МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специальный рисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2022_9кл
Часов по учебному плану 94
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 16
индивидуальные консультации 2
контроль 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 36 36 68 68
Сам. работа 6 6 10 10 16 16
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 8 8 8 8
Итого 38 38 56 56 94 94

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Аксёнова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Прусова Ирина Михайловна

Рабочая программа дисциплины
Специальный рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие и формирование образного и пространственного восприятия, ассоциативного и проектного мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ПК 1.2 Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности рисовальных приемов, используемых в проектной работе.
Теоретические основы композиции, закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Наглядно показывать особенности конструкции нового объекта, его художественно-эстетические качества, моделировать любые проектные ситуации.
Находить новые пластические решения для каждой творческой задачи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. СТИЛИЗАЦИЯ И ГРАФИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЪЕКТА.
1.1. Введение в специальность. Лабораторные 4 2 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Практическая работа №1. Варианты графического решения объемно-пластической композиции. Разработка эскизов. Лабораторные 4 2 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Практическая работа №1. Варианты графического решения объемно-пластической композиции. Оформление композиции на листе. Лабораторные 4 6 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Самостоятельная работа №1. Варианты графического решения объемно-пластической композиции. Сам. работа 4 6 ПК 1.2, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Практическая работа №2.Трансформация формы от реального объекта к простым формам. Лабораторные 4 4 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Практическая работа №3. Трансформация формы бытового объекта в различных стилях изобразительного искусства. Разработка эскизов. Лабораторные 4 2 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Практическая работа №3. Трансформация формы бытового объекта в различных стилях изобразительного искусства. Оформление композиции на листе. Лабораторные 4 6 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Практическая работа №4. Трансформация природных форм в промышленное изделие. Разработка эскизов. Лабораторные 4 2 ПК 1.2, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Практическая работа №4. Трансформация природных форм в промышленное изделие. Оформление композиции на листе. Лабораторные 4 4 ПК 1.2, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачёт. Лабораторные 4 4 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. СТРУКТУНОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ.
2.1. Практическая работа №5. Графический анализ природных форм и структур. Разработка эскизов Лабораторные 5 2 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Практическая работа №5. Графический анализ природных форм и структур. Оформление композиции на листе. Лабораторные 5 6 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Практическая работа №6. Изображение антропоморфного объекта, отражающего его профессиональную деятельность. Разработка эскизов. Лабораторные 5 2 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Практическая работа №6. Изображение антропоморфного объекта, отражающего его профессиональную деятельность. Оформление композиции на листе. Лабораторные 5 6 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Практическая работа №7. Создание графической композиции, отражающей взаимодействие человека с окружающей средой. Разработка эскизов человека. Лабораторные 5 4 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Практическая работа №7. Создание графической композиции, отражающей взаимодействие человека с окружающей средой. Разработка эскизов окружающей среды. Лабораторные 5 4 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Практическая работа №7. Создание графической композиции, отражающей взаимодействие человека с окружающей средой. Компоновка и линейно-конструктивное построение на формате. Лабораторные 5 6 ПК 1.2, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Практическая работа №7. Создание графической композиции, отражающей взаимодействие человека с окружающей средой. Работа с цветом и тоном. Лабораторные 5 6 ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Изображение сложного промышленного объекта с использованием различных графических техник. Компоновка и линейно-конструктивное построение на формате. Сам. работа 5 6 ПК 1.2, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Изображение сложного промышленного объекта с использованием различных графических техник. Сам. работа 5 4 ПК 1.2, ОК 05, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Консультации 5 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические и самостоятельные работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4083

