МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коррекционная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 112
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 112 112 112 112
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к. пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., заведующий кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Коррекционная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10Способен осуществлять коррекцию воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной. Способен реализовывать программы коррекции девиантного поведения и ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением
ОПК-10.1 Знает: этические принципы, правила, технические приемы, лежащие в основе коррекционной деятельности социального педагога в отношении воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной
ОПК-10.2 Умеет: проектировать программы, направленные на коррекцию девиантного поведения и ресоциализацию несовершеннолетних с девиантным поведением
ОПК-10.3 Владеет: навыками реализации программ коррекции девиантного поведения и ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением
ОПК-11Способен осуществлять консультирование по проблемам девиантного поведения несовершеннолетних среди всех субъектов социально-педагогического взаимодействия
ОПК-11.1 Знает: понятие, этику, виды, формы психологического консультирования, этапы консультативной беседы, особенности консультирования по проблемам девиантного поведения несовершеннолетних
ОПК-11.2 Умеет: организовывать консультативную беседу по проблемам девиантного поведения, учитывая характер проблемной ситуации и особенности участников социально-педагогического взаимодействия
ОПК-11.3 Владеет: навыками проведения консультативной беседы по проблемам девиантного поведения несовершеннолетних среди всех субъектов социально-педагогического взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК 10.1 Знает: этические принципы, правила, технические приемы, лежащие в основе коррекционной деятельности социального педагога в отношении воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК 10.2 Умеет: проектировать программы, направленные на коррекцию девиантного поведения и ресоциализацию несовершеннолетних с девиантным поведением.
ОПК-11.2. Умеет: организовывать консультативную беседу по проблемам девиантного поведения, учитывая характер проблемной ситуации и особенности участников социально-педагогического взаимодействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК 10.3 Владеет: навыками реализации программ коррекции девиантного поведения и ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением.
ОПК-11.3. Владеет: навыками проведения консультативной беседы по проблемам девиантного поведения несовершеннолетних среди всех субъектов социально-педагогического взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
1.1. Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний Практические 7 6 Л1.1, Л2.1
1.3. Политика государства в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии Сам. работа 7 22 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Основные положения коррекционной деятельности Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Принципы коррекционно-педагогической деятельности Практические 7 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Принципы коррекционно-педагогической деятельности Сам. работа 7 22 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Возрастные и личностные особенности развития детей и подростков Практические 7 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте Сам. работа 7 22 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ
4.1. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте Лекции 7 4 Л1.1, Л2.1
4.2. Психологические «портреты» детей с проблемами в развитии Практические 7 6 Л1.1, Л2.1
4.3. Природа детской агрессивности Сам. работа 7 23 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
5.1. Дети с задержкой психического развития Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Дети с задержкой психического развития Практические 7 4 Л1.1, Л2.1
5.3. Особенности учебной деятельности учащихся с отклонениями в развитии Сам. работа 7 23 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1327
ОПК-10: Способен осуществлять коррекцию воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной. Способен реализовывать программы коррекции девиантного поведения и ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Задержка психического развития (ЗПР) — это:
а) умеренная умственная отсталость
б) искажение развития психопатия
в) нарушение нормального темпа психического развития
2. Делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке:
а) школьный врач
б) классный руководитель
в) социальный педагог
3. Агрессивность выполняет такую функцию:
а) защитную
б) основную
в) вспомогательную
4. Первая система требований к тестам была разработана американским психологом:
а) Кателом
б) Вальтером
в) Блаттером
5. К позитивным способам контроля за поведением агрессивного ребенка относится:
а) модификация поведения
б) приучение
в) просьбы
6. Дезадаптация — это:
а) нарушение общепринятых норм поведения
б) нарушение приспособления человека к окружающей среде
в) отклонения в поведении и развитии детей
7. Педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка:
а) своеобразность
б) природосообразность
в) природозанятость
8. Если обучение направлено на развитие умственных операций, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, на преодоление ограниченного запаса знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, на развитие связного изложения прочитанного, то оно реализуется по:
а) дифференцированным программам
б) коррекционным программам
в) по типовым программам
9. Депривированные семьей и школой дети — это те, которые:
а) воспитываются в неблагоприятных микросоциальных условиях
б) выпадают по разным причинам из «средней школы»
в) физически ослаблены, имеют нарушения нервно-психической сферы
10. Использование в коррекционной педагогике разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики называется
а) прямой психотерапией
б) рациональной психотерапией
в) суггестивной психотерапией
11. Индивидуальная форма коррекционной работы с родителями трудного ребёнка осуществляется в виде
а) беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также последующих индивидуальных занятий социального педагога с матерью трудного ребенка (+)
б) лекций
в) доведения информации до родителей
12. Составляющей частью процесса социализации является
а) образование
б) воспитание
в) обучение
13. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:
а) лечение заболеваний ребёнка
б)реабилитацию детей с отклонениями в поведении
в) диагностико-консультативную деятельность
14. Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение:
а) V вида
б) VII вида
в) VIII вида
15. Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…
а) социальных
б) коррекционно-педагогических
в) гуманитарных
Ответы: 1в, 2б, 3а, 4а, 5в, 6б, 7б, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13в, 14б, 15б.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные структурные элементы коррекционной программы
Ответ: Пояснительная записка, входная диагностика, план работы, содержание программы, включающее мероприятия, направленные на коррекцию, материально-технические условия реализации программы, учебно-методические условия, выходная диагностика, предполагаемые результаты.
