экспедиции,
2) многолетние длительные наблюдения на конкретной территории,
3) методы географического обобщения,
4) методы системного анализа.
4. Термин «гидрология» впервые появился:
1) во II в. до н. э., 3) XVII в.,
2) в VIII в., 4) XX в.
5. Термин «Мировой океан» ввел в науку:
1) древнегреческий философ Фалес,
2) Ф. Магеллан,
3) М.В. Ломоносов,
4) Ю.М. Шокальский.

Второй уровень
6. Определите, какие отрасли хозяйства относятся к водопотребителям, а какие к водопользователям:
1) орошение земель,
А) Водопотребители 2) атомная энергетика,
Б) Водопользователи 3) рыбное хозяйство,
4) водный транспорт,
5) коммунальное хозяйство,
6) водный туризм,
7) машиностроение,
8) гидроэнергетика.
7. При характеристике какого водного объекта используются следующие показатели:
1) скорость течения, расход воды, температура воды, расход наносов;
2) скорость течения, уровень воды, расход воды, сток воды за отрезок времени;
3) расход воды, минерализация воды, плотность воды, величина биомассы;
4) плотность воды, минерализация воды, величина биомассы, расход наносов.
8. В задачи общей гидрологии не входит:
1) рассмотрение основных закономерностей процессов, протекающих в водных объектах;
2) выявление взаимосвязей процессов, протекающих в гидросфере, атмосфере, литосфере и биосфере;
3) установление закономерностей распределения гидрологических характеристик на Земле;
4) установление закономерностей круговорота воды на земном шаре;
5) установление закономерностей распределения солнечной радиации на земном шаре.
9. Продолжите высказывание В.И. Вернадского: «Вся масса воды, и в жидкой, и газообразной, и в твёрдой форме, находится в непрерывном движении, переполнена действенной энергией, сама вечно меняется и меняет …».

Третий уровень
10. Традиционно в гидрологии существует два подхода к трактовке понятия «гидросфера». В узком смысле под «гидросферой» понимают прерывистую водную оболочку земного шара, расположенную на поверхности земной коры и в её толще. В более широком толковании понятия гидросфера – это целостная оболочка Земли, включающая все природные воды, участвующие в глобальном круговороте веществ. Какого подхода придерживаетесь Вы? Объясните свой выбор.

Первый уровень
Выберите правильный ответ из приведённых в заданиях 1-5.
1. К какому классу и группе вод по солевому составу относятся воды Мирового океана:
1) гидрокарбонатные кальциевые,
2) сульфатные натриевые,
3) хлоридные натриевые.
2. Температура наибольшей плотности чистой воды равна: 1) 100°С, 3) 0°С,
2) 4°С, 4) 1000°С.
3. Уникальное свойство воды – находиться в трёх агрегатных состояниях (твёрдом, газообразном, жидком) – обуславливает процесс:
1) круговорота воды в природе;
2) горизонтального распределения температур воды на поверхности океана;
3) приливов и отливов;
4) поверхностной циркуляции вод в океане.
4. Какая группа свойств относится к «аномальным» свойствам воды и оказывает значительное регулирующее влияние на тепловые процессы Земли:
1) высокая теплоёмкость, высокая удельная теплота плавления и испарения, малая теплопроводность;

2) небольшая вязкость, высокая удельная теплота плавления и испарения, малая теплопроводность;
3) высокое поверхностное натяжение, высокая удельная теплота плавления и испарения, низкая теплоёмкость;
4) малая теплоёмкость, малая теплопроводность, особенности изменения плотности воды.
5. Вода, как хорошо смачивающая жидкость, обладает:
1) большой разрушительной силой;
2) способностью подниматься в порах и капиллярах почвы и растений;
3) способностью быстро охлаждать земную поверхность;
4) аномально высокими значениями температуры замерзания и кипения.