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины:
1. Выберите правильный ответ.
Конфигурация - это:
a) взаимное положение частей в пространстве +
b) взаимное положение частей изделия
c) геометрический вид формы
d) внешние очертания изделия
2. Выберите все правильные ответы (один или несколько).
Рисунок по представлению опирается:
a) на эмоциональное состояние художника
b) на владение рисующего различными приемами, техниками и методиками живописи
c) на знания рисующего о конструкции геометрических тел, предметов и зданий, строении растений, восприятии пространства человеком +
d) на пространственное воображение
3. Линейно-конструктивный рисунок предполагает:
a) представление соотношения архитектуры зданий и древесно-кустарниковых групп
b) показ обобщенного образа объекта, который существует только в представлении рисующего
c) построение всех вершин, ребер и граней геометрических тел или бытовых предметов, как видимых, так и невидимых с выбранного ракурса +
d) показ высоты, фактуры и цвета предметов, зданий, растений
4. Выберите правильный ответ.
Свойство, передающее внешнюю структуру поверхности формы называется:
a) фактура +
b) конфигурация
c) текстура
d) конструкция
5. Выберите правильный ответ.
Передача на поверхности признаков внутреннего строения материала называется:
a) конструкция
b) текстура +
c) фактура
d) конфигурация
6. Выберите правильный ответ.
Что относится к первичным средствам композиции в проектировании (по Е. Щедрину)?
a) точка, линия, пятно +
b) графика, форма
c) тон, цвет, светотень
d) фактура, текстура
7. К стилизации (изменению натурных) пространственных качеств объектов окружающего мира можно отнести:
a) оверлеппинг +
b) текстурирование
c) кракелаж
d) валер
8. Выберите правильный ответ.
«Проектирование» - это:
a) тип деятельности, направленный на создание объектов дизайна с заданными свойствами с учетом определенных условий +
b) процесс создания проектно- конструкторской документации
c) в процесс создания технологической документации
d) воплощение идей в материал
9. Выберите правильный ответ.
Проектная графика - это:
a) сфера компьютерного дизайна
b) область дизайна, изучающая вопросы видов проектного изображения +
c) раздел машиностроительного черчения
d) направление современного дизайна
10. Выберите правильный ответ.
В каком случае применяется линейная графика, как вид проектной графики?
a) когда важна лишь техническая и геометрическая информации
b) когда необходимо передать объемную форму
c) когда необходимо создать иллюзию пространства
d) во всех перечисленных случаях +
11. Выберите правильный ответ.
Как называются требования, учитывающие потребность соответствия окружающей среды (объектов, пространства) общественным потребностям, необходимому уровню потребительской ценности?
a) эргономические +
b) социальные
c) утилитарно-функциональные
d) эстетические
12. Выберите правильный ответ.
Проектирование орудий труда, бытовой техники, функциональных элементов интерьера, транспорта и механизмов осуществляется в рамках:
a) промышленного дизайна +
b) дизайна среды
c) графического дизайна
d) ландшафтного дизайна
13. Выберите правильный ответ.
На каком этапе проектирования выбранный вариант эскизного предположения прорабатывается в техническом, конструкторском, функциональном, пространственном, эстетическом отношении?
a) предпроектный анализ
b) выработка проектной концепции
c) проектная разработка
d) рабочий проект +
14. Выберите правильный ответ.
Среди способов проектной графики можно назвать
a) бумажный макет
b) чертеж +
c) живописную абстракцию
d) все ответы верны.
15. Выберите правильный ответ:
Формой фиксации проектной идеи, творческого замысла является:
a) эскиз, зарисовка, выполненный средствами проектной графики +
b) финальная презентация дизайн-проекта
c) доклад, раскрывающий суть проектной идеи
d) заключение контракта

Критерии оценки:
85-100 баллов (оценка «отлично») Выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Выполнено 50-74% заданий предложенного теста.
0-49 баллов(оценка «неудовлетворительно») Выполнено 0-49% заданий предложенного теста.

Контрольные вопросы и задания для проведения итоговой аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины 5 семестра:

1. Как называется наука, цель которой – использовать биологические знания для решения инженерных задач и развития техники?
а) конструирование
б) планирование
в) бионика +
2. Где используется принцип строения живых конструкций из унифицированных элементов?
а) в искусстве
б) при возведении секционных домов +
в) в технике
3. Что изучал основоположник аэродинамики Н. Е. Жуковский? На основании его исследований и появилась авиация.
а) физику
б) кораблестроение
в) механизм полета птиц и условия, позволяющие им свободно парить в воздухе +
4. Более совершенным летательным аппаратом в природе обладают…
а) насекомые +
б) рептилии
в) листья деревьев
5. Назовите имя ученого, которого называют отцом бионики, в чьих записях можно найти первые попытки технического воплощения природных механизмов?
а) Леонардо де Винчи +
б) Чарльз Дарвин
в) Карл Линней
6. Первым архитектором, который стал применять принципы бионики в архитектуре, был…
а) Антони Гауди-и-Курнет +
б) Лоренцо Бернини
в) Роберт Адам
7. Основные правила бионики это –
а) поиск оптимальных решений, принцип экономии материалов, экономии электроэнергии, максимальной экологичности +
б) принцип экономии материалов и энергии
в) принцип экономии финансовых вложений
8. «Взаимосвязь художественного и технологического способов мышления и деятельности в материале» - это:
а) тектоника +
б) конструктивная тектоника
в) художественная тектоника
г) атектоника
9. Тектоническую структуру характеризует:
а) соотношение несущих и несомых элементов дизайн-объекта
б) группировка форм предметно-пространственной среды
в) стилистическое преобразование формы
г) объединение отдельных элементов в единое целое
10. Как называется внутреннее строение формы?
а) конструкция
б) текстура +
в) фактура
г) пластика
11. Что не влияет на изменение пластического характера формы?
а) окрашивание +
б) врезка
в) выемка
г) разделение
12. Назовите метод формообразования в дизайне, основанный на применении закономерностей разновариантного изменения пространственных, конструктивных, функциональных и графических структур:
а) комбинаторика +
б) композиция
в) компоновка
г) компиляция
13. Какой стиль не является разновидностью биостиля?
а) «Фьюжн» +
б) «Био-тек»
в) «Зооморфик»
г) «Биоурбанизм»
14. Что заложено в основу бионического моделирования?
а) комплексное изучение внешней формы, геометрии, конструкции и технологии природных образцов
б) копирование внешнего подобия природной формы
в) перенос особенностей конструкции природного объекта на проектируемый объект дизайна и архитектуры +
г) создание объектов архитектуры, гармонично вписывающихся в местный ландшафт
15. Наука о закономерностях формы, строения предметов и организмов в их индивидуальном и творческом развитии называется:
а) морфология
б) композиция
в) формообразование +
г) эргономика