2. Составьте план коррекционной беседы с учащимся
Ответ: 1. Анализ ситуации. 2. Анализ привычной модели поведения. 3. Выявление плюсов и минусов в привычной модели поведения. 4. Совместная с учащимся выработка новой модели поведения. 5. Ообдумывание возможных последствий или отказа от разработанной совместно с педагогом модели поведения.
3. Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка называют_______________________.
Ответ: дефектом
4. Расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого) называется __________________________________________________________________.
Ответ: зоной ближайшего развития
5. Орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т. е. отбор аномальных детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта называется________________________________________________________.
Ответ: психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
6. В каком году был введен термин «Коррекционная педагогика»?
Ответ: 1988
7. Известный педагог, талантливый организатор научных исследований в области дефектологии и дефектологического образования. Им была создана школа-санаторий для дефективных детей, которая переросла в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук (1943):
Ответ: Всеволод Петрович Кащенко
8. Исправление тех или иных недостатков развития называется:
Ответ: Коррекция
9. Какие 2 основных вида действия входят в коррекционную деятельность учителя?
Ответ: Анализирующее, корректирующее
10. Кто ввел термин «Зона ближайшего развития»?
Ответ: Л.С. Выготский
11. Пояснительная записка программы коррекции включает____________________________________
Ответ: Актуальность темы программы коррекции, цель, задачи программы, принципы, на которых базируется программа, перечень юридических документов
12. Личностные факторы социально-психологического характера, препятствующие
взаимопониманию и социальному взаимодействию, служащие причиной конфликтов или
способствующие им. Устраняются посредством психологического тренинга и других форм обучения
межличностному общению — это__________________________
Ответ:Барьеры общения
13. Наука о воспитании и обучении детей с недостатками слуха, раздел дефектологии ____________________________.
Ответ: Сурдопедагогика
14. Наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания:
Ответ: Дефектология
15. Наука об обучении и воспитании умственно отсталых детей (раздел дефектологии)___________________________.
Ответ: Олигофренопедагогика
16. Несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка времени
Ответ: Неуспеваемость
17. Область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.
Ответ: Коррекционная педагогика
18. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих
Ответ: Тифлопедагогика
19. Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях предпринял
Ответ: И. Песталоцци
20. Процесс включения ребенка в социальную среду, в нормальную общественно-полезную деятельность и взаимоотношения со сверстниками называется __________________
Ответ: Социальной реабилитацией.

ОПК-11: Способен осуществлять консультирование по проблемам девиантного поведения несовершеннолетних среди всех субъектов социально-педагогического взаимодействия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите этические принципы психологического консультирования.
а. Ориентация на нормы и ценности консультанта
б. Искренность
в. Эмпатия
г. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
д. Конфиденциальность
е. Разграничение личных и профессиональных отношений
ж. Запрет давать советы
Правильный ответ: бвгдеж
Вопрос 2. Консультативная беседа с ребенком 7-12 лет обычно длится …
а. 30 минут
б. 1 час
в. 2 часа
г. 3 часа
Правильный ответ: а
Вопрос 3. Указание на то, что клиент хо¬чет изменить, но не может или не знает как изменить, называется...
а. Гипотеза
б. Проблема
в. Запрос
Правильный ответ: б
Вопрос 4 . В чем заключается цель техники «Парафраз»?
а. Показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять
б. Проверить правильность понимания консультантом клиента
в. Найти позитивный смысл в проблеме клиента
г. Интерпретировать слова клиента
Правильный ответ: б
Вопрос 5. Какие существуют принципы отбора конкретных ситуаций при реализации техники «Анализ конкретных ситуаций из жизни клиента»?
а. Типичность
б. Уникальность
в. Связанность с содержанием основных жалоб клиента
г. Доминирование негативных эмоций
д. Преобладание неконтролируемых действий
е. Наличие угнетающих мыслей
ж. Возможность развернутого описания
Правильный ответ: авж
Вопрос 6. «Самодиагноз» является фазой процесса идентификации проблемы клиента в процессе беседы с консультантом?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: а
Вопрос 7. В чем заключается цель применения техники «Анализ эмоциональных переживаний» в консультировании?