Второй уровень
6. Исследование свойств воды и её химического состава привело английского физика Джона Дальтона к открытию –
1) закона инерции,
2) атомной теории вещества,
3) закона тяготения,
4) теории относительности.
7. Перечислите «аномальные» свойства воды: 1) …, 5) …,
2) …, 6) …,
3) …, 7) ….
4) …,
8. Назовите аномальное свойство воды, позволяющее живым организмам переживать значительное повышение температуры окружающей среды.
9. Дайте научное толкование народной пословицы: «Больше снега – больше хлеба», используя знания о физических свойствах воды.

Третий уровень
10. Объясните, почему большая часть рек и озер в зимнее время не промерзает до дна.

Первый уровень
Выберите правильный ответ из приведённых в заданиях 1-5.
1. Применительно к водным объектам закон сохранения тепловой энергии определяет:
1) равновесие между приходом, расходом вещества и изменением его массы в объекте;
2) количество воды, протекающее через поперечное сечение потока в единицу времени;
3) основные закономерности движения природных вод;
4) условие баланса прихода, расхода тепла и изменения теплоемкости объекта.
2. Движение воды, обусловленное действием продольной составляющей силы тяжести, называют:
1) инерционным, 3) гравитационным,
2) фрикционным, 4) напорным.
3. В основе закономерностей динамики вод во всех водных объектах лежит закон:
1) сохранения тепловой энергии,
2) сохранения количества движения,
3) сохранения вещества,
4) сохранения механической энергии.
4. Процессы вертикального перераспределения вод с разной плотностью характерны для большинства водных объектов. В водных объектах массы воды стремятся приобрести вертикальную устойчивость, если:
1) с глубиной плотность воды увеличивается;
2) с глубиной плотность воды уменьшается;
3) плотность воды одинакова от поверхности до дна;
4) плотность воды уменьшается до глубины 1 м и остаётся постоянной до дна водного объекта.
5. Метод теплового баланса используется при исследовании:
1) изменений солёности воды конкретного водного объекта;
2) изменений температуры воды конкретного водного объекта;
3) изменений плотности воды с глубиной конкретного водного объекта;
4) изменений уровня воды конкретного водного объекта.

Второй уровень
6. Определите, какие из перечисленных физических сил, действующих в водных объектах, относятся к активным, а какие – к пассивным силам:
1) сила трения на дне; А. Активные силы 2) центробежная сила;
Б. Пассивные силы 3) продольная составляющая сила
тяжести;
4) градиент гидродинамического давления;
5) сила трения;
6) сила Кориолиса.
7. Назовите физические причины, обуславливающие ламинарный и турбулентный гидродинамические режимы движения воды в водных объектах.
Третий уровень
8. В связи с глобальным потеплением климата средняя годовая температура воздуха на Земле в ХХ столетии повысилась на 10С. Это вызвало изменение мирового водного баланса. В чем выражаются эти изменения в Мировом океане и на суше, какие последствия они вызывают?

Первый уровень
Выберите правильный ответ из приведённых в заданиях 1-5.
1. Круговорот воды в природе – это:
1) непрерывный процесс перемещения воды на Земле, сопровождающийся её фазовыми превращениями и имеющий выраженный циклический характер;
2) незамкнутый процесс перемещения воды на земном шаре;
3) процесс движения воды по земному шару, сопровождаемый потерей и восстановлением водных ресурсов на разных стадиях перемещения воды.

2. Процесс, в результате которого вода из океана или с поверхности Земли поступает в атмосферу, называется:
1) восхождением, 4) фронтальным подъёмом,
2) конденсацией, 5) радиацией.
3) испарением,
3. Возобновляемые водные ресурсы – это:
1) воды, которые восстанавливаются в процессе круговорота воды на Земле;
2) воды, которые находятся на земном шаре в пресном состоянии;
3) воды, которые восстанавливаются за счёт поступления ювенильных вод из недр Земли;
4) воды, используемые человеком.
4. Евтрофирование – это:
1) свойство водных объектов воспроизводить органическое вещество в виде живых организмов;
2) процесс повышения биологической продуктивности водных объектов в результате накопления биогенных элементов под действием естественных или антропогенных факторов;
3) процесс, связанный с разложением органического вещества в результате окислительных процессов;
4) классификация водных объектов по условиям питания гидробионтов.
5. К областям внутреннего стока не относятся:
1) Туранская низменность,
2) бассейн Аральского моря,
3) пустыня Сахара,
4) Западно-Сибирская низменность.