Критерии оценки:
85-100 баллов (оценка «отлично») Выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Выполнено 50-74% заданий предложенного теста.
0-49 баллов(оценка «неудовлетворительно») Выполнено 0-49% заданий предложенного теста.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4083

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 50 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 50 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скакова, А. Г. Рисунок и живопись: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/475748
Л1.2 Д. И. Киплик Техника живописи : учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/479841
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Специальный рисунок portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
406Н кабинет дизайна; кабинет рисунка; кабинет живописи; лаборатория техники и технологии живописи; лаборатория графики и культуры экспозиции; мастерская рисунка – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Мебель для учебных занятий; рабочее место преподавателя; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; мольберты; натюрмортные столы, натюрмортный фонд, наглядные учебные материалы, шкаф, стеллаж для планшетов, осветительные приборы, гипсовые слепки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Специальный рисунок» представляет собой последовательный ряд практических заданий, каждое из которых начинается с короткой вводной беседы по изучаемой теме.
Курс рассчитан на комплексное изучение основ графической подачи объекта изображения.
При реализации учебной дисциплины в ходе практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями).
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов, таких как метод обучения в парах, внеаудиторные методы обучения.

Практическая работа студентов
Целью практической (аудиторной) работы студентов является:
- развитие и формирование образного и пространственного восприятия, ассоциативного и проектного мышления.
Задачами практической (аудиторной) работы студентов является:
- изучение средств графического изображения объемно-пространственных объектов и систем, отражая закономерности их формообразования, пластические качества и свойства.
В практическую работу студентов входит:
- выполнение практического задания, придерживаясь методической последовательности, под руководством преподавателя.

Методические рекомендации к практической работе
Практические задания курса предполагают наличие у студентов базовых знаний по рисунку и композиции, а также навыков работы с различными графическими материалами. Курс включает ряд практических заданий по освоению различных материалов и технологических приемов графики, способов построений, гармонизации цветовых отношений, фактуры материалов. Программа включает ряд практических заданий по освоению различных материалов и технологических приемов графики, способов построений, гармонизации цветовых отношений, фактуры материалов. Обучение построено по принципу от изображения плоских геометрических фигур к построению трехмерного объекта. Текущий контроль над ходом выполнения практических аудиторных заданий осуществляется в виде промежуточных просмотров с обсуждением и оценкой.
Практическая работа является обязательной для каждого студента. Все практические работы проверяются преподавателем и входят в бально-рейтинговую систему оценивания успеваемости по данной дисциплине.

Самостоятельная работа студентов
Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является развитие профессиональных навыков, таких как:
- владение средствами графики;
- умение грамотно строить композицию графического изображения и использовать их в направлении проектирования объектов графического дизайна;
- владение принципами выбора техники исполнения конкретного изображения;
- владение методами и технологией классических техник графики;
- умение разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;
- владение комплексом композиционных решений;
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
- наработка профессиональных навыков;
- приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности и ответственности студентов.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Специальный рисунок» обеспечивает: закрепление знаний, полученных студентами в процессе практических занятий; формирование навыков работы с различными графическими материалами.
В самостоятельную работу студентов входит:
- выполнение практического задания (стилизация)
- краткосрочных практических заданий (наброски, зарисовки);
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Все самостоятельные работы проверяются преподавателем и входят в бально-рейтинговую систему оценивания успеваемости обучающихся по данной дисциплине.

В КОНЦЕ КАЖДОГО СЕМЕСТРА ПРОВОДИТСЯ ОБЩИЙ ПРОСМОТР, по результатам которого студентам выставляется оценка. В процессе обучения студенты обязаны выполнить практические и самостоятельные задания в полном объеме. Итоговая оценка за семестр формируется по итогам сдачи текущего контроля. В течении семестра студенты выполняют практические и самостоятельные работы, которые оцениваются и вносятся в бально-рейтинговую таблицу успеваемости студентов, на текущих просмотрах преподавателем. Просмотры происходят после завершения задания, согласно рабочей программе. Баллы, набранные за самостоятельные и практические работы суммируются и выводится оценка за зачет.