а. Выйти на мысли клиента
б. Выйти на действия клиента
в. Выйти на чувства клиента
Правильный ответ: в
Вопрос 8. В психологическом консультировании прием «Формулирование альтернатив» применяется с целью…
а. Предложения правильных решений проблемы
б. Стимулирования клиента на поиск подходящего решения проблемы
в. Предложения клиенту перейти в формат психотерапевтической работы
Правильный ответ: б
Вопрос 9. Какое консультирование бывает?
а. Индивидуальное
б. Однократное
в. Изолированное
г. Групповое
д. Психолого-педагогическое
е. Семейное
ж. Кризисное
з. Возрастно-психологическое
Правильный ответ: абвгдежз
Вопрос 10. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по выявлению проблемы клиента и формулированию запроса?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: а
Вопрос 11. Согласны ли Вы с утверждением, что этапы консультативной беседы можно реализовывать в любой последовательности?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: б
Вопрос 12. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по установлению контакта с клиентом?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: г
Вопрос 13. На каком из этапов консультативной беседы осуществляется проблемный анализ и проверка гипотез?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: в
Вопрос 14. С какими категориями клиентов не имеет право работать психолог-консультант?
а. С девиантным поведением
б. С психическими заболеваниями
в. С трудностями в общении
г. С проблемами в сфере семьи
д. С проблемами в профессиональной сфере
е. С выраженными интеллектуальными нарушениями
Правильный ответ: бе
Вопрос 15. Каким термином обозначаются следующие элементы работы психолога-консультанта: уточнение, парафраз, перефразирование, нерефлексивное слушание, резюмирование, интерпретация,
парадоксальные вопросы?
а. Технические приемы
б. Методические приемы
в. Учебные приемы
г. Отвлекающие приемы
Правильный ответ: а
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в ________________________________________ . Вставьте два слова.
Правильный ответ: межличностных отношениях
Вопрос 2. Сколько минут обычно длится психологическая консультация со взрослым человеком?
Правильный ответ: 60 минут
Вопрос 3. Консультативный контакт – это атмосфера обоюдного _________________ . Вставьте слово.
Правильный ответ: доверия
Вопрос 4. Как называется элемент консультативного процесса, когда клиент обозначает, какая помощь ему нужна от консультанта?
Правильный ответ: запрос
Вопрос 5. Как называют клиентов, которые пришли на консультацию по чужой инициативе, не заинтересованы в работе над собой и своими проблемами?
Правильный ответ: немотивированные клиенты
Вопрос 6. Основным средством осуществления психологической консультации является специальным образом организованная ________________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: беседа
Вопрос 7. Поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся позволяет применение приема _____________________________. Вставьте два слова.
Правильный ответ: парадоксальные вопросы (или парадоксальные инструкции)
Вопрос 8. К какому специалисту консультант перенаправляет клиента, демонстрирующего на консультации глубинные психологические проблемы?
Правильный ответ: к психотерапевту (или к психологу-психотерапевту)
Вопрос 9. Какой этап беседы пропущен: знакомство с клиентом и начало беседы; расспрос клиента; поиск способов решения проблемы; завершение беседы? Напишите его название.
Правильный ответ: работа с проблемой
Вопрос 10. В чем заключается основная задача консультанта на этапе консультативной беседы «знакомство с клиентом и начало беседы»?
Правильный ответ: установление контакта
Вопрос 11. Составляющими какого этапа консультативной беседы являются: подведение итогов беседы, обсуждение необходимости консультации с другими специалистами?
Правильный ответ: завершение беседы
Вопрос 12. Какое эмоциональное переживание обычно возникает в ответ на воображаемую, неизвестную угрозу?
Правильный ответ: тревога (или тревожность)
Вопрос 13. Какое чувство имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей?
Правильный ответ: страх
Вопрос 14. Бывает истинная, невротическая и экзистенциальная _______________. Вставьте слово.
Правильный ответ: вина
Вопрос 15. В консультировании самым лучшим экспертом личных проблем является…
Правильный ответ: клиент
Вопрос 16. Как называется технический прием, требующий развернутого ответа клиента.
Правильный ответ: открытый вопрос
Вопрос 17. Как называется техника, когда дается новое объяснение тем или иным внутренним переживаниям или внешним событиям клиента?
Правильный ответ: интерпретация
Вопрос 18. Как называется технический прием, когда консультант делится собственным опытом, предоставляет информацию о себе, о событиях собственной жизни или выражает свои чувства, идеи, фантазии?
Правильный ответ: самораскрытие
Вопрос 19. Как называется техника, когда консультант сопереживает эмоциональному состоянию клиента и выражает свой чувственный отклик?
Правильный ответ: эмпатия
Вопрос 20. Как называется технический прием, когда консультант повторяет своими словами то, что сказал клиент, чтобы убедиться правильно ли он его понял?
Правильный ответ: парафраз

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лапп Е. А., Шипилова Е. В. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ворошнина Л.В. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. ТВОРЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 коррекционная педагогика Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru
Э2 коррекционная педагогика ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Электронный курс в Moodle "Коррекционная педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.