Второй уровень
6. Используя указанные термины, выберите элементы, составляющие внутренний круговорот воды в природе:
1) облака, 6) водяной пар,
2) испарение, 7) инфильтрация,
3) адвекция, 8) транспирация влаги,
4) поверхностные воды, 9) океан.
5) выпадение осадков,

7. Объясните значение круговорота воды в природе в процессе возобновления природных вод.
8. Объясните, почему самоочищение природных вод происходит с разной скоростью в разных частях материков и океанов.
9. К методам очистки воды не относится:
1) механический метод, 3) биологический метод,
2) физико-химический метод, 4) флотационный метод.

Третий уровень
10. Академик А.А. Григорьев отметил, что «вода не только образует гидросферу, т.е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие её сферы – литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придаёт ей часть приобретённых от других сфер свойств». Подтвердите примерами высказывание учёного.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» представлен в приложении к рабочей программе

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль Гидрология.docx
Приложение 2.   ФОС_Гидрология_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Эдельштейн, К. К. Гидрология материков: Учебное пособие для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родионов А.И., Клушин В.Н., Систер В.Г. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ЗАЩИТЫ ГИДРОСФЕРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://urait.ru/bcode/441247
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle:Гидрология (РИПК, 1 курс, Орлова Е.С.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
214Н кабинет экологических основ природопользования; кабинет экономики природопользования; кабинет природопользования; кабинет экологии и охраны окружающей среды – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного изучения дисциплины необходимо выполнять следующие требования:
• посещать все лекционные и практические занятия
• все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
• обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
• в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.

Подготовка к практическим занятиям
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине следует:
• внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
• определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
• изучить рекомендованную литературу. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.

Работа с научной литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1. Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2. Чтение текста
3. Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Методические рекомендации по составлению опорного конспекта
Опорный конспект- вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.
Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу на вопросы.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.
Этапы составления опорного конспекта:
1. изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения
Это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
Возможно письменное оформление задания, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Этапы подготовки сообщения:
• собрать и изучить литературу по теме;
• составить план или графическую структуру сообщения;
• выделить основные понятия;
• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
• оформить текст письменно (если требуется);
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников.
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат – вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1. Определить идею и задачу реферата.
2. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3. Найти нужную литературу по выбранной теме.
4. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
• введение – значение проблемы, ее актуальность;
• текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
• заключение
• список использованной литературы

Методические рекомендации по созданию презентаций
Презентация - вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Этапы подготовки презентации:
1. изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
5. оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• правильная структурированность информации;
• наличие логической связи изложенной информации;
• эстетичность и соответствие требованиям оформления;
• работа представлена в срок

Подготовка к контрольным работам
Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, овладение студентами методикой решения задач, составляющих содержание практического менеджмента в организации.
Этапы подготовки:
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.
5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6. Выучите определения основных понятий, законов.
Критерии оценки:
• правильность ответов на вопросы;
• полнота и лаконичность ответа;
• способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства,
• логика и аргументированность изложения.

Порядок организации самостоятельной работы студентов
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запонимание терминов и понятий;
4. составление плана ответа на каждый вопрос.

При реализации учебной дисциплины «Гидрология» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: презентации и электронные ресурсы сети Интернет.
При проведении практических занятий: геодезические приборы и геоинформационное программное обеспечение.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе с геоинформационным программным обеспечением.